Меню Рубрики

Каков порядок морфологического разбора имен числительных

3.4.3. Морфологический разбор имён числительных

План разбора имени числительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 разряд по строению: простое, составное, сложное;
2 разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое.
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 падеж;
2 число, род (если они есть).
III Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении).

Образцы разбора имён числительных

Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов).

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – семьдесят.
    А) Постоянные признаки: сложное; количественное.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным на семьдесят дорог, которое выполняет роль обстоятельства места.

Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко).

  1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
  2. Н. ф. – десятеро.
    А) Постоянные признаки: простое; собирательное.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным десятеро солдат, которое выполняет роль подлежащего.

И графиня в сотый раз рассказывала внуку свой анекдот (Пушкин).

  1. Имя числительное; обозначает порядок предметов при счёте, отвечает на вопрос в который?
  2. Н. ф. – сотый.
    А) Постоянные признаки: простое; порядковое.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, винительного падежа.
  3. Образует цельное словосочетание с существительным в сотый раз, которое выполняет роль обстоятельства.

Упражнение к теме «3.4.3. Морфологический разбор имён числительных»

Рекомендуем также купить справочник для начальной школы “Русский язык. Грамматический разбор”.

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/39-kurs_russkogo_yazyka_fonetika__slovoobrazovanie__morfologiya_i_orfografiya/stages/676-343_morfologicheskii_razbor_narechiy.html

Морфологический разбор имени числительного

Морфологический разбор имени числительного проводят, если ты видишь после числительного надстрочную цифру “3” – шесть 3 .

Схема морфологического разбора имени числительного:

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж).
  3. Количественное, порядковое или собирательное.
  4. Падеж (в котором числительное стоит в предложении).
  5. Род (для порядковых числительных).
  6. Число (для порядковых числительных).
  7. Каким членом предложения (главным или второстепенным, каким именно) является.

Пример устного рассуждения

Дано предложение: Пять 3 дней учебных, а шестой 3 день – для факультативных занятий.

Пять (дней)

  1. Пять (дней) – числительное, т.к. обозначает число и отвечает на вопрос – сколько? – пять.
  2. Начальная форма – пять (именительный падеж).
  3. Это количественное числительное, т.к. отвечает на вопрос сколько? и обозначает количество дней.
  4. В предложении стоит в именительном падеже.
  5. Не имеет формы рода, т.к. это количественное числительное.
  6. Не имеет формы числа, т.к. это количественное числительное.
  7. В предложении является подлежащим вместе с существительным: пять дней .

Шестой (день)

  1. Шестой (день) – числительное, т.к. обозначает порядок при счёте и отвечает на вопрос какой? – шестой.
  2. Начальная форма – шестой (именительный падеж).
  3. Это порядковое числительное, т.к. отвечает на вопрос какой? и обозначает порядковый номер при счёте.
  4. Именительный падеж.
  5. Мужской род (отвечает на вопрос какой?)
  6. Единственное число.
  7. В предложении является определением: день (какой?) шестой .

Образец письменного разбора

Дано предложение: Пять 3 дней учебных, а шестой 3 день – для факультативных занятий.

Пять (дней)

Шестой (день)

  1. Шестой (день) – числит., какой? – порядок при счёте
  2. Н. ф. – шестой
  3. Порядков. (какой?, порядок)
  4. И. п.
  5. М. р.
  6. Ед. ч.
  7. Определение: день (какой?) шестой

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник статьи: http://budu5.com/manual/chapter/52

Морфологический разбор числительного

Морфологический раз­бор чис­ли­тель­но­го — это ука­за­ние посто­ян­ных и непо­сто­ян­ных грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков име­ни чис­ли­тель­но­го как само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском язы­ке.

Составим план, как после­до­ва­тель­но выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор име­ни чис­ли­тель­но­го в зави­си­мо­сти от струк­ту­ры и его раз­ря­да по зна­че­нию.

Прежде чем узнать, как про­из­во­дить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор чис­ли­тель­но­го, научим­ся отли­чать эту имен­ную часть речи от слов дру­гих частей речи:

  • (что?) трой­ка, пятак, деся­ток, сот­ня — име­на суще­стви­тель­ные;
  • (какой?) одно­кле­точ­ный, двой­ной, трех­этаж­ный, пяти­лет­ний — име­на при­ла­га­тель­ные;
  • (сколь­ко?) столь­ко, несколь­ко, столько-то — место­име­ния;
  • (что сде­лать?) сдво­ить, утро­ить, уде­ся­те­рить — гла­го­лы;
  • (как?) два­жды, надвое, три­жды, впя­те­ром — наре­чия.

Слова раз­ных частей речи содер­жат ука­за­ние на коли­че­ство. Однако эти само­сто­я­тель­ные части речи сов­ме­ща­ют обо­зна­че­ние коли­че­ства с назва­ни­ем пред­ме­та, при­зна­ка, дей­ствия и пр. В отли­чие от чис­ли­тель­ных их мож­но запи­сать сло­ва­ми, но нель­зя обо­зна­чить циф­ра­ми. Различаются они и сво­и­ми мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми.

