Меню Рубрики

Какие слова называются местоимениями 3 класс

Местоимение 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс(ы): 3класс

Предмет(ы): Русский язык

Тема: Местоимение.

1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание:

Развитие критического мышления

· Обращение к личному опыту учащихся;

· Составление исследовательской карточки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: начальное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение»

2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений; формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Развитие критического мышления

  1. Обращение к личному опыту учащихся;
  2. Прогнозирование;
  3. Составление исследовательской карточки.

Учитель: Марина Ивановна Шрайбер.

  1. Создать условия для работы над понятием «Местоимение».
  2. Познакомить с ролью местоимения в речи, своеобразии личных местоимений.
  3. Формировать умение правильно употреблять в речи местоимения.

Развитие внимания, памяти, культуры общения.

Воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Ожидаемые результаты: к концу урока дети должны понять, чем местоимение отличается от других частей речи, какие бывают местоимения, как местоимения помогают тексту избежать повторения слов.

1. создать ситуацию, способствующую самостоятельному поиску решения проблемы;

2. создать на уроке атмосферу сотворчества, взаимодействия и дискуссии;

3. формировать культуру общения на уроке, работы в группах постоянного состава.

  1. учебник С.В. Иванова “Русский язык” 3 класс, 2 часть;
  2. карточки для исследовательской работы;
  3. сравнительная таблица имени существительного и местоимения;
  4. загадки на карточках;
  5. компьютер;
  6. проектор.

Сегодня каждый из вас переступил порог своей школы. У кого-то из вас хорошее настроение, у кого-то может быть немного грустное. Давайте все вместе прочитаем стихотворение и поднимем себе и другу настроение!

Здравствуй же, родная школа,

Здравствуй, дом мой самый лучший,

Здравствуй, край, родной могучий!

Здравствуй мир! Проснулся Я!

– Молодцы ребята. А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, приступим к работе.

Сегодня на уроке вы будете оценивать себя вместе со мной.

Работа с предложениями в группе

Составление исследовательской карточки

Потренируемся в написании древних иероглифов, а писать мы будем под девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

-Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

4. Стадия осмысления. Новый материал.

Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

  1. Местоимение –
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Задание №1 (у каждой группы свое)

Прочитайте предложения. О ком идет речь в них? Какие из этих птиц живут у нас с вами? Как мы должны относиться к нашим меньшим друзьям? (бережно)

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в парах?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в каждой паре предложений и запишите их.

1 группа – В нашем крае живет птичка – снегирь.

2 группа ряд – Над озером кружит ласточка.

Ласточка любит лакомиться насекомыми.

3 группа – С берегов рек в небо поднялись журавли.

Журавли летят и громко курлычут.

– Проверка. Почему вы так решили?

– Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– Закончите фразы: Наши предложения состоят из …слов.

Каждое слово – это часть… речи.

Местоимение – слово, значит, оно является… частью речи.

– Какой напрашивается вывод?

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а
  5. Личные местоимения

Запишем в исследовательскую карточку.

Текст на слайде и на карточках.

”Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать. А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок везти его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена. “

Читайте также:  Конспект урока по русскому языку 3 класс местоимение пнш

Вопрос: Почему вы по-разному отвечаете?

Ответ: Слово “он” не называет предмета

Далее следует продолжение текста:

“Но вот приехали на льнозавод, и льноводы сказали: “Какой замечательный лен!”.

Далее учитель напоминает, что слово “местоимение” заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова “антонимиа”, которое сложено из “анти” (вместо) и “онима” (имя). В старославянском языке слово “местоимение” образовано из слияния сочетаний слов “вместо” + “имени” с прибавлением суффикса -й( е). В результате фонетических изменений начальное “в” отпало и получилось МЕСТОИМЕНИЕ.

Какой вывод? Стр. 141 правило

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

– Хлопнуть в ладоши, если услышите местоимения.

Если мы сорвём цветы. /Т.Собакина/

Главная мысль стихотворения? (беречь природу)

(выполняют в группах) И разбирают правило к упражнению.

После того, как мы разобрали упражнение и правило, мы можем добавить в карточку что-нибудь?

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

А на какие вопросы будут отвечать местоимения заменяющие существительные и прилагательные?

Запишем в исследовательскую карточку.

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения

– Какое слово вы употребили, назвав себя? Запишите это слово в таблицу.

– Что мы изготовили на уроках труда?

– Какое слово в предложении указывает на нас? Запишите.

– Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.

-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.

