Меню Рубрики

Какое местоимение следует добавить к другому личному местоимению

Чехарда личных местоимений

Знаете, что такое чехарда? Эта старинная игра, когда участники прыгают друг через друга. Чтобы игра была веселее, участников нужно много. Вот об этом, только в отношении местоимений мы и будем говорить.

Польза и вред личных местоимений

Личные местоимения (он, она, они, мы, вы, ты и т. д.) – и вещь в художественном произведении весьма полезная. Они позволяют избегать повторов существительных и имён собственных, заменяя их по мере надобности.

Вот только мера эта у авторов бывает разная, а то и вовсе местоимения используются без всякой меры. Когда в тексте, особенно в ближайших предложениях и абзацах местоимений слишком много, то начинаешь теряться, становится непонятно, о ком и о чём говорит автор. Вот такой пример из реального текста:

«Не медля, приблизился к ней и не без сожаления начал обработку сознания, стирая себя из её памяти. Она не должна знать, что мы с ней снова встретились. Чёрт бы с ним, если она разобьёт мою машину».

Ещё одна ошибка, когда автор употребляет местоимение через несколько абзацев, после того как упомянул имя, которое это местоимение замещает. Читателю приходится гадать, кто этот таинственный «он». Но даже если по смыслу текста можно догадаться, то всё равно это будет стилистической ошибкой.

Местоимение, замещающее существительное или имя собственное, можно использовать только в следующем предложении.

А дальше автору надо как-то выкручиваться, чтобы не было постоянных повторов имени персонажа. Или предложения строить по-другому, или придумать «запасное» имя – прозвище, титул, должность и т. д.

Я-мания

Особо надо сказать о местоимении «я». При повествовании от первого лица может возникнуть настоящая «я-катастрофа», когда это местоимение используется в каждом предложении и не по одному разу, в том числе в диалогах.

Некоторые авторы, к сожалению, не только начинающие, чтобы не потонуть в обилии этих «я», просто убирают их из предложений. И получаются такие странные безличные конструкции. Например: «Как у тебя дела? – с тревогой спросила». Или: «Сколько можно его ждать? В нетерпении встала и вышла за дверь».

Потеря подлежащего делает предложение беспомощным и каким-то нелепым. Поэтому если вы не можете строить предложения так, чтобы не злоупотреблять «я», то не пишите от первого лица, не создавайте себе трудностей.

Правило замещения

Чаще всего злоупотребление местоимениями «он» и «она» характерно для любовных романов. Кажется, что автор вообще забывает, что у героев есть имена. А зачем они, если в сцене присутствуют только «он» и «она»?

Ну, кроме повторов, которые тоже портят текст, могут быть различные стилистические ошибки из-за неправильного, не к месту употребления местоимения. Например: «Он быстро подошёл, подхватил её на руки и потом, смеясь, бросил на кровать. Она тихонько ахнула» . Кто ахнул? Кровать? В этом предложении не только избыток личных местоимений, но и нарушение правила замещения.

Личное местоимение замещает ближайшее к нему существительное соответствующего рода. В данном случае, «кровать».

Вот ещё один пример с аналогичной ошибкой: «Граф сорвал шляпу с головы и раздражено бросил её на стол». Голову бросил? Экий затейник! Здесь достаточно немного изменить предложение, поменяв местами два слова: « Граф сорвал с головы шляпу и раздражено бросил её на стол» . Как правило, подобные ошибки в тексте появляются не столько из-за незнания, сколько из-за невнимательности автора.

Часто встречаются такие ошибки и при использовании относительного местоимения «который». В сложноподчинённых предложениях оно тоже нередко выполняет функции замещения. Например: «…надо обратить внимание на кабинет и на ректора за столом, который выжидательно смотрит на меня, вскинув чёрную бровь». Кто здесь выжидательно смотрит на героиню? Стол, у которого к тому же есть ещё и чёрные брови.

