Меню Рубрики

Конспект урока местоимение личные местоимения 5 класс

Конспект урока в 5 классе по теме “Местоимение”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов


класс: 5
Тема: Местоимение
Тип урока:
повторение и обобщение изученного в 4 классе.
Форма урока : традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: повторить части речи.
Задачи урока:
1. Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий; отработать способ действия при определении
частей речи, определении морфологических признаков местоимения; формировать умение использовать местоимения в речи; развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию; обогащать словарный запас учащихся; совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие: осуществление системно-деятельностного подхода; развитие критического мышления; развитие внимания; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных): развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения; развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать; развивать умение применять новые знания; развитие творческих, речевых способностей учащихся; формирование логических умений; развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; развитие умения работы в парах.
3. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку;

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Приветственное слово учителя:
-Я рада видеть каждого из вас,
И пусть осень прохладой в окна дышит. Нам будет здесь уютно, Ведь наш класс друг дуга любит, Чувствует и слышит. – В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов. Назовите их
Тема урока: «Местоимения» – запишите в тетрадь тему

Приветствие учащихся.
Называют слова: каждого, из вас, нам, наш
Называют слова: каждого, из вас, нам, наш слова являются местоимениями

Обобщение ранее изученного.

Проверка д/з. Вызвало ли выполнение д/з затруднения? Если да, то какие? Синтаксическая пятиминутка. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям. – Составьте схему предложения. Произведите синтаксический разбор. -Прослушайте текст. Ответьте на вопросы.
Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное и пушистое с коготками на лапках. Замёрзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив тёплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у тёплого камина. – О ком говорится в тексте? – Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идёт речь в тексте, а есть местоимение,

Комментируют ответы учащихся

Записывают предложение, объясняют орфограммы

Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока.

Первичное закрепление знаний.

1.Беседа.
– Что такое местоимения? (часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает) —Чем они отличаются от имен существительных и прилагательных? (не называют предмет, признак предмета, а лишь замещают его) —Что общего у местоимений с этими частями речи? (сущ-изменяются по падежам, в предлжении подлежащее, сказуемое; прилаг-род, число, склоняется как прилагательное, подлежащее, дополнение)
—Как изменяются местоимения? (по лицам, числам, родам, падежам)
2.Работа в парах. Задание. Найдите известные вам местоимения в стихотворении Р. Киплинга в переводе С.Я. Маршака, определите их морфологические признаки. Есть у меня шестерка слуг. Проворных, удалых. И все, что вижу я вокруг, -Все знаю я от них. Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их; Как и Почему, Кто, Что, Когда и Где. (Примерный ответ. У меня — начальная форма, местоимение 1-го лица, во мн.ч., в Р. п.; они — местоимение 3-го лица, в ед. ч., в И. п.; их— местоимение 3-го лица, во мн. ч., в Р. п.)

Отвечают на вопросы
Работают в парах, выбирают местоимения, определяют их признаки.

Закрепление изученного материала

1.Вопросы-шутки . —Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я.)
—Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми? (Вы, мы, ты.)
—Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы.) – Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?(оно)
2. Словарный диктант (устно) Задание. Определите начальную форму и падеж
местоимений У вас – вы
С тем – тот
За тобой – ты
У каждого – каждый
За собой – сам
3. Работа с учебником. 1)Упр. 111 (устно).
2) Упр. 112 (комментированное письмо).
4. Игра «Корректор». Работа в парах (карточки). Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология. Запишите в исправленном виде 1.Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе.2.За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.
5. Игра «Четвертый лишний» (у доски 3 ученика)
А) ОН, ОНА, ОНО, Я (Я-1-е лицо, остальн-3лицо)
Б) Я, ТЫ, ОНИ, ОН (ОНИ-мн.ч, остальн-ед.ч)
В) МЫ, ОН, НО, ВЫ (НО союз)
Г) ТЫ, К, ОТ, ЗА (ТЫ-местоим, остальн. предлоги)
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). 5 Д) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ (МНЕ местоим, остальн гл)
Е) ТЕБЕ, ОНА, ВЫ, НА (НА предлог)
6. Измените местоимения по вопросам: (карточки)
Кто? Я Мы
У кого? У меня У нас
К кому? Ко мне К нам
На кого? На меня На нас
С кем? Со мной С нами
О ком? Обо мне О нас
– По каким вопросам вы изменяли местоимения (по падежным) – как нужно писать местоимения с предлогами (раздельно)
– почему? (предлог – это слово)
Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы – у новой школы – а между предлогом и местоимением что можно вставить? (вопрос

