Отличие наречий от местоимений с предлогами
Отличие наречий от местоимений с предлогами можно установить в контексте. Чтобы отличить наречия от местоимений с предлогами, в предложении зададим к ним вопрос и определим морфологические и синтаксические признаки этих слов.
В русском языке существуют местоименные наречия и местоимения с предлогами, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному. Для того чтобы отличить их друг от друга и правильно написать слово, анализируем контекст и определяем, какая часть речи в нем используется.
Отличаем местоименные наречия
Местоименные наречия «оттого», «почему», «потому», «затем», «зачем», «поэтому», «почем» пишутся слитно. Это неизменяемые слова, которые только указывают на место, время, причину, образ действия и отвечают на обстоятельственные вопросы: когда? почему? зачем?
В предложениях с вопросительной интонацией местоименные наречия являются вопросительным словом.
Почему ты не ответила на этот вопрос?
В сложноподчиненном предложении местоименные наречия выступают в роли союзного слова. На них падает логическое ударение и, что главное, они являются второстепенным членом придаточного предложения — обстоятельством.
Я не знаю, зачем ты сюда явился .
Никому не известно, почему она так поступила .
Отличаем наречия от похожих местоимений с предлогами в предложении.
Раздельное написание местоимений с предлогами
Местоимения с предлогом пишутся отдельно. Чтобы отличить местоимение с предлогом от созвучного ему местоименного наречия, посмотрим контекст:
От того здания недалеко находится школа.
Что-то случилось, оттого он загрустил.
От какого здания? — от того.
В этом высказывании употреблено местоимение с предлогом, которое определяет существительное. Его можно заменить аналогичным местоимением:
от того здания — от этого здания.
Во втором сложном предложении слово «оттого» = «потому».
Что-то случилось, потому он загрустил.
Примеры для сравнения
Сравните случаи употребления местоимений с предлогами и местоименных наречий:
За тем домом во дворе растет старая береза.
Я прочитаю эту книгу, затем пойду в спортзал.
Мы удивлялись, зачем потратили столько времени на пустяки.
По чему можно перейти через канавку?
Он так и не сказал, почему опоздал на занятие.
Вы быстро доберетесь до вокзала по этому переулку.
Я устала, поэтому не пойду сегодня с вами в кино.
Охотники пошли по тому следу, оставленному зверем вчера.
У меня радостное настроение, потому улыбка не сходит с моего лица.
Хозяйка спросила у продавца, почем сегодня помидоры.
По чем опасно идти в незнакомой местности?
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/otlichit-narechiya-mestoimeniy-predlogami.html
Местоимение как часть речи.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько. Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько?: я смеюсь, моя сестра, несколько лошадей.
Морфологические и синтаксические признаки местоимения зависят от того, какую именно часть речи в данном случае оно заменяет.
Разряды местоимений.
Разряды местоимений различаются по лексическим признакам и грамматическим признакам.
По лексическим признакам местоимения бывают:
- личные местоимения: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога или беседы, а так же предметы.
- притяжательные местоимения: мой, твой, наш, их, свой, его, её. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо кому-либо или чему-либо: мой дом, твоя кровать.
- указательные местоимения: тот, этот, такой, таков, столько, и устаревшие сей и оный. Как можно догадаться из названия, эти местоимения указывают на количество или признак предмета: этот шкаф, столько рук.
- возвратное местоимение: себя. Данное местоимение означает, что лицо или предмет, который выступает подлежащим, тождественен другому лицу или предмету (который и назван местоимением себя): Он себя очень любит.
- вопросительные местоимения: что, кто, который, какой, чей, сколько. Эти местоимения служат для образования вопросов и указывают на предметы, лица, признаки или количество: Кто пришёл? Какие ученики? Сколько их?
- относительные местоимения – те же вопросительные, но служат они не для образования вопросов, а для связи в сложноподчиненных предложениях, выступая в роли союзных слов: Я поняла, кто был моим тайным поклонником. Это был парень, который учился со мной на одном факультете.