И ещё: «Это был незнакомец из озера, у которого я стащила одежду». Местоимение «которого» здесь замещает слово «озеро».

В сложных предложениях между существительным и местоимением, его замещающим, также не должно быть придаточных предложений. Или главного, если замещается слово из второстепенного предложения. Иначе вполне могут быть ляпы, которые только насмешат читателей. Пример: «Когда Михаил проходил мимо дома, из окна вылетел стул, и он посмотрел наверх».

Несмотря на обилие ошибок, связанных с правилом замещения, соблюдать его несложно. Главное, быть внимательным.

До скорой встречи. Рада, что вы меня читаете. Успехов и хорошего настроения вам.

Читайте также:  Падеж местоимений в русском языке таблица с примерами

Если вас интересует стилистика текста, то можете также почитать мои статьи:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/liteditor59/cheharda-lichnyh-mestoimenii-5db570e143fdc000ae468ba9

Местоимения: классы, разряды, морфологический разбор. Личные местоимения

Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимение указывает на определенный предмет, лицо, свойство или число, не называя его прямо. Дословно «местоиме́ние» означает « слово, заменяющее имя ».

Например, личные местоимения я, мы, ты, вы, он, они.

Указательные местоимения – этот, тот .

Отрицательные местоимения – никто, нисколько .

В русском языке выделяется несколько разрядов или классов местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, возвратные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные.

Некоторые лингвисты отказываются считать местоимение полноценной частью речи, считая местоимения «заместительными словами». Другие специалисты относят местоимения к особым существительным, прилагательным, наречиям, числительным.

Личные местоимения

Личные местоимения называют тот или другой предмет или субъекта по его отношении к лицу речи. Я или он может означать какого угодно человека в зависимости о того, кто и о ком произносит эти слова.

Личные местоимения первого лица (я, мы) и второго лица (ты, вы) указывают на участников речи. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) – на лиц, не принимающих участия в речи.

Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам, изменяются по лицам и числам, а в третьем лице единственного числа – еще и по родам.

Таблица личных местоимений

Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Я . Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне

Ты . Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе

Он . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём

Она . Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней

Оно . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.

Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

Мы . Нас, нам, нас, нами, о нас

Вы . Вас, вам, вас, вами, о вас

Они . Их/них, им/них, их/них, ими/ними, о них

Примеры предложений с личными местоимениями

Мы долго молча отступали (М. Лермонтов).

А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)

Она была нетороплива, не холодна, не говорлива (А. Пушкин).

Притяжательные местоимения

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета. Например: мой, твой, свой .

Притяжательные местоимения изменяются по лицам, числам и родам, склоняются по падежам. Не склоняются лишь притяжательные местоимения третьего лица: его, её, их (лишь в грубом просторечии говорят ейный, ихний и т.п.).

Примеры предложений с притяжательными местоимениями

Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Что, ежели б ты не была моею? (А. Пушкин).

Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась (М. Лермонтов).

Возвратное местоимение «себя»

Возвратное местоимение «себя» указывает, что действие направлено на сам субъект. Не меняется по лицам, числам и родам: « Он взял деньги себе », « Мы пошли к себе домой », « Она сказала себе ». Склоняется по падежам – себя, себе, собой. При этом форма именительного падежа у него отсутствует.

Примеры предложений с возвратным местоимением «себя»

Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин).

В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).

Вопросительные местоимения

Вопросительные местоимения используются в вопросительных предложениях, они указывают, что предмет или признак не определены, их нужно определить в ответе: кто, что, какой, чей, который, каков.

Примеры предложений с вопросительными местоимениями

Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С. Маршак)

Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? (А. Пушкин).

Относительные местоимения

Относительные местоимения используются для присоединения придаточного предложения к главному: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .

Примеры предложений с относительными местоимениями:

Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).

Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).

Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идет (К. Паустовский).

Указательные местоимения

Указательные местоимения обозначают, на какой объект указывает говорящий: тот, этот, такой, сей, столько.