– А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?

– Когда мы используем слово вы?

Прочитайте те слова, которые мы записали.

Задание №5. Словарная работа.

Он на цыпочках войдет долькою лимонной.

– Кто же ОН, ОНО, ОНА? ( Месяц , солнце и луна)

– Скажите, которая из этих отгадок является словарным словом?

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова, которые можно заменить местоимение он, она, они, чья группа больше (1 минута.)

С какими местоимениями мы сейчас работали?

Добавьте в карточку личные местоимения.

Прочитайте местоимения, которые мы нашли. Эти местоимения называют личными.

Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.

– Если о лицах, тогда и назвали их личными.

Какие личные местоимения мы узнали?

Запишем в исследовательскую карточку

  1. Местоимение – это часть речи
  2. Употребляется вместо существительного – я, ты, он, она, оно, мы, вы, они; и прилагательного – тот, этот, эта, такой, твой, мой, наш, ваш, его, ее, их, свой, сам, самый, весь, всякий, каждый.
  3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чье? Чьи?
  4. Не называют предмет, а указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
  5. Личные местоимения – я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Читайте также:  Правило по английскому языку указательные местоимения

Ребята, недавно я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение – “Я, всё своё ношу с собой”.

-Как вы понимаете это выражение?

-Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров?

(Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи. на что Биант ответил: “Всё своё ношу с собой”. В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум , не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

-Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов четыре местоимения, а какой глубокий смысл) записать в тетрадь пословицу.

– Предлагаю обобщить наше исследование.

– В чем загадка местоимения как части речи?

Выставите себе средний балл в оценочных листах.

– Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями. Поэтому достойны звания «Знаток местоименных наук». Вы себя оценивали, а проверив тетради, я вас оценю. Самое главное вы работали дружно. Мне бы хотелось, что бы в нашей жизни чаще звучало слово МЫ.

Домашнее задание (на выбор):

– Из словаря выписать от 5 до 10 слов и приписать к ним местоимения, их заменяющие.

– Составить текст-описание (4-5 предложений) про 9 мая, используя местоимения.

КАРТОЧКИ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ.

1. Что называется местоимением? Приведи примеры.

2. Прочитай. Выпиши местоимения.

Я живу в Москве. Учусь в третьем классе. Наш класс дружный. У меня есть друзья. Они всегда помогают мне в трудную минуту. Я горжусь своими друзьями.

  1. Чем местоимение отличается от имени существительного?
  1. Спиши. Подчеркни местоимения.

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. Мы такие с ним друзья, куда он, туда и я.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели: 1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у.

Цель: Формирование понятие о склонении местоимений.

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр.

Урок предназначен для дистанционного обучения по русскому языку в 4 классе. Итоговый.

Урок русского языка в 3-м классе.Тема урока: «Понятие о местоимении. Личные местоимения».(образовательная система “Школа 2100”, учебник “Русский язык» для 3 кл.”, часть 2, стр.61-64; авт.

Урок открытия нового знания по системе “Школа 2100”.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/06/04/mestoimenie-3-klass

“Понятие о местоимении”, 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

1) Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

2) Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с

предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,

орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;

3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу единство классного коллектива.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема. Понятие о местоимении.

Цели: 1) Обобщить и систематизировать знания детей о части речи – местоимении;

2) Развивать умения правильно употреблять и писать личные местоимения с

предлогами, развивать творческое воображение, логическое мышление,

орфографическую зоркость, работать над обогащением словарного запаса;

3) Воспитывать самостоятельность, доброжелательность, дружбу единство классного коллектива.

Словесный, рассуждение, показ, комментирование, практический, частично-

поисковый, сравнение, обобщение.

Формы: Коллективная, индивидуальная.

Ум и сердце в работу вложи,

Каждой секундой в труде дорожи.

Улыбнитесь, пожалуйста, мне!

Так, как вы ещё не улыбались.

Чтоб, как солнце яркое в окне,

Радость в моём сердце расплескалась!

– Ребята, сегодня на уроке мы переходим к изучению новой темы. Но что это за тема вы узнаете позже, а сейчас – минутка чистописания.

III. Словарно-орфографическая работа

ап .етит ч. гун чес. ный ж . лезоплю. ж.латьове. грус.ныйуло. к.лометр д. ликатный

– Для того, чтобы назвать слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, необходимо в каждом данном слове выделить букву, являющуюся в нем орфограммой.

Читайте также:  Морфологический разбор слова моей местоимение

– Каким способом можно совершить путешествие?