- определительныеместоимения: самый, сам, всякий, весь, каждый, другой, любой, устаревшие – всяк и всяческий. Определительные местоимения указывают на признак предмета: самый лучший муж, всякий проходимец, каждый вторник.
- отрицательные местоимения: ничто, никто, никого, некого, нечего, ничей, никакой, нисколько. Эти местоимения не указывают, а, наоборот, отрицают наличие предмета или признака: Я нисколько не обиделся. Никто не был виноват в моей рассеянности.
- неопределенные местоимения: нечто, некто, некоторый, некий, несколько. Остальные неопределенные местоимения образуются при помощи суффиксов –то, -либо, -нибудь и основы вопросительного местоимения: сколько-нибудь конфет, кто-то постучался, дай хоть что-нибудь.
По грамматическим признакам местоимения можно поделить на:
- Местоимения-существительные: я, ты, он, она, оно, они, мы, вы, они, кто-то, что-то, никто, себя и другие. Эти местоимения имеют свои особенности.
- Они указывают на предметы или лица.
- Они отвечают на те же вопросы, на какие отвечают существительные : кто?
- Склоняются по падежам: кто, кого, кому, кем и т.д.
- Имеют такие синтаксические связи в предложении, как существительное.
- Местоимения-прилагательные: твой, мой, свой, наш, какой, такой, тот и др. Они также имеют свои особенности.
- Как и прилагательное, указывают на признак предмета.
- Отвечают на вопрос какой? чей?
- Изменяются по числам, родам и падежам по тому же типу, что и прилагательные.
- Связываются с существительными по типу прилагательных.
- Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько.
- Отвечают на вопрос числительных сколько?
- Указывают на количество предметов, но не называют его.
- Обычно склоняются по падежам.
- Взаимодействуют с существительными, как имена числительные.
Синтаксическая роль местоимения.
Местоимение может выступать в предложении в роли
- Подлежащего: Ты придёшь на встречу?
- Сказуемого: Это он.
- Определения: Я хочу вернуть свою тетрадь.
- Дополнения: Мама позвала меня.
- Обстоятельства: Как это могло случиться?
Источник статьи: http://www.calc.ru/Mestoimeniye-Kak-Chast-Rechi.html
Разряды местоименных наречий. Примеры
Наречия знаменательные и местоименные
Среди наречий различают знаменательные и местоименные. Знаменательные наречия конкретно обозначают признак действия, его качество, способ действия, например:
Часть знаменательных наречий обозначает степень интенсивности признака, меру его проявления, например:
Большая группа знаменательных наречий называет различные обстоятельства, при которых происходит действие:
Местоименные наречия в отличие от знаменательных только указывают на место, время, способ действия и пр. или спрашивают о них. В этом плане они сопоставимы с местоимениями, которые тоже только указывают на предмет, признак или количество, конкретно не обозначая их.
Но в отличие от местоимений наречия не изменяются и не имеют окончаний. Подобно местоимениям, эти наречия имеют такую же грамматическую градацию.
Разряды местоименных наречий
Указательные местоименные наречия
Примеры предложений
Здесь, в лесном краю, и родилась моя любовь к живой природе, к родной земле (И. Соколов-Микитов).
Ручеек потек через двор, проложил себе русло во льду и выбежал за ворота. А там уже струился, завиваясь на ледяных порогах, широкий ручей (В. Панова).
Вдали, на западе, равнина вползала на пологий холм, и казалось, что оттуда на нас накатывается широкая морская волна (Ф. Абрамов).
Случайно неподалёку от Тархан оказался дубовый лес. Юноша любил ездить туда верхом и проводил там целые дни под широким, влажноватым, насыщенным зеленым светом и зеленой прохладой пологом дубравы (В. Солоухин).
Вопросительные местоименные наречия
Примеры предложений
Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя песня? (Н. Гоголь).
Учитель! Как и чем измерить его не легкий, добрый труд? (К. Ибряев).
