Меню Рубрики

Какое местоимение будучи прочитанным наоборот превращается в союз

Обобщающий урок русского языка “Местоимение как часть речи”

Цель: повторение и обобщение изученных сведений о местоимении.

  1. повторить разряды местоимений, их правописание, морфологические признаки;
  2. воспитывать интерес к русскому языку;
  3. развивать память и логическое мышление.

Оборудование: таблица «Разряды местоимений», раздаточный материал, мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

– Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить все, что было изучено в разделе «Местоимение как часть речи». Но сначала ответьте на вопросы.

Что такое местоимение? Для чего оно служит? Как изменяется?

3. Самостоятельная работа в группах.

Инструктирующее слово учителя.

– Перед вами лежат тексты. Из этих текстов нужно выписать местоимения в соответствующие графы таблицы, определить их начальную форму и разряд. (Повторяющиеся формы местоимений не выписывать.)

Местоимение Начальная форма местоимения Разряд местоимения

– Давайте играть в жмурки, – предложил я.

Мне завязали глаза; Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножками, а я делал вид, что не могу поймать её, как вдруг наткнулся на чью-то мокрую фигуру и в ту же минуту почувствовал, что кто-то схватил меня за ногу. Сильная рука приподняла меня с полу, и я повис в воздухе вниз головой. Повязка с глаз моих спала.

Тыбурций, мокрый и сердитый, страшнее ещё от того, что я глядел на него снизу, держал меня за ноги и дико вращал зрачками.

– Это что ещё, а? – строго спрашивал он, глядя на Валека. – Вы тут, я вижу, весело проводите время…

Проверка заполнения таблицы осуществляется на доске.

Беседа по выполненной работе.

– Местоимения каких разрядов отсутствуют в вашей таблице?

Назовите эти разряды и приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают притяжательные местоимения?

– Какие местоимения не имеют именительного падежа?

– Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

– Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз?

– За какое местоимение нужно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное?

4. Спишите загадки, вставьте пропущенные буквы. Отгадайте ответ. Найдите местоимения, определите их разряд и синтаксическую роль.

По одному представителю от каждой группы работают с этим заданием у доски.

Кто приклеил майским днем
Рук..вич(?)ку под окном,
Пос..лил (в) неё жильцов –
Непоседливых птенцов? (Ласточка)

Шевельнулись у цветка
Все ч..тыре лепестка.
Я сорвать его х..тел –
Он вспорхнул и ул..тел. (Бабочка)

Зверька узнаем мы (с) тобой
По двум таким приметам:
Он (в) шу..ке серен(?)кой зимой
И (в) рыжей шу..ке летом. (Белочка)

Отгадай, что за вещица:
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Се..т, се..т семена –
Не (на) поле, не (на) гря..ке,
(На) л..стах (в) твоей тетрадке. (Ручка)

– Итак, какими членами предложения могут быть местоимения?

– Сделайте морфологический разбор одного местоимения из загадки.

5. Вспомните правила правописания отрицательных и неопределенных местоимений.

Определите разряд местоимений в предложениях, вставьте пропущенную букву.

Н..кто угостил Валю яблоком.

Н..кто не угостил Валю яблоком.

6. А теперь вам предстоит разгадать кроссворд. В центре – ключевое слово, которое отвечает теме нашего урока.

7. Домашнее задание.

Составить тест по теме «Местоимение» (7 – 10 вопросов).

8. Итоги урока.

– Назовите морфологические признаки местоимения.

– Каким членом предложения могут быть местоимения?

– Что на уроке было интересным, а что полезным?

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/621406/

Местоимение

Список вопросов теста

Вопрос 1
Варианты ответов
  • Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет
  • Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество
  • Самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет его
Вопрос 2
Варианты ответов
Вопрос 3
Варианты ответов
Вопрос 4

В какой строке формы местоимения Я

Варианты ответов
Вопрос 5

В какой строке местоимения 2 лица?

Варианты ответов
Вопрос 6

Выбери местоимения 3 лица

Варианты ответов
Вопрос 7

Какие местоимения называют группу лиц, куда входят участники речи?

Варианты ответов
Вопрос 8

Какие личные местоимения указывают на предмет или лицо, о котором говорилось ранее?

Варианты ответов
Вопрос 9

Найди предложение, в котором НЕ допущены грамматические ошибки в употреблении местоимений.

Читайте также:  Никому местоимение или наречие
Варианты ответов
Вопрос 10

Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз?

Варианты ответов
Вопрос 11
Варианты ответов
Вопрос 12

Укажи предложение, в котором встречается местоимение.

Варианты ответов
  • Из леса доносилось пение птиц.
  • Ранним утром ребята отправились на рыбалку.
  • Я сидел на берегу лесного озера.
Вопрос 13

Выбери верное утверждение

Варианты ответов
  • В косвенных падежах к местоимениям 3 лица после предлога прибавляется согласный Н
  • Местоимения 3 лица не имеют именительного падежа.
  • Местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа.
Вопрос 14

Какую часть речи местоимение не может заменить в тексте?

