Меню Рубрики

Конспект урока 6 класс морфологический разбор глагола

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Морфологический разбор глагола”.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме “Морфологический разбор глагола”.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme_morfologicheskiy_razbor_glagola.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА

Конспект урока русского языка в 6 классе общеобразовательной школы

(класс компенсирующего обучения)

– обобщить и закрепить знания о глаголе как части речи;

– отрабатывать навыки определения морфологических признаков глагола;

– способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания;

– развивать устную и письменную речь.

Знать: порядок морфологического разбора глагола с учетом неизвестных ранее характеристик (переходность/непереходность, возвратность, наклонение).

Уметь: правильно оформлять письменный и устный морфологический разбор.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация.

1. – Мы с вами познакомились со всеми морфологическими признаками глагола, и сегодня будем заниматься морфологическим анализом этой части речи.

– Что такое глагол?

Сначала давайте послушаем лингвистическую сказку и вспомним некоторые признаки глагола, с которыми познакомились в этом году.

В королевстве всяческих действий правил многоликий и энергичный король ГЛАГОЛ I . И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.

Когда они стали взрослыми, каждый получил свой город и начал править в нём в соответствии со своими взглядами и настроением.

Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Город, в котором он был градоначальником, жил под девизом: “Было! Есть! Будет!”

Ребята как называется город? (Изъявительное наклонение)

– Как вы думаете, почему такой девиз у этого города?

(Глаголы в изъявительном наклонении бывают в прошедшем, настоящем и будущем времени и обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить в действительности).

– Вернёмся в сказку.

Средний сын был мечтатель, романтик и фантазёр. Жители в его городе существовали под девизом: “Если бы, да кабы!”

Вглядитесь, что происходит в городе. Здания здесь не достроены, одежда не дошита, деревья в парках и садах не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети не доучены… Когда же жители наконец завершат свою работу?

– Как назывался город второго брата? (Условное наклонение).

– Что обозначает условное наклонение глагола?

(Действие возможно или желаемо при каком-либо условии).

Третий сын – очень уверенный в себе и своих силах, любящий приказывать и подчинять других, поучать и побуждать к действию.

Обитатели его города подчинялись девизу: “Так точно! Будет сделано!”

– А это что за город? (Повелительное наклонение).

– Что обозначают глаголы в повелительном наклонении? (Глаголы в повелительном наклонении обозначают такие действия, которые кто-то требует или просит выполнить).

2. Устный синтаксический разбор предложения:

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна.

– Сделайте вывод о синтаксической роли глагола.

– Назовите грамматические признаки глаголов «не сошел» и «просится».

– Какие из перечисленных признаков постоянные, какие – непостоянные?

– Как вы понимаете «постоянные признаки», «непостоянные признаки»?

3. Знакомство с порядком морфологического разбора глагола. (§ 88, стр.216 учебника). Сравнить известный с 5-го класса порядок разбора с данным в образце, обратить внимание на характеристики, которых раньше не было, и их место в морфологическом разборе.

4. Упражнение № 518.

5. – Есть известное высказывание Г.Горина: «Время изменить невозможно, значит, нужно попытаться изменить своё отношение к нему». Если перефразировать это высказывание, можно предложить другой вариант: «Если изменить ход событий невозможно, попробуйте изменить своё отношение к ним».

– Прочитаем текст и выполним морфологический разбор выделенных глаголов.

Все мокли под дождём.

У сиреневой бабочки промокли крылья, зелёный кузнечик озяб и позеленел ещё больше, а волк стал гораздо громче стучать зубами.

И только кроту всё было нипочём: он предусмотрительно выкопал себе глубокую нору и теперь наслаждался уютом, прислушиваясь к стуку капель по крыше.

Вдруг в лесу появились лягушки!

Они прыгали из одной лужи в другую и радостно квакали.

– Как хорошо! Как прекрасно! Как интересно! Как здорово!

Лягушачье веселье оказалось так заразительно, что вскоре все обитатели леса прыгали по лужам и смеялись. А громче всех смеялся волк.

Всем было весело. И только крот грустно прислушивался к стуку капель по крыше.

  • Объективно – дождь, плохая погода, это изменить невозможно.
  1. Всем плохо, грустно, холодно (только кроту хорошо): все – один – противопоставление.
  2. Вдруг (засмеялись лягушки) – изменение отношения к событию обычно начинается с кого-то одного. (Ср.: стоит кому-то одному закричать «Пожар!», как мгновенно начнется паника.)
  3. Всем весело – кроту плохо (зеркально изменившаяся ситуация). Изменили её лягушки, хотя объективно ничего не изменилось, дождь всё ещё идёт.

