Меню Рубрики

Дефис в неопределенных местоимениях кой что

Дефис в неопределенных местоимениях

Неопределенные местоимения – группа местоимений, которые указывают на неизвестные предметы, признаки или количество. Отличительной особенностью неопределенных местоимений является то, что они образуются при помощи вспомогательных частиц от относительных (вопросительных) местоимений и пишутся через дефис либо слитно.

Правила написания дефиса в неопределенных местоимениях приведены в таблице.

Формообразующие частицы Правила правописания Примеры
не- всегда пишется слитно некоторый, несколько, некто, нечто
кое- всегда пишется через дефис кое-что, кое-кто, кое-какой, кое-чей
-то, -нибудь, -либо всегда пишутся через дефис какой-то, кто-нибудь, что-либо, чей-нибудь

Оценка статьи

Средняя оценка: 3.8 . Всего получено оценок: 28.

Не понравилось? – Напиши в комментариях, чего не хватает.

По многочисленным просьбам теперь можно: сохранять все свои результаты, получать баллы и участвовать в общем рейтинге.

  1. 1. Игорь Проскуренко 134
  2. 2. Ксюша Ягодарова 104
  3. 3. Алсу Сакаева 88
  4. 4. Александр С 85
  5. 5. Igor S 85
  6. 6. Dark Wolf 77
  7. 7. aleqsandr sagrishvili 72
  8. 8. Инна Пащенко 69
  9. 9. Даниил Васильев 67
  10. 10. Ксения @@ 60
  1. 1. Кристина Волосочева 19,120
  2. 2. Ekaterina 18,721
  3. 3. Юлия Бронникова 18,580
  4. 4. Darth Vader 17,856
  5. 5. Алина Сайбель 16,787
  6. 6. Мария Николаевна 15,775
  7. 7. Лариса Самодурова 15,735
  8. 8. Игорь Проскуренко 15,400
  9. 9. Liza 15,165
  10. 10. TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/defis-v-neopredelennyh-mestoimeniyah

Дефис в неопределенных местоимениях

Существует простое правило, из которого ясно, когда неопределённые местоимения пишутся через дефис:

Когда местоимение заканчивается на один из суффиксов: -либо, -нибудь, -то или когда оно начинается с префикса (приставки) кое- , требуется дефисное написание .

Примеры: кто-либо, кому-либо; кто-нибудь, чем-нибудь; кто-то, сколько-то; кое-что.

Есть одно «но»: если местоимение с префиксом кое- находится в одном из тех косвенных падежей, что требуют постановки предлога внутри местоимения, оно пишется раздельно, то есть в три слова.

Примеры: кое-что → кое о чём; кое-кто → кое с кем.

А теперь подробнее… и с примерами

Имеет смысл сделать некоторые пояснения для тех, кто забыл курс школьной грамматики.

Местоимение – это такие слова, которые употребляются вместо имен (как понятно из названия), то есть заменяют в предложении имена существительные, прилагательные и числительные. Их используют в речи, когда хотят указать на что-либо ‒ предмет, признак или количество, ‒ но не назвать его. Я, они, такой, мой, какой, несколько ‒ это местоимения.

Среди этого класса слов выделяют несколько разрядов. Один из разрядов ‒ местоимения неопределённые. Есть ещё вопросительные, отрицательные, личные, притяжательные и другие.

Неопределенные местоимения тоже указывают на предметы-признаки-количество, но только на незнакомые, неизвестные или неопределенные. Либо, как в случае со словами с приставкой кое- (кое-что, кое-кого и т. д.), местоимение указывает на что-то знакомое, известное, но при этом говорящий не желает называть это прямо.

Вот пример из рассказа В. Бианки, в котором сразу 3 неопределённых местоимения: «Я ощутил какое-то напряжение – непонятное и тягостное, точно рядом кто-то затаил дыхание и уже открыл рот, чтобы сказать что-то…»

Местоимения неопределённые образуются из вопросительных путем прибавления частиц «не», «либо», «нибудь», «то» и «кое». «Не» и «кое» становятся приставками, а «либо», «нибудь» и «то» – суффиксами. Эти словообразовательные суффиксы и приставки ещё называют «местоименными аффиксами».

Вот этот путь преобразования наглядно:

Не + кто → некто; кое + кто → кое-кто;

Кто + либо → кто-либо; кто + нибудь → кто-нибудь; кто + то → кто-то.

В отличие от других местоименных аффиксов, приставка «не» с неопределенными местоимениями пишется слитно: «Наде уже казалось, что перед нею открывается нечто новое» (А. Чехов).

Примеры предложений:

  • Кое-какие материалы по этому вопросу я уже прочитал.
  • Кто-нибудь из вас, закройте дверь!
  • Вот чей-то шаг – и перед ней явился… только не Андрей. (М. Лермонтов)
  • Никогда я больше не позволю кому-либо морочить мне голову.
  • Мне необходимо кое с кем встретиться.

