Меню Рубрики

Конспект морфологический разбор числительного 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе «Морфологический разбор числительного»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

Гончарова Ирина Ивановна. «Морфологический разбор имени числительного» 12.03.2015 г.

Тема урока: «Морфологический разбор числительного»

Тип урока: урок общеметодической направленности

Образовательные цели: повторить морфологические признаки числительного

Развивающие: развивать творческую, речевую, мыслительную активность; совершенствовать мыслительные (обобщение, классификация) и общеучебные умения и навыки;

Воспитательные: прививать любовь к языку, умение работать коллективно, преодолевать неуверенность.

Технология урока: деятельностный подход

Оборудование: макет газеты, раздаточный материал, презентация, учебник русского языка для 6 класса под редакцией Баранова, часть 2-ая

Технологическая карта урока

Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Ирина Ивановна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Открываем тетради, записываем число.

Работа в тетрадях, число, работы.

Постановка учебной задачи.

3, 28, 220, 126, 145,

2 000 000, 320, 17, 333.

Что я прочитала? (стихотворение) В чем его необычность?

2015 год объявлен в России Годом литературы. Предлагаю вам сегодня побывать в редакции газеты и создать свой номер лингвистической газеты на литературном материале.

Что значит лингвистической? (посвященной языку).

Чему мы посвятим выпуск нашей газеты (числительному, т.к. это часть речи, которую мы изучаем).

Повторение ранее изученного

Практикум по повторению ранее изученного

Изучение нового материала с опорой на ранее изученное по теме «Числительное»

Ребята, что нам с вами надо сделать, чтобы создать газету о числительном? (Вспомнить, обобщить, повторить все, об этой части речи, узнать что-то новое)

Нет ли в русском языке способа повторения, при котором последовательно повторяется весь изученный материал по определенной части речи?

Определите тему сегодняшнего урока («Морфологический разбор имени числительного»)

Определите цель сегодняшнего урока (повторить имя числительное, систематизировать свои знания по этой теме, показать роль числительного в языке и речи)

Итак, приветствую вас в редакции нашей газеты «Числомания»

Эпиграфом газеты я предлагаю взять слова:

Расчет во всяком деле нужен,

И ты с числительным будь дружен!

Можем ли мы обойтись в жизни без числительных. Они вокруг нас, в том числе в литературе, вспомните названия произведений, содержащих числительное (примеры)

Что же такое числительное?

(Часть речи, которая обозначает число, количество и порядок при счете, отвечает на вопросы сколько, какой).

Молодцы! К работе готовы!

Какие рубрики могут быть в нашей газете? (предложения учащихся, коррекция учителя)

Создание рубрик. Работа по рядам. Объясняется задание. Время работы 3 минуты. Записать текст выполнить к нему задание. Совещание и проверка в группах, отвечает 1 человек от группы.

1 ряд готовит рубрику «Игротека»: найти 4-ый лишний, объяснить свой выбор

1. Удвоить, двоиться, второй, раздвоить

2. Семь, семеро, седьмой, семидесятилетие

2 ряд готовит рубрику «Мудрые мысли»: запишите пословицы, подчеркните числительные, укажите разряд и падеж.

3 ряд готовит рубрику «Новости»: запишите новость, подчеркните числительные как члены предложения.

6 марта 2015 года исполнилось 200 лет со дня рождения русского поэта Петра Павловича Ершова, автора известной сказки «Конек-Горбунок».

Готовя материалы своих рубрик, вы отбирали нужный нам языковой материал. Переходим с вами к обобщению научного материала о числительном, которое должно привести нас к открытию, которое мы опубликуем в рубрике «Лаборатория знаний».

Итак, свой материал представляет 1 группа. Отчет группы.

Над каким понятием работали (значение слова), как отличали числительное от других частей речи (по вопросам), на какие вопросы отвечает числительное (сколько, какой). Это 1 «блок» морфологического разбора: дается общее значение речи (т.е. дается определение и вопрос) – прикрепление схемы на доске

Анализ, вывод, преобразование информации

Запись темы в тетрадь

Повторяют теоретический материал

Практическая работа по группам: морфологический анализ по заданным направлениям

По итогам работы каждой группы материал вклеивается в газету

Выступление групп, выводы

Работа с теоретическим материалом учебника

Первичное закрепление изученного

Самостоятельная работа по вариантам

Практическое применение полученных знаний.

Свой материал представляет 2 группа. Отчет группы.

Составим живую схему

Над каким понятием работали (морфологические признаки – 1 человек). Это 2 «блок» морфологического разбора: под цифрой II – даются морфологические признаки числительного.

Какие они бывают? (постоянные и непостоянные), по составу бывают простые и составные, по значению – порядковые и количественные, количественные делятся на целые, дробные собирательные.

К непостоянным признакам числительного относятся падеж, число, род

Прикрепление схемы на доске

Свой материал представляет 3 группа. Отчет группы.

Составим живую схему

Над каким понятием работали? (синтаксическая роль)

Под цифрой III – синтаксическая роль, которую эта часть речи выполняет в предложении. Какую роль выполняет числительное. Может быть любым членом предложения – 5 человек. Прикрепление схемы на доске

Итак, посмотрите на свои блок-схемы в нашей «Лаборатории знаний», они завершены. Запишем наши выводы в шаблоны.

Сверим их с планом морфологического разбора в учебнике. Обратите внимание: количественные числительные не имеют числа и рода, кроме слова один.

Проведем проверку на ваш профессионализм, игра «Верю – не верю» (устно).

