Меню Рубрики

Как подготовить рассказ о местоимениях

Знакомство с местоимениями. Визитная карточка местоимений

Форма урока: ролевая игра.

Опережающее задание: Подготовить рассказ о местоимениях с презентацией, а также небольшое задание для одноклассников.

Цель:

  • Повторение разрядов местоимений в форме ролевой игры
  • Научиться применять информационные технологии для выступления
  • Совершенствовать умение выступать перед аудиторией, умение организовать работу коллектива.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К этому уроку каждый из вас готовился индивидуально, подготовил интересный материал для класса.

Итак, сегодня у нас в гостях Местоимения. Слово я передаю Личным местоимениям.

I. Рассказ о личных местоимениях

Добрый день, дорогие друзья, разрешите мне рассказать о нас – личных местоимениях.

1. Почему нас называют личными местоимениями?

– Потому что мы указываем на лица, которые участвуют в речи. Например:

Я, МЫ – указываем на говорящего, мы местоимения 1 лица.

ТЫ, ВЫ – указывают на собеседника, это местоимения 2 лица

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят. Это местоимения 3 лица.

2. Местоимения 1 и 2 лица: Я, МЫ,ТЫ,ВЫ – отвечают на вопрос КТО?

Местоимения 3 лица: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ – отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?

3. Мы бываем единственного и множественного числа:

Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО – единственное число

МЫ, ВЫ, ОНИ – множественное число

4. Мы изменяемся по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово. Например:

5. А теперь обратите внимание на примеры:

Послать ЕМУ – послать к НЕМУ

Заниматься ИМ – заниматься с НИМ

Скажите, пожалуйста, какая особенность в нашем склонении имеется в косвенных падежах?

Ответ: После предлогов у местоимений 3 -го лица появляется Н.

6. Давайте немножко позанимаемся. Я сейчас раздам вам по одному названию местоимений, а вы составите с ними и глаголами, которые будут на доске, словосочетания и запишете на доске

(раздает таблички с названиями местоимений, чтобы хватило каждому ученику – Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ)

На интерактивной доске – глаголы:

Беспокоился (о ком? ) – о нас

Соревновался (с кем?) – с тобой

Расстилалась (перед кем? ) – перед вами

Не смейся (над кем?) – над ним

Приготовить (для кого?) – для неё

7. Молодцы. И в конце я хочу напомнить ещё об одном: С помощью нас, личных местоимений, можно выразить вежливое отношение.

Когда обращаетесь к взрослым, надо использовать местоимение ВЫ вместо местоимения ТЫ. Например, Надежда Гаврильевна, можете ли Вы нам разрешить поездку в г.Якутск?

II. На сцену выходит Возвратное местоимение

Добрый день, друзья. Меня зовут “СЕБЯ”

Я – интересное местоимение.

1. Почему? Потому что:

  • Я один
  • У меня нет именительного падежа
  • В предложении являюсь только дополнением
  • Не имею форм рода и числа.
  • Я показываю действие, которое направлено на само действующее лицо, поэтому и называюсь Возвратным.

2. Меня, Возвратное местоимение, часто можно встретить в пословицах, поговорках, поучительных высказываниях. Я хочу предложить вам прочитать пословицы, вставляя пропущенные возвратные местоимения. Указать, в каком падеже употребили возвратные местоимения.

Для :. :.жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить.

Не кричи о . , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Кто только о . хлопочет, то о других и знать не хочет.

III. теперь слово Притяжательным местоимениям.

Добрый день, друзья. Нас, притяжательных местоимений, несколько: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ.

Мы указываем на признак предмета по его принадлежности

Отвечаем на вопрос ЧЕЙ? (ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?)

Мы изменяемся, как прилагательные, по родам, числам, падежам.

Иногда в значении притяжательных местоимений мы используем личные местоимения в форме родительного падежа: ЕГО, ЕЁ, ИХ.

Сразу предупреждаю, что правильное употребление – ИХ, а не ИХНИЙ.

В предложении мы обычно бываем определениями.

Предлагаю вам следующую работу:

Надо в данных предложениях устранить недочеты в употреблении притяжательных местоимений.

На ихних (их) огородах травы много наросло. В ихнем (их) хозяйстве коровы хорошей породы. Лавочник протянул Алеше его (свою) пухлую руку. Будущие олимпийцы занимаются в чудесном Дворце спорта. Недавно его (их) гостями были известные спортсмены.

IV. Слово Указательным местоимениям.

Добрый день. Наше название говорит о том, что мы на что-то указываем.

1. Так:

  • Местоимения ЭТОТ, ТОТ указывают на предмет или признак, выделяя его среди таких же. Причем местоимение ЭТОТ указывает на более близкий предмет, а ТОТ – на более отдаленный.
  • Местоимения ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ указывают на схожесть признаков или высокую меру оценки. Например: Лена такая же, как и все мы. Он такой человек, что его все уважают.
  • Местоимение СТОЛЬКО указывает на количество, которое было названо раньше.
  • Я прочитала во время каникул 4 книги, моя подруга – столько же книг.
  • Местоимения ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ЭТАКИЙ изменяются по родам, числам и падежам.
  • А местоимение ТАКОВ изменяется по родам и числам: ТАКОВ, ТАКОВА, ТАКОВО – ТАКОВЫ.
  • Местоимение СТОЛЬКО склоняется, но не изменяется по родам и числам: например, столько книг, стольких книг, стольким книгам, столько книг, столькими книгами, о стольких книгах.

2. Я прочитаю вам текст о книге – великане, он будет на доске. Вы внимательно послушайте, затем нужно будет найти указательные местоимения, выйти к доске, подчеркнуть их и указать падеж и число.

Книга высотой в два этажа. Скажете: таких (р.п., мн.ч.) книг не бывает. И ошибетесь! Такие (им.п., мн.ч.) книги есть! Некоторые из этих (р.п., мн.ч.) книг находятся в Монголии. В одной из таких (предл. п., мн.ч.) книг насчитывается 236 томов. Книги эти (им.п., мн.ч.) созданы в древности. В те (вин.п., мн.ч.) времена мастерам – искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько (им.п.) же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих (сей, р.п., мн.ч. – это можно не брать, если не знают) пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. (Колорит – сочетание красок, цветов в картине, характер окраски).

IV. На сцену выходят Определительные местоимения.

1. Я думаю, что нас, определительных местоимений, запомнить трудно, но можно. Итак, называю определительные местоимения:

3. Мы можем иметь такое значение:

  • Все до одного, полностью – ВЕСЬ класс
  • Лучший из всех – САМЫЙ красивый
  • Отдельный из многих – ИНЫХ уж нет.

4. Мы изменяемся по родам, числам, падежам.

5. В предложении можем быть определением, подлежащим, дополнением.

6. А теперь я хочу обратить ваше внимание на местоимения САМ (САМА) и САМЫЙ. Давайте поставить ударения и попробуем просклонять эти местоимения.

(На интерактивной доске дается таблица со словосочетаниями, в которой учащиеся должны вставить окончания местоимений)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/596667/

Adblock
detector