Меню Рубрики

Как сделать морфологический разбор местоимения мне

Морфологический разбор местоимений

Местоимение — изменяемая часть речи, при морфологическом разборе местоимений учитываются постоянные и непостоянные морфологические признаки. В предложениях местоимения могут играть разную синтаксическую роль.

Перечислим характеристики местоимений для составления морфологического разбора.

  • Общее значение: указание на предмет, объект, признак или количество, не называя их.
  • Вопрос: кто? какой? сколько? (ставится в нужном падеже).
  • Начальная форма: именительный падеж, единственное число.
  • Морфологические признаки:
    Постоянные признаки: разряд (личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное), лицо (у личных местоимений).
    Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  • Синтаксическая роль:
    подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство.

План разбора

  1. Часть речи. Общее значение.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — именительный падеж, единственное число.
    • Постоянные признаки: разряд, лицо (у личных местоимений).
    • Непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
  3. Синтаксическая роль.

Пример разбора

Дано предложение: «Мой оптимизм родился из занятий наукою, и мне желательно было внушить его каждому. » (Д. Менделеев).
Задание: сделать морфологический разбор слов мой , мне .

Пример 1

  1. Мой — местоимение.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — мой.
    • Постоянные признаки: притяжательное.
    • Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число, мужской род.
  3. В предложении является определением (чей?): мой .

Пример 2

  1. Мне — местоимение.
  2. Морфологические признаки:
    • Начальная форма — я.
    • Постоянные признаки: личное, 1-е лицо.
    • Непостоянные признаки: дательный падеж, единственное число.
  3. В предложении является дополнением (кому?): мне .

Наш сайт делает морфологический разбор местоимений. Введите слово в текстовое поле и нажмите кнопку.

Слова с буквой ё пишите через букву ё: стёкла, совершённый и др.

Планы и примеры морфологических разборов частей речи русского языка:

Источник статьи: http://morphologyonline.ru/razbor-mestoimeniya.html

Как сделать морфологический разбор местоимения мне

Разбор слова как части речи всегда сложен и неоднозначен. Мало знать признаки той или иной части речи, нужно опираться на конкретный текст, только в нём можно правильно определить форму слова и его роль в предложении.

Разберёмся с особенностями разбора местоимений. Важно без ошибок и колебаний определять, какую часть речи оно заменяет и к какому разряду относится.

Нужно знать и общее грамматическое значение местоимений: оно всегда указывает, но не называет.

Постоянные признаки личных местоимений заметно отличаются от признаков других разрядов.

Повторите материал о местоимениях, для этого сравните 3 таблицы. Затем выучите план разбора и попробуйте сами сделать несколько вариантов разборов. используйте приведённые ниже образцы. Кстати, непринципиально, где указывать начальную форму и вопрос: в первой или в какой-либо другой части. Обратите внимание на отсутствие непостоянных признаков у притяжательных местоимений его, её, их.

ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ

1. Часть речи и общее грамматическое значение.

2. Начальная форма и морфологические признаки:

– род (только у личных в 3 лице).

3. Синтаксическая роль местоимения.

Текст из рассказа Анатолия Алексина “Подумаешь, птицы. “

Найдите местоимения и выполните их морфологический разбор:

Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. “Вот придет наша Лёля с работы, мы вам покажем!” – кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки; будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его: “Ну как? Ты доволен мною?”

А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

Читайте также:  Задания на указательные местоимения в английском языке для детей

И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она вытаскивала в коридор сразу три коврика – для себя, для отца и совсем маленький для Кольки).

И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени.

Вот сколько местоимений в тексте:

Никто, её, мы вам, они, он, ты, мною, себя, его – местоимения-существительные.

Все, наша, сам, ту, своего, которая, самым, всему, этому – местоимения-прилагательные.

Теперь выполним морфологический разбор этих местоимений:

1. Никто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в И.п.
3. не называл (кто?) никто – подлежащее.

1. Её – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ж.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) её – дополнение.

1. Мы – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Покажем (кто?) мы – подлежащее.

1. Они – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, мн.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Кричали (кто?) они – подлежащее.

1. Он – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Умел гасить (кто?) он – подлежащее.

1. Ты – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в И.п.
3. Доволен (кто?) ты – подлежащее.

1. Мною – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Ты доволен (кем?) мною – дополнение.

1. Себя – м.-с., т.к. указывает на субъект, но не называет его.
2. Н.ф. нет формы И. п. – себя
П.п. – возвратное.
Н.п. – в Р.п.
3. Вытаскивала (для кого?) для себя – дополнение.

1. Его – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., ед. ч.
Н.п. – в Р.п.
3. Называли (кого?) его – дополнение.

1. Все – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное.
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. Называли (кто?) все – подлежащее.

1. Наша – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) наш
П.п. – притяжательное.
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Лёля (чья?) наша – определение.

1. Сам – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (каким образом?) сам
П.п. – определительное.

Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Он умел гасить (как? каким образом?) сам – обстоятельство.

1. Ту – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в ж.р.
3. Сторону (какую?) ту – определение.

1. Своего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) свой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Торжества (какого?) своего – определение.

Читайте также:  Местоимение тех какое лицо

1. Которая – м.-п., т.к. указывает на отношения между частями сложноподчинённого предложения.
2. Н.ф. – (какой?) который
П.п. – относительное
Н.п. – в И.п., в ж.р., в ед.ч.
3. С мамой, которая. – подлежащее.

1. Самым – м.-п., т. к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) самый
П.п. – определительное
Н.п. – в Т.п., в ед.ч., в м.р.
3. Кубком (каким?) самым дорогим – определение.