Вы встаете, если согласны с утверждением:

Числительное обозначает количество? Да

Числительное обозначает признак? Нет

Числительное обозначает порядок при счете? Да

Отвечает на вопрос ЧТО? Нет

Отвечает на вопрос СКОЛЬКО? Да

Отвечает на вопрос ЧЕЙ? Нет

Числительное изменяется по падежам? Да

Может быть подлежащим? Да

Числительное бывает притяжательное? Нет

Мы с вами написали научную статью, но надо проверить, работает ли схема. Поэтому, нужна еще серия опытов, которую мы опубликуем в разделе «И опыт – сын открытий чудных…» (материал для практики по сказке Ершова)

Наша задача – проверить морфологический разбор числительного по схеме. Читаем предложение, находим числительное, разбираем.

И на первую седмицу
Братья едут в град-столицу.

На первую (седмицу) – числ. (какую?)

Н.Ф. – первая; пост. признаки: простое, порядковое; непост. признаки: в В.п., в ж.р., ед.ч.

На седьмицу (какую?) первую (опред.)

А теперь каждый корреспондент работает самостоятельно: выполните разбор по вариантам

Три (сына) – числ. (сколько?)

Н.Ф. – три; пост. признаки: простое. количественное, целое; непост.признаки: в Им.п.

(Кто?) три сына (подл.)

Повели коней в конюшни

Все в нашивках золотых…

Десять (конюхов) – числ. (сколько?)

Н.Ф. – десять; пост. признаки: простое. количественное, целое; непост.признаки: в Им.п.

Повели (кто?) десять конюхов (подл.)

Проверяем ваши работы, оцениваем работу: поменяйтесь

тетрадями, возьмите карандаши, проверяем, исправляем ошибки, считаем.

Все правильно – 3 баллов,

1-2 ошибки – 2 балла,

3-4 ошибки – 1 балла,

больше 4-х, надо пройти материал еще раз

Мы научились с вами выполнять морфологический разбор числительного. А пригодится ли нам это в жизни? (да, правильно произносить и употреблять в речи).

Следующая рубрика «Упражняемся в риторике», здесь даны фрагменты сказки Ершова, но текст надо вычитать, заменив числа словами в нужной форме.

Каждый ряд читает свой текст, выделенные предложения записать в тетрадь словами

По исходе же 3 дней

2 рожу тебе коней –

Да таких, каких поныне

Не бывало и в помине;

Спотыкнувшися 3 раз,

Починивши (оба, обе) глаза,

Потирая здесь и там,

Входят братья к 2 коням

2 коней, коль хошь, продай,

Но конька не отдавай.

Спальник тут с полатей скок –

И со всех (оба, обе) ног

Во дворец к царю пустился

И как раз к нему явился.

Проверка: 1 человек от ряда читает в слух свой текст, записанный текст проверить по шаблону, оценить:

Все правильно – 2 б,

2 ошибки – надо повторить материал еще раз

Друзья! Я поздравляю вас: газета практически закончена. Последняя рубрика нашей газеты «Наше творчество». Подведем итог нашей работы и выразим свое понимание числительного и отношение к нему: предлагаю коллективное создание синквейна

Синквейн – 5-строчное стихотворение:

1-ая строка – тема стихотворения, выраженная существительным;

2-ая строка – описание темы двумя прилагательными;

3-ья строка – описание действия темы тремя глаголами;

4-ая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к теме;

5-ая строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующее суть предмета или объекта;

Пишется, читается, изменяется.

С интересом нами изучается.

Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?

Чему мы научились?

Все ребята молодцы, вы все очень старались, это видно по нашему результату работы: мы создали интересную, полезную и познавательную газету.

Каждый из вас имеет за урок заслуженную отметку, для этого сложите 2 цифры за проверенный на уроке материал: морфологический разбор и чтение текста. Поднимите руку

у кого получилось – 5 молодцы,

у кого получилось – 4 хорошо,

у кого получилось меньше баллов, что ж, не расстраивайтесь, вам надо повторить теоретический материал по теме «Числительное» и у вас обязательно все получится!

Домашнее задание: параграф № 75, задания 1 на выбор:

упражнение учебника № 427 по заданию;

выписать из СМИ текст из 4-5 предложений с использованием числительных и выполнить морфологический разбор двух числительных;

творческое задание: написать лингвистическую сказку, стихотворение о числительном

Ребята, а еще в газете есть раздел редакционной почты, где читатели высказывают свое мнение:

кому сегодня на уроке было интересно, считаете, что получили нужную информацию – поднимите красные карточки,

если у вас были какие-то проблемы или вопросы, на которые вы не смогли получить ответ – зеленые,

если вам было скучно, информация, на ваш взгляд бесполезная – желтые.

Спасибо за урок.

Совместное составление опорной таблицы на основе анализа работы групп

Использование алгоритма на практике

Все записывают разбор в тетради, один ученик у доски

Взаимопроверка и оценивание

Выразительное чтение текста,

Взаимопроверка (устной работы) и самопроверка, оценивание (письменной работы.

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 242.00 руб.

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 222.00 руб.

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

350 руб. 963.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

350 руб. 169.00 руб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

350 руб. 163.00 руб.

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

350 руб. 205.00 руб.

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 171.00 руб.

Рисуем по клеточкам и точкам

350 руб. 248.00 руб.

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

350 руб. 163.00 руб.

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

Идет приём заявок

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: ДБ-1411293

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-morfologicheskiy-razbor-chislitelnogo-2832113.html

Adblock
detector