Примеры предложений с указательными местоимениями

Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).

Все это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).

Определительные местоимения

Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, другой, иной

Примеры предложений с определительными местоимениями

Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).

Читайте также:  Составное именное сказуемое местоимение

Направо было видно все село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо: никто, ничто, некого, нечего, нисколько, никакой, ничей.

Примеры предложений с отрицательными местоимениями

Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ничего не знал (К. Симонов).

Неопределённые местоимения

Неопределенные местоимения указывают, что название или сущность данного предмета или признака безразличны в данной ситуации. Не́кто, не́что, не́кий, не́который, не́сколько . Также неопределённые местоимения образуются приставкой кое- ( кое-кто, кое-кому, кое-куда и другие) или суффиксами -то, -либо, -нибудь ( кто-то, зачем-либо, когда-нибудь и другие).

Примеры предложений с неопределенными местоимениями

Ваш кучер рассказывает что-то, часто указывая кнутом в сторону, что-то длинное и ненужно е (А. Чехов).

Кто-то играл на скрипке (М. Горький).

А ведь, пожалуй, кое в чем он был прав (М. Шолохов).

Морфологический разбор местоимения

Местоимения не имеют собственных морфологических признаков. Они заимствуют признаки у тех частей речи, с которыми соотносятся.

Например, личное местоимение «она» можно заменить существительным – «девочка», «девушка», «женщина». Местоимение, указывающее на признак, можно заменить прилагательным: «какой-то» заменить на «незнакомый», «неизвестный».

Пример морфологического разбора местоимения

Мой – местоимение, указывает на признак: (чей?) мой .
Начальная форма – мой.
Имеет морфологические признаки: .
Постоянные: притяжательное.
Непостоянные: здесь употребляется в именительном падеже, в ед.ч., в мужском роде.
В предложении является определением.

Письменный морфологический разбор:
Мой – мест.
(чей?) мой
н.ф. – мой
Пост. признаки: притяж.
Непост. признаки: в И.п., ед.ч., м.р.
(чей?) мой – определение.

Читайте о других частях речи в русском языке

Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/109664872-mestoimeniya-klassy-razryady-morfologicheskij-razbor-lichnye-mestoimeniya/

Урок русского языка. “Личные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Конспект урока по русскому языку

Тема урока: Личные местоимения (общее понятие).

Цель: познакомить с личными местоимениями и их признаками.

обучающие: развивать умение различать части речи, употреблять местоимения в речи, работать в парах.

развивающие: развивать орфографическую зоркость, монологическую речь; учить анализировать учебную деятельность; устанавливать коммуникативные связи.

воспитательные: воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: иллюстрации птиц, карточки для составления схем-опор, индивидуальная карта для уч-ся с упражнениями.

Оргмомент. Оформление классной работы.

Актуализация знаний. Фронтальная работа.

Возьмите лист с заданиями. Тему урока вы определите, выполнив задания по различным разделам русского языка. Для этого в каждом слове выделите букву, которая является ключевой в каждом задании. (Лист с заданиями прилагается.)

Перед вами транскрипция одного из двух слов. Назовите это слово. Какой звук в транскрипции определил ваш выбор. Подчеркните в слове эту букву.

На какую орфограмму пропущена буква. Назовите правило.

Выберите слово для транскрипции. Какую букву подчеркнете? Назовите орфограмму.

Назовите орфограмму в пропуске букв. Докажите свой выбор, рядом напишите проверочное слово.

Кто из этих русских генералов не проиграл ни одного сражения. В ударном слоге слова-отгадки согласный звук – звонкий. Подчеркните букву, которая обозначает гласный ударный звук.

Вставьте безуд. глас. букву в словосочетании, в скобках напишите проверочное слово. Назовите родственное слово, которое указывает на качество человека. (Подлиза)

На какую орфограмму пропущены буквы. Вставьте. Назовите лишнее имя существительное среднего рода. Обоснуйте свой выбор. Подчеркните в нем букву, которая обозначает мягкий согласный звук.

