Союзные слова
Союзным словам можно задать вопрос, они будут являться членами предложения.
- Это человек, которого я люблю.(люблю кого? – которого)
- И вспомнить счастье, что когда-то было(союзное слово “что” – подлежащее)
Союзные слова – местоимения | Союзные слова – наречия | Подчинительные союзы |
---|---|---|
Все относительные местоимения (кто, что, каков, который) | Все вопросы наречий (куда, откуда, где, сколько, почему, зачем, как) | Все остальные слова, связывающие простые предложения в составе сложноподчиненного предложения (хотя, пока, чтобы, если, ли, потому что, так как, для того чтобы. ), а также (что, как,когда). |
Слова “что, как, когда”могут являться и подчинительными союзами, и союзными словами.
Рассмотрим случаи, когда названные слова являются союзами. В остальных случаях являются союзными словами.
Как определить, слова “что, как, когда” являются союзными словами или союзами?
1) “Что” – является союзом, когда его можно заменить двоеточием. Смотри правило – когда ставится двоеточие
- Мне показалось, что улыбка промелькнула по её губам(“что” можно заменить на двоеточие -> “что” является союзом. )
2) “Как” – является союзом, когда его можно заменить другим союзом. (словно, будто, точно и т.д)
- Жизнь течение свое изменила, как река изменяет русло(“как” можно заменить на слово “словно” -> “как” является союзом и не является членом предложения)
- Я просто поражен тем, как она тебя любит(“как” = “на сколько сильно” – обстоятельство, союзом заменить нельзя -> “как” является союзным словом)
3) “Когда” – является союзом только в придаточном времени и условии.(то есть от главной части задаем вопрос – “Когда?” или “При каком условии?”)
- Сердце сое защемило тоской, когда разглядел эти впалые щеки. (Можно задать вопрос “Когда?” -> слово “когда” является союзом)
- Ах лето красное, любил бы я тебя, когда б не зной да пыль, да комары, да мухи. (Условие – > “когда” – союз)
Пошаговое изучение
Этот экспресс-курс поможет тебе в изучении основных правил русского языка. Выполняй задания и следи за новыми достижениями! Начать
Тесты по русскому языку
В данном сервисе ты сможешь проверять свои знания, проходя тесты различной сложности. Перейти
Онлайн-диктанты
Прослушивай запись и записывай за диктором, после нажатия на кнопку “Проверить” ты увидишь свои орфографические и пунктуационные ошибки. Перейти
Источник статьи: http://best-language.ru/soyuznie-slova
Как отличить местоимение, связывающее 2 части предложения от союза?
Например: Весь вечер мы наблюдали за звездами, которые красиво мерцали на небе. И еще: как отличить предлоги от частиц?
3 ответа 3
Местоимение в таком случае является членом предложения, а союз нет. В Вашем предложении слово “которые”, связывающее две части сложного предложения, является местоимением (союзным словом), выполняющим в придаточном предложении роль подлежащего. Союз же не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос: “Я хочу, ЧТОБЫ ты прислал мне письмо”. А теперь об отличии частиц от предлогов. Предлоги связывают слова между собой: “работать на компьютере”. Без предлога “на” слова “работать компьютере” были бы бессмысленным набором слов. Частицы же придают слову или предложению какой-либо оттенок значения: вопросительный, отрицательный, утвердительный и т.д.
В школе союзным словом называют относительные местоимения и местоименные наречия, которые служат для присоединения придаточного к главному в СПП. Чтобы выполнять задание В2 (части речи), хорошо бы выучить список подчинительных и сочинительных союзов, список местоимений с разрядами. Ведь только 3 слова: что, как , когда – могут быть как союзом, так и союзным словом. (Что – местоимение, как, когда- наречие).
Чтобы отличить союз от союзного слова, можно использовать несколько приемов, лучше в совокупности. В принципе есть один “пунктик”, помогающий быстро понять, где союз, а где – самостоятельная часть речи. На подчинительный союз НЕ падает логическое ударение. Логическое ударение падает только на союзное слово. Одно “НО” – плохо читающие дети не умеют правильно понять и прочитать фразу, не понимают, куда же они поставили ударение, даже если сделали это правильно.
Другой способ: подумайте, не заменяет ли анализируемое слово другое слово из главной части? Например, в Вашем предложении слово “который” по смыслу заменяет слово “звездами”.
