Конспект открытого урока по русскому языку “Орфограммы корня”. 6-й класс
Класс: 6
Обучающая
- Систематизация и отработка знаний, умений и навыков по теме “Орфограммы корня”.
- Формирование навыка определения вида орфограммы в корне слова.
Развитие орфографической зоркости и внимания.
Воспитание навыков коллективного труда.
Дидактический материал к уроку:
- Репродукция картины Ю.Левитана “Золотая осень”.
- Плакаты со словами.
- Жетоны – “красный” – задание выполнено правильно и быстро “зеленый” – задание выполнено с недочетами.
1) Организационный момент. Пояснение системы оценивания на уроке (1 минута).
2) Этап актуализации знаний (6 минут).
– Ребята, посмотрите внимательно на эту картину.
– Какое время года на ней изображено? (Осень)
– Какие цвета преобладают на этой картине? (Жёлтый, золотисто-желтый)
– А что нам напоминает жёлтый цвет? (Цвет золота)
– Как называется картина, и кто её написал? (“Золотая осень” Ю.Левитана)
– Кто из русских поэтов больше всего любил это время года? (А.С.Пушкин)
– Глядя на картину, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения А.С. Пушкина
Уныла пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец из золото одетые леса…
– Ребята, я этот отрывок написала на доске. В какой морфеме я сделала пропуски? (В корне)
– Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне).
– А какие ещё встречаются орфограммы в корне слова? (Парная согласная по звонкости – глухости, непроизносимая согласная)
3) Этап целеполагания (3 минуты).
– Посмотрите на тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. Мы будем знакомиться или закреплять знания об орфограммах корня? (Закреплять знания об орфограммах корня, а также развивать внимание и умение грамотно писать)
– Какие бывают безударные гласные в корне? (Проверяемые и непроверяемые)
– Как работаем с проверяемыми безударными гласными в корне? (Подбираем однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением)
– А как быть с непроверяемыми безударными гласными в корне слова? (Запоминаем как пишутся слова)
4) Отработка умения подбирать проверочные слова к орфограмме “Проверяемая безударная гласная в корне слова” (6 минут).
– Выпишем в столбик слова с проверяемой безударной гласной и подберём проверочное слово.
Плакат 1
(Самостоятельная работа обучающихся)
– Проверяем выполнение задания. (Дети читают выписанные слова и проверочные к ним)
– Творческое задание в группах по 4 человека. Необходимо подобрать 5 слов на эту орфограмму и проверочные к ним. (Самостоятельная работа детей в течение 2-х минут). Проверяем выполненное задание.
5) Отработка умения работать с орфограммой “Непроверяемая безударная гласная в корне” (6 минут).
– В отрывке ещё есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
Плакат 2
– Давайте запишем их и запомним.
– Как мы называем такие слова? (Словарные)
Упражнение на внимание
– Словарных слов очень много в русском языке. Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Вашему вниманию предложено 6 словарных слов:
Плакат 3
– В течение 30 секунд посмотрите внимательно на доску, запомните, как правильно пишутся эти слова. Затем вам необходимо грамотно записать эти слова в тетрадь. Дети записывают. Проверяем задание.
6) Работа с орфограммой “Парная согласная по звонкости и глухости в корне” (8 минут).
– Посмотрите внимательно на картину. Что изображено на ней? (Деревья, небо, солнце)
– Какие деревья изобразил Левитан на своей картине? (Берёзки)
– Величественные русские березки в своем одеянии из золотистых листьев.
– Какая орфограмма встречается в корне слов “берёзка” и “лист”? (Парная согласная по звонкости и глухости)
– Как проверить такую орфограмму? (Подбираем однокоренное слово, где после согласной стоит гласная)
– Давайте запишем эти слова, подберем к ним проверочные. (Дети записывают)
– Один ученик записал предложение и наделал много ошибок. Я предлагаю вам побыть учителями, и исправить его ошибки. Работа проводится в парах. После исправление проверяем друг друга (На доске записаны предложения с ошибками. Дети переписывают текст, исправляя ошибки. Проверяем задание)
Грип без дерева не растёт
Выпал первый снек.
Дети надели варешки и вышли на улицу поиграть в снешки.
Медветь зимой впадает в спячку.
Голот белкам зимой не страшен, они запосаются с осени.
