Меню Рубрики

Конспект урока 6 класс отрицательные местоимения

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

  • Образовательные:

1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;

2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

3)Повторить разряды изученных местоимений;

Скачать:

Вложение Размер
tehnolog_karta_k_uroku.doc 39.5 КБ
urok_russkogo_yazyka_po_fgos_otritsatelnye_mestoimeniya_prezentatsiya_6_klass.pptx 618.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

в соответствии с требованиями ФГОС

по теме: ” ОТИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ. СЛИТНОЕ И РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ НЕ- и НИ- “

Подготовила: учитель русского языка и литературы

Трегубова Ольга Викторовна

Тип урока: урок изучения нового материала.

1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;

2) формировать умение распознавать приставки «не» и «ни» в отрицательных местоимениях; правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

3)Повторить разряды изученных местоимений;

1.Развитие памяти, воображения, монологической речи;

2.Совершенствование умения работать в группах.

Формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Методы обучения : наглядный, словесный, практический, частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная

Ресурсы: 1)учебник русского языка для 6 класса общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова. Москва. Просвещение. 2012 год.

2) мультимедийная презентация.

Межпредметные связи: литература, музыка

Планируемый результат: Учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

Настраивает на начало урока

Откройте тетради запишите число.

Проверяют готовность к уроку

Личностные: – действие смыслообразования , связь между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

– действие нравственно-этической ориентации, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Регулятивные: *формирование способности личности к целеполаганию; *развитие регуляции учебной деятельности; *саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний, – п ланирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные : умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; умение анализировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить рассуждение; развивать навыки исследовательской деятельности; Коммуникативные : – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; – разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; -умение слушать и слышать партнера, координировать точки зрения и позиции участников процесса; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Проверка домашнего задания

Для того что бы проверить как дети подготовили д/з, предлагает прочитать притчу и выполнить задание. слайд № 2

– В парах поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у другу

Задание выполняют письменно. Выполняют взаимопроверку

3.Самоопределение к деятельности

Предлагает разгадать кроссворд для определения темы и целей урока слайд № 3

Разгадывают кроссворд, называют тему и цели урока слайд № 4, 5

1.Предлагает задание на формирование исследовательских умений, развитие речи.

Прочитайте и спишите предложения сделайте синтаксический разбор.слайд №6

2. Предлагает рассмотреть слайд № 7 образование отрицательных местоимений.

Проверим, это просклоняв местоимения обоих разрядов (устное выполнение)

3. Рассмотрите правило выбора НЕ или НИ поставив ударение (сопоставьте выводы с правилом в учебнике с.80)

4. Рассмотрим какую роль играют отрицательные местоимения в предложениях. Вернемся к предложениям записанным в тетрадях.

5. Прочитайте теоретический материал и правила в учебнике с. 79-80

6. Выполним из учебника упр. 462 на доске и в тетрадях

1.Рассматривают предложенные примеры,

выполняют разбор, проверяют на слайде № 7

делают выводы (в предложениях отрицательные местоимения могут быть: подлежащим, сказуемым, определением, дополнением)

Выполняют устное склонение местоимений- (делают выводы) (местоимения некого и нечего не имеют формы именительного падежа)

3. Устно ставят ударение над местоимениями (делают выводы: приставка НЕ всегда ударная, приставка НИ всегда безударная)

4. Определяют роль отрицательных местоимений в предложениях ( отрицательные местоимения в ходят в состав отрицательных предложений, они указывают на отсутствие предмета, признака, количества)

5. Читают теоретический материал и правило.

5.Закрепление изученного материала

1.Выполните устно задание на слайде №14

2.выполните упр. 464 самостоятельно

3.Распределите выделенные местоимения по домикам слайд №14

1.Коллективное выполнение задания

2.выполняют упр.464 самостоятельное выполнение

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/30/urok-russkiy-yazyk-6-klass-po-fgos-otritsatelnye

Урок русского языка ( 6 класс) “Отрицательные местоимения”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.

Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (тест), задание на само- и взаимопроверку.

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo_yazyka_6_kl_otritsatelnye_mestoimeniya.docx 34.93 КБ
otritsatelnye_mestoimeniya.pptx 1.85 МБ
rabochiy_list.docx 22.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Отрицательные местоимения»

– знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

– уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

– правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

– продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения и высказывать их, учить критически мыслить, выделять главное;

– воспитывать культуру общения в паре, группе, уважение к чужому мнению

Оборудование урока: презентация, карточки для индивидуальных заданий, рабочие листы (карты путешествия).

Образовательная: формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений и навыка их правильного написания.

– Личностные УУД: умение извлекать информацию, содержащуюся в учебнике и применять полученные знания.

– Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

– Коммуникативные УУД: соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Тип урока : изучение нового материала

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.

Чтобы учащиеся не теряли интерес, предусмотрена смена видов работ: фронтальный опрос, работа в парах, групповая работа, индивидуальная (тест), задание на само- и взаимопроверку.

Технология : проблемно-диалогическое обучение.

  • Предметные: умения находить различные формы отрицательных местоимений в тексте, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами и без предлогов.
  • Личностные: уметь ориентироваться в справочном материале, проводить самооценку своей деятельности.
  • Метапредметные: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней (Р); общаться и взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией (К), осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Применять методы информационного поиска.

– Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Эпиграфом к нашему уроку будут слова известной вам песни.

– Что можно делать вместе с другом?

– С друзьями можно путешествовать.

-Я предлагаю вам сегодня совершить увлекательнейшее путешествие по морю. На столах у каждого из вас есть карта путешествия. Запишите число (Пятнадцатое марта), Классная работа. Оставьте место для темы урока.

А чтобы наше путешествие началось, давайте запишем предложение для синтаксического разбора.

(Один учащийся работает у доски).

Мы отправляемся в морское путешествие! (Повеств., восклиц., простое, распр.)

Давайте дадим название нашему кораблю в соответствии с темой наших последних уроков.

-Назовите часть речи, которую мы изучаем?

Наш корабль «МЕСТОИМЕНИЯ» отправляется в плаванье.

– Какие же знания пригодятся нам в путешествии?

Дайте характеристику местоимению МЫ из предложения.

Как образовано слово ПУТЕШЕСТВИЕ

– У нас на пути остров. А как он называется и кто на нём живёт, вы узнаете, выполнив задания в карте путешествия. (Фронтальная проверка)

1.Поставьте в начальную форму:

Со мной – _____, у тебя-_____, с ним -_____, о них-_____, у неё- _____, вами -_______.

2. Уберите лишнее: ( зачеркни) Объясни – ПОЧЕМУ?

Б) что, сколько, с кем?, какие

В) кто-то, что-либо, какой-нибудь, с ними

3.Вставьте подходящие по смыслу местоимения:

А) Тебе нужно взять с __________учебник.

Б) Петя пригласил нас к ____________ в гости.

В) Мы часто говорим между ____________ о наших друзьях.

– Как же называется остров? Кто на нём живёт? (Остров – разряды местоимений)

3. Постановка цели и задач.

– Впереди бутылка с посланием. Сравните два предложения, ответьте на вопросы (НА ДОСКЕ).

В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил.

– В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

– Во втором предложении найдите местоимение, отрицающее наличие жильца.

– Попробуйте определить разряд данного местоимения, учитывая его значение.

Возможно ли определить тему урока?

– Запишите тему урока в рабочую тетрадь.

– Вы заметили, что в слове НИКТО пропущена гласная. Что вы вставите на месте пропуска? Знаем ли мы правило? Какова цель урока?

-Познакомиться с отрицательными местоимениями и правописанием этих местоимений.

– знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются;

– уметь распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях;

– правильно писать отрицательные местоимения с предлогами .

4. Изучение нового материала.

Прочитайте местоимения в левом столбике. Определите их разряд.

Кто? – никто (отсутствие лица)

Что? – ничто (отсутствие предмета)

Какой? – никакой (отсутствие признака)

Чей?– ничей (отсутствие лица)

Сколько? – нисколько (отсутствие количества)

– Образуйте от вопросительных местоимений отрицательные.

– Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо предмета.

– Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо признака.

– Назовите отрицательные местоимения, которые выражают отсутствие какого-либо числа?

– От каких местоимений образуются отрицательные?

Вывод: Отрицательные местоимения , как и относительные и неопределенные, образуются от вопросительных.

– Какие местоимения называются отрицательными?

– А теперь откроем учебники на стр. 79 и проверим себя. Что можно добавить?

– Какие дополнения вносит материал учебника? (Местоимения Н Е КОГО, Н Е ЧЕГО не имеют формы И. п)

Вывод: отрицательные местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

– Поставьте ударения в отрицательных местоимениях:

– От чего зависит написание и произношение приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях? (От ударения)

– Какую закономерность вы заметили? Значит, в предложении

Ни в каком царстве, ни в каком государстве н…кто не жил нужно вставить И , т.к. на неё не падает ударение.

Откройте учебники на стр.80 орф№45

5. Первичное усвоение новых знаний

– Взволновали мы синее море. Разбудили царя морского. Не желает отпускать нас царь, пока не выполним задания.

(Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы, объясните графически, поставьте ударение.) – задания формулируют учащиеся.

Н..чего не знал, н..чем не освещены, н..кого винить, не боялись н..каких препятствий, н..чем удивить, слушать н..чего, н..кто не пришел, н..какой причины нет.

– Кто главный на корабле? Давайте вспомним весёлую песню про смелого капитана и немного отдохнём.

Капитан, капитан, улыбнитесь ( встать)
Ведь улыбка – это флаг корабля
(руки на пояс, поворот вправо-влево)
Капитан, капитан, подтянитесь
(руки вверх)
Только смелым покоряются моря.
(движения руками)

– Только благодаря слаженной работе членов команды корабль сможет преодолеть все преграды.

У нас впереди неизвестный риф. Чтобы его успешно миновать, нужно сравнить написание отрицательных местоимений с предлогом и без него.

– Скажите, а бросать камень в окно – это правильный выбор, хорошее дело?

– Куда вы бросали камушки? (В реку, море)…

А если все же камень попал в стекло, то что с ним произойдет? (Разобьется).

У отрицательных местоимений такой же секрет.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/10/24/urok-russkogo-yazyka-6-klass-otritsatelnye-mestoimeniya

Читайте также:  Личные местоимения в русском языке таблица с примерами
Adblock
detector