Еще один прием: часто союз можно опустить. Сравним: Я знаю, что ты придешь. – Я знаю: ты придешь. (Что – союз) Я знаю, что сказать – опустить нельзя. На слово “Что” падает логическое ударение. По смыслу местоимение “Что” заменяет “слова” – Я знаю слова (которые скажу). Повторюсь – лучше использовать признаки в совокупности. И не поленитесь вызубрить сочинительные – подчинительные союзы. Очень поможет в определении типа сложного предложения. (отдельная тема со своими типичными ошибками на ЕГЭ, спрашивайте, если нужно).
Про предлог важно понимать. что он соединяет не просто слова, а именно существительные или местоимения с другими словами в предложении. Предлог образует падежную форму. Это важно понимать. чтобы отличить производные предлог от, например, наречия. : Гулял вокруг дома (слово вокруг связывает существительное дом с глаголом гулял, могу заменить другим предлогом: гулял у (около, возле) дома. вокруг – предлог). Гулял вокруг. (Вокруг – наречие).
Союзы и союзные слова: функции, особенности, различия
Назначение союзов
В пятом классе, согласно учебнику «Русский язык. Теория. 5-9 классы» В. В. Бабайцевой, ученики знают, что союзы — служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного:
Простые и составные союзы
В седьмом классе в этом учебнике добавляются сведения о том, что союзы по строению бывают простые и составные.
Простыми союзами называются союзы, состоящие из одного слова, например, и, а, но, да, что, если, когда и др. Союзы, которые состоят из двух и более слов, называются составными: потому что, так как, как будто, оттого что, вследствие того что, не только — но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока и др.
Сочинительные и подчинительные союзы
По значению союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни — ни, то — то и др.) по значению делятся на три разряда:
Соединительные союзы | Противительные союзы | Разделительные союзы |
---|---|---|
и, да, ни — ни, и — и, не только — но и, как — так и, тоже, также и др. | а, но, да (в значении но), зато и др. | или, либо, то — то, не то — не то, или — или и др. |
Эти союзы имеют значение соединения (и это, и то): И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы. | Эти союзы имеют значение противопоставления (не то, а это): Не от росы урожай, а от поту; Труд при ученье скучен, да плод ученья вкусен. | Эти союзы имеют значение разделения (или то, или это): Всю ночь огонь то разгорается, то гаснет; Либо рыбку съесть, либо на мель сесть. |
Подчинительные союзы (когда, что, чтобы, если, так что, потому что, как, как будто и др.) связывают простые предложения в сложноподчиненное: Я хочу, чтобы вы были хозяевами неба.
Подчинительные союзы по значению делятся на следующие разряды:
Временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только и др. | Когда мы возвращались домой, было темно и тихо. |
Причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо и др. | Я надел старую шинель и взял зонтик, потому что шел дождь. |
Целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др. | Я хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать. |
Условные (указывают на условие): если, раз, если бы и др. | Если хочешь узнать человека, посмотри на его друга. |
Уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя; несмотря на то, что; пускай и др. | Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми; Никто из нас не чувствовал ни малейшей усталости несмотря на то, что поход длился уже несколько суток; Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету. |
Сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно и др. | Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно, будто звали с собой. |
Следственные (указывают на следствие): так что. | В сенях дуло со всех сторон, так что едва не погасла свеча. |
Изъяснительные (указывают на то, о чем говорят): что, чтобы, будто и др. | Я пришел к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало, что оно горячим светом по листам затрепетало. |
На наш взгляд, на этом этапе целесообразно вспомнить о видах синтаксической связи или ввести новый для семиклассников термин «виды синтаксической связи».
Основные виды синтаксической связи между словами и предложениями — сочинительная и подчинительная.
