Меню Рубрики

3 класс контрольное списывание по теме местоимение

Контрольное списывание 3 класс по теме “Местоимение”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Контрольное списывание по теме «Местоимение» .

Спиши внимательно текст, проверяя каждое слово. Вставь, где надо, пропущенные буквы.

Дымка тумана сп__лзала в овраг. Мы под__ехали к оз__ру. Солнечный луч__ прыгал по тр__ве. Он был теплый и ласковый. В воздухе раздался ле__кий шумок. Это прол__тали над оз__ром дикие утки. Они сделали кру__ и сели в камышах.

Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, выт__пчет в сер__дине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яич__ки, когда уходят попить или поесть. Я видел такое гн__здо. (71)

1.Найди в тексте личные местоимения. Подчеркни их.

2. Выпишите предложения, в которых местоимения являются главным членом. (Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу)

Мама попросила меня подмести пол.

Ранним утром мы отправились в лес за грибами.

Родители проводили их до города.

Я поведу вас на берег озера.

3. Вставьте названия личных местоимений по их характеристике.

Контрольное списывание по теме «Местоимение».

Спиши внимательно текст, проверяя каждое слово. Вставь, где надо, пропущенные буквы.

Дымка тумана сп__лзала в овраг. Мы под__ехали к оз__ру. Солнечный луч__ прыгал по тр__ве. Он был теплый и ласковый. В воздухе раздался ле__кий шумок. Это прол__тали над оз__ром дикие утки. Они сделали кру__ и сели в камышах.

Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, выт__пчет в сер__дине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яич__ки, когда уходят попить или поесть. Я видел такое гн__здо. (71)

1.Найди в тексте личные местоимения. Подчеркни.

Выпишите предложения, в которых местоимения являются главным членом. (Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу).

О нас написали заметку в газете.

Мы совершили восхождение на гору Раис.

Вот вы пришли в городской парк .

Вот под кустиком они увидели синий цветочек.

3. Вставьте названия личных местоимений по их характеристике.

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/kontrolnoe-spisivanie-klass-po-teme-mestoimenie-1771828.html

«Контрольное списывание 3 класс по теме «Местоимение»

Дымка тумана сп__лзала в овраг. Мы под__ехали к оз__ру. Солнечный луч__ прыгал по тр__ве. Он был теплый и ласковый. В воздухе раздался ле__кий шумок. Это прол__тали над оз__ром дикие утки. Они сделали кру__ и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, выт__пчет в сер__дине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яич__ки, когда уходят попить или поесть. Я видел такое гн__здо. (71)

1.Найди в тексте личные местоимения. Подчеркни их.
2. Выпишите предложения, в которых местоимения являются главным членом. (Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу)
Мама попросила меня подмести пол.
Ранним утром мы отправились в лес за грибами.
Родители проводили их до города.
Я поведу вас на берег озера.
3. Вставьте названия личных местоимений по их характеристике.
______( 1-е л., мн.ч.)
______( 3-е л., ед. ч., ж. р.)
_______( 2-е л., ед. ч.)
________( 3-е л., мн.ч.)
Контрольное списывание по теме «Местоимение».
Спиши внимательно текст, проверяя каждое слово. Вставь, где надо, пропущенные буквы.

Дымка тумана сп__лзала в овраг. Мы под__ехали к оз__ру. Солнечный луч__ прыгал по тр__ве. Он был теплый и ласковый. В воздухе раздался ле__кий шумок. Это прол__тали над оз__ром дикие утки. Они сделали кру__ и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Птица найдет кучку, выт__пчет в сер__дине ямку и устилает её легким пухом. Пушком они закрывают яич__ки, когда уходят попить или поесть. Я видел такое гн__здо. (71)
1.Найди в тексте личные местоимения. Подчеркни.
Выпишите предложения, в которых местоимения являются главным членом. (Подчеркни в этих предложениях грамматическую основу).
О нас написали заметку в газете.
Мы совершили восхождение на гору Раис.
Вот вы пришли в городской парк .Вот под кустиком они увидели синий цветочек.
3. Вставьте названия личных местоимений по их характеристике.
______( 1-е л., ед .ч.)
______( 3-е л., ед. ч., м . р.)
_______( 2-е л., мн. ч.)
________( 3-е л., ед.ч., ср.р.)

  • 00055663-efc5b027
    Размер файла: 16 kB Загрузок: 48

Источник статьи: http://schoolfiles.net/1813963

Проверочная работа по русскому языку по теме “Местоимение” 3 класс УМК “Школа России”.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Проверочная работа по русскому языку по теме “Местоимение” 3 класс УМК “Школа России”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Местоимение». 1 вариант

1. Местоимение –это часть речи, которая:

А) служит для обозначения признака предмета

Б) не называет предмет, но указывает на него

В) служит для связи слов в предложении

Г) обозначает действие предмета

2. Укажи слово, которое не является местоимением

3. Укажи вариант, в котором оба местоимения 2-го лица.

