Меню Рубрики

Изменение местоимений по лицам и числам 3 класс

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам и числам, а местоимения 3-го лица изменяются еще и по родам. При этом изменяется не только окончание, а все слово. Изменение слов по падежам, числам, родам и есть склонение.

Склонение местоимений 1-го лица

К местоимениям 1-го лица относятся я, мы . Местоимения 1-го лица изменяются по падежам и числам, категории рода они не имеют. При склонении происходит образование новых форм слова – я, мне, мной .

Образец склонения местоимений 1-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? я мы
Р. п. кого? меня, у меня нас, у нас
Д. п. кому? мне, ко мне нам, к нам
В. п. кого? меня, про меня нас, про нас
Т. п. кем? мной, со мной нами, с нами
П. п. о ком? обо мне о нас

Обрати внимание, что предлоги к, с, перед, стоящие перед местоимением я употребляются с буквой о на конце: ко мне, со мной, передо мной.

Склонение местоимений 2-го лица

К местоимениям 2-го лица относятся: ты, вы . Местоимения 2-го лица изменяются по падежам и числам, рода у них нет. При склонении присходит изменение формы слова – ты, тебя, тобой и т.д.

Образец склонения местоимений 2-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? ты вы
Р. п. кого? тебя, у тебя вас, у вас
Д. п. кому? тебе, к тебе вам, к вам
В. п. кого? тебя, про тебя вас, про вас
Т. п. кем? тобой, за тобой вами, за вами
П. п. о ком? о тебе о вас

Обрати внимание, что при склонении местоимений 2-го лица наблюдается чередование гласных: тебя, тобой .

Склонение местоимений 3-го лица

К местоимениям 3-го лица относятся: он, она, оно, они . Местоимения 3-го лица изменяются по родам, падежам и числам. При склонении образуются новые формы – он, ему, им .

Образец склонения местоимений 3-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
муж. род жен. род ср. род
И. п. кто? что? он она оно они
Р. п. кого? чего? его, у него её, у неё его, у него их, у них
Д. п. кому? чему? ему, к нему ей, к ней ему, к нему им, к ним
В. п. кого? что? его, про него ее, про нее его, про него их, про них
Т. п. кем? чем? им, с ним ей, с ней им, с ним ими, с ними
П. п. о ком? о чём? о нём о ней о нём о них

Обрати внимание, что формы склонения местоимений 3-го лица мужского и среднего рода совпадают во всех падежах, кроме именительного.

Запомни, что при употреблении предлога перед местоимениями 3-го лица в косвенных падежах, к местоимениям в начале добавляется буква н: у него, для нее, про них (сравни без предлога: его, ее, их ).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/57

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: “Личные местоимения. Изменение местоимений по родам”.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: “Личные местоимения. Изменение местоимений по родам”.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: “Личные местоимения. Изменение местоимений по родам”.

Учитель начальных классов Бархатова Татьяна Сергеевна

Цель урока: познакомить учащихся с местоимением как частью речи и ее особенностями.

  • формировать умение заменять имена существительные местоимениями, определять лицо и число местоимений;
  • закрепить знания о частях речи (существительном, прилагательном);
  • продолжить работу по развитию речи;
  • пополнить словарный запас учащихся.

II. Проверка домашнего задания.

В словосочетаниях определи число, род и падеж имён прилагательных.

В мебельн……. магазине ( ед.ч., м.р., П.п),

из утренн……. газеты (ед.ч., ж.р., Р.п.),

Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух.

Лексическое значение слова, разбор слова, звуко-буквенный анализ слова.

V. Выборочный диктант. Повторение изученного о местоимении.

Я лечу, лечу стрелой,
Только пыль взметаю.

Мы сегодня в лес пойдём
За зелёной ёлкой.

Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.

Весело текли вы,
Детские года!

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.

Что за яблоко! Оно
Соку спелого полно…

В небо взлетают цветные огни,
Весть о победе разносят они.

1. Прочитать отрывки из стихотворений.

2. Записать через запятую только местоимения.

3. прочитать местоимения, которые записали (я, ты, мы, вы, он, оно, они). Какого местоимения не хватает? (она)

– Что вы узнали о местоимениях на прошлом уроке?

(Местоимение – часть речи; местоимение употребляется вместо имени существительного).

– В чём сходство местоимения с именем существительным?

(Существительные – называют предметы, местоимения – указывают на предметы).

– Можно обойтись лишь местоимениями, не используя имён существительных? (Нет).

V. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня на уроке мы узнаем, какие местоимения относятся к 1-му, ко 2-му, к 3-му лицу, а также узнаем, как изменяются местоимения 3 лица.

1. Знакомство с категорией лица местоимений.

– Среди записанных вами местоимений назовите те, которые указывают на говорящего или говорящих ( я, мы).

– Какие местоимения указывают на собеседника или собеседников? (ты, вы)

– Назвать местоимения, указывающие на тех, кто отсутствует в момент речи (он, она, оно,они).

Местоимения я, мы указывает на того, кто говорит о себе.

Местоимения ты,вы указывает на того, с кем говорят.

Местоимения он, она, оно, они указываетна лицо или предмет, о ком или о чем говорят.

– А теперь, прочитав самостоятельно правило в учебнике, скажите, какие местоимения относятся к 1 лицу, ко 2 лицу, к 3 лицу.

