Меню Рубрики

Изменение местоимений по падежам 3 лица

Склонение личных местоимений

Личные местоимения изменяются по падежам и числам, а местоимения 3-го лица изменяются еще и по родам. При этом изменяется не только окончание, а все слово. Изменение слов по падежам, числам, родам и есть склонение.

Склонение местоимений 1-го лица

К местоимениям 1-го лица относятся я, мы . Местоимения 1-го лица изменяются по падежам и числам, категории рода они не имеют. При склонении происходит образование новых форм слова – я, мне, мной .

Образец склонения местоимений 1-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? я мы
Р. п. кого? меня, у меня нас, у нас
Д. п. кому? мне, ко мне нам, к нам
В. п. кого? меня, про меня нас, про нас
Т. п. кем? мной, со мной нами, с нами
П. п. о ком? обо мне о нас

Обрати внимание, что предлоги к, с, перед, стоящие перед местоимением я употребляются с буквой о на конце: ко мне, со мной, передо мной.

Склонение местоимений 2-го лица

К местоимениям 2-го лица относятся: ты, вы . Местоимения 2-го лица изменяются по падежам и числам, рода у них нет. При склонении присходит изменение формы слова – ты, тебя, тобой и т.д.

Образец склонения местоимений 2-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
И. п. кто? ты вы
Р. п. кого? тебя, у тебя вас, у вас
Д. п. кому? тебе, к тебе вам, к вам
В. п. кого? тебя, про тебя вас, про вас
Т. п. кем? тобой, за тобой вами, за вами
П. п. о ком? о тебе о вас

Обрати внимание, что при склонении местоимений 2-го лица наблюдается чередование гласных: тебя, тобой .

Склонение местоимений 3-го лица

К местоимениям 3-го лица относятся: он, она, оно, они . Местоимения 3-го лица изменяются по родам, падежам и числам. При склонении образуются новые формы – он, ему, им .

Образец склонения местоимений 3-го лица:

Падеж Вопросы Единственное число Множественное число
муж. род жен. род ср. род
И. п. кто? что? он она оно они
Р. п. кого? чего? его, у него её, у неё его, у него их, у них
Д. п. кому? чему? ему, к нему ей, к ней ему, к нему им, к ним
В. п. кого? что? его, про него ее, про нее его, про него их, про них
Т. п. кем? чем? им, с ним ей, с ней им, с ним ими, с ними
П. п. о ком? о чём? о нём о ней о нём о них

Обрати внимание, что формы склонения местоимений 3-го лица мужского и среднего рода совпадают во всех падежах, кроме именительного.

Запомни, что при употреблении предлога перед местоимениями 3-го лица в косвенных падежах, к местоимениям в начале добавляется буква н: у него, для нее, про них (сравни без предлога: его, ее, их ).

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/57

Технологическая карта урока. Тема: «изменение личных местоимений 3-го лица по падежам»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: «изменение личных местоимений 3-го лица по падежам»

Цели деятельности учителя:

  1. Познакомить с изменением местоимений 3-го лица по падежам;
  2. Развивать умения склонять личные местоимения по падежам.

-предметные: уметь склонять личные местоимения по падежам; уметь задавать падежные вопросы к личным местоимениям.

-личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, презентация.

Тип урока: открытие новых знаний

Содержание. Деятельность учителя

Здравствуйте, дорогие ребята!

Улыбнулись друг другу, выпрямили спинки!

Наш урок мы начнем с хорошего настроения. И пусть хорошее настроение длиться весь день!

Настраиваются на учебный процесс.

Практич.: каллиграфическая работа

А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

Записывают в тетради число.

Прописывают буквы каллиграфически

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

Практич.: выполнение грамматического задания

Как отличить предлог от приставки?

(На)ступила (на)стоящая зима. (По)льду через реку (про)тянулась дорога. (На)стеклах мороз (на)рисовал (на)рядные узоры. (По)земле, (по)крытой глубоким снегом, хорошо ходить (на)лыжах.

Какие еще орфограммы встретились в тексте?

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных

Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: выразительное чтение по цепочке

формулируют тему урока, ставят цели урока

К нему никто не приставал!

Как вы считаете, почему ежик убежал?

Чему учит это стихотворение?

Найдите в стихотворении местоимения 3-го лица.

Докажите, что это местоимения.

Какой вывод вы можете сделать?

(местоимения 3-го лица изменяются по падежам.)

Какая тема нашего сегодняшнего урока?

Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам.

Какие цели мы поставим на урок?

Научиться изменять местоимения 3-го лица по падежам, распознавать местоимения 3-го лица в косвенных падежах.

Отвечают на вопросы учителя.

Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока.

П.: извлечение необходимой информации.

П.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П.: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Словес.: устная работа с упражнением, чтение

письменное выполнение упражнения

Практич.: устная работа над упражнением

Практич.: выполнение грамматического упражнения

Практич.: работа с толковым словарем

Откройте учебник на стр. 60.

В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений с предлогами.

Прочитайте рубрику «Обратите внимание!»

Когда в местоимениях 3-го лица появляется буква н?