4. Укажи местоимения , у которых можно определить род.

5. Личные местоимения употребляются вместо:

Местоимение – это_______________ речи, которая не______________________ предметы, а только _____________________ на них.

Если мы сорвём цветы, то окажутся пусты

  1. Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи лицо и число.

здание- ________( __л,____ч.) берлога-________( __л,____ч.)

изба-________( __л,____ч.) хата- ________( __л,____ч.)

гнёзда-________( __л,____ч.) улей- ________( __л,____ч.)

  1. Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.

5. Вставь подходящие местоимения.

___ нарисую ёлочку. А___ что будешь рисовать? Когда ___ приедет? Завтра ___ пойдём на речку. Кого ___ ждёте? Почему ___ улетают?

Первый слог – личное местоимение.

Второй слог – детская болезнь.

А целое слово – тот предмет, который выбрасывают, когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.

Что это? _________________________________________________

  1. Спиши предложения, заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Летом на даче у меня появились новые друзья. Друзья теперь часто звонят мне по телефону.

Перелётные птицы собираются в стаи. Птицы готовятся к отлёту.

  1. Сколько личных местоимений в тексте?

Я не обращал никакого внимания на птичку. И она, казалось, ничего не замечала. Но едва я сделал несколько шагов, как она с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновение я ещё видел, как она быстро двигала крыльями , словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

Проверочная работа по теме «Местоимение». 2 вариант

1. Местоимение – это часть речи, которая:

А) служит для обозначения признака предмета

Б) не называет предмет, но указывает на него

В) служит для связи слов в предложении

Г) обозначает действие предмета

2. Укажи слово, которое не является местоимением

3. Укажи вариант, в котором оба местоимения 2-го лица.

4. Укажи местоимения , у которых можно определить род.

5. Личные местоимения употребляются вместо:

Местоимение – 3-го лица ед.ч. изменяются по _____________: мужской род- ______,

средний род – _______, женский род – __________.

Давненько я Вас не видала.

  1. Замени имена существительные подходящими местоимениями. Определи лицо и число.

молоко- ________( __л,____ч.) кефир-________( __л,____ч.)

хлеб-________( __л,____ч.) конфеты- ________( __л,____ч.)

мука- ________( __л,____ч.) масло- ________( __л,____ч.)

  1. Зачеркни в каждой строчке лишнее слово.

5. Вставь подходящие местоимения.

Вечером ___ читаем сказки. Что ___вырезает из бумаги? А___ умеете так вырезать? Какую задачу ___ решают? Куда ___ идёшь? Завтра ___ пойду в библиотеку.

Первый слог – личное местоимение.

Второй слог – детская болезнь.

А целое слово – тот предмет, которыйвыбрасывают, когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.

Что это? _________________________________________________

  1. Спиши предложения, заменяя повторяющиеся имена существительные местоимениями.

Я увидел ёлку. Ёлка росла в тени, и оттого сучья у ёлки были опущены вниз.

Вчера весь день шёл пушистый снег. Снег устлал все дороги.

  1. Сколько личных местоимений в тексте?

Я не обращал никакого внимания на птичку. И она, казалось, ничего не замечала. Но едва я сделал несколько шагов, как она с размаху бросилась в прорубь вниз головой. Одно мгновение я ещё видел, как она быстро двигала крыльями , словно летела в воде. Потом она исчезла подо льдом.

Читайте также:  Склонение отрицательных местоимений таблица

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа проверяет умения писать заглавные и строчных буквы, писать слоги и слова под диктовку с различной звукослоговой структурой в один, два и три слога (с открытыми и з.

Эту проверочную работу я провела в конце 2 класса ( УМК “Планета знаний”).

Данная подборка содержит проверочные работы, практические работы, тесты и проверочные списывания. .

Данная подборка содержит 6 проверочных работ и 3 проверочных списываний. .

Проверочные работы по русскому языку позволяют проверить как усвоен учениками тот или иной раздел программы по русскому языку.

Проверочная работа к разделу ” Части речи. Местоимение” . Закрепление пройденного материала.

Проверочная работа по русскому языку для 3 класса на тему: “Язык – главный помощник в общении” (УМК “Перспектива”). 1 и 2 вариант.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/11/26/proverochnaya-rabota-po-russkomu-yazyku-po-teme

Контрольное списывание 3 класс
картотека (3 класс) на тему

Контрольное списывание 3 класс Школа России

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель: проверить навык распознавания предложений в тексте, умение грамотно списывать текст, правильно ставить знаки препинания.

