Морфологический разбор имени существительного 4 класс
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) на тему
Презентация по русскому языку, 4 класс, УМК “Школа 21 века”
Тема: “Морфологический разбор имени существительного”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_sushch.4_klass_1.ppt | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 4 классе “Морфологический разбор имени существительного” с использованием мультимедийной презентации.
1.План – конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение.
Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах.
Данная презентация является большой помощью на уроке. В интересной, мультимедийной форме, дети лучше воспримут новую тему.
На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя.
Презентация к уроку Русского языка в 3 классе по теме Морфологический разбор имени существительного.
Открытый урок ” Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных".
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/09/19/morfologicheskiy-razbor-imeni-sushchestvitelnogo-4-klass
Памятки для морфологического разбора имён существительных и имён прилагательных
материал по русскому языку (4 класс)
План разбора имени существительного, образцы разбора имён существительных.
План разбора имени прилагательного, образцы разбора имён прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologicheskiy_razbor_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 17.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор имён существительных
План разбора имени существительного
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма. Морфологические признаки:
Постоянные морфологические признаки:
собственное или нарицательное;
одушевлённое или неодушевлённое;
число (если слово имеет только одну форму – единственного или множественного числа).
Непостоянные морфологические признаки:
число (если слово изменяется по числам);
Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).
Образцы разбора имён существительных
В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – поезд .
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(шедшем) (из) Петербурга
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
- Н. ф. – Петербург .
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(шедшем) (в) Москву
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
- Н. ф. – Москва .
А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам – имеет форму только единственного числа.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(ехал) в отделении
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
- Н. ф. – отделение .
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа. - В предложении выполняет роль обстоятельства места.
(в отделении) (для) курящих
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
- Н. ф. – курящий .
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное – субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам ( курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе. - В предложении выполняет роль несогласованного определения.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – поручик .
А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа. - В предложении выполняет роль приложения.
- Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
- Н. ф. – Климов .
А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа. - В предложении выполняет роль подлежащего.
Морфологический разбор имён прилагательных
План разбора имени прилагательного
Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Непостоянные морфологические признаки:
только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
число, род (в единственном числе), падеж.
Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).
Образцы разбора имён прилагательных
После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).
(На) горячем (песке)
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
- Н. ф. – горячий .
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения ( горячее ) и краткая форма ( горяч );
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
(От) южного (солнца)
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
- Н. ф. – южный .
А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
- Н. ф. – хороший .
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения ( лучше ) и краткая форма ( хорош );
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде. - В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
- Н. ф. – хороший .
А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения ( лучше ), краткая форма ( хорош );
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма). - В предложении выполняет роль именной части сказуемого.
Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).
(на) сестрины (слова)
- Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
- Н. ф. – сестрин .
А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже. - В предложении выполняет роль определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления .
Данный материал является памяткой для обучающихся при изучении темы “Правописание безударных падежных окончаний имён существительных” и “Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных”.
раздаточный материал-карточки образцы морфологического разбора.
План разбора имени существительного.
Памятка “Морфологический разбор имени существительного”.
Открытый урок ” Три склонения имен существительных. Дополнение памятки морфологического разбора имен существительных".
Памятка для морфологического разбора имени прилагательного.
Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2020/07/26/pamyatka-dlya-morfologicheskogo-razbora-imyon