Меню Рубрики

Какую роль играют местоимения в речи составить план

Урок “Роль местоимений в речи”
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Урок по русскому языку “Роль местоимений в речи”

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)

Урок разработала учитель начальных классов Крахоткина Елена Евгеньевна

Тема урока:Роль местоимений в речи

Систематизация и обобщение знаний

Создать условия для систематизации и обобщения знаний о местоимении , своеобразии, значении и роли личных местоимений в речи; формировать умение правильно употреблять их в речи; совершенствовать умение определять местоимение среди других частей речи; способствовать развитию навыка определения рода, числа существительных, местоимений, формированию умения заменять имена существительные местоимениями; содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма

Планируемые предметные результаты

Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; определять роль местоимений в тексте

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе (пары)группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Осознавать потребность в сохранении культуры русской речи и выражении уважительного отношения к людям посредством языка; принимать следующие базовые ценности: «добро», «семья», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «желание понимать позицию другого» и т. д.; осознанно выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников, оценивать жизненные ситуации ; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке

Технология: развитие критического мышления.

  • обращение к личному опыту учащихся;
  • прогнозирование
  • составление кластера
  1. Канакина В.П,. Горецкий В.Г «Русский язык” Учебник для4 кл. общеобразовательных школ . В 2-х ч. Ч 2.М.: Просвещение. , 2013 г
  • карточки для исследовательской работы,
  • презентация.

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

Организует класс на работу. Проводит дыхательную гимнастику

– Ребята, закройте глаза.… Представьте, что у вас в руках зажжённая свеча. Сделайте глубокий вдох и тихо-тихо выдохните так, чтобы не загасить пламя тоненькой струйкой воздуха. Ещё раз вдохните и резко одним выходом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в лёгкие и сдуйте все преграды и сложности на своём пути! Молодцы! Откройте глаза и тихо займите свои места

Выполняют упражнения в соответствии с инструкцией

Слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять предложенную задачу

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Задает вопросы. Комментирует ответы , предлагает сформулировать цель урока

– Послушайте, как старший брат из стихотворения Агнии Барто рассказал о фильме, который он посмотрел.

… И вот он начал свой рассказ:

Но тут как раз ее он спас,

-Можно ли из этого рассказа понять,о чем был фильм?

-Что необходимо делать, чтобы не допускать таких речевых ошибок?

Артур К. рассказывает наизусть отрывок из стихотворения А. Барто «Сильное кино»

Обсуждают ,отвечают на вопросы, формулируют высказывания приводя доказательства

и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое вы-сказывание в устной форме

3. Актуализация опорных знаний

– Какой части речи будет посвящен наш урок?

Читайте также:  Тех какой разряд местоимения

– Чему именно мы будем учиться сегодня на уроке, какие задачи необходимо решить по данной теме?

– Для чего мы изучаем особенности этой части речи?

– На протяжении урока мы заполним с вами исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

-Каждое высказывание нашей памятки будет одновременно и выводом в ходе выполнения заданий.

Обсуждают ,отвечают на вопросы, формулируют высказывания приводя доказательства. Определяют тему урока, уточняют задачи урока

и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме по существу заданных вопросов

4. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

– Что нам поможет опровергнуть или подтвердить наши высказывания, где мы можем увидеть доказательства нашей правоты ?

– Как называются местоимения, которые мы изучали?

– Почему они носят название ЛИЧНЫЕ?

– Какие местоимения относятся к личным?

– Вспомним, грамматические признаки личных местоимений, и если мы все правильно выполним, то у нас получится букет, который напомнит нам о приближающемся весеннем празднике.

-Сформулируем вывод, о том, какие местоимения мы относим к личным?

Формулируют высказывания , приводят доказательства, воспроизводят определение, заполняют памятку. Местоимение — это часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.)

1. Местоимение – это_____________ речи, которая ___________________ на предметы, но ____________________ их.

2. Употребляется вместо имен __________________, имен ________________,

3. Личные местоимения ______________________________________

4. Местоимения отвечают на те же вопросы, что и имена ___________________________

5. Местоимения с предлогами пишутся ______________________

6. К местоимениям 3 –го лица с предлогами в косвенных падежах добавляется буква _________.

7. Местоимения делают нашу речь _____________,

5.Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Русские поэты часто использовали личные местоимения в своих произведениях для разнообразия, для уточнения смысла, усиления звучания намеченной темы, для конкретизации данного лица. Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева о милой нашему сердцу весне.

Бегут и будят сонный брег,

И тихих, тёплых майских дней

– Какие вопросы вы задавали к местоимениям?

– Формулируем вывод о том, как по каким вопросам изменяются личные местоимения?

– Наблюдение за правописаний местоимений с предлогами.

– Какую еще информацию можно извлечь о правописании местоимений (последняя строка)?

-Делаем вывод о правописании местоимений с предлогами (в т.ч., местоимений 3 лица в косвенных падежах)

Выполняют з адания по выбору

1 группа : выпишите из стихотворения все местоимения, определите лицо, падеж и число

2 группа : определите, по каким признакам можно разделить эти местоимения в группы .Найденные местоимения выписать по группам

Они -3 л.,И.п., мн.ч. 1) они, мы, нас,

Мы – 1 л., И.п., мн.ч. 2) она, за ней

За ней – 3 л.,Т.п., ед.ч. 2)они, она, за ней

Вывод : местоимение изменяется по тем же вопросам, что и имя существительное. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают, но не называют его.

