Меню Рубрики

Как сделать морфологический разбор слова 5 класс существительное

3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – поезд.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. – Петербург.
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. – Москва.
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. – отделение.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. – курящий.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – поручик.
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль приложения.
  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. – Климов.
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/664-323_morfologicheskii_razbor_imen_suschestvitelnyh.html

Морфологический разбор имени существительного

Морфологический разбор имён существительных проводится по определенной схеме. Он может быть письменным и устным. Слово, заданное для морфологического разбора, в тексте обозначается надстрочной цифрой “3”: Над лугом 3 порхают пестрые бабочки.

Схема морфологического разбора имени существительного:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (существительное в именительном падеже, единственного числа).

3. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (если существительное в предложении стоит во множественном числе, то род определяется по его начальной форме; если существительное имеет форму только множественного числа, то и рода оно не имеет);
  • склонение;

4. Непостоянные признаки:

5. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .

Птицу

1. Птицу – имя существительное, т.к. отвечает на вопрос кого? и обозначает предмет.

2. Начальная форма – птица (единственное число, именительный падеж – кто?)

3. Постоянные признаки:

  • существительное нарицательное, т.к. называет однородные одинаковые предметы.
  • существительное одушевленное, т.к. называет предмет живой природы.
  • существительное женского рода, т.к. можно подставить слова она, моя – моя птица .
  • существительное первого склонения, т.к. имеет окончание – а и относится к женскому роду.

4. Непостоянные признаки:

  • существительное стоит в форме винительного падежа, т.к. отвечает на вопрос увидел (кого? что?) птицу .
  • существительное единственного числа, т.к. обозначает один предмет.

5. В предложении является дополнением: птицу .

Образец письменного разбора

Дано предложение: Среди деревьев я увидел пестрокрылую птицу 3 .

Птицу

  1. Птицу – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица.
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме ед. ч., В. п.
  5. птицу

Дано предложение: В небе я увидел стаю птиц 3 .

Птиц

  1. Птиц – сущ. (кого?)
  2. Н. ф. – птица
  3. Пост. призн.: нариц., одуш., ж. р., 1-е склон.
  4. Непост. призн.: употреблено в форме мн. ч., Р. п.
  5. птиц

Дано предложение: Шахматы 3 – сложная, но интересная игра.

  1. Шахматы – сущ. (что?).
  2. Н. ф. – шахматы
  3. Пост. призн.: нариц., неодуш., род не выражен, склонения нет.
  4. Мн. ч., И. п.
  5. Шахматы

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/33

Морфологический разбор существительного 5 класс дайте пример

Порядок морфологического разбора имени существительного
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .
3) Постоянные признаки:
собственное — нарицательное; одушевлённое — неодушевлённое; род; склонение.
4) Непостоянные признаки:
падеж; число.
5) Синтаксическая роль в предложении.

1) (над) лугом — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос «что? »
2) Начальная форма — луг.
3) Постоянные признаки: нарицательное; неодушевлённое; мужской род; 2 склонение.
4) Непостоянные признаки: творительный падеж, единственное число.
5) В предложении является второстепенным членом (обстоятельством места) , поясняет сказуемое: летает (где? ) над лугом.

1) (над) лугом — имя сущ. (что?) .
2) Н. ф. — луг.
3) нариц. , неодуш. , м. р. , 2-ое скл.
4) Т. п. , ед. ч.
5) Вт. член. Летает (где? ) над лугом.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/94984478

Морфологический разбор имени существительного
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Схема морфологического разбора имени существительного.

I. Часть речи, значение, вопрос.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма.

2. Постоянные признаки:

1) собственное — нарицательное;

2) одушевлённое — неодушевлённое;

3. Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая функция.

Скачать:

Вложение Размер
morfologicheskiy_razbor_imen_sushchestvitelnykh.ppt 734.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Морфологический разбор имени существительного Выполнила: Еремеева И.А., учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 5 УИМ»

Поиск знаний начинаем по ступенькам мы шагаем. И с подъемом на этаж Больше будет их «багаж»

Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

И сначала для начала ищем слова мы начало ИМЯ СУЩЕСТВТЕЛЬНОЕ ИМЕЕТ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ. Для этого нужно поставить слово в именительный падеж единственного числа Слово в предложе- нии Начальная форма в лесу на природе по дороге лес природа дорога

Выпишите имена существительные и поставьте их в начальную форму. Солнце вышло, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, которая стояла над ним.

