Меню Рубрики

Конспект урока морфологический разбор местоимений 6 класс

Урок русского языка в 6-м классе «Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Цели урока: обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

Печказова Светлана Петровна ,

учитель русского языка и литературы

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

местоимений-прилагательных и местоимений-числительных

обобщить и систематизировать полученные ранее знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных, изучить алгоритм морфологического разбора местоимений-прилагательных и местоимений-числительных, сформировать навыки и умения производить морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных.

Оборудование: тетради, учебники, плакаты «Найди ошибку».

Общедидактические методы обучения: частично-поисковый.

Инновационные технологии: проблемный диалог, технология самооценки

Тип урока: комбинированный

Продолжительность урока: 45 минут.

Всякому делу наступит свой черёд.

– Мы продолжаем разговор о местоимениях. Вспомним,

  • что такое мест.-прил. и мест.-числ. как часть речи,
  • назовите разряды мест.-прил. и мест.-числ.,
  • какова синтаксическая роль мест.-прил. и мест.-числ. в предложении.

– Охарактеризуйте местоимения из данного предложения

(всякому – мест/прил, определительное, ср.род, ед.ч., дат.падеж, определение;

свой – мест/прил, притяжательное, м.род, ед.ч., им.падеж, определение).

– К какому жанру относится записанный смысловой отрезок – краткое изречение с поучительным смыслом? (пословица)

– Проведем аукцион пословиц. Дома вы подбирали пословицы, в которых используются мест.-прил. и мест.-числ. Предлагайте пословицу, выбирайте отвечающего, который охарактеризует местоимение как часть речи.

– Какой вид разбора мы сейчас выполняли устно? (морфологический)

3. Формулирование темы и цели урока.

– Предположите тему урока . (Морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных) ЗАПИШИТЕ В ТЕТРАДЬ ТЕМУ УРОКА

– Тема новая? Мы будем открывать новые знания? (нет)

– Сформулируйте цели урока (1. обобщить и систематизировать знания о местоимениях-прилагательных и местоимениях-числительных; 2. научиться выполнять морфологический разбор местоимений-прилагательных и местоимений-числительных).

4. Систематизация изученного.

– Что такое морфологический разбор слова? (Какой разбор слова называется морфологическим?)

– Знаком ли нам план морфологического разбора слова? (да)

– Из каких частей он состоит?

1. Часть речи. Общее грамматическое значение. Нач. форма. ВСПОМНИМ…

2. Морфологические признаки.

-На какие 2 группы делятся морфологические признаки (постоянные и непостоянные).

– Назовите постоянные морфологические признаки мест.-прил. и мест.-числ. Перечислите разряды.

– Какие признаки мест.-прил. и мест.-числ. относятся к непостоянным? (падеж, род – если есть, число – если есть)

3. Синтаксическая роль. ВСПОМНИМ…

– Проверим себя по учебнику, правильно ли мы составили план морфологического разбора мест.-прил. и мест.-числ.

– Выполнение упражнения 487 по заданию учебника.

(которым – мест/прил, относительное, м.род, ед.ч., им.падеж, определение;

твой – мест/прил, притяжательное, м.род, ед.ч., им.падеж, определение).

– Прочитайте ещё раз выразительно отрывок из стихотворения Гумилёва.

– Какие ИВС использует поэт для создания образа жирафа?

(эпитеты: изысканный жираф, грациозная стройность, волшебный узор;

метафоры: узор украшает шкуру, луна осмелится, луна дрожит и качается;

инверсия – изысканный бродит жираф)

– Красивую картину нарисовал словами поэт Гумилёв?

6. Диктант с грамматическим заданием.

Русскому языку дана великая сила, слову подвластно в мире людей и природы. Послушайте, какие замечательные слова сказал о русском языке писатель К.Г.Паустовский:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Каково наше отношение к родному языку? Всегда ли мы бережно относимся к этому языку? К сожалению, иногда мы не чувствуем перед ним никакой ответственности. Некоторым людям пора вспомнить, что по отношению человека к языку можно судить не только о культурном уровне, но и о нравственности целого общества.

Самостоятельно составьте к тесту Паустовского, исходя из темы урока.

Грамматическое задание по рядам: выполните морфологический разбор местоимения, непостоянными признаками которого являютя:

7. Самопроверка с помощью карточек «Найди ошибку». САМООЦЕНКА

Ответьте быстро и правильно на 3 вопроса подряд

– Какие признаки и количества обозначают мест.-прил. и мест.-числ.? (указывают)

– Какие местоимения образуются при помощи приставки НИ? (отрицательные)

Читайте также:  Белка прыгала с ветки на ветку выписать местоимения

– Местоимения каких разрядов различаются только значением? (вопросительные, относительные)

– Какие местоимения образуются при помощи суффиксов -то, – нибудь, и приставки кое-. (неопределённые)

Для чего служат относительные местоимения в предложении? (для связи простых предложений в составе СПП)

– Какое устаревшее местоимение имеет значение «ЭТОТ» и очень часто сочетается с существительным «ЧАС»? (сей)

– Назовите разряд местоимений, сходный с разрядом прилагательных (притяжательные)

– Назовите местоимения-числительные (столько, сколько, несколько)

– Назовите определительное местоимение, которое никогда на употребляется без прилагательного (самый)

9. Итог урока. Выставление оценок.