По мнению некоторых учёных, слово “самым” в данном словосочетании можно считать формообразующей частицей, которая служит для образования превосходной степени прилагательного “дорогой”.

1. Всему – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) весь
П.п. – определительное
Н.п. – в Д.п., в ед.ч., в м.р.
3. Верил (чему?) всему – дополнение.

1. Нескольких – м.-ч., т.к. указывает на неопределённое количество, но не называет его.
2. Н.ф. – (сколько?) несколько
П.п. – неопределённое
Н.п. – в П.п., во мн.ч.
3. Пролетал (как далеко?) в нескольких миллиметрах – обстоятельство.

Тренировочные задания с самопроверкой

Произведите морфологический разбор указанных местоимений.

Никого 3 не вижу, никого не знаю.

В неё 3 нужно налить воды.

Того 3 , кто украл, я не нашёл.

Твой 3 подарок мне очень дорог.

Мне 3 нечего 3 искать здесь.

Эти 3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

Нас 3 беда обошла стороной.

Я не ждал никакой 3 помощи.

Никого 3 не вижу, никого не знаю.

1. Никого – м.-с., т.к. указывает на отсутствие лица и не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) никто
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. не вижу (кого?) никого – дополнение.

1. (над) тобой – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) ты
П.п. – личное, 2 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Т.п.
3. Над (кем?) тобой – дополнение.

В неё 3 нужно налить воды.

1. (в) неё – м.-с., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) она
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., ж.р.
Н.п. – в В.п.
3. налить (во что?) в неё – дополнение.

Того 3 , кто украл, я не нашёл.

1. Того – м.-п., т.к. указывает на предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) тот
П.п. – указательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Не нашёл (кого?) того – дополнение.

1. (С) ним – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) он
П.п. – личное, 3 лицо, ед.ч., м.р.
Н.п. – в Т.п.
3. дружил (с кем?) с ним – дополнение.

Твой 3 подарок мне очень дорог.

1. Твой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) твой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Подарок (какой?) твой – определение.

1. Какие-то – м.-п., т.к. указывает на неопределённый признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) какой-то
П.п. – неопределённое в значении вопросительного.
Н.п. – в И.п., во мн. числе
3. проблемы (какие?) какие-то – определение.

1. Мой – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) мой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. дом (какой?) мой – определение.

Мне 3 нечего искать здесь.

1. Мне – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – я
П.п. – личное, 1 лицо, ед.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. искать (кому?) мне – дополнение.

Читайте также:  Чем в предложении может являться местоимение

Мне нечего 3 искать здесь.

1. Нечего – м.-с., т.к. указывает на отсутствие предмета и не называет его.
2. Н.ф. – нечего (нет формы Им. п.)
П.п. – отрицательное
Н.п. – в Р.п.
3. искать (что?) нечего – дополнение.

1. Кто-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённое лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое
Н.п. – в И.п.
3. есть (кто?) кто-нибудь – подлежащее.

1. Им – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) они
П.п. – личное, 3 лицо, м.р., мн.ч.
Н.п. – в Д.п.
3. не нужно (кому?) им – дополнение.

Эти 3 тёплые дожди очень полезны для растущих трав.

1. Эти – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) этот
П.п. – указательное
Н.п. – в И.п., во мн.ч.
3. дожди (какие?) эти – определение.

Нас 3 беда обошла стороной.

1. Нас – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) мы
П.п. – личное, 1 лицо, мн.ч.
Н.п. – в Р.п.
3. обошла (кого?) нас – дополнение.

1. Чем – м.-с., т.к. указывает на вопрос.
2. Н.ф. – (что?) что
П.п. – вопросительное.
Н.п. – в Т.п.
3. помочь (чем?) чем – дополнение.

Я не ждал никакой 3 помощи.

1. Никакой – м.-п., т.к. указывает на отсутствие признака и не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) никакой
П.п. – отрицательное.
Н.п. – в Р.п., ед.ч., ж.р.
3. помощи (какой?) никакой – определение.

1. Что-нибудь – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто-нибудь
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в В.п.
3. нужно (что?) что-нибудь – дополнение.

Комментарии

1. Каждый – м.-п. в значении существительног о, т.к. указывает на субъект, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) каждый
П.п. – определительное.
Н.п. – в И.п., в ед.ч., в м.р.
3. Каждый (кто?) – не является членом предложения, это обращение.

1. Кто – м.-с., т.к. указывает на лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) кто
П.п. – относительное.
Н.п. – в И.п.
3. Молод (кто?) кто – подлежащее.

1. Наши – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) наш
П.п. – притяжательное.
Н.п. – в В.п., во мн.ч.
3. В ряды (чьи?) наши – определение.

1. Каждый (день) – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) каждый
П.п. – определительное.
Н.п. – в В.п., в ед.ч., в м.р.
3. Встречал (когда? как часто?) каждый день – обстоятельство времени.

1. Некто – м.-с., т.к. указывает на неопределённый предмет или лицо, но не называет его.
2. Н.ф. – (кто?) некто
П.п. – неопределённое.
Н.п. – в И.п.
3. Встречал (кто?) некто – подлежащее.

1. Этого – м.-п., т.к. указывает на признак предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (какой?) этот
П.п. – указательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Друга (какого?) этого – определение.

1. Моего – м.-п., т.к. указывает на принадлежность предмета, но не называет его.
2. Н.ф. – (чей?) мой
П.п. – притяжательное
Н.п. – в Р.п., в ед.ч., в м.р.
3. Друга (чьего?) моего – определение.

Источник статьи: http://ruslita.ru/kalendar/2013/10

Adblock
detector