Уровень 1. Найти начало и конец каждого предложения.

Ирина Петровна Соловьева работает на заводе она собирает часы семья Соловьевых получает новую квартиру квартира находится на шестом этаже из ее окон очень красивый вид около дома жильцы посадили цветы и деревья есть во дворе и детская площадка друзья и родные поздравили семью с новосельем.

  1. Списать, поставить, где надо точки.
  2. Выписать одно словарное слово.
  3. Выписать слово с проверяемой безударной гласной в корне, подобрать проверочное.

Уровень 2. Озаглавить текст, поставить знаки препинания. Исправить ошибки, допущенные при записи слов на доске.

У сережы жыльцова аппендицит ему сделали операцию он давно не ходит в школу мальчика пришли проведать женя щюкин и аня чяйкина ани рассказали товарищю ошкольных дилах женя научил ево решать новый вит уравнений сережа был рат приходу друзей

Харошые у мальчика товарищи

  1. Выписать любые два слова с безударными гласными и разделить их для переноса.
  2. Выписать два словарных слова, указать, сколько в них слогов, букв, звуков.

Проверочная работа (диктант )

Усвоение курса русского языка за 2 класс.

Цели: – проверить умение применять на практике повторенные орфограммы.

Лежит на столе теплый душистый хлеб. Кто дарит нам это чудо? Золотые руки людей растят хлеб. Весной они пашут землю, сеют хлеба. Все лето они ухаживают за посевами. Люди хотят получить хороший урожай. Они хотят подарить всем хлеба побольше.

Слова для справок: растят, посевами.

  1. Подчеркнуть вопросительное предложение.
  2. Над словами первого предложения поставить знак ударения.

Юра Щукин и Алеша Морозов – большие друзья. Они живут в селе Ильинки. Кругом раскинулись широкие поля. Под горой бежит речушка Клязьма. Летом ребята работали в поле. Они ходили на прополку свеклы. Потом бежали в ближний лесок. Там много грибов и ягод. Мальчики знают грибные места.

Слова для справок : на прополку, потом.

  1. Подчеркнуть большую букву в именах собственных.
  2. Разделить для переноса слова : друзья, речушка.

Прошли сильные дожди. Журчат по полям ручьи. Ребятишки бегут в овраг. На дне его потоки воды. Вот где раздолье! Мальчики делают запруду. Юра Васильев спускает на воду лодочку из бумаги. У Андрюши Воробьева готов кораблик с парусом. По озеру уже плывет целая флотилия.

Слова для справок: в овраг, кораблик.

  1. В первом предложении надписать части речи.
  2. Подчеркнуть предложение с восклицательной интонацией.
  3. Разделить для переноса слова: ручьи, раздолье.
  4. К слову флотилия подобрать и записать проверочные слова.

Обучающее изложение по тексту из учебника, ( упр22 стр.62,Русский язык 3 кл., Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова).

Цели: – формирование умения применять знания о предложении при построении (свободном изложении по составленному плану ) текста.

– развивать умение применять правила при написании слов с изученными орфограммами.

  1. Утром на пруд.
  2. Столик на середине водоема.
  3. Приглашение на завтрак.

Орфографическая подготовка: объяснить пропущенные орфограммы: подобрать проверочные слова, рассказать правила.

Цели: – проверить навыки списывания;

– проверить умение выделять в тексте предложения, ставить правильно знаки препинания.

На улице стоит слабый мороз солнце посылает на землю яркие лучи под ногами хрустит снег дорога укатана санями небо над землей стоит чистое и высокое днем можно увидеть на небе молодой месяц серпом в лесных ручьях течет светлая и прозрачная вода на дне ручьев видны сухие листочки и травинки.

На поляне Костя увидел большую ворону у вороны было сломано крыло мальчик принес находку домой он нашел большую клетку Костя вынес клетку во двор в клетку поставил чашку с водой и впустил ворону скоро она привыкла к людям ворона выходила из клетки и гуляла по двору так птица прожила зиму весной ворона улетела.

  1. Найти границы предложений.
  2. Списать, ставя, где нужно, точки.

Проверочная работа (диктант)

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным. Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмерзла.

  1. В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
  2. Выписать из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.

Около деревни Назарьино хороший пруд. Вокруг стоят березы да плакучие ивы. В сентябре они надели осенний наряд из желтых листьев. Вода в пруду прозрачная. У берега мелькают рыбешки. Летом в солнечную погоду там плавают ребята. Зимой пруд покрыт льдом. Детишки бегут на лед с коньками и санями.

Слова для справок: прозрачная, мелькают.

  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
  2. Как названы в тексте ивы? Написать ответ 1-2 предложениями. Почему их так называют.