-Какие цели ставились перед нами в начале урока?

Назовите ключевые слова урока.

Кто был активным на уроке?

Чего не хватило на уроке тем, кто мало работал (внимательности, активности, знаний, уверенности).

10. Объяснение домашнего задания.

§ 59, стр.208 (план разбора), упр. 489 по заданию учебника.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме “Имя существительное”.

Разработка урока сопровождается презентацией “Морфологический разбор наречий”.

Обобщающий урок по теме ” Глагол”.

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе.

Презентация содержит дидактический и иллюстративный материал к уроку.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. УМК Разумовская, 6 класс.

Урок русского языка в 7 классе “Морфологический разбор деепричастия&quot.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/01/18/urok-russkogo-yazyka-v-6-m-klasse-morfologicheskiy-razbor

Технологическая карта для 6 класса по русскому языку Морфологический разбор местоимения

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема урока: «Морфологический разбор местоимений.

знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

2.Подготовка к обобщению понятий, правил.

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Заглавие: « Лесная жительница».

Основная мысль: белка спасает своих детёнышей.

Н и о чём, н и кто / , н и когда / , н и о ком / , н и куда / , н е / к кому, н и что / – отрицательные , она, у неё, её, от них – личные , так – указательное , о себе – возвратное .

Формы одного слова: она, у неё, её.

1. Озаглавить текст. Определить его основную мысль.

2.Выписать слова с пропущенными буквами.

3.Выписать местоимения, подчеркнуть их как члены предложения.

4.Указать разряды местоимений.

5.Определите, какие из употреблённых местоимений являются разными формами одного слова.

3.Обобщение понятий и правил темы.

Орфографическая минутка, стр.88

-ознакомить с порядком письменного и устного разбора

Пар.68 стр.88-89, ознакомление с порядком разбораупр.486

Читайте также:  Туда местоимение или наречие

5. Этап самостоятельной работы.

К кому-то 3 принесли от мастера ларец. (К)кому-то — местоимение.

II. Пост.— неопредел.; непост.— в дат. пад.

III. К кому? к кому-то (принесли) .

Представьте себе радость какого-нибудь ботаника, который неожиданно попадает на необитаемый остров, где до этих пор не ступала ничья человеческая нога и где он может обогатить свою коллекцию всякими диковинными представителями флоры (Н.С. Валгина).

Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кому?

Н. ф. – себя. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-существительное;
2) возвратное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме дательного падежа.

В предложении – дополнение.

Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какого?

Н. ф. – какой-нибудь. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) неопределённое;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, родительного падежа.

В предложении – согласованное определение.

Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос где?

Н. ф. – где. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-наречие;
2) относительное;
Б) Неизменяемая форма.

В предложении – обстоятельство места.

Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос чья?

Н. ф. – ничей. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) отрицательное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, женского рода, именительного падежа.

В предложении – согласованное определение.

Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос кто?

Н. ф. – он. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-существительное;
2) личное;
3) 3-е лицо;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме единственного числа, мужского рода, именительного падежа.

В предложении – подлежащее.

Местоимение, указывает на предмет, признак, количество, не называя их; отвечает на вопрос какими?

Н. ф. – всякий. Морфологические признаки:
А) Постоянные морфологические признаки:
1) местоимение-прилагательное;
2) определительное;
Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в форме множественного числа, творительного падежа.

В предложении – согласованное определение.

-Как часто вы произносите местоимения?

-Какова же роль этой части речи?

-Какой материал, повторенный сегодня на уроке, по – прежнему вызывает трудности?

В ы б о р о ч н ы й д и к т а н т.

Написание выборочного диктанта, указать падеж местоимений

Мы встали утром. Над нами веселое солнце. Пришел ко мне знакомый лесник. Он позвал меня посмотреть бобровую хатку. Я присматриваюсь к другим следам.

1. написать рассуждение: «Какую роль играют местоимения в речи?».

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Читайте также:  Разбор под цифрой 3 местоимения наша

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к кому обратиться за помощью. (Н..)кто не спасет бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости. (По В. Бианки)

Источник статьи: http://infourok.ru/tehnologicheskaya-karta-dlya-klassa-po-russkomu-yaziku-morfologicheskiy-razbor-mestoimeniya-1736349.html

Adblock
detector