(Путешествие можно совершить пешком и на разных видах транспорта).

– С какой целью совершаются путешествия?

(Путешествия совершаются для отдыха, ознакомления с новой местностью, городами, странами ит.д.)

– Скажите лексическое значение слова путешествие.

(Путешествие – это передвижение пешком или на разных видах транспорта и ознакомление с новой местностью и т.д.)

– Что можете сказать о написании этого слова?

(В слове путешествие пишется непроверяемая гласная е, окончание ие)

– Запишите слово в тетрадь, выделив орфограммы.

– Составьте предложение со словом путешествие.

Путешествие по выдающимся местам Астаны доставило нам огромное удовольствие .

– Запишите предложение в тетрадь.

– Назовите в этом предложении все известные вам части речи.

– Почему в данных предложениях вы не назвали слово нам?

(Мы не знаем, к какой части речи оно относится.)

– Сегодня на уроке мы будем знакомиться с новой темой “Местоимение”.

Тема нашего сегодняшнего урока: “Понятие о местоимении ”

Как звучит местоимение на казахском языке? (Есімдік)

Что вы знаете из курса 3-го класса об этой части речи.

Какую роль играет в предложении?

Чему должны научиться на уроке русского языка?

– Нам предстоит большая работа, но сначала отдохнём.

Эта часть речи называлась раньше. ( «Вместоимения» т.е.»вместоимени».Затем букваВ затерялась и осталось местоимение.)

Мир местоимений широк и разнообразен.Без местоимений нет языков.Чаще других мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего же существуют местоимения в речи?

Они создают нам речевое удобство,так как экономят время.Они –как запасные игроки на футболе,как дублёры в театре.

Назовите личные местоимения.(Я,ты,вы,мы,он,она,оно,они).Эти местоимения указывают на лицо,но не называют его.

Прочитайте стихотворение. Найдите слова, которые указывают на предмет, но не называют его.

Как называются слова, которые указывают на предмет, но не называют его?

-В тетрадь вы запишите только те местоимения, которые спрятались в ответе.

Загадка первая. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог?

Уч. Вторая загадка. За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов?

Уч. Следующая загадка. К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы

получить неодушевлённый предмет?

Уч. А теперь самая сложная загадка .Когда руки бывают местоимениями ?

Д. Вымыты . Местоимения ВЫ МЫ ТЫ

Уч. А теперь посмотрите на эти пять местоимений. Что вы заметили ?

Д. Местоимение ТЕ – это не личное местоимение. Это указательное местоимение .

– Какие ещё указательные местоимения вы знаете?

Ответы детей (те, тот, такой, там, тут)

Задание №З (карточка на каждого ребенка)

Редактирование текста. Заменить некоторые имена сущ.местоимениями.

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на самом деле редко лисе это удаётся. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

Слова для справок: она, ей,у неё, она.

Прочитав текст, что вам не понравилось? (Повтор слов.)

Какие слова повторяются? (Лиса.)

Как устранить ошибки? С помощью какой части речи?( С пом. местоим.)

Устраните ошибки и прочитайте текст заново. Проверка.

А потом все дружно встали,

Отработка умений употреблять местоимения с предлогами.

-Что вы можете сказать о написании предлогов с местоимениями? ( Местоим. с

предлогами пишутся отдельно. Местоимения третьего лица после предлогов

Приготовил для (он) для него (Р.п.)

Рассказывал о (они) о них (П.п.)

Возвратился с (он) с ним (Т.п.)

-Сравните написание местоимений . Сделайте вывод.

– Можно ли в речи обойтись без местоимений ?

1.Обведи кружком правильный ответ :

А) Местоимение обозначает предмет .

Б) Местоимение указывает на предмет, но не называет его .

В) Местоимение называет предмет .

2. Подбери подходящие по смыслу предлоги:

3. Прочитай предложения . Вставь пропущенные местоимения :

Отпустил ____рыбку золотую и сказал _____ласковое слово .

4. Поставь местоимение в нужном падеже :

С (вы) ____________________

На (ты) ___________________

О (они) ___________________

5. Выбери местоимения 3-го лица . Обведи правильный ответ.

1) Я , 2) ОН 3) ТЫ , 4) ОНА , 5) МЫ , 6) ОНО , 7) ОНИ , 8) ВЫ.

6. Предлоги с местоимениями пишутся … Обведи правильный ответ .

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/12/07/ponyatie-o-mestoimenii-3-klass

Adblock
detector