Ещё раз правило написания дефиса в неопределённых местоимениях (картинка):

Источник статьи: http://polyidioms.narod.ru/index/neopredelennye_mestoimenija_s_defisom/0-260

Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: “Неопределенные местоимения”
методическая разработка по русскому языку

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Тема: Неопределённые местоимения.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

1. Обучающие:

· Знакомство с неопределенными местоимениями;

· Совершенствование орфографических навыков.

· Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Тема: Неопределённые местоимения.

Тип урока : изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

  • Знакомство с неопределенными местоимениями;
  • Совершенствование орфографических навыков.
  • Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
  • Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
  • Воспитание культуры речи, толерантности.
  • Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и написании;
  • Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания с НЕ;
  • Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;
  • узнать всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли;
  • научиться правильно писать неопределённые местоимения.
  1. Оргмомент. (Приветствие) Слайд 2
  2. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.
  3. Фронтальный опрос. “Верно и неверно “.( Работа с сигнальными карточками – красный – нет, зеленый –да) да- нет

1. Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы. признаки и количество, но не называет их. – да

2.В предложении местоимение обычно бывает подлежащим, определением, дополнением. – да

3.Местоимения делятся на десять разрядов.- нет

4.Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.- да

5.Вопросительные местоимения служат для связи частей сложного предложения.- нет

6. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения –да

Слайд 4 .1) Подводящий к теме диалог.

Некто шёл по дороге и нашёл какой-то предмет. Кое-кто удивился этому. Некоторое время они молчали, а потом кто-то заговорил. (Текст на доске)

– Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? В чём затруднение?

– Почему выделенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными)

Слайд 5 2) Формулировка темы урока.

– Предположим, какова тема урока? (Неопределённые местоимения)

– А что значит слово неопределённый ? (Точно не установленный)

– Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:

  • Познакомиться с… (неопределёнными местоимениями)
  • Узнать… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)
  • Научиться… (правильно писать неопределённые местоимения)

– Предлагаю поработать в группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы:

1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся?

В чём особенность их правописания?)

2) Особенности склонения неопределенных местоимений.

3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)

Правописание неопределенных местоимений.

Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.

  1. Вечером к вам придет некто в черном.
  2. Я при этом испытал некоторое удивление.
  3. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
  4. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
  5. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
  6. Кое-где по стенам были развешаны картины.
  7. Кое с кем случился истерический припадок.

Вывод (Слайд ): Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2016/05/20/razrabotka-uroka-v-6-klasse-po-teme

Правописание местоимений

Рассмотрим пра­во­пи­са­ние место­име­ний, в каких слу­ча­ях они пишут­ся раз­дель­но с пред­ло­га­ми и части­ца­ми «не» и «ни», через дефис — с части­ца­ми -то, либо, -нибудь, -кое и слит­но — с при­став­ка­ми не- и ни-.

Местоимение как само­сто­я­тель­ная часть речи толь­ко ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство. Правописание место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ет свои осо­бен­но­сти.

Предлоги с место­име­ни­я­ми раз­ных раз­ря­дов пишут­ся раз­дель­но:

Написание пред­ло­гов с лич­ны­ми место­име­ни­я­ми име­ет неко­то­рые осо­бен­но­сти.

Предлоги и личные местоимения

Предлоги «перед», «с», «к», «об», сто­я­щие перед фор­ма­ми кос­вен­ных паде­жей место­име­ния «я», пишут­ся с бук­вой «о»:

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния 3 лица после отно­ся­щих­ся к нему пред­ло­гов пишет­ся началь­ное «н»:

  • он — у н его, к н ему, от н его;
  • она — для н её, за н её, ради н её, ;
  • они — с н ими, о н их, из н их, меж­ду н ими.

Если место­име­ния «его», «её», «их» упо­треб­ля­ют­ся в зна­че­нии при­тя­жа­тель­ных и пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му, то «н» отсут­ству­ет.

  • прой­ти мимо н его — мимо его дома;
  • сде­лать для н их — для их дру­зей;
  • оста­вить у н её — у её роди­те­лей.

После пред­ло­гов «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «вне», «вопре­ки», «вслед­ствие», «напе­ре­кор», «навстре­чу» «н» не пишет­ся:

  • бла­го­да­ря ему, вне его, навстре­чу ему;
  • вопре­ки ей, напе­ре­кор ей,
  • соглас­но им, подоб­но им.

Буква «н» не пишет­ся в лич­ных место­име­ни­ях после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий:

Правописание неопределенных местоимений

Неопределенные место­име­ния «не́кто», «не́что», «не́который», «не́кий» пишут­ся слит­но с удар­ной при­став­кой не-.

Неопределенные наре­чия с части­ца­ми кое-, -то, — либо, -нибудь сле­ду­ет писать с дефи­сом:

  • кое-кто, кое-что, кое-какой;
  • кто-то, что-то, чей-то, столько-то;
  • кто-нибудь, что-нибудь, какой-нибудь;
  • кто-либо, что-либо, сколько-либо.

