Меню Рубрики

Конспект урока личные местоимения 4 класс занков фгос

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: “Понятие о местоимении. Личные местоимения”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД № 76 ГОРОДА ТЮМЕНИ

ул. Парфенова 30, г.Тюмень, 625013 тел. 32 32 25, факс 41 31 93, E mail :school76tmn@ mail .ru

Тема: «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

учитель начальных классов

«Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Ознакомление с новым материалом в форме исследовательской деятельности.

1 ) вспомнить, какие местоимения называются личными;

2) узнавать личные местоимения на слух и находить в тексте, заменять имена существительные местоимениями;

3) развивать умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их.

воспитание познавательного интереса к предмету ;

развивать внимание, находчивость, логическое мышление

развитие у учащихся мыслительных операций: сравнения и обобщения ;

развивать орфографическую зоркость

расширять кругозор, словарный запас учащихся

Планируемый результат обучения,

Личностные УУД: мотивация учения; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; отличать местоимения от других частей речи, распознавать местоимения в тексте и правильно их употреблять; определять лицо местоимений ; анализировать собственную деятельность; учиться вести исследовательскую деятельность.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах совместной работы и следовать им.

Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывать новые знания – находить ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулировать выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; сравнивать различные объекты, выявлять сходство и различия.

Оборудование: компьютер, проектор, инд карточки.

Создание проблемной ситуации, выход на постановку темы и целей урока.

III .Целеполагание. Постановка цели и задач урока.

IV . Гимнастика на развитие мелкой моторики рук и умственных способностей

VI . Раскрытие понятия «местоимения» ( игра с карточками)

VII . Нахождение общих и отличительных признаков существ. и местоимения (работа по плану изучения частей речи; заполнение таблицы)

Работа с текстом. Восприятие текста на слух.

А) Работа с предложениями (сравнение сущ. и мест.)

Б) Работа в парах. Заполнение таблицы «Лицо местоимений»

В) Игра с карточками (заполнение таблицы «Род лич. мест.»

VIII . Составление рассказа про личные местоимения по таблице.

Работа в парах (по 4.2 и 4.3 совместно с учителем)

IX . Мозговая гимнастика. Физминутка.

X . Первичное закрепление. Работа в парах (по 4.2 и 4.3 в минигруппе)

«Найди местоимения в предложении»

XI . Работа с текстом. Зрительный диктант (по 4.2 и 4.3 списывание)

XII . Рефлексия учебной деятельности.

XIII . Домашнее задание на выбор.

I .Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Цель: создание благоприятной рабочей обстановки в классе, чтобы дети поняли, что им рады, их ждали. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная, уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа.

Поприветствуйте друг друга. Приветствие “Здравствуйте!”

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

– Давайте улыбнемся друг другу. Подарите и гостям свои улыбки. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Читайте также:  Притяжательные местоимения в английском языке mine

1. «Интеллектуальная разминка». 1 мин

Настроимся на активную познавательную деятельность: «интеллектуальная разминка». Отвечаем на вопросы все вместе, быстро, в полголоса.

Корень, суффикс, приставка, окончание – это? (части слова, морфемы)

Если сегодня среда, то после завтра будет…. (пятница)

Какой сейчас месяц? (февраль)

Какой он по счёту в году? (2-ой)

Часть речи, которая обозначает предмет? (имя сущ.)

Какого склонения сущ. земля, луна? (1-го скл.)

У каких существит. нет окончаний? (у несклоняемых)

В каком падеже стоит сущ. к школе ? (Д.п.)

Назовите антоним к слову глупый.

Подберите синоним к слову школьник.

– Молодцы! Настроились на познание! Желаю быть вам на уроке умными, внимательными и дружными учениками.

2. Создание проблемной ситуации, выход на постановку темы и целей урока . 1 мин

-Посмотрите на ряд букв, в которых спряталось слово. Определите его. (Можно смотреть или на слайд, или на листок)

М А Е А С А Т А О А И А М А Е А Н А И А Е (местоимение)

– Почему же эта часть речи получила такое название? (употребляются вместо имени (т.е. имени сущ., н-р, я; имени прилагательного, н-р, такой; имени числительного, н-р, несколько)

самостоятельная часть речи , которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их, то есть заменяет существительное, прилагательное и числительное.
– Сегодня на уроке мы будем рассматривать только те местоимения, которые заменяют имена сущ., их так и называют местоимения – существительные или личные местоимения.

