Меню Рубрики

Конспект урока по русскому языку 6 класс орфограммы корня

Конспект открытого урока по русскому языку “Орфограммы корня”. 6-й класс

Класс: 6

Обучающая

  1. Систематизация и отработка знаний, умений и навыков по теме “Орфограммы корня”.
  2. Формирование навыка определения вида орфограммы в корне слова.

Развитие орфографической зоркости и внимания.

Воспитание навыков коллективного труда.

Дидактический материал к уроку:

  1. Репродукция картины Ю.Левитана “Золотая осень”.
  2. Плакаты со словами.
  3. Жетоны – “красный” – задание выполнено правильно и быстро “зеленый” – задание выполнено с недочетами.

1) Организационный момент. Пояснение системы оценивания на уроке (1 минута).

2) Этап актуализации знаний (6 минут).

– Ребята, посмотрите внимательно на эту картину.

– Какое время года на ней изображено? (Осень)

– Какие цвета преобладают на этой картине? (Жёлтый, золотисто-желтый)

– А что нам напоминает жёлтый цвет? (Цвет золота)

– Как называется картина, и кто её написал? (“Золотая осень” Ю.Левитана)

– Кто из русских поэтов больше всего любил это время года? (А.С.Пушкин)

– Глядя на картину, невольно вспоминаешь строчки из стихотворения А.С. Пушкина

Уныла пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец из золото одетые леса…

– Ребята, я этот отрывок написала на доске. В какой морфеме я сделала пропуски? (В корне)

– Правильно. Как называется эта орфограмма? (Безударная гласная в корне).

– А какие ещё встречаются орфограммы в корне слова? (Парная согласная по звонкости – глухости, непроизносимая согласная)

3) Этап целеполагания (3 минуты).

– Посмотрите на тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока. Мы будем знакомиться или закреплять знания об орфограммах корня? (Закреплять знания об орфограммах корня, а также развивать внимание и умение грамотно писать)

– Какие бывают безударные гласные в корне? (Проверяемые и непроверяемые)

– Как работаем с проверяемыми безударными гласными в корне? (Подбираем однокоренное слово, где эта буква стоит под ударением)

– А как быть с непроверяемыми безударными гласными в корне слова? (Запоминаем как пишутся слова)

4) Отработка умения подбирать проверочные слова к орфограмме “Проверяемая безударная гласная в корне слова” (6 минут).

– Выпишем в столбик слова с проверяемой безударной гласной и подберём проверочное слово.

Плакат 1

(Самостоятельная работа обучающихся)

– Проверяем выполнение задания. (Дети читают выписанные слова и проверочные к ним)

– Творческое задание в группах по 4 человека. Необходимо подобрать 5 слов на эту орфограмму и проверочные к ним. (Самостоятельная работа детей в течение 2-х минут). Проверяем выполненное задание.

5) Отработка умения работать с орфограммой “Непроверяемая безударная гласная в корне” (6 минут).

– В отрывке ещё есть слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

Плакат 2

– Давайте запишем их и запомним.

– Как мы называем такие слова? (Словарные)

Упражнение на внимание

– Словарных слов очень много в русском языке. Сейчас мы с вами выполним следующее упражнение. Вашему вниманию предложено 6 словарных слов:

Плакат 3

– В течение 30 секунд посмотрите внимательно на доску, запомните, как правильно пишутся эти слова. Затем вам необходимо грамотно записать эти слова в тетрадь. Дети записывают. Проверяем задание.

6) Работа с орфограммой “Парная согласная по звонкости и глухости в корне” (8 минут).

– Посмотрите внимательно на картину. Что изображено на ней? (Деревья, небо, солнце)

– Какие деревья изобразил Левитан на своей картине? (Берёзки)

– Величественные русские березки в своем одеянии из золотистых листьев.

– Какая орфограмма встречается в корне слов “берёзка” и “лист”? (Парная согласная по звонкости и глухости)

– Как проверить такую орфограмму? (Подбираем однокоренное слово, где после согласной стоит гласная)

– Давайте запишем эти слова, подберем к ним проверочные. (Дети записывают)

– Один ученик записал предложение и наделал много ошибок. Я предлагаю вам побыть учителями, и исправить его ошибки. Работа проводится в парах. После исправление проверяем друг друга (На доске записаны предложения с ошибками. Дети переписывают текст, исправляя ошибки. Проверяем задание)

Грип без дерева не растёт
Выпал первый снек.

Дети надели варешки и вышли на улицу поиграть в снешки.

Медветь зимой впадает в спячку.

Голот белкам зимой не страшен, они запосаются с осени.

– Выберите простое предложение с однородными членами, составьте его схему.

– Выберите сложное предложение, составьте его схему.