С какими предлогами она не пишется?

Просить его – просить за него.

Послать ей – послать к ней.

Играть ими – играть с ними.

Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

Поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву н в местоимениях.

К этому упражнению представлен образец.

Все началось с ветки. Женя сломил её с дерева просто так. Не успел он отойти, как его окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он не заплакал, но ему было стыдно.

Что обозначает выражение просто так?

А как вы поступили бы на месте ребят?

Можно ли исправить то, что сделал Женя?

Как бы вы назвали текст? Озаглавьте текст. Выделите в нем три части.

Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж местоимений.

Обсудите с соседом по парте: что может «рассказать о себе» каждая из данных форм местоимений.

Как вы поняли, что нужно сделать?

(определить грамматические признаки местоимений.)

Прочитайте первое местоимение, назовите его грамматические признаки.

(его – 3 лицо, ед.ч., род.или вин. падеж)

Прочитайте второе местоимение, назовите его грамматические признаки. (вам – 2 лицо, мн.ч., дат. падеж.)

Далее самостоятельная работа с местоимениями.

Беспокоился об отце, одержал победу, увидел салют, любовался пейзажем, сделал из металла, извинился перед товарищем, спросил у директора, подъехал к вокзалу, доверять ученице, мечтать о путешествиях, дружить с космонавтом.

Задание: – замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

– запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

– укажите падеж имен существительных и местоимений.

Пример: Беспокоился об отце (о нем)

Прочитайте слова из словаря.

что означают эти слова? Найдите их значение в толковом словаре.

Запишите слова в тетрадь, выделите ударение, орфограмму.

Подберите к слову победа однокоренные слова.

(победитель, победный, победоносный, побежденный)

Подберите к слову солдат однокоренные слова.

(солдатский, солдатик, солдатушки, по-солдатски )

Составьте предложение, в котором встретились бы оба этих слова.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/05/04/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-izmenenie-lichnyh-0

Конспект урока ” Изменение местоимений 3-го лица по падежам”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Учителт 1 кваликационной категории- Дегтярева Наталья Фёдоровна

Тема урока: Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам

Цели урока: знакомство с особенностью склонения личных местоимений 3-го лица

Предметные: учиться правильно писать предлоги с местоимениями; определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; указывать лицо, число и падеж местоимений

Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету-русскому языку;

Тип урока: Общеметодологической направленности

Оборудование: учебник 4 кл. 2 ч. ШР., презентация.

1.Этап самоопределения к деятельности.

Психологический настрой – рифмованное начало урока.

– Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь!

– Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Проверять готовность к уроку

Объяснять смысл высказывания

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность.

2.Актуализация знаний и мотивация.

Практический метод – тестирование.

Словесный метод – проверка выполнения домашнего задания.

– Для начала давайте выполним небольшой тест и проверим как мы усвоили тему предыдущих уроков.

Укажите местоимения 2 – го лица.

Укажите местоимения 2 – го лица.

1. Укажите местоимения 2-го лица:

2.Укажите строку, где все местоимения единственного числа

3.Укажите местоимения 3-го лица

В) указывают на признак предмета

5. Укажите грамматические признаки местоимения ТЫ

Проверка домашнего задания (с.59, упр. 124).

Проверять домашнее задание.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

3. Постановка учебной задачи.

Исследовательский метод – ответы на вопросы.

Начнем наш урок с загадки, которая поможет Вам определить тему урока.

Скажите, а как вы поняли эту загадку? Слова, какой же части речи заменяют имена? (Местоимения).

Итак, прочитайте тему урока : « Изменение по падежам личных местоимений 3-го лица единственного множественного числа. Правописание местоимений.» Какие цели поставим перед собой?

А какие местоимения 3-го лица единственного числа вы уже знаете? (Он, она, оно, они)

Правильно, а как вы думаете, чему мы будем учиться? Определите цели урока

Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Вспоминать местоимения 3 лица: он, она, оно, они.

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание;

Частично-поисковый метод – работа с таблицей.

Репродуктивный метод – вопросы у тексту.

Репродуктивный метод – работа по заданию.

Практический метод – работа над грамматическими признаками местоимений.

– Рассмотрите таблицу склонения личных местоимений 3-го лица на с. 60.

В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?

Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений, на раздельное написание местоимений с предлогами. Какой вывод можно сделать?

вывод : если личное местоимение 3-го лица «он» («она», «оно», «они») употребляется с предлогом, то при произношении местоимение начинается со звука [н’], а на письме – с буквы «н». Не добавляется звук [н’] и буква «н» к местоимению после предлогов «вопреки (ему)», «благодаря (ей)», «навстречу (им)». Предлоги с личными местоимениями 3-го лица пишутся раздельно

– Прочитайте словосочетания. Определите начальную форму местоимений в каждой паре словосочетаний.

– В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?

– Запишите словосочетания. Поставьте вопрос
от главного слова к зависимому. Укажите падеж местоимений, подчеркните предлог и букву «н»
в местоимениях.

Прочитайте. Что обозначает выражение «просто так»? А как вы поступили бы на месте ребят? Можно ли исправить то, что сделал Женя?