Постановка цели и задач урока.

организация совместного плана действий.

Сформулируйте тему урока «Личные местоимения» 2 мин

– Какие бы вы поставили перед собой задачи, исходя из темы урока?

На слайде слова-помощники: (+ задачи на доске напечатаны)

вспомнить , какие местоимения называются личными;

узнать, как изменяются …. (морфологические признаки)

3) находить в тексте, заменять имена существительные местоимениями;

4) употреблять местоимения в речи;

IV . Гимнастика на развитие мелкой моторики рук и умственных способностей (стоя).

Цель: Такая гимнастика не только развивает мелкую моторику рук, но имеет благотворное влияние на организм малыша, активизируя развитие его умственных способностей».

– Активизируем свои умственные способности.

 Потёрли ладошки, чтобы они стали тёплыми.

 Тёплыми ладошками погрели щечки.

 Ещё раз потёрли ладошками, погладили шейку.

 Пощипали и слегка подёргали себя за мочки ушей, как будто у нас сегодня день рождения.

 Растёрли и помассировали каждый пальчик руки.

 Подняли руки вверх, зарядились энергией солнышка.

 С силой стряхнули руки вниз, всю отрицательную энергию отдали земле.

 Погладили себя по голове: «Какой я молодец!».

V . Работа на листах. Запись числа.

Урок у нас необычный. Предлагаю вам стать исследователями. Для проведения исследования мы будем использовать методы наблюдения, сравнения, прогнозирования.

Какие источники информации для получения сведений о местоимениях будем использовать? (учебник, тексты).

Задания будем выполнять в рабочей карточке, а результаты записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой. ( КАЖДОМУ выдаются карточки)

Читайте также:  Предложения на английском с объектными местоимениями

______________ на предмет, не называя его

Работа на листах. Запись числа.

VI . Раскрытие понятия «местоимения» ( игра с карточками)

– И так, вспомним, личные местоимения.

– У вас на парте лежат карточки с местоимениями, приготовьте их.

1 ученик у доски Слайд № 8 (ПУСТЫЕ СТРОКИ)

Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

– Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя? Я. Запишите

– Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? МЫ Запишите рядом без запятой

– Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить? ТЫ, ВЫ Запишите

– Если говорят о ком-то, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? ОН, ОНА , ОНО Запишите
– Если это группа лиц? ОНИ Запишите

-Прочитаем, .. Я мы ты вы он она оно они

– Все названные местоимения называются личными . Как вы думаете, почему? (Все они указывают на лица)
– Перечислим еще раз все личные местоимения (в движении, показывая руками). Я мы ты вы он она оно они

(выполнили 1-ую задачу урока)

– Мы с вами говорили, что если местоимения могут заменять существительные, значит, …какую гипотезу (предположение) мы можем выдвинуть?

Гипотеза: Если местоимения могут заменять имена существительные, значит, они могут иметь те же морфологические признаки, что и имена существительные.

– Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

VII . Нахождение общих и отличительных признаков существ. и местоимения (работа по плану изучения частей речи; заполнение таблицы)

Работа с текстом. Восприятие текста на слух. Слайд № 9

Цель: развитие умения слушать, анализировать, выделять главное.

Приступим к исследованию. Но сначала снимите, пожалуйста, очки, положите головки на парту, закройте глаза.

– Ребята, послушайте текст. И ответьте на вопрос: о ком или о чём идёт речь в тексте?

Его растили старательно и любовно. Ему отдавали время, силы, душевные заботы. Всячески старались, чтобы из него вышел толк, и он вырос на удивление всем: такой высокий, стройный. Глаз не оторвать! А крепкий! Чем больше глядишь на него, тем больше убеждаешься: выдержит! Ему радовались, им гордились. Когда через несколько дней подошел срок вести его на испытания, сомнений не было: отличная оценка обеспечена.

Почему вы отвечаете по-разному ? (Т.к. здесь нет сущ., которое бы обозначало этот предмет, а местоимение он не называет предмет, а …указывает на предмет)

В чем же отличие существительного и местоимения?