– Придумать своё предложение с местоимением (устно).

2. Наблюдение над изменением местоимений 3 лица по родам и числам.

– Прочитать слова. Какое местоимение соответствует каждому из этих слов? (он, она, оно)

– Почему нельзя сказать: солнце-она? От чего это зависит?

(Это зависит от рода им. существительного; мужской род – он, женский род – она, средний род – оно).

– Какой вывод можно сделать о местоимении 3 лица ед.ч.?

(Изменяется по родам, как существительные).

– Это касается местоимения они?

(Это местоимение не имеет рода, т.к. соответствует существительному во множественном числе).

– Как ещё изменяются местоимения? (По числам).

А теперь давайте попробуем просклонять одно из личных местоимений по падежам. И это будет местоимение ТЫ.

Теперь немного потренируемся в выполнении заданий с местоимениями.

1.Спишите. Выделенные имена существительные замените личными местоимениями.

У меня есть сестра . Сестра учится в институте. Мой папа – геолог. Папа работает в Сибири.

2. Прочитайте. Выпишите местоимения единственного числа с глаголами.

Всё лето я жил в деревне. Мы с дедушкой ходили на рыбалку. Однажды я поймал щуку. Она сильно била хвостом.

3.Спишите. Вставьте подходящие по смыслу личные местоимения.

Катя сказала мне, что зимой _______ поедет в Москву. Завтра ______ пойдём в музей. В класс пришёл новый учитель, раньше ______ работал в другой школе.

4. Прочитайте. Выпишите личные местоимения, укажите их лицо и число.

Зимой я научился кататься на коньках. На костре мы жарили шашлык. Марина, ты пойдёшь в кино?

Упражнение « Хитрые вопросы».

№1. Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?».

№2. Маша ответила маме четырьмя местоимениями. Какими?

Одно из слов в каждой группе лишнее. Найдите его и объясните своё решение.

  1. он она оно я
  2. я ты они он
  3. мы он но вы
  4. ты к от за
  5. мне мну мни мнём

№3.Какие местоимения нужно добавить по обе стороны от буквы –к-, чтобы получились самые крупные овощи?

  • Что такое местоимение?
  • Назовите личные местоимения.
  • Чем отличаются личные местоимения от имен существительных?

Рефлексия (поляна из цветов)

Синий – все нужно начинать сначала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме “Местоимение” 2 класс. Цель урока: формирование умения оценивать имеющиеся знания учащихся по теме “Местоимение” через разные формы работы.

Урок по УМК”Школа России”.Русский язык.2 класс.

Урок открытия новых знаний из раздела “Части речи” разработан в соответствии с ФГОС, рабочей программой по русскому языку для 3 класса В Канакиной с опорой на программу авторов УМК “Школа России”, пос.

Урок русского языка 4 класс по теме “Личные местоимения 1 ,2. и 3 лица” УМК “Школа России” содержит подробный конспект и презентацию урока.

План – конспект открытого урока по русскому языку с элементами экологии. Тип урока: урок закрепления знаний.

Конспект урока и презентацияпо русскому языку 4 класс на тему “Личные местоимения” УМК “Школа России&quot.

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК “Школа России” Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/03/26/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-3-klasse-po-teme

Русский язык Изменение местоимений 3 класс

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Проверка домашнего задания

Местоимение 1)Местоимение-часть речи, указывающая на предмет, но не называющая его. 2) Имеет категорию: 1 лицо: я, мы 2 лицо: ты, вы 3 лицо: он, она, оно, они 3)Изменяется по числам и склоняется по падежам

Тема урока: Как изменяется местоимение Цели: 1. Познакомиться с изменениями местоимений. 2.Закрепить склонение местоимений по падежам. 3. Как изменяются местоимения -существительные 3 лица и местоимения-прилагательные.

Множественное число 1 лицо 2 лицо 3 лицо И.п. мы вы они Р.п. ? вас ? Д.п. нам ? им В.п. нас вас ? Т.п. ? ? ими П.п. о нас о вас о них

Изменяются ли местоимения он, она, оно по родам или это три разных слова?

Прочитайте пары предложений. 1. Мальчик пришел к финишу первым. Он призер. 2. Девочка поливает цветы. Она дежурная. 3. Облако приближалось к солнцу. Оно закрыло солнце.

Вывод: Местоимения он, она, оно- это три разных слова. В тексте местоимение он заменяет существительное мужского рода, она- существительные женского рода, оно – существительное среднего рода.

А как ведут себя местоимения-прилагательные?

Просклоняйте по падежам словосочетания интересный рассказ и этот рассказ, укажи главное слово и задай вопрос, выделите окончание, определите каким членом в предложении является.

А как ведут себя местоимения-прилагательные?

Вывод: Местоимение- прилагательное ведет себя так же, как и имя прилагательное: оно отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и является определением.

Работа по учебнику стр.172, упр. 3.

Итог урока О чем мы сегодня говорили на уроке? Как изменяются местоимения? Как себя ведет местоимение прилагательное? Д.з. стр. 172, упр. 3.

Выберите книгу со скидкой:

Музыкальные инструменты (плакат)

Ваш голос: Секреты вокального мастерства

Спортсмен, музыкант, поэт, математик? Как выявить и развить способности вашего ребенка (обложка с клапанами)

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/russkiy-yazik-izmenenie-mestoimeniy-klass-1972915.html

Adblock
detector