Сравните глаголы в словосочетаниях 6 и 8 заданий. Назовите сходство, различие. Подчеркните гласную букву в орфограмме.

Кто из этих птиц больше? (Иллюстрации птиц – галка, ворон) В отгадке все согласные звуки звонкие и твердые. Подчеркните в слове-отгадке последнюю букву.

10. Вставьте безуд.глас. в правописании суффикса. В каком слове одна и та же буква обозначает две разные орфограммы. Подчеркните.

11. Вставьте гласную букву в окончании прилагательного.

Составление схемы – опоры. Местоимение

Назовите в этом упражнении известные части речи.

Что можете сказать о ключевом слове?

Назовите местоимения, которые знаете.

(Иллюстрация совы – рисунок закрыт) – хищная птица. Из всех видов хищников она считается лучшим охотником. У неё мощные когти и чуткие уши.

Кто догадался, о ком говорится в тексте? (Показ иллюстрации.)

Какие слова употребляются вместо названия предметов?

Какова роль местоимения в речи? (Работа по составлению схемы-опоры на доске.)

Читайте также:  Как определить падеж притяжательного местоимения

Спишите текст в тетрадь. Выделите в словах орфограммы – шипящих.

Во втором предложении подчеркните главные члены предложения.

Каким членом предложения является местоимение в третьем предложении?

Какими членами предложения могут быть местоимения? (Работа по составлению схемы-опоры на

Послушайте стихотворение. Покажите жестами слова-антонимы.

– Ты узок, а я широка. (Досказать словечко)

-Ты мелок, а я глубока. (Досказать словечко)

Что она началась с ручейка.

Назовите местоимения из этого стихотворения.

На что указывают местоимения?

От какого лица идет повествование?

Такие местоимения называются личные.

Заполним таблицу на листе заданий, упражнение № 2.

Замените слова местоимениями.

Как река говорила о себе? Я Какое число указывает это местоимение? Ед.

Как ученики скажут о себе? МЫ Какое число указывает это местоимение? Множ.

Как река обратилась к ручейку? ТЫ Какое число указывает это местоимение? Ед.

Замените слова, указывающие на рисунок местоимениями.

Сделайте вывод о местоимениях 3 лица ед. числа. (Работа по составлению схемы-опоры на доске.)

Первичное закрепление. Дифференцированное задание. Самостоятельное выполнение.

Упражнение №3 на выбор уч-ся. (Лист с заданиями №1 и №2) Проверка.

Что узнали о местоимение? Подготовьте рассказ, используя схему на доске.

Д/З – творческое. (Лист с заданиями)

Решить кроссворд, загадки – шутки.

Самостоятельная часть речи

3 лицо изменяется по родам

2. пеш…ход, птиц…лов 3. Л Э С лезь, лес 4. грус…ный – 5. Суворов, Кутузов 6. сл…зал сметану ( ) 7. м…тро, ябл…ко, обл…ко 8. сл…зал с дерева ( ) 9. галка, вор…н 10. стульч…к, лист…к, карандаш…к 11. вечерн…е платье.

уши. Чем больше кошку гладишь,

… -последняя буква в алфавите.

Знаем … этого Фоку и спереди

а) Сколько местоимений в слове семья?

б ) Какое местоимение следует добавить к другому местоимению, чтобы получить

в) За какое местоимение должна спрятаться буква, чтобы получился зверёк?

а) Какое слово состоит из трёх местоимений?

б) Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

в) Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Сценарий урока по теме ” Личные местоимения” включает в себя разноуровневые задания по теме, обобщает знания учащихся. На уроке развивается орфографическая зоркость, монологическая речь. Учит анализировать учебную деятельность, устанавливать коммуникативные связи, развивает умения различать части речи.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-lichnie-mestoimeniya-2120829.html

Adblock
detector