Меню Рубрики

Фамусовское общество как пишется

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума”: характеристика московского общества

Фамусов иЧацкий.
Художник М. Башилов

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” – это настоящая галерея живых ярких образов.

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова

“Комедия “Горе от ума” прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.

“. А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой. “

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.

В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными – вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.

Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, “сгибался в перегиб” и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава.

“. При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку. “

Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.

Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.

Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.

Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:

“. набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле. “

“. Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених. “

“Кто беден, тот тебе не пара”, замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.

Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.

Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.

Читайте также:  Как правильно пишется задним числом

К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.

По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.

Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости – вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:

“. Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья. “

Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин – это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.

Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:

И действительно, глупость – особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.

Фамусов в одном месте комедии говорит:

“. Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед. “

то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.

Загорецкий – шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их . найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы.

В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.

Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова. . Репетилов – кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается. В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то “секретнейшему союзу”, в котором, по его словам, принимает участие “сок умной молодежи”.

Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне. Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.

Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни.

Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова.

Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.

Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды.

Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие – это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными:

“. От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку. “

. Таким образом. комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого. то все остальные лица представляют . толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма.”

Читайте также:  Как правильно пишется когда нибудь

(С. Бураковский, книга “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, глава “Фамусов и его кружок”, 1891 г.)

Источник статьи: http://www.literaturus.ru/2016/07/famusovskoe-obshhestvo-gore-ot-uma-griboedov.html

Что значит “фамусовское общество”?

Если обратиться к произведению “Горе от ума” , то “фамусовское общество” олицетворяет собой общество со старыми усстоями, которое не стремится работать и неддбросовестно относится к своим обязанностям. Представители “фамусовского общества”, также не особо стремятся к учению и просвящению, называя это чумой. Они не особо приветствуют прогресс, который жажадет новое поколение.

Почему иногда полицию называют “мусорами”? Откуда это пошло?

Мусор – берет корни от Московского Уголовного Сыска. МУС. От этого и идет начала этого слова “Мусор”, что означает очистка улиц от всякой преступности и различных правонарушений. Для некоторых сотрудников полиции, которые плохо учили историю полиции и милиции, данное слово означает оскорбление. Но это только для неучей.

Кстати. А “Мусоропровод” – это провожать сотрудника милиции на пенсию.

Чем руководствуются люди, идеологически приравнивая коммунизм к фашизму?

Упрощенными схемами и мышлением по аналогии.

Кстати редко обращают внимание, что подобными сравнениями и изучением феномена т.н. тоталитаризма впервые занимались именно марксистские теоретики и практики (т.е. коммунисты), в виде радикальной критики сталинизма в 30-х годах. Но не нужно быть мыслителем-теоретиком, чтобы понимать, что сталинизм имеет такое же отношение к коммунизму и марксизму, как например, партия Владимира Вольфовича Жириновского к либерализму и демократии.

Поэтому те кто занимаются подобными отождествлениями, выхолащивают реальное историческое многообразие всех форм реализаций озвученных идеологий, экономическое и социальное измерение движений и обществ репрезентующих эти идеологии, да и просто их концептуальное и ценностное содержание. Хотя даже при беглом взгляде на это содержание, мы увидим, что это два диаметрально противоположных ценностных комплекса:

национализм и интернационализм, этатизм и самоуправление, элитизм и эгалитаризм, рационализм и антиинтеллектуализм, авторитаризм и демократия и т.п.

Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/hw.literature/chto_znachit_famusovskoe_obshchestvo_51e0d5b4/

СПАДИЛО.РУ

сочинение по литературе 9 класса

История знает много писателей, запомнившихся одним своим произведением. А.С. Грибоедова трудно отнести к их числу. Поэт, публицист, дипломат, общественник много работал, был многогранной личностью. Александр Сергеевич писал стихи, прозу, создавал пьесы, сам участвовал в театральных постановках, играл на фортепьяно и даже писал музыку. Сохранилось два вальса его сочинения. Однако, мир его запомнил как автора нетленной комедии «Горе от ума».

Взяв лучшие черты классики жанра, продолжив традиции «Недоросля» Фонвизина, Грибоедов привносит в пьесу много нового. Чем потом будут руководствоваться последователи, в том числе и Н.В. Гоголь при написании «Ревизора».

Герои пьесы не карикатурные образы, призванные обличать одно личностное качество. А многоплановые, противоречивые персонажи. Это помогает читателю увидеть живой портрет московской знати 19 века, в их характерных чертах и особенностях.

Проблематика комедии

«Горе от ума» – общественная комедия. Но в отличие от классики социального жанра, здесь просматриваются две проблемы. Это аспект взаимоотношения с обществом и любовная линия. Чацкий возвращается в Москву только ради возлюбленной – Софьи. И на фоне противоборства героя с «фамусовщиной» разворачивается классический любовный треугольник. Но традиция искажена в сторону реальности. Чацкий, как главный лирический герой, не идеален. Он вспыльчив, нередко бестактен, его суждения резки. Соперник Молчалин глуп, корыстен и труслив. Ни одной хорошей черты в него не вложил автор, а потому герой абсолютно отрицательный. Но его любит Софья. Такой выбор героини нарушает классическую перспективу и развитие сюжета пьесы. Получается, что комедия вобрала в себя три художественных направления: классицизм, реализм и романтизм. Это был смелый подход, который не использовался ранее.