Где сладкий шёпот моих лесов, потоков ропот, цветы лугов? (Е. Баратынский).
Ах, что за ночь! Тише, конь мой! Куда торопиться?
Рад и сегодня я сном до зари не забыться! (А. Фет).
Хлещет ливень по кустам,
Бьёт без промаху!
Всю малину исхлестал,
Всю черемуху!
Наклонил он ветки груш!
Нужен саду свежий душ,
Но зачем так сильно лить,
Набок яблоню валить?
Относительные местоименные наречия
Относительные местоименные наречия являются союзными словами в сложноподчиненных предложениях. Перечислим их:
Примеры предложений
Биденко потушил фонарик и вспомнил ту ночь, когда они нашли Ваню (В. Катаев).
Каждый день прилетали новые гости из северных лесов, где уже начиналась зима (В. Бианки).
Пришла девушка из какой-то Чернышевки, и она наконец поняла, зачем здесь собраны старые потемневшие книги (И. Эренбург).
Кислица растет в еловых лесах, куда редко проникает солнце (Ю. Дмитриев).
Но я боялась, что папа поймет, почему мы все вокруг него собрались (О. Берггольц).
Парнишка объяснил, как найти избу (А. Фадеев).
Определительные местоименные наречия
Примеры предложений
Всюду блеск воды, всюду простор и свобода (М. Горький).
Не всегда бушует в холодных странах беспросветная злая пурга (И. Соколов-Микитов).
Неопределенные местоименные наречия
Неопределенные местоименные наречия образованы с помощью приставки кое- или постфиксов -то, -либо, -нибудь:
Примеры предложений
Мать-Россия, мы полсвета у твоих прошли колёс, позади оставив где-то рек твоих раздольный плёс (А. Твардовский).
Откуда-то с берега доносится заунывная песня грузчиков (М. Горький).
Сквозь прошлогоднюю бурую листву кое-где растут высокие травы; грибы стоят отдельно под своими шляпками (И. Тургенев).
Особенно хорошо в самом густом ельнике, где-нибудь на дне глубокого лога (Д. Мамин-Сибиряк).
Как-то вдруг теплее стало на дороге фронтовой (А. Твардовский).
Отрицательные местоименные наречия
Отрицательные местоименные наречия имеют в своем морфемном составе ударную приставку не- или безударную приставку ни-:
Примеры предложений
Никогда не забыть мне хрустальных песен соловья, услышанных весной (С. Коненков).
На словах и так, и сяк, а на деле никак (пословица).
От соколиного глазу никуда не укроешься (пословица).
Некогда возвышавшиеся над хребтом скалы под действием ветра, солнца, воды развалились и теперь лежат под нашими ногами в виде обломков (Г. Федосеев).
Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/narechie/mestoimennye-narechiya-razryady.html
Урок-дебаты «Местоимения или наречия?»
В дебатах участвуют ученики 6-х и 7-х классов. Шестиклассники пытаются доказать, что слова так, откуда, никогда, почему-то, зачем – местоимения, семиклассники – что это наречия.
Цели урока: стимулировать творческую и поисковую деятельность учащихся, тщательно проработать изучаемый материал, развивать коммуникативные навыки, необходимые для общения, критическое мышление.
Сегодня мы будем говорить о словах, которые вызвали у нас затруднения при определении части речи. Мы будем спорить, ведь, как известно, в споре рождается истина, поэтому давайте вспомним правила ведения дискуссии. (Правила можно спроецировать на экран.)
1. Соблюдаем регламент и не нарушаем порядок выступлений.
2. Высказываемся ясно, понятно, свою точку зрения аргументируем.
3. Используем слова, с помощью которых пытаемся убедить оппонентов в своей правоте.
4. Следим за своей речью. Не допускается употребление слов-паразитов и ненормативной лексики.
5. На перекрестные вопросы оппонентов отвечаем четко, убедительно, спокойно.