В деревне Клишино стоит памятник воинам. Они погибли в бою за родную землю.

Люди помнят их подвиг. Жители Клишина поставили ограду вокруг памятника. На плите из мрамора написали имена героев. Летом здесь всегда живые цветы. Осенью ребята кладут венки из желтых и красных листьев. Зимой они часто чистят дорогу к памятнику.

Слова для справок: ограду, имена, венки.

  1. Первое предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
  2. Выписать все формы существительного памятник, выделить в словах окончание.
  3. Записать 2 – 3 однокоренных слова с корнем памят-.

Проверочная работа (диктант)

Цели: – проверить умение применять на практике правила написания слов на изученные орфограммы, разбирать слова по составу.

Ребятишки любят мастерить разные вещицы. Летом они заготовили сосновые и еловые шишки, семена различных растений. Детишки запасли веточки и листочки. И вот открыта мастерская. Она будет выпускать лесные игрушки. Мальчики и девочки делают забавных зверюшек. Вот лесовичок. Какая красивая лисичка – сестричка! Какие чудные ежиха и козленок! Кому подарить эти поделки? Ученики отнесли их в детский сад.

  1. Выписать два слова, в которых есть суффиксы, и разобрать их по составу.
  2. Третье предложение разобрать по членам предложения.
  3. Выполнить слого – звуковой анализ слова семена.

Однажды зимой мы пошли в лес. В сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым покрывалом. В холодном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. В дремучем лесу не было ни души, ни следа. Как прекрасен зимний лес! Мы долго любовались чудесным зимним пейзажем. А вы любите зимний лес?

Обучающее изложение.( Упр.111 стр. 134 ).

Цели: – формирование умения определять, какую гласную следует писать в словах с суффиксами -ик, -ек.

– продолжить формирование способности и готовности учащихся строить небольшие по объему и близкие по тематике сообщения, как в устной, так и в письменной речи.

Варианты заглавий: Лесная находка. Пеструхин. Маленький дятел. Любитель червей.

  1. Как назвали дятла? Почему его так назвали?
  2. Как вел себя Пеструхин к вечеру?
  3. Когда дятлу дали земляных червей? Как вел себя дятел после завтрака?
  4. Как вы понимаете слово покрикивал 7 Можно ли это слово заменить словом кричал ?
  5. Почему для описания дятла использованы слова крылышки, лапки. Коготки?
  1. Находка.
  2. Вкусный завтрак
  3. Внешний вид дятла.
  1. Разобрать по составу слова Пеструхин, рассвет;
  2. Орфографическое чтение текста.

Изложение с языковым анализом текста.

«Птичья дружба» (по Н. Сладкову)

Цели: – формировать навыки орфографического письма, способствовать развитию орфографической зоркости;

– воспитывать любовь ко всему живому в природе, сострадание; довести до сознания детей: дружба – качество присущее не только человеку.

Мне захотелось застрелить чайку, чтобы сделать чучело для музея. Красивые чайки живут на нашем озере. Они белые с черными кончиками крыльев. А клюв у них красный и вокруг глаз красное кольцо.

Вот показалась чайка. Я выстрелами ранил ее. Хотел я веслом достать подранка. Но на меня набросилась целая стая чаек. Они били меня крыльями и целились клювами в мне в глаза.

Другая стая кружилась над раненой подружкой, пока она спряталась в тростниках.

Видя такую птичью дружбу, мне расхотелось делать из живой птицы скучное чучело.

  1. На озере живут красивые чайки.
  2. Чайки защищают подругу.
  3. Охрана раненой птицы.
  4. Отказ от изготовления чучела.
  5. Мое отношение к описанному событию.

(вы)стрелил крал…ев подранка

Проверочная работа (диктант)

Цели: – проверить умение применять правила правописания слов с орфограммами в корне слова, формировать умение проверять написание этих слов изменением формы слова, подбором родственных слов;

– повторить правила правописания предлогов и приставок, не с глаголами.

Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щеткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щетка все подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – и снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было.

  1. Разобрать слова по составу: 1 вариант: подметает, (с)железным;

2 вариант: подходит, (около)снежной.

  1. Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
  2. Придумать слова к схемам: ∩^ ⌐∩^
Читайте также:  Предложения с причастным оборотом с личным местоимением примеры

Кто не видел первый снег? Красивое зрелище!

Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок. Каждое деревце и каждый кустик надели снежные шапки.

Вечером с высоких берез тетерева начали нырять в снег. Они пробегали несколько шагов под снегом, обминали вокруг себя местечко. Выходила уютная подснежная спальня. Сверху ее зверь не увидит, а внутри будет тепло и уютно.

  1. Разобрать слова по составу: 1 вариант: обминали,(на)землю;

2 вариант: пробегали, (под)снегом.