ВЫВОД: Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.

Запишем вывод в таблицу, пункт 1.

указывают на предмет, не называя его

Хотите узнать о чём же шла речь в тексте?

Послушайте продолжение текста.

Но вот приехали на завод по переработке льна и мастер воскликнул:

-Что такое лён? Слайд № 11, 12

Лён – это одно из старейших растений, выращиваемых русским народом. История льна насчитывает более 9 000 лет. Еще древние славяне употребляли в речи слово “полотно”. Так вот этим словом они называли не любую ткань, а исключительно льняную.

Читайте также:  Какую букву нужно спрятать за местоимение чтобы получить животное

Жители Древней Руси носили одежду, сшитую из льна: она быстро впитывала влагу и так же легко её испаряла, ночью согревала, а в палящий полдень охлаждала разгорячённое тело.

У льняных волокон много «профессий». Веками морякам служили паруса. Их шили из прочной льняной ткани. Она так и называлась – парусина. Сейчас парусные корабли не строят. А парусина по-прежнему ценится. Она идёт на туристские куртки, брюки, палатки и чехлы для машин – всюду, где нужна водостойкость. Из более плотной льняной ткани – брезента – шьют одежду для рыбаков, изготавливают пожарные шланги.

-Новая для вас информация? Поделитесь ею с родителями.

– Вернёмся к тексту про лён. – На какой вопрос отвечает слово лён ? (что?). А местоимение он , которое его заменило? (что?). Какой ВЫВОД можем сделать?

– Местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям.

Запишем вывод в таблицу, пункт 2.

указывают на предмет, не называя его

Выполнили 1-ую поставленную задачу.

Переходим ко 2-ой: Морфологические признаки (как изменяется)

1. -Какие признаки имеет имя сущ.? (таблица в помощь)

-Постоянные: одуш/неодуш.; собств./нариц.; склонение, род.

Сравним слова существительные с местоимениями и посмотрим, есть ли у них общие признаки.

А) Работа с предложениями (сравнение сущ. и мест.)

-Прочитайте предложения про себя. (со слайда или карточки)

Таня идёт на каток. Она катается на коньках.

-Назовите сущ. из 1-го предложения. (Таня, каток). Что вы можете рассказать о сущ. Таня? (одуш., собствен.,1 скл., ж.р., ед.ч., Им.п., подлежащее)

-Какое местоимение заменяет слово Таня во 2-ом предложении? (ОНА). Можем ли мы сказать, что местоимение ОНА одушевленное, собственное? Почему?

(можно рассм. ещё одну группу предложений: Слайд № 15

Ель растёт в парке. Она очень высокая. (сущ. ель – неодуш., нариц.; по вашему принципу получается, что мест. ОНА будет неодуш., нариц.?

Одуш./неодуш., собств./нариц. – это постоянные признаки. Поэтому у местоимений они не определяются.

указывают на предмет, не называя его

– У имени существительного есть 1,2 и 3 склонение, а у

у личных местоимений 1,2,3….(лицо). Запишите в таблицу лицо (1,2,3) (напротив скл.)

указывают на предмет, не называя его

– Какие местоимения относятся к 1 лицу? Ко 2? К 3?

Б) Работа в парах (на карточках): Заполните таблицы

(Дети по 4.2 и 4.3 пользуются учебником, заучивают и рассказывают друг другу)

– Проверим свои знания. Учебник стр.54 Слайд № 19

– Посмотрите внимательно на таблицу «Личные местоимения» и ответьте на вопрос: изменяются ли местоимения по числам?

указывают на предмет, не называя его

В) Игра с карточками (заполнение таблицы «Род лич. мест.» Снова поработаем с карточками (личные местоимения). Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:

1л. ед.ч. (я), 1л. мн.ч. (мы), 2 л. ед.ч. (ты), 3 л. мн.ч. (они),

-Почему вы показали разные карточки?

-Только в каком лице и числе имеют род личные местоимения?

ВЫВОД: в табл . род только в 3 л ед. ч. Слайд № 22

указывают на предмет, не называя его

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-4-klasse-po-teme-ponyatie-o-mestoimenii-lichnye-mestoimeniya-4150426.html

Adblock
detector