Меню Рубрики

Конспект урока по русскому языку 3 класс местоимение пнш

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Знакомство с новой частью ре­чи – личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

городского округа город Фролово

Открытый урок по русскому языку

Тема: «Понятие о местоимении.

Тема урока : «Понятие о местоимении. Личные местоимения».

1) знакомство с новой частью речи – личными местоимениями, формирование умения выделять их в речи и правильно употреблять; совершенствование умения производить морфологический и морфемный разборы;

2)обогащение активного словаря; развитие зрительной памяти, творческих способностей, мышления, внимания; развитие коммуникативных общеучебных умений.

3) воспитание уважительного отношения к близким, самостоятельности, аккуратности.

Оборудование: презентация , деформированный текст на карточке, карточки для индивидуальной работы.

2. Минутка чистописания. (Слайд 2)

– Отгадайте ребус. 7 я – семья . Какие орфограммы увидели в этом слове? Назовите гласные буквы (е, я). Чем они интересны? Запишите букву я, слово семья. Назовите буквы из слова семья, которые обозначают согласные звуки. Запишите: ся , мя.

3.Словарная работа. (Слайд 3)

— Словарные слова с «опасной» буквой я: яблоко, заяц, рябина.

На какой вопрос отвечают эти слова? Что обозначают? Какая это часть речи? Назовите лишнее слово.

(Индивидуальная работа на карточках)

4. Актуализация опорных знаний.

Закрепление знаний об имени существительном по схеме ( Слайд4)

– Найдите в предложениях существительные, которые относятся к семье. (Слайд 5)

1. Мать подарила нам жизнь и мир вокруг нас.

2. Отец всегда нас защищает и оберегает.

Двое учеников у доски. Морфологический разбор по образцу (Слайд 6)

5. Сообщение темы и цели урока.

– Мы закрепили ваши знания об имени существительном, а какой части речи будет посвящен сегодняшний урок, вы скажете сами. (Чистый слайд 7)

6. Постановка проблемы, открытие нового.

Самое прекрасное слово на Земле – мама. Мама – добрая и ласковая. Мама меня очень любит и никогда не бывает равнодушной. Мама всё умеет.

– О ком этот текст? Какое слово повторяется? Можно ли его заменить? Каким словом?

– Слова, заменяющие другие части речи, – «герои» сегодняшнего урока. (Слайд 8 )

Предлагаю вам игру «Вопрос – ответ». Условие: не называть имен. Ответы записываем в тетради (оставляем две строчки, сбоку место в 2 пальчика):

Как ты обращаешься к товарищу? ( На ты.)

Как ты говоришь о своем друге, когда его нет рядом? О подруге? (Он, она.)

Какого рода слова он, она? Слова какого рода не хватает? (Оно)

Как вы говорите о себе, когда вы все вместе? (мы)

Как ты обращаешься к учителю? К взрослому человеку? А еще так обращаются к группе людей. (Вы.)

Как вы говорите о своих друзьях, когда их нет рядом? (они)

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/10/27/urok-russkogo-yazyka-po-temeponyatie-o-mestoimenii

Урок 3 классе по теме “Местоимение”
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок открытия новых знаний 3 классе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 3 классе по теме «Местоимение».

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, функции местоимений в речи.

  1. Образовательная: формировать умение различать местоимения от других частей речи.
  2. Развивающая: развивать логическое мышление, орфографическую зоркость, внимание, речь, самостоятельность.

Цели педагогической деятельности:

Знакомство учащихся с понятием местоимение, с функцией местоимения в речи; формирование умение распознавать их в тексте, правильно употреблять.

Учащиеся научатся: распознавать местоимение в тексте и правильно их употреблять; учащиеся получат возможность научиться: заменять имена существительные местоимениями (редактировать текст)

Личностные УУД: выражают положительные отношение к процессу познания: проявляют внимание, желание больше узнать.

Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.

Познавательные УУД: общеучебные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания, находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимединные средства обучения; формируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логически сравнивают различные объекты, выявляют сходства и различия.

Читайте также:  Подлежащее может быть выражено местоимением

Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества в парах, группах.

– Для чего надо учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)

– Нам нужно учить русский язык, чтобы узнать много нового, полезного, чтобы быть грамотным.

I. Организационный момент – самооценка

(Посмотрите на доску, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и покажите карточку соответствующего цвета. Объясните свой выбор. ) ( Слайд)

  • Ожидающее – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
  • Спокойное – я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
  • Приподнятое – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!
  • Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

– Сегодня мы будем прописывать букву. Эта буква стоит первой в слове, с которым мы познакомились на уроке окружающего мира. Слово обозначает науку о нашем общем доме, науку об охране и защите окружающей среды.