6. Домашнее задание. Записать стихотворение, выполнить морфологический разбор глаголов.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/11/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme

Морфологический разбор глагола
материал по русскому языку (6 класс) по теме

технологическая карта урока по русскому языку, составленная по ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
tekhn._karta_glagol.docx 38.19 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО учителя : Сафина Гульгена Ирековна

Школа : МБОУ «Новодемкинская СОШ»

Аксубаевкого муниципального района

Тема урока: Морфологический разбор глагола

Цель урока : формировать у учащихся представление о морфологическом разборе глагола.

Задачи: – знать порядок морфологического разбора глагола;

– воспитать любовь к природе, слову;

– развивать память, уметь обобщать материал, развить речь;

Технологическая карта урока «Морфологический разбор глагола»

1 этап. Организационный момент.

Цель – знакомить с целью урока, создать доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу.

Здравствуйте ребята, сегодня мы будем обобщать знания, полученные при изучении такой части речи как глагол, научимся делать морфологический разбор глагола.

2 этап. Актуализация знаний.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия

  1. Я прочитаю стихотворение М. Ю. Лермонтова «Осень», а вы, внимательно прослушав, постарайтесь представить себе это время года таким, каким описывает его автор.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит меж цветов

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь отважный поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл и поле

Сквозь туман лишь серебрит.

Ученики внимательно слушают и отвечают на вопрос учителя.

-проблемная подача учебного материала.

Познавательные УУД -самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование

3 этап. Изучение нового материала.

Цель: решить проблемные вопросы, раскрывающие тему урока.

Включит учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока

1.Беседа с учениками по вопросам:

– какие картины осени представились вам, ребята, при прочтении?

– какая пора осени, на ваш взгляд, изображена поэтом?

– посмотрите, пожалуйста, на пейзаж И. И. Левитана «Золотая осень».

– что вы на ней видите?

– с помощью каких средств поэт и художник дают нам понять, что осень уже наступила?

– из текста перечислите глаголы, которые говорят нам об этом.

Теперь давайте вспомним, как же изменяется часть речи – глагол. Какие признаки глагола являются постоянными? .

А какие -непостоянными? У всех ли глаголов мы можем определить лицо, род?

Таким образом, мы с вами повторили все признаки глагола, которые необходимы для его морфологического разбора. Давайте выпишем из стихотворения два глагола – «пожелтели» и «серебрит», сделаем их морфологический разбор. В качестве образца для морфологического разбора глагола посмотрим презентацию, подготовленную к сегодняшнему уроку. Слайд 1. «Морфологический разбор глагола».

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его

Ответы учащихся на вопросы учителя.

Комментированный просмотр слайда 1.

Вид, переходность, спряжение.

Наклонение, время, число, род, лицо

4 этап. Закрепление изученного.

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Работа с текстом. Ребята, на 2 слайде вы видите текст, вам надо озаглавить, вставить пропущенные буквы и сделать устный и письменный разбор глаголов

Св..стит косая м..тель – белая м..тла дороги м..тет . Дымя(т, ть)ся сугробы и крыши. Руш..тся с сосен белые водопады. Ск..льзит по застругам ярос..ная поземка. Февраль летит на всех парусах. Гон..тся вихри за санями, машинами, круж..тся хороводы вокруг домов, зам..тают пути-дороги.
Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.
Зав..вает, круж..т, занос..т. Св..стит , скулит, во..т. Леп..т в глаза, в спину т..лка..т, дышать (не) дает.
Тучи-снегосыпы сыпл..тся сверху. Сугробы-снеговеи ве..т снег внизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.
Круговерть от земли до неба!

Формулировать собственное мнение и аргументировать.

Учащиеся должны озаглавить текст, вставить пропущенные буквы.

Делают письменный и устный разбор выделенных глаголов.

УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности).

5 этап. Рефлексия деятельности.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке.

1. Ребята, сделаем вывод. Что нового мы узнали на уроке?

2.Домашнее задание. Сделать схему «Морфологический разбор глагола» (Памятка).Выучить порядок морфологического разбора глагола.

3.В ыставление оценок.

Ответ на вопросы.

УУД: познавательные, регулятивные

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Обобщающий урок по теме ” Глагол”.

Презентация”Морфологический разбор глагола”.

презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме”Морфологический разбор глагола”.

Обобщающий урок по теме “Глагол” в 7 классе.

технологическая карта урока по русскому языку, составленная по ФГОС.

Данный материал позволит быстро вспомнить основные морфологические признаки глаголов, а также (при необходимости) его легко распечатать для индивидуальной работы учащихся.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/30/morfologicheskiy-razbor-glagola-0

Adblock
detector