Меню Рубрики

Конспект урока по русскому языку 3 класс имя существительное местоимение

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему: “Имя существительное”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема «Имя существительное,как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного».

Тип урока : урок изучения нового материала .

Цель урока: Систематизация имеющихся знаний об имени существительном.

Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.

Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

– способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

– развитие этических чувств, доброжелательности

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

– уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

– уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

– формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

– ориентироваться в своей системе знаний;

– находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

– развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.

– уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

– формирование умения взаимодействовать в группах

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

– формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.

Оборудование: Учебник Русский язык. Учеб. для 3 кл. в 2 ч

компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point , дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

б) Эмоциональная мотивация.

И на парте – все в порядке –

Итак, следующий пункт нашей работы –

Упражнение для пальцев рук: «Замок»

(Быстрое соединение пальцев в замок.)

(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)

(Пальцы расцепились.) Слайд №2

Далее ученики пишут заданные буквы и элементы. – Почему мы на прошлом уроке работали по индивидуальным карточкам, а сегодня мы пишем букву с в соединении с другими буквами ? (это соединение у большинства из нас получается плохо) . Ученики меняются тетрадями и подчеркивают лучшую(ие) букву у своего соседа.

Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.

Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)

На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)

самолет

– Ребята, какие орфограммы встретились вам в словах?

– Кто из вас не сделал ни одной ошибки? 1-2 ошибки?

– Чем все слова похожи между собой? (это имена существительные)

– Посмотрите внимательно, все ли слова здесь существительные? Какое слово лишнее? Почему?

4. Повторение изученного. Актуализация знаний.

– Вы догадались, какая тема нашего урока? ( часть речи – имя существительное)

– Это новая для вас тема или вы уже о ней что-то знаете? ( с этой частью речи мы уже знакомы)

– А какие еще части речи вы знаете? ( имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы ). Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, имена существительные составляют самую большую группу.

Посмотрите на текст и постарайтесь его прочитать. (в нем пропущены имена существительные) Все ли вам здесь понятно? Чего не хватает? Попробуем вставить недостающие слова. Теперь мы с вами убедились, что сущ. – действительно очень важная, значимая часть речи и мы без нее обойтись не можем.

-Как вы думаете, все об имени существительном мы знаем? Нет . Значит, что мы будем делать сегодня на уроке? (сегодня мы будем повторять и закреплять то, что мы уже знаем, и узнавать новое об имени существительном.)

– Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

– Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными. (назовите их с вопросами, запишите два из них себе в тетрадь. Делаем вывод:

1) Задание по вариантам от : Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?

– посмотрите на экран (Слайд ).

1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто?

2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что?

(По одному ученику от каждого варианта – отвечает. Ученики сверяют свои ответы с экраном.) Допишите еще по одному слову в каждый столбик.

– Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос – что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что?(неодушевленные) – вывод на слайде .

3) Образуйте имена существительные от предложенных имен прилагательных: ( Слайд ) (кто сможет, приведите по одному своему примеру)

Читайте также:  Личные местоимения в английском языке учить

– Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? – Что еще могут обозначать имена существительные? ( явления природы, чувства, качества).

– А если мы обратимся к учебнику и выполним упражнение 8 , то узнаем, что еще могут обозначать имена существительные. (упр-е выполняем устно)

– Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….( состояние, явления природы, действие, события, чувства) (продолжаем заполнение таблицы-схемы на доске).

На слайде написано 12 букв:

– Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)

– Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод:

Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)

Назовите собственные имена сущ.?

Задание по группам . Игра «Кто быстрее всех прочтет, слово лишнее найдет» . Среди данных слов на карточке найти лишнее, объяснить, почему. Допишите еще 2-3 своих слова. Капитан команды составит предложение с любым словом. По окончании работы один представитель от команды рассказывает о выполненном задании. (алгоритм работы в группе – на слайде )

Гроза, метель , стул , холод, ветер – явления природы.

Езда, бег, рисование , ковер , ходьба – действия.

Скука, гром , радость, огорчение, счастье – чувства человека.

6) Что еще мы знаем об имени существительном?

Давайте и мы поиграем в игру «Найди своё место». У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? ( м.р., ж.р., с.р.)

Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.

Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? (она, моя, … ) Дополняем кластер.

7) Работа в парах Упр. 9. Выполняет 2-я и 3-я группа. С одним словом составить предложение и разобрать его по членам предложение.

1 –я группа работает с тестом : «Имя существительное»

Какое слово является именем существительным?

1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

Итог урока. Рефлексия.

Кто все понял и запомнил о существительном?

– Кто не донца усвоил какие-либо категории существительного?

Кто все понял на уроке, дома выполняет упр.10.

Кто не усвоил категорию какой частью речи является слово – упр.11.

– Вы были сегодня на уроке умелые, сообразительные, догадливые, внимательные, прилежные, старательные. Просто молодцы! Желаю вам и на следующем уроке также активно работать.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-klass-na-temu-imya-suschestvitelnoe-1520307.html

Урок 3 классе по теме “Местоимение”
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок открытия новых знаний 3 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 3 классе по теме «Местоимение».

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст)

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

– Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

– Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

I. Организационный момент – самооценка

(Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. ) ( Слайд)

  • Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
  • Спокойное – я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
  • Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
  • Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

– Сегодня мы будем прописывать букву. Эта буква стоит первой в слове, с которым мы познакомились на уроке окружающего мира. Слово обозначает науку о нашем общем доме, науку об охране и защите окружающей среды.

