Меню Рубрики

Конспект урока местоимения и другие части речи 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме “Местоимение как часть речи”
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Данный урок позволяет дать обуающимся понятие о местоимении как части речи, научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Порецкая средняя общеобразовательная школа

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

«Местоимение как часть речи».

Тема урока: Местоимение как часть речи.

– обучающая: дать понятие о местоимении как части речи;

– развивающая: научить находить местоимения в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте;

– воспитательная: способствовать углублению знаний по русскому языку, обогащению словарного запаса.

Организовать групповую и индивидуальную работу учащихся по теме: Местоимение, для контроля над усвоенными знаниями.

Организовать нестандартную форму проведения занятий в виде игры-соревнования для привлечения интереса и познавательной активности со стороны учащихся.

Включить в занятия основные виды лингвистических работ по данной части речи, которые предполагаются для усвоения программами школьного курса.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами новая тема. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи. Попробуйте отгадать загадку:

Велико же будет удивленье,

Записываем тему нашего сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

Давайте с вами узнаем, каково же значение местоимений. Внимание на доску.

Он узнал от них , что такая погода установится через несколько дней.

Учитель: Итак, вам понятен смысл этого предложения? Кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно.

Давайте изменим предложение.

Вова узнал от синоптиков , что солнечная погода установится через семь дней.

– От кого узнал? (От синоптиков)

– Какая погода установится? (Солнечная)

– Через сколько дней? (Через семь дней)

– Посмотрите, ребята, вместо каких слов были употреблены местоимения он, них, такая, несколько ? (Вместо слов Вова, синоптиков, солнечная, семь ).

– А какими частями речи являются эти слова? Что они обозначают? (Слова Вова, синоптики – это имена существительные, они обозначают предмет, лица; слово солнечная – это имя прилагательное, оно обозначает признак предмета; слово семь – числительное, обозначает количество.)

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные? (Именами).

Правильно, то есть наши местоимения написаны ВМЕСТО ИМЕН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова МЕСТОИМЕНИЕ. (Кстати, а что такое этимология ?)

Учитель: Давайте вернемся к нашему первому предложению. Почему же мы не смогли понять его?

Потому что местоимения, в отличие от имен существительных, прилагательных и числительных, НЕ НАЗЫВАЮТ, а лишь УКАЗЫВАЮТ на предмет.

не от синоптиков, а от них;

Итак, МЕСТОИМЕНИЕ – это часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

А теперь я проиллюстрирую данное определение отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Учитель: Давайте теперь познакомимся с разрядами местоимений. Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, давайте познакомимся с этими семьями. (Учебник, страница 158).

Учитель: Давайте подумаем, если местоимение употребляется вместо имен, то и изменяются они … (как имена). А как изменяется большинство имен? (Все имена изменяются по падежам, существительные, кроме того, изменяются по числам, а прилагательные и порядковые числительные – по числам и родам.

Чтобы выяснить, как изменяются местоимения, мы выполним сравнительный анализ возвратного местоимения себя и определительного такой, т.е. сравним формы этих слов.

Итак, мы с вами выяснили, что местоимения изменяются по падежам, а местоимения, которые указывают на признак, изменяются еще и по родам и числам.

Следующий этап нашего урока – знакомство с синтаксической функцией местоимений. Давайте запишем несколько предложений и выясним, каким же членом предложения является местоимение.

Читайте также:  Личные местоимения упражнения по русскому языку

Он заболел и не пришел в школу. Петя подошел к другу и обнял его. Самый ожидаемый праздник – Новый год.

Учитель: к какому же выводу вы пришли? (Местоимения в предложении могут выступать в роли подлежащего, дополнения или определения).

  1. Закрепление полученных знаний.
  1. Упражнение 390 (Устно)
  2. Упражнение 391 (Письменно. Один учащийся у доски, остальные в тетрадях).

Учитель: Ребята, для чего нам нужны наречия? Для чего мы употребляем их в речи? Попробуйте сами ответить на эти вопросы после эксперимента, который мы сейчас проведем.

Перед вами текст. Прочитаем его вслух.

Миша пришел к Маше домой. Миша попросил у Маши тетрадь. В тетради было записано домашнее задание. Задание было сложным.

– Какие недочеты вы заметили в этом тексте? (Повторение в предложении слов, стоящих рядом). Давайте их исправим.

Миша пришел к Маше домой. Он попросил у нее тетрадь. В ней было записано домашнее задание. Оно было сложным.

  1. Итак, ребята, мы заменили повторяющиееся слова местоимениями. Так для чего же они нам нужны? (Местоимения нужны для того, чтобы избежать повторений. Они являвляются средством грамматической святи предложений.местоимения «цементируют» текст. Но обращаться со словами этой части речи следует осторожно. Чрезмерное употребление местоимений приводит к тому, что наша речь становится неточной и непонятной.

