Меню Рубрики

Конспект урока правописание местоимений 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок руского языка для 5 класса по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Цель : повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

  • развитие основных видов речевой деятельности;
  • умение работать в группе;
  • умение слушать и высказывать мнение.
  • осознание качества и уровня усвоения материала.
  • саморегуляция.
  • анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
  • синтез знаний.
  • построение сообщения в устной форме.

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Элементы технологий : технология развития критического мышления, проблемного обучения.

два вида карточек-заданий (индивидуальные и групповые)

Доброе утро, ребята! Садитесь. Передаем тетради.

1. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы, слушая его, должны подумать, о какой части речи идет речь в нем. ( Дети хором называют местоимения )

Мать склонялась умилительно,

И не зря. Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ

Все заботятся старательно

И дают подарки – ДАТЕЛЬНЫЙ –

Не смотрите подозрительно,

Нет, дружок, падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ сотворён совсем не МНОЙ !

Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.

2. Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор? ( дети отвечают )

3. А теперь записываем число и тему урока: Местоимение как часть речи.

4. Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки в дневник и журнал.

5. На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе, кроме местоимения. А какие части речи мы изучали? ( в с поминаем все части речи )

III. Постановка цели и задач.

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? ( дети самостоятельно формулируют цель )

2. А теперь какие задачи нам нужно выполнить, чтобы вспомнить местоимение?

( Если дети назвали слишком много задач, то необходимо задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?» )

1. Ребята, а для чего мы с вами собрались? Зачем вы пришли ко мне на урок?

2. Итак, а теперь ещё раз повторим наш план на урок. (Слайд 1)

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Что мы помним о местоимении? (Слайд 2)

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим или проверим? Какая пословица есть про проверку доверия? ( Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять. (Слайд 3)

Пришел Сережа . Он карандаш с бумагой взял , нарисовал дорогу , на ней быка нарисовал , а рядом с ним корову .

Запишите предложение к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении.

4. ( Один ребёнок работает у доски ) Указали, а теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения являются. Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

Остальное выясняем после физминутки

VII. Первичная проверка понимания.

1. Что дальше делаем? ( работаем в парах ) У вас лежат на столах таблицы, которые нужно заполнить.

2. Что мы выяснили с помощью этих карточек? Как изменяется местоимение?

3. Теперь мы с вами всё проверили? И ещё раз, что же такое местоимение?

4. Нам остаётся только закрепить. Все делают упражнение 111 с разбором.

(Сильным детям даётся карточка 1 варианта. Слабым даётся карточка 2 варианта.)

Упражнение проверяем вместе с классом по мере его выполнения. Сильные дети осуществляют взаимопроверку, слабые – проверку по эталону.

5. Что мы сейчас все вместе сделали с помощью этих упражнений? ( закрепили )

1. Теперь немного отдохнём. Сейчас на слайдах будут вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 4)

2. – Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

– Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

Читайте также:  Вставить недостающие местоимения по английскому 3 класс

– Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

– Какие два местоимения в английском языке заменяются одним словом? (ВЫ и ТЫ)

3. Ребята, вы сегодня все кто? ( Молодцы ) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, добились ли мы цели? Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось? (Если не получилось, то необходимо задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз мы обязательно справились?»

IX. Информация о домашнем задании.

Упражнение113 (1 вариант предложения 1-2, 2 вариант предложения 3-4)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/26/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-mestoimenie-kak

Повторение и обобщение изученного по теме “Местоимение” в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в начальной школе по теме “Местоимение”

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_mestoimeniyu.docx 21.95 КБ
povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo.pptx 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок «Повторение и обобщение изученного

по теме «Местоимение», 5 класс

Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

  • Систематизация знаний учащихся о местоимении;
  • Проверка умения учащихся проводить морфологический разбор местоимения;
  • Проверка орфографических навыков написания местоимения;
  • Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
  • Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
  • Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
  • Умение контролировать свою учебную деятельность.

Воспитательная : воспитание чувства любви к русскому языку

записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.