Грамматические признаки имени числительного

Имена чис­ли­тель­ные раз­ли­ча­ют­ся по зна­че­нию и струк­ту­ре. Постоянными при­зна­ка­ми слов этой части речи явля­ет­ся

  • раз­ряд по зна­че­нию (коли­че­ствен­ное или поряд­ко­вое);
  • коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные име­ют раз­ряд: целое, дроб­ное или соби­ра­тель­ное;
  • раз­ряд по соста­ву (про­стое, слож­ное, состав­ное).

Имена чис­ли­тель­ные изме­ня­ют­ся по паде­жам, а коли­че­ствен­ные чис­ли­тель­ные «один», «два», «пол­то­ра» , соби­ра­тель­ное чис­ли­тель­ное «оба» — по родам:

  • один миг, одна дата, одно сло­во;
  • два листа, две розы;
  • пол­то­ра дня, пол­то­ры мину­ты.

Категории рода, чис­ла и паде­жа явля­ют­ся непо­сто­ян­ны­ми при­зна­ка­ми чис­ли­тель­ных.

Начальная фор­ма коли­че­ствен­но­го чис­ли­тель­но­го — это фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа.

Порядковые чис­ли­тель­ные по сво­ей грам­ма­ти­че­ской фор­ме похо­жи на при­ла­га­тель­ные, поэто­му их началь­ной фор­мой явля­ет­ся име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода (пер­вый, сотый).

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре учтём, что име­на чис­ли­тель­ные часто обра­зу­ют неде­ли­мые соче­та­ния с име­на­ми суще­стви­тель­ны­ми, а так­же упо­треб­ля­ют­ся с пред­ло­га­ми, так что выпи­сы­ва­ем имя чис­ли­тель­ное с суще­стви­тель­ным и пред­ло­гом. Эти соче­та­ния явля­ют­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния.

Числительное может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния: как глав­ным (под­ле­жа­щее или ска­зу­е­мое), так и вто­ро­сте­пен­ным (допол­не­ни­ем, опре­де­ле­ни­ем, обсто­я­тель­ством).

Составим план мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра чис­ли­тель­но­го.

План морфологического разбора числительного

I. Часть речи. Общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, началь­ная фор­ма

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • раз­ряд по зна­че­нию (коли­че­ствен­ное, поряд­ко­вое);
  • раз­ряд по соста­ву (про­стое, слож­ное, состав­ное)

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Синтаксическая роль

Приведем при­ме­ры мор­фо­ло­ги­че­ско­го раз­бо­ра име­ни чис­ли­тель­но­го.

Примеры морфологического разбора числительных

К шести³ часам утра уже пол­но­стью рас­све­ло.

I. К шести (часам) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет чис­ло. Начальная фор­ма — шесть.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Рассвело (когда?) к шести часам. Обстоятельство вре­ме­ни.

У обо­их³ маль­чи­шек на щеках вес­нуш­ки рос­сы­пью.

I. У обо­их (маль­чи­шек) — это имя чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — «оба».

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Веснушки рос­сы­пью (у кого?) у обо­их маль­чи­шек. Дополнение.

В семи­де­ся­ти³ кило­мет­рах от горо­да рас­по­ло­жен этот ста­рин­ный замок.

I. В семи­де­ся­ти (кило­мет­рах) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — семь­де­сят.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . Расположен (где?) в семи­де­ся­ти кило­мет­рах. Обстоятельство места.

Более двух­со­т³ гек­та­ров уже засе­я­но рожью.

I. Более двух­сот (гек­та­ров) — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — две­сти.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа

III . (Что?) более двух­сот гек­та­ров (что сде­ла­но?) засе­я­но. Подлежащее.

Свыше ста два­дца­ти пяти³ речек и ручьёв про­те­ка­ют по наше­му краю.

I. Свыше ста два­дца­ти пяти (речек и ручьёв) — это чис­ли­тель­ное, кото­рое обо­зна­ча­ет коли­че­ство. Начальная фор­ма — сто два­дцать пять.

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

III . (Что?) свыше ста два­дца­ти пяти речек и ручьёв — под­ле­жа­щее.

Семнадцатый³ слу­ша­тель стал побе­ди­те­лем лоте­реи.

I. Семнадцатый — это чис­ли­тель­ное, обо­зна­ча­ет поря­док при счё­те. Начальная фор­ма — сем­на­дца­тый

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки

  • име­ни­тель­ный падеж
  • един­ствен­ное чис­ло
  • муж­ской род

Видеоурок «Морфологический разбор числительных» 6 класс

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/chislitelnoe/morfologicheskiy-razbor-chislitelnogo.html

Adblock
detector