  1. Предложение разобрать по членам предложения: Наконец выпал на землю мягкий пушистый снежок.
  2. Придумать слова к схемам: ∩^ ⌐∩^

Цели : – формировать навыки самостоятельной работы;

– проверить сформированность навыка списывания, умение делить текст на смысловые части;

– проверить каллиграфические навыки.

З а д а н и е. П рочитайте текст. Выделите в нем законченные части. Каждую записывайте с красной строки.

За дальние горы уходит солнце. Деревья своими вершинами смотрят в небо. В небе появилась большеглазая луна. Деревья стоят на страже, как старые верные воины. Ночь миновала. С веток сыплется серебряная радуга. Это в могучих ветвях пляшут белки и щелкают кедровые орешки. Прошмыгнула мышка. Прокричала птица. Зимний лес ожил.

Цели: – формировать умение воспроизводить текст в логической последовательности; учить анализировать текст, точно употреблять слова в речи, избегать повторения одних и тех же слов; развивать орфографическую зоркость;

– обучать правильному озаглавливанию частей текста;

– воспитывать у детей интерес, любовь, сострадание ко всему живому; способствовать развитию наблюдательности.

Однажды я наблюдал интересный бой. Сражались маленькие птички с большим ястребом.

Пичужки собрались в огромную стаю и бросились на врага. Они ударялись о грудь и крылья ястреба. Ястреб распушил перья, глаза у него горели. Птички не отступали. Подлетела новая стайка. Она яростно кинулась на хищника.

Ястреб стал терять силы. Он медленно взмахнул крыльями и полетел к лесу.

Так маленькие птички одержали победу над огромным врагом.

  1. Автор увидел бой.
  2. Пичужки атакуют ястреба.
  3. Победа одержана.

Слова для справок : ястреб, у него, не отступали, яростно.

Обучающее изложение на основе восприятия текста

«Какие бывают дупла?» (по Н. Сладкову)

  1. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ (ОПРЕДЕЛЯТЬ ТИП РЕЧИ, ТЕМУ, ИДЕЮ, ДЕЛЕНИЕ НА ЧАСТИ).
  2. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ ПОНИМАТЬ ЯЗЫК ТЕКСТА, УМЕНИЕ ВЫДЕЛЯТЬ НАИБОЛЕЕ ТОЧНЫЕ СЛОВА ДЛЯ ВЫРАЖЕНИЯ МЫСЛИ.
  3. ФОРМИРОВАТЬ УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ТЕКСТ-РАССУЖДЕНИЕ ( ОПРЕДЕЛЯТЬ ТЕМУ, ВЫДЕЛЯТЬ ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВА-АРГУМЕНТЫ, ВЫВОД-ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ).
  4. СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ УСТНУЮ И ПИСЬМЕННУЮ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ, ОБОГАЩАТЬ ИХ АКТИВНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС.
  5. РАСШИРЯТЬ КРУГОЗОР ДЕТЕЙ.

Каждое дупло в лесу – загадка. Умелый следопыт по следам разгадает дупляного жителя. Бывают дупла- ночлежки. В них проводят ночь белки, дятлы. Сыч днюет в дупле, а ночью летит на охоту. Бывают дупла- кладовые. В них белка прячет орехи. Куница положит про запас лесную мышь. Бывают дупла- спальни. Всю зиму спит в дупле летучая мышь. Она проводит зимнюю спячку вниз головой. Всю зиму ничего не ест и не пьёт. Сколько дупел, столько загадок.

Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

1.Формирование умения “читать” картину, понимать идейный замысел художника.

2.Развитие пространственного мышления, обогащение словарного запаса учащихся, развитие представления о холодных и тёплых тонах картины.

3.Способствование развитию творческого воображения и литературной речи учащихся.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с изображением художника И.Грабаря, картин “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”, музыка П.И.Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Сегодня вам предстоит написать сочинение по картине Игоря Эммануиловича Грабаря.

Кто из вас слышал о таком художнике?

2. Подготовительная беседа

Игорь Эммануилович увлекался рисованием с раннего детства. После окончания лицея он поступил учиться в Петербургский университет на юридический факультет. Позже он закончил Петербургскую академию художеств. Он был архитектором, замечательным реставратором.

В начале ХХ века он был директором Третьяковской галереи в Москве, а затем в Русском музее города Санкт – Петербурга.

Наиболее известные его работы “Неприбранный стол”, “Февральская лазурь”. (2, 3 слайд).

Он был выдающимся портретистом и пейзажистом.

-Что означает слово “портретист”?

-Что означает слово пейзаж? Обратимся к энциклопедии (Пейзаж – рисунок, картина, на которой изображена природа. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам).

И.Грабарь всегда искренне и правдиво изображал русскую природу.