2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой! » Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

  1. Актуализация опорных знаний

Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений , вам нужно пройти шуточный тест.

Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

Продолжить следующие фразы одним словом:

  • местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
  • она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
  • но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
  • в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
  1. Формирование умений и навыков

А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм .

Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?

  1. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Велосипед стоял около забора. Он был старый.

Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком .

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки).

-Что показалось интересным?

-Ваше настроение к концу урока?

– О какой части речи мы говорили?

– А для чего нам еще служат местоимения?

(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…

10. Домашнее задание. Упражнение 113

Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/18/povtorenie-i-obobshchenie-izuchennogo-po-teme-mestoimenie-v

конспект урока по русскому языку на тему “Правописание личных местоимений”.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

урок русского языка в школе 8 вида.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание личных местоимений.

Цель: Учить умению использовать местоимения третьего лица.

  1. Закрепить правописание личных местоимений с предлогами.
  2. Развивать связную устную и письменную речь.
  3. Воспитывать интерес к поэзии М.Ю. Лермонтова.

– Сегодня на уроке мы будем продолжать работать над правописанием личных местоимений и одновременно вспомним творчество русского поэта М. Ю. Лермонтова. Лермонтов сын армейского капитана, рано потерял маму. После смерти матери его воспитанием занималась бабушка, устранив от воспитания отца. В её имении в селе Тарханы прошли детские годы Лермонтова. От деревенских мальчиков, с которыми он играл, из быта и жизни деревни, ютившейся близ барской усадьбы, он узнавал о крестьянской жизни. Симпатия к весёлому, доброму, умному, народу привела Лермонтова к участию в его нелёгкой судьбе.

Люблю дымок спалённой жнивы,

И на холме средь жёлтой нивы

С отрадой, многим незнакомой,

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Что значит личные местоимения?

(Личные местоимения – это слова, которые указывают на лица, предметы, но не называют их.)

Назовите местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.

Что значит склонение личных местоимений?

(Изменение личных местоимений по падежам и числам называется склонением.)

Как пишутся местоимения с предлогами?

(Местоимения с предлогами пишутся раздельно.)

Как пишутся местоимения третьего лица с предлогами?

(Если местоимение 3-го лица стоит после предлога, то к нему прибавляется буква н.)

а) Подобрать к глаголам местоимения ед.ч. и мн.ч.:

приходят (к кому?) … местоимение 1 лица;

повторяем (за кем?) … местоимение 2 лица;

заступиться (за кого?) … местоимение 3 лица.

б) Вставить подходящие по смыслу предлоги.

Определить лицо, объяснить правописание предлогов с местоимениями.

Следил … мной, Смотрел … меня, строг … тебе, думал … вас, поспорил … нами, стоит … ними.

Уже в детстве определился острый интерес маленького Лермонтова к литературе и поэтическому творчеству. Он много читает. В ранних стихах ещё есть следы подражания Пушкину, Байрону. Шестнадцатилетний Лермонтов считает Байрона особенно близким себе поэтом, изучая не только его творчество, но и его жизнь.

Известие о кончине великого русского поэта А.С. Пушкина потрясло Лермонтова.

Какое стихотворение написал Михаил Юрьевич в связи с этим событием?

Ученик читает стихотворение «Смерть поэта» (отрывок).

Погиб Поэт! – невольник чести –

С свинцом в груди и жаждой мести,

Восстал он против мнений света

Пустое сердце бьётся ровно,

В руке не дрогнул пистолет.

Заброшен к нам по воле рока;

Смеясь, он дерзко презирал

Не мог понять в сей миг кровавый,

…Замолкли звуки чудных песен,

Приют певца угрюм и тесен,

В этом стихотворении Лермонтов поднимает вопрос о роли поэта в современном обществе. Стихотворение посвящено не только личности Пушкина, но и анализу конкретной исторической ситуации, в которой поэт, являющийся символом нации, олицетворяющий достоинство и честь России, погиб от руки иноземца. Лермонтов требует отмщения – не только правового, но и высшего.

