Меню Рубрики

Как сделать морфологический разбор слова 5 класс глагол

Морфологический разбор глагола

Частеречная принадлежность

Чтобы разобрать глагол как часть речи, необходимо доказать принадлежность слова к такой части речи, как глагол. Здесь необходимо привести общее глагольное значение: значение действия. Кроме определения того, что обозначает глагол как часть речи, нужно указать то, на какой вопрос отвечает конкретное слово: что делать? что сделать? что делала? что сделали? и т.д.

Начальная форма

Начальной глагольной формой является неопределенная форма глагола, которая отвечает только на вопросы «что делать?», «что сделать?».

Постоянные морфологические признаки

К постоянным глагольным признакам относятся вид и спряжение.

Если определение принадлежности слова к глаголу происходит по исходной (данной в конкретном тексте) форме, то определение постоянных морфологических признаков глагола происходит по его начальной форме.

Вид зависит от задаваемого к глаголу вопроса: что делать? – несовершенный вид; что сделать? – совершенный вид.

Большинство глаголов в русском языке распределены по двум типам спряжения: первое или второе спряжение. Этот признак также является постоянным.

Непостоянные морфологические признаки

Непостоянные признаки глагола – это изменяемые глагольные признаки, которые определяются только в определенном контексте. К ним относятся число, время, лицо, род.

Глаголы могут изменяться по числам: единственное (один производитель действия) или множественное (несколько производителей действия).

Глаголы могут быть настоящего, прошедшего и будущего времени.

Изменяемым признаком является и категория лица: 1 лицо (действующее лицо – говорящий или говорящий и другой производитель действия), 2 лицо (действующее лицо – собеседник или собеседники), 3 лицо (действующее лицо – лицо или лица, о которых только упоминается).

Глаголы бывают мужского, женского и среднего рода.

Категорией рода обладают только глаголы в форме прошедшего времени единственного числа.

Синтаксическая функция

Завершает морфологический порядок определение синтаксической функции глагола. Чаще всего он выполняет функцию сказуемого.

Образец морфологического разбора

  • Шелестят – глагол, так как обозначает действие и отвечает на вопрос «что делают?».
  • Начальная форма – шелестеть.
  • Постоянные морфологические признаки: несовершенный вид (так как задается вопрос «что делать?»), 2 спряжение.
  • Непостоянные морфологические признаки: множественное число (так как несколько производителей действия), настоящее время, 3 лицо (производители действия – предметы, о которых только упоминается), род отсутствует (так как перед нами форма не прошедшего времени единственного числа).
  • Синтаксическая функция: сказуемое.

Что мы узнали?

Морфологический разбор глагола предполагает определение частиречной принадлежности, определение начальной формы глагола, определение постоянных (вид и спряжение) и непостоянных (число, время, лицо, род) морфологических признаков, определение синтаксической функции глагола.

Источник статьи: http://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/morfologicheskiy-razbor-glagola-5-klass.html

3.7.4. Морфологический разбор глаголов

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься – люби и саночки возить (пословица).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делаешь?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. – кататься. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.
  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. – любить. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. – начаться. Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/687

Морфологический разбор глагола

Морфологический разбор подразумевает характеристику слова как часть речи. Нужно проводить морфологический разбор глагола, если ты видишь после слова надстрочную цифру “3” – смотрит 3 .

Схема морфологического разбора глагола:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (для глагола это неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Вид.
  5. Время.
  6. Лицо и число (для глаголов в настоящем и будущем времени). Род и число (для глаголов в прошедшем времени).
  7. Каким членом предложения является (обычно это главный член предложения – сказуемое).

Пример устного рассуждения:

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.

стучит

  1. Стучит – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?
  2. Начальная форма у глагола – это неопределенная форма: что делать? – стучать .
  3. Глагол II спряжения, т.к. окончание – ит под ударением.
  4. Глагол несовешенного вида, определяю по вопросу – что делать?
  5. Глагол стучит употреблен в форме настоящего времени, определяю это по вопросу – что делает? и окончанию – ит .
  6. Глагол стоит в форме 3-го лица единственного числа, определяю это по вопросу, окончанию и местоимению, которое можно подставить – дятел стучит – он стучит.
  7. В предложении является сказуемым: дятел (что делает?) стучит .

Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?

досмотрите

  1. Досмотрите – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделаете?
  2. Начальная форма – неопределенная форма – что сделать? – досмотреть .
  3. Глагол II спряжения, это глагол исключение (смотреть).
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу – что сделаете?
  5. Глагол стоит в форме будущего времени, определяю это по вопросу и окончанию – ите .
  6. Глагола употреблен в форме 2-го лица множественного лица, определяю это по окончанию – ите и местоимению: вы досмотрите .
  7. В предложении является сказуемым: вы (что сделаете?) досмотрите .

Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.

узнала

  1. Узнала – глагол, т.к. обозначает действие и отвечает на вопрос что сделала?
  2. Начальная форма – неопределенная форма – что сделать? – узнать .
  3. Глагол I спряжения, т.к. в неопределенной форме оканчивается на -ать и не относится к исключениям.
  4. Глагол совершенного вида, определяю по вопросу – что сделать?
  5. Глагол стоит в форме прошедшего времени, определяю по вопросу – что сделала?
  6. Глагол употреблен в форме женского рода единственного числа, определяю по вопросу что сделала? и окончанию – а .
  7. В предложении является сказуемым: она (что сделала?) узнала .

Образец письменного разбора

Дано предложение: Где-то далеко дятел стучит 3 по дереву.

стучит

Дано предложение: Когда вы досмотрите 3 этот фильм?

досмотрите

Дано предложение: Она узнала 3 его мгновенно.

узнала

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/66

Adblock
detector