– Буква состоит из правого полуовала. Прописываем полуовал три раза, а теперь три раза букву ЭЭЭ большую и маленькую эээ.

– В каких случаях пишем большую букву?

– Ребята, вы знаете, как важен на парте порядок, в классе, в школе, в доме. Так и для нашей планеты очень важен порядок. А вот для наведения порядка в окружающей среде и его поддержания нужны хорошо подготовленные специалисты. Кто они? (Экологи)

экология, экологи, экологическая

– Кто знает, может сейчас, среди ВАС находятся будущие экологи.

А сейчас отгадайте загадку про желтый цветок, который встречается в природе очень часто и собой украшает наш мир.

Я шариком пушистым,
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался стебелёк. (Одуванчик)

– Давайте все, вместе произнесем слово ОДУВАНЧИК как оно слышится [а д у в а н’ ч’ и к].

– А теперь работаем по алгоритму:

  1. Орфографическое проговаривание словарного слова и запись в тетрадь.
  2. Определение сильной и слабой позиции. Деление на слоги и все случаи переноса этого слова с последующей записью.
  3. Толкование этого слова и его этимология. (Использование толкового и этимологического словаря)
  4. Письменный фонетический разбор в полной форме.
  5. Подбор однокоренных слов. (Групповая работа)
  6. Коллективное составление предложений со словарным словом. Запись понравившегося предложения с последующим синтаксическим разбором.
  7. Морфологический разбор словарного слова из записанного в тетрадь предложения.
  8. Использование метода ассоциации.

одуванчик оду-ванчик одуван-чик
одуванчик [ а д у в а н’ ч’ и к]– 4 слога, 9б., 9 зв.

Однокоренные слова: одуванчик, одуванчиковое.

На поле растут золотые одуванчики. (Повест., невоск., распр., прост.) одуванчики – сущ. (что?), н.ф. – одуванчик, неодушевленное, нарицательное, во мн.ч., в м.р., в И.п. подлежащее.

– Ребята, поставьте одуванчик в П.п.

( Думаю о чем? об одуванчике. Т.к. одуванчик начинается с гласной, то предлог об )

В разговоре можно услышать такое выражение «Божий одуванчик». Когда так говорят? (о тихом, слабом, обычно старом человеке)

– ЦВЕТОК ПОХОЖ НА БУКВУ О , ПОЭТОМУ ОДУВАНЧИК ПИШУ С БУКВОЙ О.

– Ребята, откиньтесь на край стула, закройте глаза. Представьте словарное слово и тихонько проглатывайте его. Итак, слово оказалось внутри вас. Как только вы почувствуете в какой-то части тела тепло – значит, слово поселилось там, где ему комфортно. Вам сейчас тепло и уютно. Давайте откроем глаза. Теперь, когда вы увидите или услышите это слово, оно даст знать о себе, где оно живет в вашем теле и подскажет вам, как оно пишется.

Читайте также:  Можно ли определить падеж у местоимений во множественном числе

– Давайте еще раз проговорим, как пишется это слово ?

Недавно я не спеша возвращалась домой и остановилась у берёзки, что растёт , прикоснулась к ней ладонью. Я видела её много раз. Но в этот вечер я словно увидела её не глазами, а душой. Какое грациозное дерево, белый стан, изящные тонкие ветви. Мне захотелось составить о ней маленький рассказ. Прочитайте его.
«Берёзу милую, родную считают символом России. Берёза воспета в музыке, живописи. О берёзе написано немало стихов, рассказов, сказок. Белые березы трогают наши души. .» ( вспомним стихи, песни. , памятники)

Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова береза, необходимо его заменить другими словами)

– Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово заменяем на слово она, в третьем предложении заменяем словом него)

– Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

На центральную доску прикрепляются карточки:

– Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

– Это и есть новая тема нашего урока. (На доске закрепляется тема урока):

Что вы знаете о местоимениях?
– Мы уже много знаем о местоимениях. Тогда какая перед нами стоит учебная задача? Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

– За один урок всему сразу научиться мы не сможем.

– Итак, местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные.

Скажите , почему мы не заменили имя существительное в первом предложении.?

– Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

– Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

Как сказать , если обращаетесь сразу к нескольким людям– ВЫ,

– А к взрослому человеку? ( Вы) Так обращаются вежливо к взрослому человеку. Значит, местоимение Вы может указывать и на одно лицо. Кстати, в поздравлениях, записках местоимение Вы пишется с заглавной буквы.