– Выберите простое предложение с однородными членами, составьте его схему.
– Выберите сложное предложение, составьте его схему.
7) Работа с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне” (5 минут).
– Какую ещё орфограмму в корне мы не назвали? (Непроизносимая согласная в корне)
– Давайте ещё раз внимательно посмотрим на картинку Левитана “Золотая осень”.
– Что светит на небе? (Солнце)
– А теперь давайте подберем прилагательные, которые помогут нам выразить восхищение этой картиной.
Какая она? (Красивая, чудесная, прекрасная, прелестная, яркая, солнечная и т.д.
– Выберем из перечисленных слова с непроизносимой согласной в корне слова. (Солнце, чудесное, прекрасное, прелестная)
– Как можно проверить непроизносимую согласную в корне? (Подбираем однокоренное слово, где чётко слышится эта согласная)
(Дети выполняют задание)
8) Творческое задание по картине (6 минут).
– И последнее наше задание. Придумайте по картине сложносочиненное предложение с использованием слов, содержащих орфограммы, закрепленные на этом уроке. Запишите его. Подчеркните главные члены предложения. (Дети выполняют задание. Проверяем и отмечаем наиболее удачные предложения)
9) Подведение итогов урока (4 минуты).
Жетоны зеленого цвета – “4”
(При сочетании разного цвета жетонов – на усмотрение учителя)
Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571337/
Урок русского языка в 6 классе по теме “Орфограммы корня”
Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”
для дошкольников и учеников 1–11 классов
Оргвзнос: от 15 руб.
Урок 14
ТЕМА : «Орфограммы корня»
Цель деятельности учителя: создавать условия для закрепления знаний об орфограмме в корне, умения различать вид безударной гласной в корне, повторения пунктуационных правил и норм.
Предметные – выполняют морфемный разбор глагола, творческое задание (составляют продолжение рассказа с использованием слов с безударной гласной в корне) , знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Оборудование, наглядность: карточка-подсказка, иллюстрация с изображением попугая.
Проверка готовности класса к уроку
II. Повторение изученного, исследование языкового материала.
– Попугай очень любопытен, он заглянул в тетрадь к Пете Ошибкину и заметил ошибку. А вы видите ее? (Ответы учащихся.)
– Ошибка в морфемном разборе глаголов (окончания -ишь, -ёшь, постфикс -ся ). В этом предложении есть слова с безударными гласными в корне. Следует найти их, распределить в три столбика, определив по карточке-подсказке. В чем трудность этого правила? (Надо уметь видеть орфограмму и помнить корни с чередованием.)
II. Актуализация опорных знаний.
1. Выборочный диктант с проверкой.
– Распределите слова в три столбика, слова с непроверяемыми гласными можно проверить по словарю, постоянно смотрите на перечень корней с чередованием (по карточке-подсказке).
Заря, верхушки, деревья, позолотили, разгорались, блестящая, теория, задрожать, сторожить, наполняю, свобода, касалась, библиотека, колонна, тревога, медаль, репетиция, водоросли, положение.
2. Работа со словами из ЗСП-1 на с. 17.
– Прочитайте слова. Какие из слов с проверяемыми безударными гласными, а какие – с непроверяемыми?
– Придумайте словосочетания с этими словами по схемам прилагательное + существительное, глагол + существительное. Например: театральный сезон , репетировать спектакль .
– Придумайте предложение по схеме: [ ], (потому что ). Запишите, объясните знаки препинания, например: [ Я старался не показывать свою тревогу ], (потому что мама тоже очень беспокоилась ) , или [ Конструкция здания казалась надежной ], (потому что мы знали ее создателя и не тревожились) .
III. Закрепление изученного материала.
1. Диктант «Проверяю себя».
Методика проведения: первое предложение записывается всеми, затем один ученик пишет его на доске, остальные записывают следующее и т. д. После 4–5 записанных предложений проверяется запись на доске и в тетрадях. У тех ребят, кто писал в тетрадях, потом проверяется качество самопроверки.
Дополнительное задание : выделить корни с безударными гласными.
В ходе проверки обратить внимание на частую встречаемость орфограммы.
2. Творческое задание.
– Придумайте продолжение рассказа, используя слова с безударными гласными.
– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?
V.Домашнее задание: закончить рассказ, упр. 47
Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-orfogrammi-kornya-3664718.html