Меню Рубрики

Кластер местоимения 6 класс

кластер “Правописание местоимений”
презентация к уроку по русскому языку (6 класс) на тему

Материал о правописании местоимений в схеме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Правописание местоимений дефис слитно раздельно неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные р аздельно (есть предлог) слитно не -То, -либо, -нибудь Кое – Кое- + предлог

Правописание местоимений дефис слитно раздельно неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные р аздельно (есть предлог) слитно не -То, -либо, -нибудь Кое – Кое- + предлог

Правописание местоимений неопределенные отрицательные

Правописание местоимений неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные

Правописание местоимений неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные р аздельно (есть предлог) слитно

Правописание местоимений слитно неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные р аздельно (есть предлог) слитно не

Правописание местоимений дефис слитно неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные р аздельно (есть предлог) слитно не -То, -либо, -нибудь Кое –

Правописание местоимений дефис слитно раздельно неопределенные Не – ударная Ни – безударная отрицательные р аздельно (есть предлог) слитно не -То, -либо, -нибудь Кое – Кое- + предлог

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Использование компьютера на уроке русского языка и литературы позволяет учителю общаться на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, хорошо подготовиться к сдаче единого.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе “Школа 2100” по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения.

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные».

Урок русского языка в 6 классе “Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи”раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе.

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/03/14/klaster-pravopisanie-mestoimeniy

Урок по теме “Местоимение как часть речи”. 6-й класс

Цель: углубить знания обучающихся о местоимении.

  • научить распознавать местоимения в речи;
  • определять их грамматические признаки, роль в речи;
  • дать первоначальное представление об основных разрядах местоимений.
  • вырабатывать умения детей самостоятельно получать знания по теме урока;
  • развивать мыслительные операции: анализ и синтез, а также память и внимание, логическое мышление при введение новых знаний; речевые способности и личностные качества: ответственность, самостоятельность; развивать речевые способности, орфографическую зоркость.
  • воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, коммуникативные отношения: ученик-учитель, ученик-ученик; бережное отношение к родной природе, традициям русского народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основной метод: проблемно-поисковый, исследовательский.

  • мультимедийная установка;
  • презентация к уроку «Дерево знаний»;
  • лист наблюдений для учащихся, учебники.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, на слайде у меня написано слово настроение. А какое бывает настроение? Подберите эпитеты к слову настроение. Поделитесь своим настроением на данный момент.

Я вижу, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно. И вы с таким же настроением подойдете к концу урока.

Этот урок будет для вас уроком открытий, и открытия эти вы будете делать сами. Вашими помощниками будут тексты известных писателей, учебник, а также листы наблюдений, куда вы будете записывать наблюдения и выводы. (Приложение 1)

Запишем в наших листах число.

Первое открытие, которое вы должны сделать – определить тему урока. Для этого я предлагаю вам ряд вопросов и текст:

– Попробуйте угадать, о ком или о чем идет речь?

Я [Луговской] только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клена. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шел быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил его по спине, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было.

– Почему сложно было догадаться?

– А теперь прослушав текст еще раз. Ответьте о чем идет речь? (Лист клена.)

Читайте также:  Местоимение план урока в 5 классе

– А какие слова встречаются чаще всего? (Я, он.) Это слова какой части речи? Правильно, это местоимение. Действительно, сегодня мы будем говорить о местоимении. Сформулируйте тему урока. Давайте в рабочих листах запишем тему урока: «Местоимение как часть речи».

Что необычного в теме? Звездочки. (В конце урока записать как по-другому может звучать тема урока. Вместо имени.)

Скажите, пожалуйста, какое отношение у автора к листу клена? С помощью какого средства выразительности смог показать нам его отношение к листику клена? Какой вывод можем сделать?

С темой урока мы определились, попробуем поставить цели. У вас в рабочих листах есть таблица, вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу и, обсудив это с соседом по парте, запишите эти сведения в первой графе таблицы.

Что мы знаем Что мы хотим узнать Что мы узнали
1. Местоимение – самостоятельная часть речи.
2. Местоимения бывают личными: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
3. Местоимения изменяются по числам и падежам.
1. Что обозначают местоимения?
2. Только личными бывают местоимения?
3. Всегда ли местоимения изменяются по числам и падежам?
1. Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
2. Местоимения бывают не только личными, имеют 9 разрядов.
3. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам.
4. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.

Теперь давайте проанализируем выполненную вами работу.

А теперь поставьте вопросы к изучаемой теме и запишите в графу: хотим узнать.

– Итак, каковы цели нашего урока? (Учащиеся ставят цели урока.)

Сегодня на уроке мы с вами повторим, что знаем о местоимении, углубим знания об этой специфической части речи. А задачи вы уже сформулировали во второй графе таблицы и это будет являться планом нашего урока. (1. Значение, вопросы. 2. Морфологические признаки. 3. Синтаксическую функцию. 4. Употребление в речи.)