Физминутка
– Почему эти местоимения назвали личными?
( Они указывают на лицо или лица. Личное – значит принадлежащее лично кому-то)

– Распределите местоимения на группы? (Распределяют местоимения на группы. )
– Покажите на доске, как вы выполнили это задание. (Вызванная пара выполняет задание на доске.)
– По какому признаку вы распределили местоимения? (Скорее всего, дети распределят местоимения по числам.) Вы распределили на 2 группы. Молодцы!
– А кто по другому?
ИЛИ
– Я задам вам задачу потруднее: эти местоимения можно распределить на 3 группы. Как? (Самостоятельно ищут необходимую информацию в учебнике с.93)
– По какому признаку распределили? Как вы догадались? (” По лицам. Мы нашли в учебнике.”) Молодцы! Умеете работать с книгой!
– Я знаю, в упражнениях иногда бывает задание: указать лицо местоимения. Что можно сделать, чтобы каждый раз не искать эту таблицу в учебнике?(“Можно выучить.”)
– Я знаю хороший способ, запомнить местоимения 1 лица. Я-МЫ
-Есть способ запомнить местоимения 2 лица. ТЫ-К-ВЫ. Только предлог К надо убрать.
– А как запомнить местоимения 3 лица?(“Все местоимения 3 лица начинаются с буквы О.”)
– Сегодня мы узнали новое о местоимениях. Когда мы узнаём новый материал, о нём всегда есть правило в учебнике. Прочитайте правило о местоимениях. (Самостоятельно находят правило в учебнике, читают.)
– А как бы вы его дополнили?
В чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)

Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. Чаще всего мы употребляем местоимения 3-го лица. Для чего существуют местоимения в речи? (Ответы детей).

Читайте также:  И русская буква и русское местоимение 3 буквы сканворд

– Они создают нам речевое удобство, так как экономят время. Речь краткая, но разнообразная. Они – как запасные игроки на футболе.

Первичное закрепление.
Цель: развитие умения применять новое знание.
Обеспечивает мотивацию выполнения задания.
– Мы узнали новое о местоимениях. Что нужно сделать, чтобы не забыть, уверенно пользоваться полученными знаниями?(“Надо потренироваться определять лицо и число местоимений.”)

Найдите границы предложений. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу местоимения

В воскресенье … пришли в лес в этот день солнце было яркое и весёлое … даже пригревало немного. Деревья стояли в красивом снежном уборе … были украшены серебристым инеем неожиданно … увидел дятла своим крепким клювом … долбил дерево а вот и белка ловко прыгала … по веткам ели.

Составьте определение (правило) новой части речи.

Местоимение – это часть речи, которая служит для образования новых слов, отвечает на вопросы что делать? Что сделать?. Обозначает признак предмета. Используют для обогащения, разнообразия речи, для того чтобы не было повторов

Применяя новые знания, отредактируйте текст.

СОВА – ХИЩНАЯ ПТИЦА. СОВА СЧИТАЕТСЯ ЛУЧШИМ ОХОТНИКОМ. У СОВЫ МОЩНЫЕ КОГТИ И ЧУТКИЕ УШИ. СОВЫ ЖИВУТ ПО ВСЕМУ СВЕТУ. СОВЫ ОБИТАЮТ В ЛЕСАХ, ПУСТЫНЯХ, ГОРАХ. СОВУ МОЖНО ВСТРЕТИТЬ ВО ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЗОНАХ НАШЕЙ СТРАНЫ

Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Света сегодня дежурная в классе. Света пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Дима. Дима будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку

Задание для учащихся уровня С

Опираясь на новый материал, попробуйте составить определение новой части речи.

Местоимение, часть, речи, которая, не называет, предметы, а только, на них, указывает

И, низ, но, он, у, ты, при, они, около, она, мы, я.

-Хлопните в ладошки, если услышите личное местоимение.

-О чем этот текст? Что будет если мы сорвем все цветы?

Необходимо бережно относиться к природе!

Учитель: Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

– Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

– Что вы сможете дома рассказать о сегодняшнем уроке? Какую оценку вы поставите себе за урок? Почему? (Дети осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
-Я всё сделал сам, со всеми заданиями справился, мне было интересно.
-Я работал хорошо, но не всё получилось, мне было интересно, но трудно .
-Я старался, но многое не вышло, я очень устал.)
Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой « Местоимение».

Мне бы хотелось, чтобы вы чаще потребляли местоимение мы, реже местоимение я.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие.

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов “Весёлая обезьянка” в форме презентации.

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год.

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл.

Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де.

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.

Источник статьи: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2016/05/15/urok-3-klasse-po-teme-mestoimenie

Adblock
detector