7) Работа с орфограммой “Непроизносимая согласная в корне” (5 минут).

– Какую ещё орфограмму в корне мы не назвали? (Непроизносимая согласная в корне)

– Давайте ещё раз внимательно посмотрим на картинку Левитана “Золотая осень”.

– Что светит на небе? (Солнце)

– А теперь давайте подберем прилагательные, которые помогут нам выразить восхищение этой картиной.

Какая она? (Красивая, чудесная, прекрасная, прелестная, яркая, солнечная и т.д.

– Выберем из перечисленных слова с непроизносимой согласной в корне слова. (Солнце, чудесное, прекрасное, прелестная)

– Как можно проверить непроизносимую согласную в корне? (Подбираем однокоренное слово, где чётко слышится эта согласная)

(Дети выполняют задание)

8) Творческое задание по картине (6 минут).

– И последнее наше задание. Придумайте по картине сложносочиненное предложение с использованием слов, содержащих орфограммы, закрепленные на этом уроке. Запишите его. Подчеркните главные члены предложения. (Дети выполняют задание. Проверяем и отмечаем наиболее удачные предложения)

9) Подведение итогов урока (4 минуты).

Жетоны зеленого цвета – “4”

(При сочетании разного цвета жетонов – на усмотрение учителя)

Источник статьи: http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571337/

Урок русского языка в 6 классе по теме “Орфограммы корня”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Оргвзнос: от 15 руб.

Урок 14
ТЕМА : «Орфограммы корня»

Цель деятельности учителя: создавать условия для закрепления знаний об орфограмме в корне, умения различать вид безударной гласной в корне, повторения пунктуационных правил и норм.

Предметные – выполняют морфемный разбор глагола, творческое задание (составляют продолжение рассказа с использованием слов с безударной гласной в корне) , знают орфограммы корня, осуществляют самостоятельную запись текста под диктовку.

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Оборудование, наглядность: карточка-подсказка, иллюстрация с изображением попугая.

Проверка готовности класса к уроку

II. Повторение изученного, исследование языкового материала.

– Попугай очень любопытен, он заглянул в тетрадь к Пете Ошибкину и заметил ошибку. А вы видите ее? (Ответы учащихся.)

– Ошибка в морфемном разборе глаголов (окончания -ишь, -ёшь, постфикс -ся ). В этом предложении есть слова с безударными гласными в корне. Следует найти их, распределить в три столбика, определив по карточке-подсказке. В чем трудность этого правила? (Надо уметь видеть орфограмму и помнить корни с чередованием.)

II. Актуализация опорных знаний.

1. Выборочный диктант с проверкой.

– Распределите слова в три столбика, слова с непроверяемыми гласными можно проверить по словарю, постоянно смотрите на перечень корней с чередованием (по карточке-подсказке).

Заря, верхушки, деревья, позолотили, разгорались, блестящая, теория, задрожать, сторожить, наполняю, свобода, касалась, библиотека, колонна, тревога, медаль, репетиция, водоросли, положение.

2. Работа со словами из ЗСП-1 на с. 17.

– Прочитайте слова. Какие из слов с проверяемыми безударными гласными, а какие – с непроверяемыми?

– Придумайте словосочетания с этими словами по схемам прилагательное + существительное, глагол + существительное. Например: театральный сезон , репетировать спектакль .

– Придумайте предложение по схеме: [ ], (потому что ). Запишите, объясните знаки препинания, например: [ Я старался не показывать свою тревогу ], (потому что мама тоже очень беспокоилась ) , или [ Конструкция здания казалась надежной ], (потому что мы знали ее создателя и не тревожились) .

III. Закрепление изученного материала.

1. Диктант «Проверяю себя».

Методика проведения: первое предложение записывается всеми, затем один ученик пишет его на доске, остальные записывают следующее и т. д. После 4–5 записанных предложений проверяется запись на доске и в тетрадях. У тех ребят, кто писал в тетрадях, потом проверяется качество самопроверки.

Дополнительное задание : выделить корни с безударными гласными.

В ходе проверки обратить внимание на частую встречаемость орфограммы.

2. Творческое задание.

– Придумайте продолжение рассказа, используя слова с безударными гласными.

– Какова была тема урока? Какие задания и упражнения мы выполняли? На что они были нацелены? Смогли ли реализовать обозначенные цели? Как умения и навыки, отрабатываемые на уроке, пригодятся вам в повседневной жизни, на других уроках? О чем из услышанного на уроке хотелось бы еще поразмышлять? Почему вы считаете это значимым?

V.Домашнее задание: закончить рассказ, упр. 47

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-v-klasse-po-teme-orfogrammi-kornya-3664718.html

Adblock
detector