Озаглавьте текст. Выделите в нем три части. Запишите заголовок и текст. Каждую часть пишите с красной строки.

Подчеркните местоимения. Определите лицо, число и падеж.

Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л., ед. ч., В. п.) с дерева просто так. Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Читать и воспринимать таблицу

Просить (кого?) его (В. п.) – просить (за кого?)
за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.) – послать (к кому?)
к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) – играть (с кем?) с н ими (Т. п.).

Работать с текстом, правильно указывать падеж, число и лицо:

Все началось с ветки. Женя сломил ее (3-е л., ед. ч., В. п.) с дерева просто так. Не успел он (3-е л., ед.ч., И. п.) отойти, как его (3-е л., ед. ч., В. п.) окружили ребята. Долго мальчики спорили, как поступить. Решили они (3-е л., мн. ч., И. п.) Женю на первый раз простить. Женя стоял молча. Он (3-е л., ед. ч., И. п.) не заплакал, но ему (3-е л., ед. ч., Д. п.) было стыдно.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Практический метод – работа с упражнением.

Частично-поисковый метод – работа со словарем.

Практический метод – разбор слова.

– Будем учиться, правильно употреблять в речи местоимения. Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

Укажите падеж имен существительных и местоимений.

Беспокоился об отце (о нем – П. п.). Одержал победу (ее – В. п.). Увидел салют (его – В. п.). Любовался пейзажем (им – Т. п.). Сделал из металла (из него – Р. п.). Извинился перед товарищем (перед ним – Т. п.). Спросил у директора (у него/
у нее – Р. п.). Подъехал к вокзалу (к нему – Д. п.). Доверять ученице (ей – Д. п.). Мечтать о путешествиях (о них – П. п.). Дружить с космонавтом (с ним – Т. п.).

– Ребята, в упражнении нам встретилось слово «победа», как вы понимаете это слово? (Успех в бою, в войне. Успех в соревнованиях, состязаниях). Давайте узнаем, что нам говорит Толковый словарь Ожегова (ПОБЕДА 1. Успех в битве, войне при полном поражении противника. Одержать победу. Вернуться с победой. День Победы (9 мая – праздник победы в Великой Отечественной войне).

– Выделите корень. Найдите орфограммы в этом слове? Подберите проверочные слова к этому слову? Удалось ли вам это сделать?

(Нет.) Значит, мы можем сделать вывод, что это слово нужно запомнить.

(Составление предложений со словарными словами победа и солдат).

Выполнять упражнение самостоятельно.

Размышлять над вопросами учителя.

Искать определение слова в толковом словаре «победа».

Выделять орфограммы, запоминать словарное слово.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Практический метод – работа в парах.

Репродуктивный метод – работа над упражнением.

Практический метод – самостоятельная работа.

Практический метод – самостоятельная работа.

– Поработаем в парах. У каждого ряда будет свой текст. Первый ряд будет работать с 1-м абзацем упражнения, второй со 2-м, третий с 3-м.

– Каждая пара прочитает свой абзац, обсудит, какими местоимениями можно заменить выделенные слова и запишет измененные предложения, объясняя написание слов с пропущенными буквами.

Давайте проверим, 1-ю группу? Послушаем, что у вас получилось. (Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.) У кого не так? Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их.

– Послушаем 2-ю группу, прочитайте, что вы записали? У кого не так? Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их.

– Прочитайте измененные предложения, 3-го абзаца. У кого не так? Кто сделал 1 ошибку? Кто сделал больше ошибок? А кто сделал ни одной ошибки? У кого есть ошибки, исправьте их.

– Определите лицо, число, падеж местоимений. Используйте таблицу.

1) п оздравляю тебя ( 2-е л., ед. ч., В. п.).

1) Разбить текст на предложения.

2) Выделить главные члены предложения.

У меня в доме жил ёж сначала он мирно пил молоко вместе с котом Данилом из одного блюдца но потом стал тихонечко теснить кота тогда я решил проучить ежа но как что-то ничего в голову не приходило но всё-таки я придумал и поставил блюдце Данилы на небольшое возвышение Данила легко мог пить молоко а ежу никак не дотянуться до него забавно было смотреть, как ёж бегал вокруг а Данила спокойно пил молоко он не обращал внимания на разгневанного ежа

Выполнять упражнение в парах.

Чайки могут съесть столько корма, сколько чайки (они) весят сами. Просто удивительно, как чайкам (им) удается сохранить изящную фигуру.

Отвечать на вопросы учителя.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

7. Включение в систему знаний

Практический метод – самостоятельная работа.

1. Поставьте местоимение в нужной форме.

2. Поставьте местоимение в нужной форме.

Самостоятельно выполнять задание.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения.

– Что интересного и нового узнали?

– Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов, которые я сейчас вам раздам.

– Спасибо за урок! Мне понравилась ваша работа на протяжении всего этого урока! Вы большие молодцы!

Оценивать свою работу на уроке.

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-izmenenie-mestoimeniy-go-lica-po-padezham-3604686.html

Adblock
detector