Итак, поставьте первый вопрос. (Значение местоимений.)

5. Давайте поработаем с термином. Ребята, проанализируйте термин «местоимение», он «говорящий»: местоимения употребляются вместо имени. Давайте это докажем с помощью морфемного разбора, выделите корни. (Мест- о- имение) или вместо имени.

– Итак, первое открытие. Местоимения – часть речи, которая заменяет имена. Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

– Какие именные части речи вы знаете? что они обозначают? Вспомните текст, какую часть речи заменяло местоимение он в тексте? (Существительное.) А другие именные части речи может заменять? Проверим, так ли это с помощью следующего предложения.

  • Такая она пройдет через несколько недель.

– Понятен ли вам смысл этого предложения? Кто она такая? Когда она пройдет?

– Сможем ли мы ответить на вопросы, если сделаем следующие изменения? (Накладываются существительное, прилагательное, числительное на места местоимений.)

  • Широкая масленица пройдет через три недели.

– Вместо каких слов употреблялись местоимения такая, она, несколько? Что обозначают части речи, замещенные местоимениями?

– Но чем отличаются местоимения от существительных, прилагательных, числительных? (Указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их.)

Местоимения употребляются вместо имен, указывая на предмет, признак, количество, но не называют их.

Местоимения-сущ-ые (я, ты, она).

Местоимения-прил-ые (такая, свой).

Местоимения-числительные (сколько, несколько).

Вывод 3. Общее значение местоимений особенное, обобщенное, абстрактное. Они только указывают на предметы, но не называют их.

Вывод о том, как изменяются местоимения, мы сделаем после следующих заданий.

Задание по группам: 1 группа – просклонять местоимение она, 2 группа – такая, 3 группа – изменить по родам и числам местоимение такая.

Вывод 4. Местоимения могут изменяться по падежам, числам и иметь род.

А теперь обратимся к предложению и определим синтаксическую роль местоимения.

Вывод 5. Местоимения в предложении чаще всего является подлежащим, дополнением, определением.

Выполняя задание, мы употребляли слово масленица. Кто знает, что такое масленица? Репродукция картины Б.Кустодиева «Масленичное гулянье».

Масленица – это веселые проводы весны, с хороводами, песнями, плясками и ярмарками. Я побывала на одной из таких ярмарок и приобрела матрёшку, состоящую из девяти штук. Как вы думаете, почему я выбрала именно эту матрёшку? Затрудняетесь ответить? А получить ответ на этот вопрос нам поможет следующее задание.

Читайте также:  Отметь местоимения в форме дательного падежа

(На своем рабочем месте у вас листочки с разрядами местоимений и их примерами, вам нужно попытаться соотнести разряд и местоимение.)

– Так ответьте, пожалуйста, почему я выбрала эту матрешку?

Вот мы и познакомились со всеми разрядами местоимений. Всего их 9.

Записать разряды в лист наблюдений.

– Сегодня на уроке мы очень много говорили о местоимении, но для чего они нам нужны? Ответим на этот вопрос, обратившись к тексту.

Выразительное чтение текста без местоимений. Всё ли нам понятно в тексте и красив ли он? Вставьте местоимения, используя слова для справок и постарайтесь определить их разряд.

Вывод 6. Местоимения нашу речь делает красивее и богаче, помогают избегать повторов.

– Объясните орфограммы в выделенных словах. Почему в 3 предложении стоит двоеточие?

Сегодня на уроке вы много отвечали, дополняли, творили. Теперь подошло время подвести итог нашему уроку. Заполните 3 графу таблицы. (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения). Давайте проверим наши выводу, обратившись к учебнику.

– Какое бы свое название теме урока вы бы дали. Запишите вместо звездочек.

8. Тестовые задания (презентация).

Насколько вы были успешны, покажет тест.

  1. Записать 3 загадки, в которых есть местоимения, определить их род, число, падеж.
  2. Упр. 392.
  3. Карточка по новому материалу.

10. Рефлексия «Дерево знаний».

Вот и подошел к концу наш урок. А с какими знаниями мы подошли к концу урока покажет «Дерево знаний».

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/627268/

Откртый урок по теме “Местоимение.Обобщение” 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Выполнила: Ондар Урана Анатольевна

учитель русского языка и литературы

Учебный предмет: русский язык

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока : «Местоимение. Обобщение и закрепление изученного».

Повторение и обобщение знаний о части речи – местоимении; знание грамматических признаков местоимений, его синтаксической роли в предложении и правописания; совершенствование использования в речи имен и местоимений.

Повторить и обобщить теоретические сведения и закрепить практические навыки по теме. Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд, правильно употреблять и писать местоимения. Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях. Расширять лексический запас учащихся.

Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать; вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.