Учитель: Итак, ребята, давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке о местоимении? (Местоимения не называют предметы, признаки, количество, а только указывает на них. Существует девять разрядов местоимений. Местоимения изменяются по падежам, а некоторые и по родам и числам. В предложении местоимение выполняет роль подлежащего, дополнения или определения. А также мы начали разговор об употреблении местоимений в речи).

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/01/10/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Конспект урока в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений» по УМК Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.6 класс

Учебный предмет: русский язык

Учитель: Григорьева Надежда Владимировна

Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока : «Местоимение как часть речи. Разряды местоимений»

Урок «открытия» нового знания.

Деятельностные: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников,

развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

Содержательные: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

1.Мотивация к деятельности

Цель этапа: включение учащихся

2.Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

3.Постановка учебной задачи

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

4.Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбора способа и средств их реализации

5.Этап построения проекта выхода из затруднения.

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель : развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/04/04/konspekt-uroka-v-6-klasse-po-teme-mestoimenie-kak-chast

Урок русского языка в 6 классе “Местоимение и другие части речи”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Урок русского языка в 6 классе

Тема: местоимение и другие части речи.

Предметные: повторить и систематизировать полученные знания о местоимении; уметь отличить местоимение от других частей речи; выделить параметры местоимения как самостоятельной части речи; формировать умение правильно использовать местоимение в речи.

Развивающие: развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать),познавательную активность; активизировать мыслительную и самостоятельную деятельность учащихся; вырабатывать умение практического применения полученных знаний.

Воспитательные: создать положительную культурно-речевую среду, атмосферу комфортного доверительного общения, воспитание коммуникативности, интереса к предмету, привитие культуры общения.

Технологии: технология развития критического мышления с использованием ИКТ.

Читайте также:  Местоимение как часть речи 3 класс примеры

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления через чтение и письмо:

1 этап – «вызов интереса». – Я рада видеть вас в этот весенний светлый день. Я думаю, что у вас весеннее настроение, но это не помешает нам активно поработать на уроке, показать свои знания в области части речи, о которой вы услышите в стихотворении, написанном вашим сверстником Яном Эдмансом:

Никто никому ничего не сказал,

Что Некто и с Кем-то куда-то попал

Никто ведь об этом ничто не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то попал.

А Некто с кого-то пример не берёт,

Он только худеет, не ест и не пьёт,

Не видит он даже, что Некто идёт,

Он знает, что кто-то кого-то не ждёт.

В какой день недели, в котором часу

Тот Некто усвоит, что грусть не к лицу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Вернётся когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: «Доколе?» и «Где?»

В любой день недели он будет всегда

Повсюду, везде улыбаться тогда.

– О какой части речи говорится в стихотворении?

– Выберите правильные утверждения. (слайд 1)

– Я предлагаю вам ответить на вопрос и отправить все ваши идеи в корзину. (слайд 2)

– Итак, обозначим тему урока. О чём мы будем говорить на уроке?

Местоимение и другие части речи. (слайд 3)

– Запишите в тетради дату, вид работы и тему урока.

– Назовите именные части речи.

– Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке, что сделать, о чём говорить?

2 этап – «реализация смысла или формирование проблемы и поиск её решения».

– Давайте посмотрим, что учёные говорили о местоимении? (слайд 4) (предварительно было дано задание по выбору- найти информацию по этой теме). Ученик выступает. (слайд 4)

3 этап «рефлексия или осмысление и обратная связь» – Сегодня вам предстоит побывать в роли учёных, выяснить какие части заменяет местоимение и составить таблицу. Работаем по рядам: 1 ряд – имя существительное; 2 ряд – имя прилагательное; 3 ряд – имя числительное. Таблицу делаю на доске, учащиеся в тетради : Местоимения заменяют имена.

Представитель от каждого ряда выходит к доске и заполняет свою часть таблицы.

– Проверим, как вы справились с заданием. (слайд 5)

– Откройте учебники на странице 94, прочитайте информацию и устно выполните упражнение 496.

– Сделайте вывод о роли местоимений в речи. (слайд 6)

– А с какой целью местоимения используются в речи? (слайд 7)

– Давайте проведём лингвистический эксперимент. (слайд 8)

Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи.

Смотрит влево, затем вправо,…

Теперь Варвара смотрит вверх!

Выше всех! Всё дальше вверх!

-Ну, а теперь поработаем корректорами в газете. (слайд 9)

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте (слайд 10)

– Давайте обобщим на знания и изобразим в виде кластера. Даю листы бумаги по группам. – Вы можете пользоваться фломастерами, цветными карандашами и т.д. Представители от групп выходят к доске и рассказывают. (слайд 11)

– Придумайте синквейн. (слайд 12)

-Вот примеры синквейна. (слайд 13)

– Ребята, скажите одним словом, что вы чувствовали на уроке.

– Оцените себя и одноклассника. Кто поработал на «5»? На «4»? «посредственно»?