Частица кое- пишет­ся раз­дель­но, если отде­ле­на от место­име­ния пред­ло­гом.

  • ищу кое-кого — най­ду кое у кого;
  • дам кое-кому — стре­мим­ся кое к кому;
  • любу­юсь кое-кем — подру­жусь кое с кем;
  • напи­шу кое о ком.

Правописание отрицательных местоимений

В соста­ве отри­ца­тель­ных место­име­ний пишет­ся удар­ная при­став­ка не-, а при­став­ка ни- — без уда­ре­ния:

  • не́ чего — н и чего́;
  • не́ кому — н и кому́;
  • не́ чему — н и чему́.

Если меж­ду «не» и «ни» и место­име­ни­ем появ­ля­ет­ся пред­лог, то все соче­та­ние пишет­ся раз­дель­но в виде трех слов:

  • нече­го — не у чего;
  • неко­му — не к кому;
  • ника­кая — ни у какой;
  • ничьё — ни при чьём.

Правописание сочетаний «не кто иной, как» и «не что иное, как», «никто иной» и «ничто иное»

В соче­та­ни­ях «не кто иной, как» и «не что иное, как» эле­мент «не» явля­ет­ся отри­ца­тель­ной части­цей, кото­рая пишет­ся толь­ко раз­дель­но.

Не кто иной, как И. Левитан смог мастер­ски пере­дать игру полу­те­ни в сво­ей кар­тине «Березовая роща».

Я счи­таю, что этот пред­мет не что иное, как склад­ной зон­тик.

Местоимения «кто» и «что» в этих устой­чи­вых соче­та­ни­ях могут менять свою падеж­ную фор­му, но напи­са­ние их с части­цей «не» оста­ет­ся раз­дель­ным.

Этот голос, зву­ча­щий с вини­ло­вой пла­стин­ки, при­над­ле­жит не кому ино­му, как Ф. И. Шаляпину.

Не чем иным, как толь­ко при­ро­дой мож­но любо­вать­ся в этом лес­ном крае.

Обратим вни­ма­ние, что в таких выска­зы­ва­ни­ях ска­зу­е­мое не име­ет при себе дру­го­го отри­ца­ния и пред­ло­же­ния с эти­ми обо­ро­та­ми речи явля­ют­ся утвер­ди­тель­ны­ми по смыс­лу.

Частица «не» в состав место­име­ния не вклю­ча­ет­ся и может быть отде­ле­на от него.

Это был не кто иной, как посыль­ный.

Это был не иной кто, как посыль­ный.

Весь обо­рот име­ет зна­че­ние части­цы «имен­но».

Отличаем раз­дель­ное напи­са­ние части­цы «не» в рас­смот­рен­ных обо­ро­тах от соче­та­ний «никто иной (дру­гой)» и «ничто иное (дру­гое)», в соста­ве кото­рых име­ют­ся отри­ца­тель­ные место­име­ния «никто» и «ничто», кото­рые пишут­ся с при­став­кой ни- слит­но и упо­треб­ля­ют­ся в пред­ло­же­нии с отри­ца­тель­ным ска­зу­е­мым, име­ю­щим при себе части­цу «не».

Понаблюдаем:

Ни кто иной не может решить эту труд­ную зада­чу по физи­ке.

Ни что иное не мог­ло заин­те­ре­со­вать пла­чу­ще­го малы­ша.

Слова «никто» и «ничто» уси­ли­ва­ют отри­ца­ние, выра­жен­ное ска­зу­е­мым с «не». В соче­та­ни­ях «никто иной», «ничто иное» может при­сут­ство­вать сло­во «кро­ме», перед кото­рым ста­вит­ся запя­тая.

Никто иной, кро­ме бра­та, не решил­ся влезть на высо­кое дере­во за котен­ком.

Ничто иное, кро­ме мяча, не лежа­ло в короб­ке.

Сочетания «никто иной (дру­гой)» и «ничто иное (дру­гое)» могут упо­треб­лять­ся в утвер­ди­тель­ном пред­ло­же­нии без отри­ца­тель­но­го ска­зу­е­мо­го, если они име­ют зна­че­ние при­со­еди­не­ния:

Этот артист, и никто дру­гой, запом­нил­ся зри­те­лям сво­ей яркой игрой в спек­так­ле.

В этом слу­чае исполь­зу­ет­ся перед ука­зан­ны­ми обо­ро­та­ми сочи­ни­тель­ный союз «и»:

В горах это неболь­шое голу­бое озе­ро, и ничто иное, пора­зи­ло нас сво­ей кра­со­той.

Таблица

Слитное Дефисное Раздельное
нече­го
ничто
несколь­ко
неко­то­рые
кое-что
кто-нибудь
что-то
какой-нибудь
какой-либо
кое у кого
кое с кем
у кого
ника­кой
никто
ничто
ниче­го
ни от како­го
ни от кого
ни от чего
ни с кем

Видеоурок «Русский язык 10 класс. Правописание местоимений и особенности их употребления»

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-mestoimeniy.html

Adblock
detector