Ветви белой краской разукраш
Брошу серебро на крышу вашу.
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней . (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели
По ночам мороз силён,
Днём метели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль).

-А какой сейчас идёт месяц?

-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.

В старину этот месяц называли даже так: ветродуй.

– Как вы думаете, почему его так называли? В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.

В старину февраль называли лютый, Вьюговой и Снежень из-за частых метелей и морозов. Иногда называли его Бокогреем. За то, что он вроде межи между зимой и весной, называли его Меженем. Днём в феврале часто бывает ярко, солнечно, но холодно, потому что солнце светит, но не греет.

Именно февральские краски природы стали для И. Грабаря волнующими и привлекательными.

4. История создания картины

Дети рассматривают картину под музыку П.И. Чайковского “Времена года” (“Февраль”).

Автор писал: “Когда я однажды взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба”. И это видение изобразил художник на картине “Февральская лазурь”.

5. Беседа по содержанию картины.

-Объясните значение слова лазурь . (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком).

Мастерство художника заключается в том, что он сумел в обыкновенном русском пейзаже увидеть самое замечательное, красивое.

Посмотрите внимательно на небо на картине Грабаря.

– Когда такое небо бывает в природе? – В феврале или марте в ясный, морозный, солнечный день.

– Что помогает нам понять, что день изображён солнечный? – Сверкают стволы берёз. На них видны отблески солнца.

– Какие строки из стихотворения А.Пушкина вам вспоминаются?

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит.

-Рассмотрите берёзы, как они расположены? – На переднем плане старая берёза, вдали расположены её подружки, молодые берёзки.

– Какой день изобразил художник – тёплый или холодный? – тёплый, уже пригревает солнышко

– Какими бы тонами изобразил художник стужу? – белыми, серыми, синими тонами.

Такие тона называют холодными. А на картине преобладают тёплые тона – солнечные.

И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года (на доске): “Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу”.

– Какие слова помогают увидеть февральский день?

– Изображено ли всё это на картине?

– А как выглядит берёза на переднем плане? – она уже старая, потому что искривлённая, огромная, у неё толстый ствол, много веток.

– А на заднем плане, какие берёзы? – там одна старая берёза и много молодых.

– Что вам напоминают сплетённые ветви молодых и старой берёз, усыпанных снегом? – красивый, морозный узор на окне, кружево.

– А почему именно берёзу выбрал художник? – символ русской зимы.

Чтение стихотворения С.Есенина “Белая берёза под моим окном. ” (Читает ученик)

С.Есенин увиденное описал словами, а И. Грабарь – красками.

6. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения. Орфографическая работа.

– Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения.

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

1. И.Э.Грабарь – певец русской природы.
2. Описание картины
3. Впечатление, произведённое картиной.

8. Пример сочинения ученицы 3-го класса.

И.Э.Грабарь – певец русской природы, пейзажист. С раннего детства художник любил рисовать.

Передо мной картина под названием “Февральская лазурь”. День – морозный, ясный, солнечный. На небе ни одного облачка. Небо – голубое, лазурное, чистое, высокое. Воздух – свежий, прозрачный. А снег такой белый, пушистый, что глаза ослепляет.

Вот берёза. Она такая стройная, кудрявая, белоствольная, красивая и прекрасная! Она стоит, как фонтан, и его брызги застыли в воздухе. А вот её подружки: молоденькие берёзки. Все эти берёзки улыбаются солнышку.

Когда смотрю я на эту картину, то у меня поёт душа!

9. Написание сочинения (под музыку П.И.Чайковского). Редактирование. Анализ сочинений.

Проверочная работа (диктант)

Цели: – выявить сформированность навыков правописания слов на основе изученных правил;

– проверить усвоение элементарной теории языка: правописание о, е в сложных словах, безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, правописание приставок, разделительного твердого знака, удвоенных согласных, смягчающего мягкого знака;

– проверить умение определять части речи и разбирать слова по составу;

– проверить умение определять главные и второстепенные члены предложения.

Альпинистов часто называют скалолазами. Это смелые, выносливые люди. Им приходится видеть водопады, наблюдать землетрясения, извержения вулканов.

Эти спортсмены – умелые пешеходы. Они проходят большие расстояния до горных хребтов, а затем поднимаются вверх. Подъем становится все круче. Приходится постоянно делать крутые повороты и идти в обход. Отдохнуть можно на бугорке.

Взгляду открылся интересный вид. На утесе орел съедал свою добычу. Бедный зайчишка попался ему в лапы. Альпинисты почувствовали жалость к зверьку.

  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
  2. Разобрать по составу слова: скалолаз, землетрясение, проходят, зайчишка.
Читайте также:  Них это личное местоимение

Ульяна была черноокой смуглянкой. Это была жизнерадостная и любопытная девочка. Она любила наблюдать за деревенской жизнью.

