Меню Рубрики

Конспект урока морфологический разбор имени прилагательного 4 класс 21 век

Конспект урока русского языка в 4 классе «Морфологический разбор имени прилагательного»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Идет приём заявок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» Г. БЕЛГОРОДА

Конспект урока русского языка

Тема: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Демченко Ирина Григорьевна,

учитель начальных классов

Тема урока: «Морфологический разбор имени прилагательного»

Место и роль урока в изучаемой теме : урок закрепления знаний и способов деятельности.

Деятельностная цель: создать условия для составления и использования алгоритма морфологического разбора имён прилагательных.

Содержательная цель: обобщить и систематизировать знания об именах прилагательных .

демонстрировать умение классифицировать слова по заданному основанию, упражняться в нахождении в тексте слов по заданным грамматическим признакам; учиться объяснять значение пословиц и поговорок, демонстрировать умение определять грамматические признаки имени прилагательного.

Личностные УУД: мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; уметь оценивать себя на основе критерия.

Познавательные УУД: формулировать цель, проблему; поиск и анализ необходимой информации; уметь строить высказывания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД : прогнозировать предстоящую работу, принимать и сохранять заданную цель; контролировать свою деятельность по результатам, адекватно принимать оценку; самооценка, самоконтроль, познавательная и личностная рефлексия; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные УУД: уметь взаимодействовать; передавать информацию, слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

Оборудование: учебник «Русский язык» 4 класс ч.1 (авт. С.В. Иванов, М.И. Кузнецова), метки со словарными словами, карточки для работы в парах, группах, маршрутные листы, «Дорожка достижений», аудиозапись мелодии Ф. Шопена.

увеличение двигательной активности у обучающихся на уроке;

снижение напряжения через работу в группе;

снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на обучающихся через физминутку, прослушивание музыки;

предупреждение нарушений осанки у обучающихся;

формирование навыков здорового образа жизни.

Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

За конторками стоит группа №1

(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)

-Меня зовут Ирина Григорьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

– Предлагаю провести не простой урок русского языка.

– А каким бы вы хотели, чтобы получился наш урок? (Ответы детей)

– Что для этого нужно делать? (Ответы детей)

– Я думаю, вам поможет зашифрованная фраза. (На доске деформированная пословица: Добрые слова приятно и говорить, и слушать! )

– Как вы понимаете её тайный смысл? (Дети могут подобрать пословицы-синонимы: «Доброе слово лечит , а злое калечит », «Словом можно убить» и другие. Пусть дети подумают, что общего между этими словами и продолжат список).

– А какое отношение это имеет к нашему уроку? (Ответы детей)

– Мы всегда должны помнить и заботиться о своём здоровье . Во время урока русского языка мы не можем активно двигаться, плавать, играть, но зато добрым словом можем поддержать друг друга, улучшить настроение, а ведь хорошее настроение – это составляющая часть нашего здоровья!

– Конечно, с хорошим и радостным настроением на уроке у нас все получится! Давайте разомнём наши пальчики и в добрый путь!

А потом скорей-скорей

– К какому времени года относится сентябрь?

Посмотрите за окно.

– Что вы можете сказать о погоде? В нашей речи есть волшебные слова, которые помогают сделать наши высказывания красочными. Как они называются, знаете? (эпитеты – образные определения)

Используйте эпитеты – для характеристики погоды.

– Если вы затрудняетесь с подбором слов, где можно найти информацию?

(В словаре эпитетов, в справочнике)

Обратимся к нашему экологическому панно.

-Сегодня я предлагаю провести работу под девизом:

«Повторять да учить – ум точить» (чтение хором).

– Как вы понимаете эту пословицу?

-Спишите пословицы (образец в тетради, на доске), соблюдая каллиграфические нормы.

-Оцените свою работу на шкале.

– По каким критериям будем оценивать? (Ответы детей)

II. Этап актуализации ведущих знаний и способов действий

– Помня наш девиз, проверим необходимые для урока знания.

На маршрутном листе задание №2. На поставленный вопрос вы обводите « да » или « нет»

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам (Да)

Начальная форма имени прилагательного – это прилагательное в форме И.п., ед.ч., м.р. (Да)

Имена прилагательные обозначают признак предмета (Да)

Имя прилагательное – это член предложения, который отвечает на вопрос какой? (Нет)

В предложении имена прилагательные чаще всего являются определениями (Да)

Красивая осанка, прекрасная улыбка, радостный взгляд – в данных словосочетаниях используются качественные прилагательные. (Да)

Можно ли определить род у прилагательного «печальные» (Нет)

Имена прилагательные изменяются по родам. (Да)

-В каком высказывании допущена ошибка?

-Оцените работу товарища.

– Где размещена информация ? (в учебнике, в справочных материалах)

III. Этап конструирования образца применения знаний в стандартной и изменённой ситуациях.

1.Формулировка темы и целей.

-Последнее задание и девиз помогут вам сформулировать тему урока.

– Кто может сформулировать тему урока? (Раскрывается тема на доске)

-Кто может сформулировать учебную задачу урока? Посовещайтесь в парах.