Читайте также:  Что обозначает в предложении местоимение

Отвечают на вопросы
Записывают словарный диктант
Комментируют выполнение упражнения

Исправляют речевые ошибки

Подведение итогов работы.
-Что нового узнали на уроке?
– Что запомнилось, понравилось?
– Испытывали ли вы трудности? В чём?
– Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?
– Какого лица бывают местоимения?
– Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок
И в заключении я прочитаю стихотворение. Оно
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена! подведёт итог того, о чём мы говорили на уроке.
Такими словами могло сказать о себе местоимение.

Упражнение по учебнику
Повторить параграф

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-v-klasse-po-teme-mestoimenie-3870101.html

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок руского языка для 5 класса по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Цель : повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

  • развитие основных видов речевой деятельности;
  • умение работать в группе;
  • умение слушать и высказывать мнение.
  • осознание качества и уровня усвоения материала.
  • саморегуляция.
  • анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
  • синтез знаний.
  • построение сообщения в устной форме.

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Элементы технологий : технология развития критического мышления, проблемного обучения.

два вида карточек-заданий (индивидуальные и групповые)

Доброе утро, ребята! Садитесь. Передаем тетради.

1. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы, слушая его, должны подумать, о какой части речи идет речь в нем. ( Дети хором называют местоимения )

Мать склонялась умилительно,

И не зря. Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ

Все заботятся старательно

И дают подарки – ДАТЕЛЬНЫЙ –

Не смотрите подозрительно,

Нет, дружок, падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ сотворён совсем не МНОЙ !

Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.

2. Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор? ( дети отвечают )

3. А теперь записываем число и тему урока: Местоимение как часть речи.

4. Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки в дневник и журнал.

5. На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе, кроме местоимения. А какие части речи мы изучали? ( в с поминаем все части речи )

Читайте также:  Местоимение сам какого разряда

III. Постановка цели и задач.

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? ( дети самостоятельно формулируют цель )

2. А теперь какие задачи нам нужно выполнить, чтобы вспомнить местоимение?

( Если дети назвали слишком много задач, то необходимо задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?» )

1. Ребята, а для чего мы с вами собрались? Зачем вы пришли ко мне на урок?

2. Итак, а теперь ещё раз повторим наш план на урок. (Слайд 1)

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Что мы помним о местоимении? (Слайд 2)

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим или проверим? Какая пословица есть про проверку доверия? ( Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять. (Слайд 3)

Пришел Сережа . Он карандаш с бумагой взял , нарисовал дорогу , на ней быка нарисовал , а рядом с ним корову .

Запишите предложение к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении.

4. ( Один ребёнок работает у доски ) Указали, а теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения являются. Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

Остальное выясняем после физминутки

VII. Первичная проверка понимания.

1. Что дальше делаем? ( работаем в парах ) У вас лежат на столах таблицы, которые нужно заполнить.

2. Что мы выяснили с помощью этих карточек? Как изменяется местоимение?

3. Теперь мы с вами всё проверили? И ещё раз, что же такое местоимение?

4. Нам остаётся только закрепить. Все делают упражнение 111 с разбором.

(Сильным детям даётся карточка 1 варианта. Слабым даётся карточка 2 варианта.)

Упражнение проверяем вместе с классом по мере его выполнения. Сильные дети осуществляют взаимопроверку, слабые – проверку по эталону.

5. Что мы сейчас все вместе сделали с помощью этих упражнений? ( закрепили )

1. Теперь немного отдохнём. Сейчас на слайдах будут вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 4)

2. – Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

– Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

– Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

– Какие два местоимения в английском языке заменяются одним словом? (ВЫ и ТЫ)

3. Ребята, вы сегодня все кто? ( Молодцы ) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, добились ли мы цели? Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось? (Если не получилось, то необходимо задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз мы обязательно справились?»

IX. Информация о домашнем задании.

Упражнение113 (1 вариант предложения 1-2, 2 вариант предложения 3-4)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/26/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-mestoimenie-kak

Урок русского языка в 5 классе “Личные местоимения- сушествительные”
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе по образовательной системе “Школа 2100” с использованием проблемно-диалогического обучения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема . Личные местоимения-существительные

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных местоимениях; расширить представление о семантике личных местоимений, об особенностях их склонения и нормах употребления в речи.