Вот черноглазый мальчик Илья подвел к крыльцу лошадей. Они смешно фыркали и отмахивались от оводов. Желтокрылые бабочки перелетают с цветка на цветок. Колокольчики, белоснежная кашка и желтоглазая ромашка радостно встречают их.

На дорожке к дому вокруг семилетней белокурой девочки кружилась двухлетняя сестренка.

Ульяна подбежала к ним и девочки помчались к реке.

  1. Шестое предложение разобрать по членам предложения и по частям речи.
  2. Разобрать по составу слова: черноокой, желтокрылые, подвел, сестренка.

ТЕМА: Сочинение по картине Б.М. Кустодиева «Масленица»

  1. Познакомить учащихся с биографией и творчеством Бориса Михайловича
  1. Формировать у детей личностное отношение к восприятию картины, умение писать сочинение на модели определённого типа текста (в данном случае повествования), внимательно рассматривая картину, обращать внимание на её изобразительные средства;
  2. Формировать у детей навык словесного иллюстрирования;
  3. Способствовать развитию умения правильно употреблять имена существительные в речи.

Организационный момент (1, 2 слайд)

– Какие праздники вы любите?

– Самые любимые праздники в нашей стране – Новый год, 8 марта (Международный женский день), 23 февраля (День защитника Отечества), День Победы.

– Вспомните, какие православные праздники праздновала вся Россия. (Рождество, Троица, Вербное воскресенье и Пасха). У каждого праздника свой обычай, красота.

Актуализация знаний (3 слайд)

– Среди древнерусских праздников особо любимых русскими людьми – Масленица. Это праздник, который «провожает зиму». Масленица длится целую неделю и приходится на ту пору зимы, когда начинаются оттепели, с крыш капает капель, день начинает увеличиваться, холод отступает.

Масленицу называли разными именами: развесёлая, честная, широкая. Существовало поверье, если на Масленицу не будет потех и веселья, то жить придётся в горькой беде. Поэтому пекли блины с маслом, сметаной, оладьи, ходили друг к другу в гости, катались на лошадях в разукрашенных и укрытых коврами санях, одевались в яркие наряды.

В городах устаивались шумные балаганы. Да ещё приговаривали:

– (хором читаем) ПРИХОДИ ВЕСНА С РАДОСТЬЮ, С ВЕЛИКОЙ РАДОСТЬЮ. МАСЛЕНИЦУ ПРОВОЖАЕМ, СВЕТА, СОЛНЦА ОЖИДАЕМ. КОНЧИЛАСЬ ТВОЯ ВЛАСТЬ, ЗИМА! ВЕСНА НА ПОРОГЕ!

– Ребята, а что вы знаете о праздновании Масленицы в России?

Постановка темы урока (5 слайд)

– Праздник Масленицы очень красив. Многих художников он вдохновил на написание картин. А особенно любил Масленицу русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Он посвятил несколько своих картин этому празднику. Сегодня мы напишем сочинение по картине Кустодиева «Масленица»

Знакомство с репродукцией картины (6 слайд)

– Какими словами можно передать настроение, которое вызывает у вас эта картина?

– Какие чувства хотел выразить художник в этой картине?

– Что вы видите на этой картине?

– Какие краски являются главными на этом полотне?

Рассказ о художнике и его творчестве (7, 8 слайд)

– Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в городе Астрахань. Он окончил духовную семинарию. И после этого поступил в Академию художеств в Петербурге. Его учителями были И.Е. Репин, В.Г. Перов, Крамской.

Наиболее известные его картины – «Купчиха за чаем», «Портрет Фёдора Шаляпина», «Московский трактир»

Анализ содержания картины (7 слайд)

– Что изобразил художник на переднем плане?

– Каким образом развлекаются люди?

– Какое выражение лиц у людей?

– На фоне чего изображено катание?

– Художник нам показал истинный облик русского города и русской природы. Сцена масленичного катания показывает красоту национального русского праздника. Картина захватывает своей широтой, радостной расцветкой красок.

– Опишите небо. Каким вы его видите?

– Какие цвета избрал художник для изображения города?

– Что изображено в левой части картины? А в правой?

– Почему на картине так много фигур людей?

– Катят сани. И кажется, что слышен задорный смех, весёлые приветствия, перезвон колокольчиков на красочно украшенной упряжке лошадей. Лошади бодро, весело и резво бегут по сугробам.

Русские красавицы берёзки лёгким облачком возвышаются над зданиями городка. Их серебристое украшение подчёркивает красоту куполов церквей.

Стаи птиц, потревоженные шумным праздником, кружат над городом. На зимний пейзаж можно смотреть долго.

