Меню Рубрики

Как писать местоимения с предлогами

Как пишутся местоимения с предлогами

Для начала дадим определения местоимению и предлогу.

Местоимения обозначают признак или количество предмета. Эта часть речи заменяет числительные, прилагательные и существительные. Местоимение – самостоятельная часть речи.

По значению различают следующие местоимения:

  • личные;
  • возвратные;
  • вопросительные;
  • относительные (употребляются для связи предложений в качестве союзных слов в сложноподчиненных предложениях);
  • притяжательные;
  • указательные;
  • определительные (указывают на признак предмета, например, весь, всякий, каждый);
  • неопределенные (например, некто, кое-что, чей-нибудь);
  • отрицательные (никто, ничей).

Предлог относят к служебным частям речи. Он служит для связи слов друг с другом.

  • непроизводные (в, на, от и т.д.);
  • производные, когда предлог образован от глагола, наречия или существительного, например, благодаря, напротив, вопреки).

По структуре различают простые и составные предлоги. Простые состоят из одного слова, составные, соответственно, из нескольких слов.

Одно из первых правил русского языка, которое узнают учащиеся, это то, что все предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. Чтобы правильно понять является слово предлогом нужно попробовать вставить уточняющее слово или задать вопрос. Например, на (чем?) столе или на (письменном) столе.

Местоимения-существительные с предлогами образуют формы косвенных падежей (за вами, без кого-нибудь). Предлоги с местоимениями в форме косвенных падежей пишутся всегда раздельно.

Предлоги, которые начинаются с согласной буквы в сочетании с личным местоимением «я» и его производные (мной, мне) пишутся гласная «о» (передо мной, обо мне).

При употреблении местоимения третьего лица единственного и множественного числа с предлогом, к его началу добавляется буква «н» (к нему, для нее, из-за них).

У притяжательных местоимений его, ее, их, в родительном падеже, предлог в предложении относится к существительному, поэтому буква «н» перед предлогом исчезает (его книга, ее голос, их дом).

  • оставить для них – оставить для их родителей;
  • пройти мимо него – пройти мимо его дома;
  • идти с ней – идти рядом с ее сестрой;
  • оказаться у них – у их дачи.

У притяжательных местоимений: его, ей, их, при наличии предлога буква «н» не пишется.

При употреблении производных предлогов: вне, вопреки, наперекор, навстречу, благодаря, буква «н» у личных местоимений, также пропадает.

Примеры: вопреки ему, благодаря им, вне их.

Начальная «н» также не пишется при употреблении личных местоимений с прилагательными в сравнительной степени. Прыгать выше ее, спеть громче его, оказаться моложе их.

Предлоги с отрицательными и неопределенными местоимениями.

Предлоги, которые стоят после частиц («не», «ни», «кое»), относящихся к местоимению, пишутся раздельно. Например,

  • никого – ни у кого;
  • кое-что – кое о чем.

Источник статьи: http://russkyaz.ru/slova/mestoimeniya/kak-pishutsya-mestoimeniya-s-predlogami.html

Правописание местоимений с предлогами (таблица)

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Местоимения в фор­ме кос­вен­ных паде­жей пишут­ся с пред­ло­га­ми все­гда раз­дель­но.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

И. п. он она оно они

Р. п. у него у неё у него у них

В. п. на него не неё на него на них

Т. п. с ним с ней с ним с ними

П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его теле­фон;
  • она — не слы­шу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сум­ки.

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

  • оста­вить для н его — для его мате­ри;
  • иду с н ей — иду рядом с её доче­рью;
  • прой­ти мимо н её — мимо её дру­зей;
  • ока­зать­ся у н их — у их дома.

Правило

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «ей», «их» с пред­ло­га­ми и без них бук­ва «н» не пишет­ся.

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Источник статьи: http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/chasti-rechi/45370-pravopisanie-mestoimenij-s-predlogami-tablica.html

Правописание местоимений с предлогами

В рус­ском язы­ке место­име­ния с пред­ло­га­ми пишут­ся все­гда раз­дель­но.

Местоимение — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая ука­зы­ва­ет на пред­мет, при­знак или коли­че­ство, кон­крет­но не обо­зна­чая их. Местоимения заме­ща­ют суще­стви­тель­ные, при­ла­га­тель­ные и чис­ли­тель­ные. Местоимения-существительные обра­зу­ют фор­мы кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми:

  • без тебя, без них, без кого-нибудь;
  • к нему, к ним, к чему-либо;
  • у него, у тебя, у вас;
  • за ней, за вами, за кем-то.