Варианты ответов
Вопрос 15

В каком предложении местоимение является подлежащим?

Варианты ответов
Вопрос 16

Укажите местоимение 1 лица в родительном падеже.

Варианты ответов
Вопрос 17

Отметь строку, в которой все местоимения стоят в творительном падеже.

Варианты ответов
  • меня, тебя, его, ее, нас, вас, их
  • мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им
  • я, ты, он, она,мы, вы, они
  • мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими.
Вопрос 18

Найдите ошибочное утверждение

Варианты ответов
  • Личное местоимение 3 лица указывает на того, о ком говорят.
  • Местоимение называет предмет, признак, количество.
  • Личное местоимение 2 лица указывает на собеседника.
Вопрос 19

Каким членом предложения является местоимение в предложении ” Дедушка попросил внучку налить ему воды”?

Варианты ответов
Вопрос 20

Сосчитайте количество местоимений

Как, без, он,у, я, ты,от, мы, до, вы, про, они.

Источник статьи: http://multiurok.ru/tests/mestoimenie-12.html

Местоимение. Задания и занимательный материал

Задания и занимательный материал можно использовать как на уроках, так и на факультативных занятиях .

Просмотр содержимого документа
«Местоимение. Задания и занимательный материал»

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

1. Вступительное слово учителя

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу ноутбуков, девизом которой стало крылатое выражение “Всё своё ношу с собой”.

Как вы понимаете это выражение?

Почему именно его взяли в качестве девиза для рекламы ноутбуков?

А знаете ли вы историю возникновения этого выражения?

Древнегреческий мудрец Биант (6 век до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: “Всё своё ношу с собой”. В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а свой интеллект.

Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Обозначьте части речи в этом предложении.

(Из пяти слов три местоимения, а какой глубокий смысл!)

А какие вы знаете выражения, в состав которых входят местоимения?

Я хочу напомнить вам: наука доказала, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из самых первых мест по частоте употребления(17-20 %).

2. Роль местоимений в речи

Местоимения помогают избежать повторов слов, однако излишнее их употребление может привести к непониманию того, что хотел сказать человек.

При помощи местоимений можно «спрятать» отгадку в загадке:

3. Разряды местоимений. Игра «Самый внимательный»

Послушайте притчу. Как вы понимаете ее смысл? Выпишите местоимения. Определите их разряды.

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, что получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

– Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Читайте также:  Неопределенные местоимения список в русском языке

Источник статьи: http://multiurok.ru/files/miestoimieniie-zadaniia-i-zanimatiel-nyi-matierial.html

Урок русского языка 10 класс Местоимение.Разряды местоимений

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема: Местоимение как самостоятельная часть речи. Разряды местоимений . 10 класс

Цель: повторение и обобщение знаний о местоимении как части речи;

умение разграничивать разряды, их морфологические признаки;

роль местоимений в тексте.

Местоимение в языках…- слова – вторичные,

Это как бумажная валюта, функционирующая

ради удобства, благодаря наличию золотого

фонда. Золотым фондом для местоимений

являются знаменательные слов а.

1.Ребята, что вы знаете о местоимении?

(Местоимение – знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые не называют лиц, предметов, признаков, качеств, а только указывают на них. Местоимение может обозначать любой предмет, любой признак, любое количество. Конкретное значение местоимения в каждом случае употребления меняется: оно зависит от того, с каким словом в контексте соотносится местоимение). Обращение к эпиграфу.

2. Что можно сказать о морфологических и синтаксических функциях местоимений?

( Эти функции местоимений чаще всего зависят от того, на какую часть речи они указывают. Поэтому местоимения не имеют особых морфологических признаков. В предложении они бывают подлежащими, дополнениями, как имена существительные, или определениями , как имена прилагательные.)

Моим стихам настанет свой черед ( М. Цветаева)

Марина Цветаева и Сергей Эфрон… Они встретились на пустынном коктебельском берегу.

У читель: Ребята, речь культурного человека отличается лаконичностью, красотой. Для того чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только пополнять свой словарный запас, но и следить за построением предложений, фраз.

Жила – была девочка. Девочка любила ходить в школу. Каждый день девочка утром собиралась в школу и шла учиться. А вечером девочка делала уроки. Сделав все задания, девочка шла гулять.

Почему этот маленький рассказ нельзя назвать грамотным и красивым?

(частое «девочка» режет слух. Нужно заменить именем девочка или местоимением «она»)

По значениям и синтаксическим функциям выделяются следующие разряды местоимений:

Личные : я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.
Указывают на лица, которые участвуют в речи. Бывают ед. и мн. ч. Изменяются по падежам.

3. Неопределенные местоимения некто, кто-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто; нечто, что-то, что-нибудь, что- либо, кое-что; некоторый, который-нибудь, который-либо, некий, какой-то, какой-нибудь, какой-либо, кое-какой; чей-то, чей-нибудь, чей-либо; несколько указывают на неизвестные лица, предметы, неопределенные признаки или качества и т. д.