(На доске раскрывается запись)

Восстановить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

– Отметьте на «Дорожке достижений», где вы находитесь.

– Что значит алгоритм разбора?

– Какой источник нам поможет точно ответить на вопрос? (Учебник-форзац, другие ответы детей)

Встаньте ровно у столов, потянитесь сладко-сладко!

Чтоб не знать нам докторов, дружно сделаем зарядку!

Посмотрите на …. (Полину), а потом на кончик носа,

На окно, на дверь, на пол, очертите знак вопроса.

Влево – вправо повернитесь, на носочки поднимитесь,

Разомните кисти рук и тихонечко садитесь!

2. Исследование. (Группа № 1 садится)

Для решения поставленных задач проведём исследование.

Тихо звучит мелодия Ф. Шопена

Работа в группах.

(Задание для 1 и 2 группы)

1.Восстанови последовательность разбора имени прилагательного.

2. Выполни разбор имени прилагательного: Доброе слово и кошке приятно.

(Задание для 3 и 4 группы)

1.Восстанови последовательность разбора имени прилагательного.

2. Выполни разбор имени прилагательного: Правильное питание – залог здоровья.

(Задание для 5-6групп)

1.Восстанови последовательность разбора имени прилагательного.

2. Выполни разбор имени прилагательного: Добрый человек здоровее злого.

Заслушиваются выводы групп.

-Оцените свою работу в группе и работу группы.

– Каков же порядок морфологического разбора имени прилагательного.

(На доске; алгоритм продублировать можно на экологическом панно или сенсорных крестах)

Назови часть речи.

Запиши слово в начальной форме.

Назови постоянный признак имени прилагательного: качественное, относительное или притяжательное.

Перечисли непостоянные признаки: число, род, падеж.

Укажи, каким членом предложения является.

– Мы можем проверить правильность выполнения задания? Каким образом? (в учебнике или справочнике)

– Откройте учебник на с.45 и сравните.

I V . Этап самостоятельного применения знаний.

Смена динамических поз

Смена за конторками (группа №2)

(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)

1. Работа с метками.

Метки (здоровье, труд, осень, витамины, разум)

А) Здоровье – богатырское, отменное, прекрасное

Б) Труд – важный, упорный, добросовестный

В) Осень – пышн ая , первоначальная, золотистая

Г) Витамины – полезные, волшебные, растительные

Д) Разум – философский, чувственный, волевой

Какое слово, по вашему мнению, лишнее? (Осень)

– Что объединяет остальные слова? (здоровье)

-Какое окончание вы напишете в словосочетании крепк… здоровье? Как вы понимаете это выражение?

– Какая задача стоит перед нами ? (Прочитать текст, найти и выписать слово по данной характеристике: имя прил., в полной форме, В.п., ед.ч., ж.р. – за дикую землю).

– Какая учебная задача не сформулирована, но её необходимо выполнить?

-Найдите лишнее слово (перечесть).

-Почему вы не выписали слово «гранитные»? (Ответы детей)

– Выполните морфологический разбор имени прилагательного, пользуясь алгоритмом).

-Оцените свою работу по заданным критериям. Сделайте вывод.

Смена динамических поз

Смена за конторками (группа №3)

(напомнить о массажном коврике, обувь красиво стоит у коврика)

Упражнение для профилактики нарушения зрения у детей – работа с офтальмотренажёром.

V I. Итог урока. Рефлексия

– Обратимся к маршрутному листу и выполним последнее задание.

Детям предлагается текст: «Утром девочка просыпается бодрая, свежая и, как в прежние времена, когда она была ещё здорова, кричит громко и нетерпеливо… Девочка хитро улыбается и говорит:

– Передайте Томми, что я уже совсем здорова!»

– Необходимо определить, из какого произведения взят отрывок (А.И Куприн «Слон»)

– О чём идёт речь в тексте?

– Что помогло девочке выздороветь?

– Какие слова помогли нам понять, что девочка здорова (эпитеты: бодрая и свежая)

– Добрые дела, как и слова, лечат человека!

– Смогли ли мы решить поставленную в начале урока задачу?

( Восстановить порядок морфологического разбора имени прилагательного). (Ответы детей)

-Отметьте на «Дорожке достижений», где вы теперь находитесь.

(Заслушиваются некоторые ответы детей).

– Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо работали, «повторяли да учили – ум точили», а самое главное, я надеюсь, поняли, что «Наше здоровье в наших руках!».

V II. Домашнее задание.

Упр.4 (с.46) – по выбору: под №1 или №2

Подобрать пословицы о здоровье (по желанию).

Если называю сущ. – руки вверх, прил. – руки в стороны, глаг. – руки вниз.

Слова: бегун, побежал, пробежка, беглый, похолодало, холодный, холод, красивый,

красота, покрасить, красочный, побелить, белый, побелка, белизна и т.д .

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazika-v-klasse-morfologicheskiy-razbor-imeni-prilagatelnogo-2068053.html

Adblock
detector