Некоторые падеж­ные фор­мы место­име­ний раз­лич­ных семан­ти­че­ских раз­ря­дов име­ют осо­бен­но­сти в напи­са­нии с пред­ло­га­ми.

Правописание личных местоимений с предлогами

В кос­вен­ных паде­жах лич­но­го место­име­ния «я», начи­на­ю­щих­ся с соче­та­ний соглас­ных, у пред­ло­гов «над», «перед», «с», «к», «об», пишет­ся бег­лая глас­ная «о»:

У место­име­ний 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла после отно­ся­щих­ся к ним пред­ло­гам пишет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он, оно — к н ему, от н его, у н его;
  • она — без н её, над н ей, для н её;
  • они — из-за н их, к н им, с н ими.
И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Случаи употребления «их», «них», «ей», «ней»

Формы роди­тель­но­го паде­жа лич­ных место­име­ний «его», «её», «их» могут упо­треб­лять­ся в роли при­тя­жа­тель­ных место­име­ний:

  • он — нет (кого?) его — ( чей?) его теле­фон;
  • она — не слы­шу (кого?) её — (чей?) её голос;
  • они — нет кого? их — (чьи?) их сум­ки.

У при­тя­жа­тель­ных место­име­ний «его», «её», «их» в отли­чие от падеж­ных форм с пред­ло­га­ми соот­вет­ству­ю­щих лич­ных место­име­ний пред­лог отно­сит­ся не к место­име­нию, а к после­ду­ю­ще­му суще­стви­тель­но­му. В этом слу­чае началь­ная бук­ва «н» у слов это­го раз­ря­да не пишет­ся.

  • оста­вить для н его — для его мате­ри;
  • иду с н ей — иду рядом с её доче­рью;
  • прой­ти мимо н её — мимо её дру­зей;
  • ока­зать­ся у н их — у их дома.

Правило

После про­из­вод­ных пред­ло­гов «вне», «вопре­ки», «соглас­но», «подоб­но», «бла­го­да­ря», «напе­ре­кор», «навстре­чу» бук­ва «н» у лич­ных место­име­ний так­же не появ­ля­ет­ся.

Понаблюдаем:

Начальное «н» не пишет­ся у место­име­ний это­го раз­ря­да после срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го или наре­чия:

Правописание предлогов с отрицательными и неопределенными местоимениями

В кос­вен­ных паде­жах отри­ца­тель­ных и неопре­де­лен­ных место­име­ний пред­ло­ги, ока­зав­ши­е­ся после частиц «не», «ни», «кое», пишут­ся раз­дель­но:

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/pravopisanie-mestoimeniy-predlogami.html

Правописание местоимений с предлогами.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Урок по письму и развитию речи для 9 класса коррекционной школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

1.Предметные: повторить понятия “местоимения”, личные местоимения; правописание личных местоимений с предлогами; подбирать предлоги к местоимениям в словосочетаниях; определять лицо, число и падеж местоимений.

Коррекционно-развивающие: развивать творческую инициативу; формировать и развивать положительную мотивацию учебной деятельности; работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать культуру речи: учить правильно образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами; поддерживать интерес к изучению предмета; совершенствовать навыки самоконтроля.

«Русский язык» 9 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2006; презентация к уроку; карточки для самостоятельной (разноуровневой) работы; проекционное оборудование, компьютер.

1. Психологический настрой

Здравствуйте! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

2. Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы:

Что такое местоимение? (Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его).

На какие вопросы отвечает местоимение? (кто? что?).

Вместо какой части речи употребляется местоимение? (вместо имени существительного).

Какие местоимения относятся к 1-му лицу? (Я, МЫ)

Какие местоимения относятся ко 2-му лицу? (ТЫ, ВЫ)

Какие местоимения относятся к 3-му лицу? (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)

Как изменяются местоимения? (по числам, падежам).

Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа? (по родам).

Как пишутся местоимения с предлогом? (раздельно).

  1. – Посмотрите внимательно на экран. Найдите лишнее слово.

От него, у тебя, мы, для вас, о них.

– Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

– Сегодня на уроке мы закрепим тему «Правописание местоимений с предлогами», также узнаем что-то новое о правописании местоимений с предлогами. Что именно, вы сможете мне сказать в конце урока.

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ.

2. – Я вам зачитаю предложения, а вы должны найти местоимения и записать их в тетрадь ( один обучающийся работает у доски)

«Чем вы , гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

«Здравствуй, красная девица,-

«Корабельщики в ответ: « Мы объехали весь свет».

«Отпусти ты , старче, меня в море

Дорогой за себя дам откуп ».

«Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца».

– Ребята, кто может назвать автора произведений, из которых взяты эти строчки?

-Из каких сказок Пушкина эти строки?

(“Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”).

– Внимательно прочитайте свои записи и подчеркните местоимения 3 лица единственного числа (она, он).

– Запишите слова в 2 столбика. В 1-ый столбик те, которые можно заменить местоимением ОНА, во 2-ой – ОНО.

Аг..тац..я, адв..кат, излиш..ство, заб..стовка, в..з..вание, вент..ляц..я, издат..льство, к…фе.

– Какое слово осталось? Как вы думаете, почему?

– Ребята, составьте предложение со словом АДВОКАТ, чтобы в нем было местоимение.

– Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор (один обучающийся работает у доски).

1. Игра “Кому что досталось”.

Задание на развитие умения определять начальную форму местоимений по падежной форме.

На экране местоимения, обучающиеся определяют их падеж и начальную форму.

У меня (я), за нас (мы), за ней (она), к нам (мы), про него (он), с тобой (ты), без вас (вы), о тебе (ты), ко мне (я), на них (они).

(Р.п., Р.п., Т.п., Д.п., Р.п., Т.п., Р.п., П.п., Д.п., П.п.)

– Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)

– Я буду называть местоимения. Если вы услышите местоимение с предлогом – хлопайте, если без предлога – топайте.

За неё, оно, им, с тобой, перед ним, её, со мной, тебя, про них, при нём.

  1. Перед вами словосочетания. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные предлоги в словосочетания)

Заехать . вами, письмо . тебя, скучать . вам, рассказ . нас, дойти . меня, вспоминать . тебе, уйти . нас, надежда . вас, тучи . нами, погостить . нас, дотронуться . тебя, думать . тебе.

4. Анализ материала для наблюдения.

– Назовите начальную форму местоимений, определите лицо. (он, она, они -3 лицо)

– Сравните местоимения 3 лица в правом и левом столбиках. Одинаково ли они пишутся? – Чем отличается их написание?

Дать ей Разговаривать с ней

– Как пишутся местоимения с предлогами? (раздельно)

– С какой буквы начинаются местоимения, если стоят после предлогов? (с буквы н)

– Давайте сформулируем правило.

(После предлогов к местоимениям 3 лица добавляется буква Н)

5. – Откроем учебники на странице 106. Дополним правило .

Предлоги с местоимениями пишутся . .

К большинству местоимений 3 лица добавляется согласная . если местоимение стоит после . .

6. – Давайте закрепим правило упражнением 137 на странице 106 (1-3 строчки).

– Назовите местоимения 3 лица.

(Обучающиеся работают в тетрадях).

– К каким местоимениям после предлогов добавляется буква Н?

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 5 раз.

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 5 раз.

8. – Предлагаю вам задания для самостоятельной работы разной степени сложности

Выберите себе карточку: белого цвета – более легкое задание, зелёного цвета – посложнее.

Дополни словосочетания, вставив местоимения 3 лица. Определи падеж.

Исправь ошибки. Запиши. Определи лицо, число, падеж.

Мы с ими скоро встретимся.

– Как пишутся местоимения с предлогами?

– Что нового вы узнали о правописании местоимений с предлогами?

– Откроем дневники и запишем домашнее задание.

– Оцените свою работу на уроке.

2. Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.

– С каким заданием вы справились легко?

– А какое вызвало у вас затруднение?

– Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащих.

Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство.

Цель урока: показать условия различения на письме союзов тоже, также, чтобы, зато и наречия и местоимений с частицами то, же, бы,; формирование навыка написания союзов также, тоже, чтобы, зато, подгот.

Урок русского языка и развития речи.

Мастер-класс для детей с интеллектуальными нарушениями (8 класс).

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/04/25/pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami

Adblock
detector