г) Вставить в текст подходящие по смыслу местоимения.

Объяснить правописание слов с пропущенными буквами.

М.Ю. Лермонтов пишет ст.х.творение «Смерть поэта», … стало расходит.ся по П.т.рбургу во множестве списков. Под … стояло имя, мало кому извес.ное до тех пор. … автор указывал на прямых убийц Пушкина.

Карточки со строками из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус». Выстроиться у доски в порядке последовательности стихотворения и прочитать выразительно.

2. Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном.

3. Играют волны – ветер свищет,

4. Увы, – он счастия не ищет

5. Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

6. А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

д) Как пишется не с глаголами?

(Не пишется с глаголами раздельно.)

Какие знаки препинания ставятся между однородными членами предложения?

(Между однородными членами предложения ставится запятая, если они не соединены союзами или соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если союз и употребляется при однородных членах предложения один раз.)

  • Вставить в текст пропущенные предлоги. Обозначить падеж местоимений.
  • Раскрыть скобки.
  • Вставить пропущенные запятые между однородными членами предложения.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814г. в Москве. Очень рано … него (не) стало матери. Воспитывала мальчика бабушка. Она заботилась о внуке души не чаяла … нём. Бабушка (не) любила отца Лермонтова и (не) разрешала ему видеться с сыном. Мальчик тосковал об отце часто думал … нём.

Уже в детские годы будущий поэт узнал о тяжёлой доле крепостных, которыми владела бабушка. Он (не) знал, как помочь крестьянам, но уже тогда проникся … ним глубокой симпатией. Впечатления детства отразились позже в поэзии М.Ю. Лермонтова.

С кем провёл своё детство М.Ю. Лермонтов?

Объясните значение выражения «души не чаяла».

Разбор предложения из текста.

Мальчик тосковал об отце, часто думал о нём . (Повествовательное, распространённое, простое).

Как пишутся местоимения с предлогами? Привести примеры.

О каком поэте сегодня говорили?

Отрывок из поэмы «Сашка». В часы свободные от занятий, Лермонтов бродил по Московским улицам, знакомился с историческими памятниками. Свою любовь к древнему городу он выразил впоследствии в таких стихах.

Москва, Москва. люблю тебя, как сын,

Как русский, – сильно, пламенно и нежно!

Люблю священный блеск твоих седин

И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.

Напрасно думал чуждый властелин

С тобой, столетним русским великаном,

Померяться главою и обманом

Тебя извергнуть. Тщетно поражал

Тебя пришелец; ты вздрогнул – он упал!

Вселенная замолкла… Величавый,

Один ты жив, наследник нашей славы.

  • Кого называл поэт «чуждым властелином»?

На севере диком стоит одиноко

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

  • Какие слова подбирает поэт, чтобы подчеркнуть обособленность и сосны, и пальмы, чувство одиночества?
  • Какое впечатление оставляют картины природы: безлюдности, заброшенности, сказочности, красоты, величия?
  • Это стихотворение о природе.

М. Ю. Лермонтов вошёл в русскую литературу как приемник и продолжатель Пушкина и как художник, открывающий своим творчеством новые горизонты в развитии отечественной словесности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока “Личные местоимения” Учитель: Агафонова Вера Васильевна. Статья отнесена к разделу “Коррекционная педагогика”Цель урока: Обобщить знания детей по теме: “Местоимение”. Совершенствовать.

Урок в 6-м классе по теме «Личные местоимения»с применением интерактивной доски.( по программе C. И. Львовой,В.В. Львова)Цели:Обучающая:- познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их.

Урок русского языка по теме “Личные местоимения”, который решает следующие цели: .

Тема: Личные местоимения. Склонение личных местоимений Задачи урока: Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.Развиваю.

Урок по русскому языку для 8 класса на тему: “Личные местоимения”.

Урок на тему «Личные местоимения» разработан для учащихся 7 класса, изучающих «Русский язык и развитие речи» по основному учебному плану в соответствии с адаптированной ос.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/02/20/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-na-temu-pravopisanie

Adblock
detector