6. Придерживаемся доброжелательного тона, не перебиваем оппонента, не выкрикиваем с места.
Дебаты – обмен мнениями, обсуждение вопроса на каком-нибудь собрании.
Оппонент – тот, кто оппонирует кому-либо, т.е. выступает с возражением кому-либо в публичной беседе, диспуте и т.д.
Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства.
Прежде, чем мы начнем наши дебаты (напоминаю, что дебаты – это особая форма дискуссии), давайте распределим роли.
От каждой команды прошу выделить по четыре человека для судейской коллегии. Как известно, количество судей должно быть нечетным, поэтому один человек будет следить за регламентом.
Теперь выберем секретаря, который будет заполнять протокол; количество участников в каждой команде – три человека. Одного представителя выбираем для подсчета голосов.
Остальные ребята будут зрителями. Перед вами на парте таблички с указанием команд и бланки для итогового голосования, в конце нашей дискуссии вы должны будете проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, более убедительно доказывала свою точку зрения. Ваше голосование напрямую связано с отметкой за сегодняшний урок.
Итак, напоминаю: все началось с того, что шестиклассники решили, что выделенные слова в этих предложениях местоимения, а семиклассники с ними не согласились.
(Материал дебатов проецируется на экран.)
Если нравится тебе, то делай так. (Строчка из детской песенки.)
Откуда ветер дует? (Название русской народной сказки.)
Никогда не говори никогда. (Название художественного фильма.)
Почему плачут лошади? (Название рассказа Ф.Абрамова.)
Зачем нарушил мой покой? (Строчка из песни.)
Где-то гремит война. (Название произведения В.П. Астафьева.)
В тот день, когда закончилась война. (Название стихотворения А.Твардовского.)
Отчего душа певуча. (Название стихотворения О.Мандельштама.)
Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. (Н.В. Гоголь)
Предоставим возможность каждой команде выступить. Время для выступления – до 5 мин.
Из выступления шестиклассников
Мы считаем, что выделенные слова – это местоимения, и попытаемся сейчас это доказать. Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, числительные, то есть указывает на предмет, качество или количество, но не называет их конкретно. Посмотрите на эти предложения. Эти слова, как местоимения, слова-указатели, а не слова-названия, конкретно что-то называющие, и их можно заменить знаменательными частями речи: делай руками махи, с какой стороны дует ветер, никогда не говори этого слова, по какой причине плачут лошади, с какой целью нарушил мой покой, за горизонтом гремит война, от любви душа певуча.
В тот день – какой? спрашиваем мы и отвечаем – «когда…». Вопрос какой? – вопрос имени прилагательного. В последнем предложении как – это относительное местоимение, которое станет вопросительным в предложении: Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем? Точно так же ведет себя местоимение что: Что ты делаешь? (Вопросительное.) – Я вижу, что ты делаешь. (Относительное.)
Мы не согласны с шестиклассниками, что данные слова – местоимения. Наверное, они полагают так потому, что еще не досконально изучили наречие. Мы уже выучили эту тему и можем утверждать, что для того, чтобы классифицировать данные слова как наречия, достаточно поставить к ним вопросы:
Если нравится тебе, то делай так. (Как?) Откуда ветер дует? (Откуда?) Почему плачут лошади? (Почему?) Зачем нарушил мой покой? (Зачем?) Где-то гремит война. (Где?) В тот день, когда закончилась война. (Когда?) Отчего душа певуча? (Почему?)
Кроме того, все эти слова относятся к глаголам, как и подобает наречиям. И заметьте, мы вопросы к ним ставили исключительно от глаголов. К тому же, обратите внимание, в предложении они являются обстоятельствами, как и полагается наречиям.
Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на этом этапе. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.
(После выступления зрителей.)
Переходим ко второй части наших дебатов. Команды готовы предоставить второй аргумент в пользу своей точки зрения, и мы начнем с 7-го класса.