Сочинительная связь | Подчинительная связь |
---|---|
Сочинительная связь объединяет равноправные части. Сочинением связаны части сочинительных словосочетаний (леса и луга) и сложносочиненных предложений: Гром скоро затих, но дождь все лил и лил. Основным средством связи при сочинении являются сочинительные союзы (и, а, но, да и др.) | Подчинительная связь объединяет главную (подчиняющую) и зависимую (подчиненную) части. Обычно при подчинении можно задать вопрос от главной части к зависимой: знать (что?) литературу; Я не знаю (чего?), что будет со мною. Подчинением связаны части подчинительных словосочетаний и сложноподчиненных предложений. |
Сочинительная и подчинительная связь может быть оформлена союзами, например:
Союзы и значения сложносочиненных предложений
В девятом классе ребята узнают, что в сложносочиненных предложениях простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами. По характеру сочинительного союза и значению сложносочиненные предложения делятся на три группы:
Сложносочиненные предложения с соединительными союзами и, да, да и, а (в значении и), тоже, так-же и др. | Сложносочиненные предложения с противительными союзами но, а, да (в значении но), однако, зато и др. | Сложносочиненные предложения с разделительными союзами или (иль), либо, то — то, то ли —то ли и др. |
Гроза разразилась, и дождь освежил томящуюся землю; Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески; Здесь мой голос на резком ветру загрубел, да и сердце мое огрубело. | Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и одинаково смеются; Все проходит, да не все забывается; Корень учения горек, зато плоды его сладки. | Можешь шагу прибавить, или силенок нет?; Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело; То ли гречка цветет, то ли речка течет. |
В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения, чаще других временные значения: одновременность и последовательность. | В предложениях этой группы одно явление (событие) противопоставляется другому. | В сложносочиненных предложениях этой группы указывается на чередование явлений (событий), на то, что возможно одно явление из названных. |
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
В этом же, девятом, классе ребята узнают, что придаточные предложения присоединяются к главному или к другому придаточному подчинительными союзами (простыми и составными) или союзными словами.
Под союзными словами авторы учебников учебно-методического комплекса В. В. Бабайцевой понимают относительными местоимения, которые используются для связи простых предложений в составе сложноподчиненного.
Подчинительные союзы | Союзные слова | |
---|---|---|
Простые | Составные | |
что чтобы как когда ибо пока будто словно если и др. | потому что оттого что так как так что лишь только как будто с тех пор как в связи с тем что для того чтобы и др. | что кто как когда который какой где куда откуда и др. |
Как видим, в некоторых случаях совпадают (по написанию) простые подчинительные союзы и союзные слова. Как девятиклассник сможет отличить союз от союзного слова (например, что, как, когда) в сложноподчиненном предложении?
Чтобы отличить союз от союзного слова, необходимо помнить:
1) Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или другому придаточному:
Союзные слова не только «прикрепляют» придаточные предложения к главному (или к другому придаточному), но и являются членами придаточных предложений:
2) В некоторых случаях союз можно опустить, а союзное слово нельзя:
3) Союз можно заменить только другим союзом:
4) Союзное слово можно заменить только союзным словом или теми словами из главного предложения, к которым относится придаточное, например:
Авторы данного учебника обращают внимание девятиклассников, что умение разграничивать союзы и союзные слова нужно для правильного интонирования предложения, так как нередко союзные слова являются смысловым центром, они выделяются логическим ударением.
Закрепляем полученные знания о союзах и союзных словах на практике
В учебнике «Русский язык. Практика. 9 класс» Ю. С.Пичугова, А. П. Еремеевой, А. Ю. Купаловой дается ряд упражнений, направленных на формирование умения отличать подчинительные союзы и союзные слова. Приведем некоторые такие упражнения.
Выпишите сначала предложения с подчинительными союзами, а затем — с союзными словами. Определите, каким членом придаточного предложения является союзное слово, и соответственно подчеркните его. Заключите союзы в овал. Какой прием вы использовали, чтобы отличить союз что от союзного слова (относительного местоимения) в данных предложениях? (упражнение 90 на с. 65).
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Определите, в каких предложениях что, как, когда являются союзами, а в каких — союзными словами. Обозначьте эти союзные слова как члены предложения (упражнение 100 на с. 70).
Эту модель или ее фрагменты можно использовать как в 9 классе, так и в 7-8 классах.
Полагаем, предложенная модель обучения поможет учителю «расставить все точки над и» при изучении союзов и союзных слов на уроках русского языка: рассмотреть их функции, особенности строения и значения союзов, их использования в сложных предложениях; особенности использования союзных слов в сложноподчиненных предложениях.
Источник статьи: http://rosuchebnik.ru/material/soyuzy-i-soyuznye-slova-uchimsya-razlichat/