2. Воспитание культуры речи

3. Развитие памяти, внимания, логики.

-Где вы уже знакомились с ней?

Учитель . Правильно. Сегодня на уроке мы будем обобщать и систематизировать знания, полученные ранее.

3.Беседа по вопросам (в ходе беседы составляется опорная схема на интерактивной доске)

-Что вы знаете о местоимении?

-Перечислите разряды местоимений.

-Перечислите личные местоимения.

-Почему они так называются?

-Перечислите признаки личных местоимений.

-Назовите местоимения 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица.

1.Склонение личных местоимений.

Учитель. Проверим, умеете ли вы применять знания на практике

– Просклоняйте в тетради личные местоимения.

1 вариант склоняют местоимение ТЫ

2 вариант склоняют местоимение МЫ

2-е учащихся работают самостоятельно у доски.

1 склоняет местоимение Я, другой – ВЫ.

-Проверьте работу ребят у доски, оцените.

2.Особенности склонения личных местоимений 3-го лица.

Отгадайте загадку. О каких словах идет речь? Выпишите личные местоимения, которые помогут вам отгадать.

Читайте также:  Два три предложения с местоимениями

-Какие местоимения помогли отгадать слова? (оно, он, она)

-Это личные местоимения какого лица?

Учитель . Обратите внимание на предложение, записанное на доске.

На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

-Прочитайте, найдите личные местоимения. Формы местоимений какого лица?

-Какую особенность в склонении личных местоимений 3-го лица заметили?

-Сделайте вывод: Когда к личным местоимениям 3-го лица прибавляется Н ?

Учитель: С целью закрепления этого правила выполните задание на листочках.

(Образуйте падежные формы с предлогами)

к (он), о (она), от (он), над ( он), вокруг (они), напротив (она).

– Исправьте речевые недочеты, используя личные местоимения.

Сделайте вывод: Для чего нужны в речи личные местоимения.

1) группа Задание: замените повторяющиеся слова местоимениями.

В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле. (Он).

2) группа. Задание: Замените повторяющиеся слова местоимениями.

Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов (Они)

3 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась (Она)

4 группа. Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.

Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе (оно).

5 группа . Задание. Замените повторяющиеся слова местоимениями.

В доме у нас жил ежик. Ежик был ручной (он)

Учитель. Известный русский лингвист Реформатский так образно писал о роли местоимений:

Они, “как запасные игроки” на футбольном поле или “дублеры” в театре, выходят на поле, когда вынужденно “освобождают знаменательные слова”.

4.Употребление личных местоимений.

-Часто ли вы употребляете личные местоимения, например, я?

-Где еще употребляется личное местоимение?

-В поэтической речи (в стихотворениях)

-Как вы думаете? Почему? (В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своем восприятии жизни)

– Послушайте отрывок из стихотворения А. Ахматовой (читает ученик).

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград.

Где статуи помнят меня молодой,

А я их под невскою помню водой.

В пушистой тиши между царственных лип

Мне мачт корабельных мерещится скрип.

Учитель: Вспомните, что вам известно об особенностях употребления в речи местоимений Ты и вы, вы и Вы

Чтение стихотворения А.С. Пушкина “Ты и вы”.

-В каком новом значении выступают местоимения Ты и Вы в данном стихотворении?

5.Ошибки в употреблении местоимений.

Учитель. Очень часто допускаются ошибки в употреблении личных местоимений.

Как правильно сказать? Я скучаю по вам (вас).

Откройте учебники на стр. 298, прочитайте материал в рамке. Выберите выражение и составьте с ним предложение с прямой речью

2) 3-е л ед. ч ср . р им. пад (оно)

5) 3-е л ед. ч род . пад м . р (его)

– Что вспомнили о личных местоимениях?

1) В каком местоимении 2 звука, но одна буква?

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (ямы)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? ( семь я)

4) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка. вместе овощ ( тыква)

5)Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы мы ты)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке.

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом – эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены – трибуна для свидетелей. Учащиеся выст.

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся .

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы “Местоимение”.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме “Местоимение”: разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест.

Данный материал будет полезен при повторении темы “Местоимение” и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме .

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Местоимение. Обобщение”. УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/21/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-lichnye-mestoimeniya

Adblock
detector