Синтаксическая роль. Подлежащее, дополнение: Кто-то пришел. Определение: К тебе приходил какой-то человек.

Притяжательные местоимения мой, твой, свой, наш, ваш обозначают принадлежность предмета разным лицам (для обозначения принадлежности 3-му лицу употребляются формы родительного падежа личного местоимения: его, ее, их). Притяжательные местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как имена прилагательные, и согласуются с существительными, выступая при них в роли определений.

5. Указательные местоимения этот, тот, такой, таков (устаревшие сей, оный), столько, там, тут, тогда, туда, поэтому, так, отсюда, сюда, здесь. Они выделяют один предмет среди других; служат для образования сложноподчиненного предложения, где являются союзными словами. Тот, этот такой изменяются по падежам, родам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам, как краткое прилагательное, выступает в предложении в роли сказуемого. Столько изменяется по падежам. Там, тут, туда, тогда, поэтому, оттуда, так, отсюда, сюда, здесь не изменяются.

6. Вопросительные местоимения кто? Что? Какой? Каков? Который? Чей? Сколько? Откуда? Почему? Куда? Когда? Зачем? и другие служат для выражения вопроса о предмете, качестве, принадлежности, количестве и т. д. Местоимения кто, что, сколько не имеют рода и числа, изменяются по падежам. При склонении местоимения сколько ударение сохраняется на основе ( скольких, скольким, сколькими, о скольких книгах). Какой? Чей? Который? изменяются по падежам, родам, числам. Остальные вопросительные местоимения не изменяются.

7. Относительные местоимения — это те же вопросительные местоимения, но употребляющиеся не для вопроса, а для связи частей сложного предложения (придаточной с главной). В структуре придаточных частей они выступают в качестве главных или второстепенных членов (Отвечал на вопросы студент, который делал доклад).

8. Определительные местоимения весь, сам, самый, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда. Указывают на: 1. Один предмет из ряда однородных ( каждый, любой). 2. Любой предмет из многих однородных (всяких). 3. Предмет как нечто нераздельное ( весь). 4. Лицо или предмет, который производит действие (сам). 5. Высшую степень признака (самый). Сам, весь, самый, всякий, каждый, любой, другой изменяются по родам, числам, падежам. Остальные местоимения не изменяются.

Читайте также:  Морфологический разбор местоимения твое

9. Отрицательные местоимения никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, нигде, никогда, никуда указывают на отсутствие предмета, признака или качества. Образованы они от вопросительных местоимений путем прибавления отрицательных частиц, ставших приставкой: не — под ударением, ни — без ударения ( некого, нечего, не о чем — никого, ничего, ни о чём).

Отрицательные местоимения употребляются в предложении с отрицательным сказуемым. Местоимения некого, нечего употребляются в безличных предложениях в сочетании с неопределенной формой глагола ( нечего делать, некого спросить). Отрицательные местоимения с частицей ни встречаются в предложениях, где уже есть отрицание. Они усиливают это отрицание: ничего никому не сказал; никого не видел.

Склоняются отрицательные местоимения, как вопросительные. Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа. Их не следует смешивать с неопределенными местоимениями некто, нечто, которые не склоняются.

Частицы не и ни, входящие в состав отрицательных местоимений, при отсутствии предлогов пишутся слитно (ничто, никем, ничего и т. д.). При наличии предлога частица, предлог и местоимение пишутся отдельно, в три слова.

Р. никого, ни у кого; ничего, ни от чего, ни от кого

Д. никому, ни к кому; ничему, ни к чему

В. никого, ни на кого; ничто, ни на что, ни за что

Т. никем, ни с кем; ничем, ни с чем, ни перед кем, ни перед чем

П. ни о ком; ни на ком; ни о чем, ни на чем

Определить разряд местоимений, морфологические признаки ( н.ф., лицо ( у личных), падеж, число, род.)

Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в какой-то сказочный лес, в котором никого, кроме нас, нет.

V. Повторение разрядов. Загадки.

1. Есть у меня послушный конь, в его груди горит огонь, он ест бензин, он воду пьет, но никогда не устает.

2. Какая птица в лесу обитает, всем людям имя свое называет?

3. Не найдешь у нас пилы, не рубили мы стволы не стучали топором, а под елью вырос дом.

4. Через поле и лесок подаётся голосок. Он бежит по проводам- скажешь здесь, а слышно там.

Вставить отрицательные местоимения. Пословицы и поговорки.

тому страшиться, кто… не боится.

Если за день … не научился, зря прожил день.

Друг – ценный клад, недругу … никто не рад.

VI. Работа с учебником. Упражнение 324 (устно), упражнение 330 (письменно, выборочно).

VII. Итог урока. Вопросы ( на знание разрядов)

1.Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в союз?

2. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

3. Какой разряд имеет одно местоимение?

4. Какие местоимение не имеют именительного падежа?

5. Какое местоимение не имеет рода, числа, лица?

VIII. Домашнее задание: §30-31 №325 (часть вторая)

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-klass-mestoimenierazryadi-mestoimeniy-828746.html

Adblock
detector