Дальше род определяем И опоры подбираем! Опорные слова для определения рода: он (мой) она (моя) оно (мое) Папа мама солнце Домик улица зеркало Ковер зима кресло

Определите род имён существительных: Солнце вышло, показалось на горизонте и исчезло в узкой и длинной туче, которая стояла над ним.

И к склонению сейчас перейти нам в самый раз! Рассуждай так: Три склонения имеем, Все слова по ним разделим! 1 склонение 2 склонение 3 склонение мужской и женский род с окончаниями а,я Мама дядя мужской род с нулевым окончанием и средний род с окончанием о,е Стол конь озеро женский род с нулевым оконча-нием Рожь степь

Теперь падеж определяем, и вопросы вспоминаем! И.п.- кто? что? В.п.- кого? что?(вижу), Р.п.- кого? чего? (нет), Т.п.кем? чем? (горжусь), Д.п.- кому? чему? (дам), П.п. о ком? чем?(думаю) Ну, а дальше рассуждаем: Подошли к чему ? К речке- Д.п. Купались в чем ? В речке – П.п.

Найди «четвёртое лишнее»: 1.Книжкой, сказкой, коне, песней. 2. Сыном, дочкой, отцом, матери. 3. Радостью, шаром, вестью, поле.

Образуйте форму П.п. и Д.п. ДРЕЛЬ СВЯЗЬ ИЗВОЗЧИК ГОРА

И самое простое – определить число! Единственное или множественное оно? Если предмет иль явление – одно , значит единственное число. Много предметов или явлений – значит со множественным дело имеем. Единственное число Множественное число ученик Ученики По лугу По лугам

Еще б не мешало секрет нам раскрыть, значенье вопросов кто?, что? объяснить Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные: Люди, животные, птицы, словом все живое – это одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос – кто ? Остальные предметы и понятия – неодушевленные: Вещи, природные явления, растения – все, что не ползает. не бегает. не прыгает, словом, все не живое – это неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос – что ?

И последнее, что нужно знать, с буквы какой существительные надо писать. Пишем с большой все, что собственно «имя» имеет. К именам собственным относятся фамилии, имена и отчества людей, клички животных, названия книг. журналов, газет, названия кинотеатров, магазинов, географические названия: Пушкин Александр Сергеевич, собака Дружок, город Магнитогорск, кинотеатр «Русь» С маленькой пишем все остальные – нарицательные, простые: Молоко, деревня. игра. дождь и т .д.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ. Газета «Магнитогорский рабочий», магазин «Детский мир», Александр Сергеевич Пушкин, река Урал

А теперь все вместе сведем и морфологический разбор проведем. Схема морфологического разбора имени существительного. I . Часть речи, значение, вопрос. II . Морфологические признаки. 1. Начальная форма. 2. Постоянные признаки: 1) собственное — нарицательное; 2) одушевлённое — неодушевлённое; 3) род; 4) склонение. 3. Непостоянные признаки: 1) падеж; 2) число. III . Синтаксическая функция.

Произведем морфологический разбор имен существительных Дети идут в школу. Мы живем в Магнитогорске.

Домашнее задание 1. Составить 5 предложений о городе Магнитогорске. 2. Сделать разбор трех имен существительных (по выбору учащихся).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме “Имя существительное”.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе позволяет полностью повторить и обобщить знания учащихся по теме “Имя существительное” и отработать порядок морфологического разбора данной части речи.

Конспект открытого урока “Морфологический разбор имени существительного”.

Материал по теме “Морфологический разбор имни существительного”.

План урока русского языка на тему “Морфологический разбор имени существительного” составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра.

Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы “Морфологический разбор имени существительного”. Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в.

Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор имени существительного.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/13/morfologicheskiy-razbor-imeni-sushchestvitelnogo

Adblock
detector