Основным конфликтом пьесы является противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Сам Грибоедов писал, что в его произведении на двадцать пять глупцов один умный. Чацкий и фамусовское общество противостоят друг другу на протяжении всей пьесы. Но ведь нормы задает большинство. Неудивительно, что герой с иными взглядами на жизнь становится изгоем.

Читайте также:  Как пишется слово растаять или расстаять

Фамусов и его окружение

Автор в красках описал представителей «века минувшего». В этом стане в цене лишь высокий чин, деньги, дворянский титул и связи. Низкопоклонничество также в почете, как способ достижения этих ценностей. Главным представителем лагеря в пьесе стал Павел Афанасьевич Фамусов. Это крупный чиновник, управляющий в казенном доме, помещик. Чем заслужил уважение московского дворянства.

Фамусову важны лишь те люди, кто равен или выше него по чину, количеству крестьянских душ, кто дает балы, имеет больше связей. Такие, как Хлестовы, Хрюмины, Тугоуховские, которым «чиновные, должностные все друзья и родные». Он жалеет об уме Чацкого открыто, ведь он мог быть деловым. Мог подстроиться под нравы общества, которое его окружает, достичь успеха. В понимании чиновника, лишь служба военная или государственная имеет значение. Фамусов по-отечески пытается направить Александра Андреевича на путь истинный, ведь он сын его друга.

Чиновник во всем винит науку, образование. Он понимает, что настроения молодых людей меняются. И в любой момент его мир, где он царь и бог, может рухнуть. Поэтому книги для него самое страшное зло. Их необходимо сжечь.

Лидер московской аристократии приводит пример своего дяди. Который уже будучи в почтенном возрасте, упал на приеме, да чуть «затылка не расшиб». Но, видя смех высокопоставленных особ, упал еще два раза специально. Чем заслужил близость ко двору, уважение. Максим Петрович, по словам Фамусова, ел на золоте и серебре. Его всегда приглашали на светские приемы, играть в вист. И был вельможей при самой Екатерине. На что Чацкий выдает фразу, ставшую афоризмом, что он рад служить, но тошно прислуживаться. Готов посвятить себя делу, стране, но не лицам.

Сам Павел Афанасьевич вдовец, богат. У него есть юная дочь, которой он также ищет не бедного супруга «при звездах, чинах». Неважно «пусть плохенький», но чтоб душ в родовом поместье было не меньше двух тысяч. Не видит он в этой роли Чацкого, а тем более Молчалина. Идеальной парой для Софьи он считает полковника Скалозуба. Он достаточно послужил, обзавелся богатством, к тому же «метит в генералы».

Полковник Скалозуб

Как и большинство героев классических произведений, мужчина наделен «говорящей» фамилией. Вояка и солдафон любит пошутить, но юмор его по-армейски плоский. Например, когда Фамусов спрашивает Сергея Сергеевича об одной тетушке, тот отвечает, что он с ней вместе не служил. И ждет реакции на остроту.

Скалозуб самый почетный гость в доме Павла Афанасьевича, ведь он жених завидный. Солидный, серьезный, известный человек и успел «нахватать» много знаков отличия и медалей. Собственно, все его разговоры сводятся к фрунту, «орденам в петличке», мундирам, «погончикам».

Сергей Сергеевич не стар, служит не так давно. Готов на все ради повышения в звании. Не чуждо ему чувство сострадания. Он единственный, кто идет помогать Молчалину, когда тот упал с лошади. Но признает его «жалким наездником».

Два поколения «века минувшего»

Представители «фамусовской Москвы» не все старики. Молодежь не далеко ушла от предков. Нравы московской аристократии неизменны. Все те же темы, сплетни и «стихи в альбомах». Даже молодые люди в тайном кружке, восхваляемые Репетиловым, лишь шумят и пишут сообща водевили.

А девицы удивили даже прусского короля своими вычурными нарядами и манерами. Ведь они не могут по-простому даже поговорить, каждое словечко «с ужимкой». Забавно то, что обо всем обличающем, повествуют сами герои с гордостью. Они искренне считают названное добродетелями, а не пороками.

Ярким представителем «фамусовской» молодежи служит Молчалин. Делец, низкопоклонник, который спешит всем угодить. Его отец с детства учил, что уважать надо лишь тех, кто выше чином, старше. И угождать всем, даже собаке дворника высокопоставленного лица. У героя даже мнения своего нет, ведь он пока не имеет на него права. Этот тип живуч. И сделает все, чтобы добиться «степеней известных».

А старшее поколение дворянства и чиновничества понять можно. На старых взглядах, консервативных нравах, держится весь их авторитет. Поэтому перемен такие, как Фамусов и Хлестова, боятся как огня.

Источник статьи: http://spadilo.ru/famusovskoe-obshhestvo/

Adblock
detector