1. Масленица – один из любимых русских праздников

3. Какие чувства вызывает эта картина у вас?

Слова для справок: восторг, восхищение, радость, праздничное веселье, бодрое, игривое настроение.

Самостоятельная работа (7 слайд)

– Прежде, чем вы начнёте выполнять свои работы, я хочу показать вам сочинение своей ученицы. (8 слайд)

– Что бы вам хотелось сказать в конце урока?

– Какую роль сыграли имена существительные в вашем сочинении?

Отрывки из книги И.С. Шмелева «Лето Господне»

Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющими по ней веселыми санями , с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники .

Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и всё были со мною связаны, и я был всеми связан, от нищеты старичка на кухне, зашедшего на «убогий блин», до незнакомой тройки, мчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех: Масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость…

Оттепели все чаще, снег маслится . С солнечной стороны висят стеклянной бахромой сосульки, плавятся – звякают о ледышки. Прыгаешь на одном коньке, и чувствуется, как мягко режет, словно по толстой коже. Прощай, зима! Это и по галкам видно, как они кружат «свадьбой», – и цокающий их гомон куда-то манит. Болтаешь коньком на лавочке и долго следишь за черной их кашей в небе. Куда-то скрылись. И вот проступают звезды . Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печеным хлебом , вкусным дымком березовым, блинами. Капает в темноте. – Масленица идет.

Масленица в разгаре . Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с веселыми связками шаров, гудят шарманки . Фабричные внавалку катаются на извозчиках с гармонией. Мальчишки в «блины играют» : руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами.

Широкая печь пылает . Две стряпухи не поспевают печь. На сковородках в тарелку блины пекутся, румяные, кладутся в стопки… Пар идет от блинов. Винтами. Я смотрю от двери, как складывают их в четверку, макают в горячее масло в мисках и чавкают… Стоит благодатный гул: довольны.

После блинов едем кататься с гор . Зоологический сад, где устроены наши горы, – они из дерева и залиты льдом, – завален глубоким снегом, дорожки в сугробах только. Высочайшие горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играю флаги. Рухаются с рычанием высокие «дилижансы» с гор , мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Нам подают «американки» – низкие саночки, обитые зеленым бархатом с бахромой, – и мы мчимся, летим, как ветер. Катят с бенгальскими огнями, горят разные шары, пищат гармошки, гудят бубны …

Тема: Маршал Победы. Свободный диктант.

1.воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины, народов России; способствовать привитию интереса к истории своей Родины, государства, в котором ты живёшь.

2.формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, умение определять род и число имен существительных.

Оборудование: портрет Г.К. Жукова, иллюстрации картин художников о войне

1. Организационный момент.
– Какой праздник будет отмечать наша страна в ближайшее время?
– Кто читал книги о героях войны?
– У кого из вас есть желание после окончания школы стать защитником своей страны, стать военнослужащим?

2. Постановка темы урока.
Сегодня мы напишем свободный диктант. Он очень сложный и трудный , в нем много орфограмм и новых для вас слов. Но я надеюсь , что вы будете внимательными и сможете справиться с этим диктантом.
3. Словарная работа.

Проводится устно , слова записаны на доске.
Овеяно, легенда, победа, на передовой, генерал, офицеры, солдаты, сражение, Великая Отечественная война, руководство, Маршал Жуков Георгий Константинович, Ленинград, Курская дуга. Сталинградское сражение, битва за Берлин, акт о безотговорочной капитуляции Германии, Парад Победы, торжеством, Спасские ворота.
– Смысл каких слов вам не понятен? Далее учитель рассказывает об основных сражениях Великой Отечественной войны. ( беседа не более 5 минут)
4. Знакомство с текстом.

Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой. Его сила духа ,вера в победу передавалась всему фронту. На передовой в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты.
Все великие сражения Великой Отечественной войны были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.

«Чумазые , откинув крышки люков,
Танкисты встали , словно на привал.
И, сняв фуражку, сам Георгий Жуков
Нас- пехотинцев – крепко обнимал.”

(стихотворение читается , но не записывается) Так вспоминал поэт- фронтовик. Жуков принял акт о безотговорочной капитуляции Германии. Бурная радость перемежалась со слезами. Ему была оказана честь принимать Парад Победы 14 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки «Славься». Георгий Константинович Жуков был всегда солдатом Отчизны.
3. Запись текста. ( в сокращении)
4. Самопроверка
5. Грамматическое задание . Найти в тексте имена существительные , указать их род и число.
6. Итог урока .
– Что нового узнали на уроке?
– Какие затруднения испытали при написании текста?

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/10/10/kontrolnoe-spisyvanie-3-klass

Adblock
detector