– МЫ МОЖЕМ ЗАПОЛНИТЬ В ПАМЯТКЕ

Вывод : местоимения с предлогами пишутся раздельно

и сохранять учебную цель и задачу. Делать выводы.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

-П рочитайте предложение. Что вы думаете по их содержанию.

-Ребята сделали открытки для мам. Они были красочными, яркими, весенними.

– Попробуем объяснить, почему оно получилось непонятным.

– Часто местоимения мы употребляем неоправданно, не к месту

Вывод: употребление местоимений в речи должно быть оправданным. Местоимения делают нашу речь правильной, точной.

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют знания на новом языковом материале.

Читайте также:  Ставится ли после местоимения дефис

(Мамы были красочные, яркие, весенние).

– Ребята сделали открытки для мам. Открытки были красочными, яркими, весенними.

– Какое слово нас запутало? (местоимение).

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Учитывать мнение одноклассников

7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Наблюдение за употреблением местоимений в речи.

1)Самостоятельное выполнение творческого задания в группе

– Прочитайте рассказ девочки о себе.

Меня зовут Надя. Мама зовет меня Надюшей, а папа Надеждой. Мне десять лет. Я учусь в четвертом классе. Я люблю сказки и весёлые стихи, люблю петь, танцевать и играть на компьютере. По характеру я весёлая.

У меня есть собака Джек, порода-колли, а ещё рыбки и черепаха. Джек любит гулять и играть со мной. Мне нравится, когда в доме много животных.

– Что заметили? ( повтор местоимений Я, МНЕ, МЕНЯ).

– Могла ли девочка сказать по – другому? Почему? (Рассказ о себе).

– Предлагаю вам составить мини – рассказ о себе, употребив в нем местоимения.

Взаимопроверка . Чей рассказ о себе должен услышать класс?

2)Редактирование текста ( в паре).

-Замените СС, там, где это нужно , местоимениями.

Читают текст. Определяют его особенности, формулируют свои высказывания.

Работают в группе и в паре.

– Вывод: здесь повтор некоторых местоимений оправдан, т.к. девочка рассказывает о себе, т.е. рассказ ведется от 1 лица.

Самостоятельно выполняют творческое задание с опорой на план (слайд)

-Какие животные есть у меня?

Подчеркните в своем рассказе местоимения

Работают в паре на ПК с обучающим диском «Уроки Кирилла и Мефодия»

Понимать на слух ответы одноклассников. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

8 . Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

– Предлагаю обобщить наше исследование.

-Давайте проверим свои выводы с правилами в учебнике ( Учебник, с 52 -59 и 1-ый форзац). .

– Пользуясь памяткой, ответьте на вопрос, в чем же загадка местоимения, как части речи?

-Оцените свою работу на уроке с помощью мишени

– Вы сами себя оценили, а я с вами соглашусь, и поставлю отметки в журнал. Мне очень понравилось с вами работать, ребята. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне, были настоящими исследователями .

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов и заполненной памятки. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил по учебнику Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают работу с помощью МИШЕНИ (СЛАЙД)

Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Самоанализ урока по русскому языку в 4 классе.

В классе 7 учеников, из них высокий уровень обученности у 1 ученика, средний уровень обученности у 3 учеников, низкий уровень обученности у 3 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

Урок шестой в разделе «Личные местоимения»

Тема: РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЙ В РЕЧИ

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 4 класса, большинство учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель деятельности учителя: создать условия для систематизации и обобщения знаний о местоимении; содействовать воспитанию любви к русскому языку, чувства коллективизма

Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; определять роль местоимений в тексте

Читайте также:  Морфологический разбор местоимения чтобы

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе (пары)группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений

Тип урока: Урок обобщения и систематизации изученного

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично – поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, диск «Уроки Кирилла и Мефодия»».

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала и применение полученных знаний в различных предлагаемых ситуациях. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения :

по виду источника информации:

  • словесные;
  • наглядные (демонстрация презентации обучающего курса, задания СD диска «Уроки Кирилла и Мефодия»);
  • практические (задания «Уроки Кирилла и Мефодия», работа с учебником, памятками, листом самооценки)

по виду учебной деятельности:

  • проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента и постановки учащимися учебной задачи. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап (основной) – обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученному разделу начался с самопроверки знаний на тренажере «»Собери букет»

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся находили местоимения, давали им характеристику, определяли роль местоимений в тексте, анализировали и редактировали поэтические произведения, предложения и тексты, писали мини – сочинение о себе с использованием личных местоимений,

На данном этапе основные формы работы – фронтальная, парная и индивидуальная. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка и самооценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны , внимательны и работоспособны. Каждому ученику на уроке было комфортно, каждый был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Выбранная форма организации учебной деятельности показала себя эффективной, т.к. темп позволил выполнить большой объём заданий.

Создание проблемных ситуаций, предоставление возможности выбора заданий по усмотрению самих учащихся , мотивирует последних к настрою в работе, способствует развитию познавательной активности на протяжении всего урока

Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Д умаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/12/19/urok-rol-mestoimeniy-v-rechi

Adblock
detector