Читайте также:  Что такое разряды местоимений существительных

– Буква состоит из правого полуовала. Прописываем полуовал три раза, а теперь три раза букву ЭЭЭ большую и маленькую эээ.

– В каких случаях пишем большую букву?

– Ребята, вы знаете, как важен на парте порядок, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень важен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей среде и его поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Кто они? (Экологи)

экология, экологи, экологическая

– Кто знает, может сейчас, среди ВАС находятся будущие экологи.

А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

– Давайте все, вместе произнесем слово ОДУВАНЧИК как оно слышится [а д у в а н’ ч’ и к].

– А теперь работаем по алгоритму:

  1. Орфографическое проговаривание словарного слова и запись в тетрадь.
  2. Определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью.
  3. Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря)
  4. Письменный фонетический разбор в полной форме.
  5. Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
  6. Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
  7. Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
  8. Использование метода ассоциации.

одуванчик оду-ванчик одуван-чик
одуванчик [ а д у в а н’ ч’ и к]– 4 слога, 9б., 9 зв.

Однокоренные слова: одуванчик, одуванчиковое.

На поле растут золотые одуванчики. (Повест., невоск., распр., прост.) одуванчики – сущ. (что?), н.ф. – одуванчик, неодушевленное, нарицательное, во мн.ч., в м.р., в И.п. подлежащее.

– Ребята, поставьте одуванчик в П.п.

( Думаю о чем? об одуванчике. Т.к. одуванчик начинается с гласной, то предлог об )

В разговоре можно услышать такое выражение «Божий одуванчик». Когда так говорят? (о тихом, слабом, обычно старом человеке)

– ЦВЕТОК ПОХОЖ НА БУКВУ О , ПОЭТОМУ ОДУВАНЧИК ПИШУ С БУКВОЙ О.

– Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и тихонько проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы почувствуете в какой-то части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему комфортно. Вам сейчас тепло и уютно. Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите или услышите это слово, оно даст знать о себе, где оно живет в вашем теле и подскажет вам, как оно пишется.

– Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово ?

Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт , прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. Белые березы трогают наши души. .» ( вспомним стихи, песни. , памятники)

Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова береза, необходимо его заменить другими словами)

– Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом него)

– Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):

Что вы знаете о местоимениях?
– Мы уже много знаем о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит учебная задача? Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

– За один урок всему сразу научиться мы не сможем.

– Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Скажите , почему мы не заменили имя существительное в первом предложении.?

– Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

– Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

Как сказать , если обращаетесь сразу к нескольким людям– ВЫ,

– А к взрослому человеку? ( Вы) Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с заглавной буквы.

Физминутка
– Почему эти местоимения назвали личными?
( Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому-то)

– Распределите местоимения на группы? (Распределяют местоимения на группы. )
– Покажите на доске, как вы выполнили это задание. (Вызванная пара выполняет задание на доске.)
– По какому признаку вы распределили местоимения? (Скорее всего, дети распределят местоимения по числам.) Вы распределили на 2 группы. Молодцы!
– А кто по другому?
ИЛИ
– Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как? (Самостоятельно ищут необходимую информацию в учебнике с.93)
– По какому признаку распределили? Как вы догадались? (” По лицам. Мы нашли в учебнике.”) Молодцы! Умеете работать с книгой!
– Я знаю, в упражнениях иногда бывает задание: указать лицо местоимения. Что можно сделать, чтобы каждый раз не искать эту таблицу в учебнике?(“Можно выучить.”)
– Я знаю хороший способ, запомнить местоимения 1 лица. Я-МЫ
-Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫ-К-ВЫ. Только предлог К надо убрать.
– А как запомнить местоимения 3 лица?(“Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.”)
– Сегодня мы узнали новое о местоимениях. Когда мы узнаём новый материал, о нём всегда есть правило в учебнике. Прочитайте правило о местоимениях. (Самостоятельно находят правило в учебнике, читают.)
– А как бы вы его дополнили?
В чем же различие существительного и местоимения?

Читайте также:  Вопросительно относительные местоимения примеры

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).

– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Речь краткая, но разнообразная. Они – как запасные игроки на футболе.

Первичное закрепление.
Цель: развитие умения применять новое знание.
Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
– Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями?(“Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.”)

Найдите границы предложений. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения

В воскресенье … пришли в лес в этот день солнце было яркое и весёлое … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе … были украшены серебристым инеем неожиданно … увидел дятла своим крепким клювом … долбил дерево а вот и белка ловко прыгала … по веткам ели.

Составьте определение (правило) новой части речи.

Местоимение – это часть речи, которая служит для образования новых слов, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?. Обозначает признак предмета. Используют для обогащения, разнообразия речи, для того чтобы не было повторов

Применяя новые знания, отредактируйте текст.

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. СОВА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У СОВЫ МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. СОВЫ ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ. СОВЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ, ПУСТЫНЯХ, ГОРАХ. СОВУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ВО ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЗОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ

Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку

Задание для учащихся уровня С

Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи.

Местоимение, часть, речи, которая, не называет, предметы, а только, на них, указывает

И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе!

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

– Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

– Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему? (Дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
-Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.
-Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно .
-Я старался, но многое не вышло, я очень устал.)
Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов “Весёлая обезьянка” в форме презентации.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де.

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/05/15/urok-3-klasse-po-teme-mestoimenie

Adblock
detector