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-mestoimenie-i-drugie-chasti-rechi-4130485.html

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Местоимения и другие части речи.

Морфологический анализ местоимения

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Местоимения и другие части речи.

2. Морфологический анализ местоимения.

Местоимение – часть речи, указывающая на предмет, признак, количество, но не называющая их.

Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?».

Имя прилагательное – часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

Имя числительное – часть речи, обозначающая число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: «сколько?», «который?».

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.

1. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019. – 80 с.

Читайте также:  Текст для чтения на английском с местоимениями

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Хоть они и жалят больно, их работой мы довольны.

Из-за тебя бью себя, из-за себя бью тебя, а прольётся кровь моя.

Меня бьют, колотят, ворочают, режут; я всё терплю.

В первой загадке местоимения – они, их, мы.

Во второй загадке – тебя, себя, моя.

В третьей загадке – меня, я, всё.

Теперь обратимся к тексту:

– Будьте любезны, – обратилось Существительное к Местоимению, – займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

Найдём все местоимения: моё, я, всем. Подумайте, о какой особенности местоимений говорится в тексте? Они заменяют самостоятельные части речи, которые в тексте названы именными. Это существительные, прилагательные, наречия, числительные. Эта замена нужна для того, чтобы не повторить их много раз в предложениях.

Местоимения делят на группы по признаку сходства с этими частями речи. Местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные относятся к группе изменяемых, а местоимения-наречия – к группе неизменяемых.

Местоимения-существительные указывают на предмет, лицо, явление; могут заменять в предложениях собственные и нарицательные существительные; изменяются по родам, числам, падежам (ты, мы, кто, ничто).

Местоимения-прилагательные указывают на признак предмета, согласуются с существительным и изменяются по родам, числам, падежам (ваш, мой, чей, никакой).

Местоимения-числительные указывают на количество предметов; связываются с существительными так же, как и количественные числительные; изменяются по падежам (сколько, несколько, столько).

Рассмотрим пример местоимения-существительного.

Великан (имя существительное, именительный падеж) (что делает?) шагает по бульвару.

Кто-то (местоимение, именительный падеж) (что делает?) шагает по бульвару.

На солнышке грелся домашний кот.

Кот (какой?) домашний (имя прилагательное, именительный падеж, единственное число, именительный падеж).

На солнышке грелся наш кот.

Кот (какой?) наш (местоимение, именительный падеж, единственное число, именительный падеж).

Нам не хватило восьми книг.

Книг (скольких?) восьми (имя числительное, родительный падеж).

Нам не хватило стольких-то книг. Книг (скольких?) стольких-то (местоимение, родительный падеж).

«Своя земля и в горсти мила».

«Сколько голов, столько и умов».

«Ты ему по секрету, а он – всему свету».

В первом предложении местоимения всякому и своё (вместо прилагательных).

Во втором предложении местоимение своя (вместо прилагательного).

В третьем предложении местоимения сколько и столько (вместо числительного).

В четвёртом предложении местоимения ты, ему и он замещают существительные, местоимение всему замещает прилагательное.

Важно не только уметь отличать местоимения от других частей речи, но и понимать их особенности, знать характеристику. В этом нам поможет морфологический разбор.

II. Начальная форма. Морфологические признаки.

разряд по значению (личное, возвратное, притяжательное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, указательное, определительное);

лицо (для личных местоимений);

число (для личных местоимений 1-го лица и 2-го лица);

Непостоянные морфологические признаки:

III. Синтаксическая роль в предложении.

Выполним морфологический разбор местоимений она, меня в предложении: «Она попросила меня купить арбуз».

I. Местоимение, начальная форма – она;

II. Морфологические признаки:

Постоянные – личное местоимение, 3-го лица, единственного числа, женского рода;

Непостоянные – именительный падеж.

III. В предложении является подлежащим.

I. Местоимение, начальная форма – я;

II. Морфологические признаки:

Постоянные – личное местоимение, 1-го лица, единственного числа;

Непостоянные – винительный падеж.

III. В предложении является дополнением.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

Какую часть речи заменяет местоимение в предложении «В парке случайно встретила её».

Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

Вспомнить, чем отличаются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные и местоимения-наречия друг от друга. Проанализировать предложение и определить, на что указывает местоимение её. Местоимение её указывает на предмет-человека, поэтому в предложении оно заменяет существительное.

На солнышке грелся наш кот.

Нам не хватило несколько книг.

Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

Вспомнить, на что указывает местоимение-прилагательное. Местоимение – прилагательное указывает на признак предмета. Проанализировать предложения, найти все местоимения и среди них определить местоимение-прилагательное. Всего в тексте 6 местоимений: кто-то, наш, нам, несколько, мы, так. Указывает на признак местоимения наш.

Источник статьи: http://resh.in.edu.ru/subject/lesson/6783/conspect/

Adblock
detector