Из выступления семиклассников
У выделенных слов мы определили следующие признаки наречий:
указывают на образ действия (так), место (откуда, где-то), время (когда), причину (почему, отчего), цель (зачем). Кроме того, эти слова не изменяются, а одним из важных признаков наречия как части речи является именно неизменяемость.
Раз уж речь зашла о разрядах, то у этих слов легко определить разряды местоимений.
Если нравится тебе, то делай так – так указывает, как именно надо сделать, указательное местоимение, как местоимения тот, та, то, те.
Откуда ветер дует? – с помощью слова откуда задается вопрос, значит это вопросительное местоимение, как и в предложениях: Почему плачут лошади?, Зачем нарушил мой покой?, Отчего душа певуча?
В тот день, когда закончилась война – слово когда присоединяет зависимое предложение к главному, значит, это относительное местоимение, как и в другом примере: Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем.
Где-то гремит война – место точно не указано, неопределенное местоимение.
Никогда не говори никогда – отрицательное местоимение.
Кроме того, вышеуказанные слова не обозначают признак действия, как, например, наречия быстро, давно, весело.
Уважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на втором этапе. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.
В качестве третьего аргумента ребята обратились к орфографии. Давайте послушаем еще по одному выступлению.
Из выступления шестиклассников
К этим словам подходят некоторые правила правописания местоимений: никогда – без ударения нужно писать и, в отличие от некогда, как в отрицательных местоимениях: никто, ничто, некто, нечто. А в слове где-то суффикс -то пишется через дефис, как в местоимениях кто-то, что-то, какой-то.
Правописание приставки кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь через дефис касается не только местоимений, но и наречий (кое-где, кое-как, где-то, где-либо, где-нибудь), а также они могут употребляться и с другими частями речи: сядешь-то или нет.
И еще мы хотим обратить внимание на образование этих слов. Слова отчего, зачем, почему образовались путем сращения предлога и местоимения: от чего, за чем, по чему. Такие слова являются омофонами, а грамматическая омонимия возможна только между разными частями речи: Отчего ты печален? (наречие) – От чего отталкиваться? (предлог + местоимение).
УчительУважаемые зрители! Мы просим вас проголосовать за ту команду, которая, на ваш взгляд, была убедительнее на третьем этапе наших дебатов. Пока данные голосования вносятся в протокол, прошу зрителей высказаться по поводу услышанного.
А теперь прошу вас взять бланк для итогового голосования и проголосовать не за команду, а за часть речи: поставьте галочку напротив слова местоимение, если вы разделяете точку зрения шестиклассников, или напротив наречия, если вы согласны с семиклассниками.
Пока счетная комиссия подсчитывает результат голосования, послушаем выступление независимого докладчика. Прошу его внимательно послушать.
Сообщение независимого докладчика
Некоторые лингвисты считают рассматриваемые слова местоименными наречиями, так как они совмещают в себе признаки двух частей речи: местоимения и наречия. Еще их называют местоимениями-наречиями.
Как и все местоимения, они не называют признака (в данном случае признака действия), а только указывают на него, обобщают или служат для вопроса. Как наречия, они зависят от глаголов, прилагательных, наречий и в предложении являются обстоятельствами, а как местоимения, разделяются на разряды:
1) вопросительные: где, куда, откуда, когда, почему;
2) отрицательные: нигде, никуда, ниоткуда, никак, некогда, незачем;
3) неопределенные: некогда в значении «когда-то», где-то, кое-как;
4) указательные: там, туда, сюда, здесь, так, затем, потому;
5) определительные: везде, всюду, всегда, иногда и др.
Подведем итоги нашей работы. Предоставим слово членам судейской коллегии.
Судьи комментируют зафиксированные аргументы и контраргументы, а также оглашают результаты голосования на промежуточных этапах и в конце игры. По окончании дебатов называется команда-победительница.
Оценку можно поставить секретарю за умение сжато записывать основные мысли докладчиков.
С.М. ВОВК,
пос. Софрино,
Московская обл.
Источник статьи: http://rus.1sept.ru/view_article.php?id=200901606