Вызвать чувства интереса к изучаемой теме, пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку; воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки

Оборудование: мультимедийный проектор, конспект, маршрутный лист.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного, нестандартный урок-экскурсия.

Методы: словесный, иллюстративный, практический, частично-поисковый.

Формы работы: коллективная, индивидуальная, групповая, парная.

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

2. Целеполагание и введение в тему урока

Цель этапа: Самостоятельно определить тему урока.

3. Творческая и практическая деятельность по теме урока

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Цель:снять эмоциональную усталость, предупредить утомление.

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Цель : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель: закрепить полученные знания

9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности

Читайте также:  Все правила по местоимению 6 класс

Сегодня утром каждый из нас перешагнул порог школы. У кого-то хорошее настроение, у кого-то, может быть, немного грустное. Чтобы учебный день прошёл успешно и принёс вам радость, мы начнём урок с улыбки.

-А теперь улыбнитесь друг другу и, заряженные хорошим настроением, займите свои места.

Я рада видеть каждого из вас ,

И пусть весна прохладой в окна дышит.

Ведь наш класс друг друга понимает,

– В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов, Назовите их.

-Какой частью речи они являются? Какой теме будет посвящен наш урок?

– Сообщение темы и цели урока

Запись даты и темы урока в маршрутные листы

Работать мы сегодня будем не в тетрадях, а в маршрутных листах.

Вспомним на какие разряды делятся местоимения, а вот помните ли вы их и умеете отличать друг от друга мы сейчас и проверим.

– Как считаете, чей паспорт мы должны предъявить, чтобы нас впустили в страну? (местоимения). Приложение 1.

Местоимения употребляется вместо …

Местоимения отвечают на вопросы …

Местоимения не называют предмет, а ..

Местоимения в предложении могут быть …

Задание 1. Составление кластера.

В нашем городе есть фирма «Местоимение» Офис фирмы расположен в 8миэтажном здании. Почему именно в 8миэтажном, а не в 2х или 3х?

Вошли в офис фирмы “МЕСТОИМЕНИЕ”. В фойе видим лозунг фирмы: «Всякий шаг вперёд должен опираться на повторение прежнего». К.Д.Ушинский.

Слова Ушинского написаны и у нас на маршрутных листах. Как вы думаете, что обозначают эти слова.

Найдите местоимения. Подчеркните личные местоимения.

Я, он, вас, воз, ты, нас, нос, мне, который, мну, яму, тебе, ничто, тобой, табун, вес, но, оно.

– С каким первым разрядом мы с вами познакомились?
Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры.

Справились с заданием и имеем право подняться на 2-ой этаж. Здесь нас поджидает одно-единственное слово-местоимение. Этот сотрудник фирмы, который сам себе начальник, сам себе исполнитель. Как вы думаете, в каком отделе фирмы мы очутились?

–Что вы знаете об этом местоимении?

А какие морфологические признаки отсутствуют у этого местоимения? Запишите это в памятку.

Упражнение 2 Вставьте местоимение себя в нужной форме. комментированное письмо.

  1. Тебе нужно взять с ____________учебник.
  2. Петя пригласил нас к______________в гости.
  3. Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.

По лестнице поднялись на 3-ий этаж.

И оказались в “Отделе?, а в каком отделе вы узнаете из Морфемной игры «Собери слово»

  • пригород
  • тяжесть
  • сделать
  • удивительный
  • отрицательных

Взяв из 1-го слова приставку, из 2-го – корень, из 3-го – суффикс, из 4-го – суффиксы, из 5-го – окончание, вы получите название 5-го разряда – притяжательных .
На что указывают притяжательные местоимения?

Упражнение 3 1. Подчеркните притяжательные местоимения как члены предложения. Укажите род, число, падеж.

Обратимся к тексту притчи. Что такое притча?

Двое друзей много дней провели в пути.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча ударил другого. Обиженный ничего не сказал. Он молча написал на песке: “Сегодня мой самый лучший друг обидел меня”.
Друзья прод..лжали свой путь. Вот они подошли к озеру, в котором решили искупат(?)ся. Тот, кого ударили, едва (не) ут..нул, а друг спас его. Когда тонувший пришёл в себя, то высек на камне: “Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь”.
Его товарищ задал вопрос: «Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?» Ответ был таков: «Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть нашу надпись. Но когда кто-то делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это».
– Чему учит нас эта притча? Какова её основная мысль?

Как только двери открылись, мы увидели перед собой табличку с надписью названия отдела: “Отдел указательных местоимений”

–Назовите указательные местоимения. Как они изменяются? Запишите ответ в маршрутные листы

–Назовите указательные местоимения. Как они изменяются? Запишите ответ в маршрутные листы.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2017/03/18/otkrtyy-urok-po-teme-mestoimenie-obobshchenie-6-klass

Adblock
detector