Меню Рубрики

Конспект урока правописание неопределенных и отрицательных местоимений

Урок внеурочной деятельности по теме: Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. 7 класс

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема: Правописание неопределенных и отрицательных местоимений.

Цель урока : сформировать умение различать неопределённые и отрицательные местоимения; отработать навыки правописания местоимений, развивать внимание и память, стимулировать творческую активность детей

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал (лист ответа для тестовой работы, справочные материалы)

Организационный момент. Введение в тему.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в морское путешествие по необъятным просторам русского языка. Много тайн и загадок таится в глубинах каждого языка. Целью нашего путешествия станет поиск ответов на вопросы:

как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

как правильно писать местоимения?

Моряков в плавании нередко подстерегают опасности, поэтому каждый член экипажа должен быть уверен в своих силах. Давайте проверим свою смекалку, умение принимать правильное решение.

1. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая

1) называет предметы, признаки, количества
2) указывает на предметы, признаки, количества
3) обозначает предметы, признаки, количества

2. Укажите ряд, в котором допущена ошибка:

1)местоимения-существительные: кто-то, с кем-нибудь, к нему
2) местоимения-наречия: где, неоткуда, когда-либо
3) местоимения-прилагательные: свой, тебе, никакой

3. Найдите неопределённое местоимение:

4. Местоимения пишутся через дефис, если есть

1) приставка ПО и суффиксы ОМУ-ЕМУ
2) БЫ, ЛИ, ЖЕ
3) ТО, ЛИБО, НИБУДЬ

5. В этом ряду все слова пишутся через дефис:

1) (кое)где, поступил (по)своему
2) кое(с)кем, какой(либо)
3) чей(то), сделал (по)своему плану

Результат: “Вперёд, УДАЧА вас ждёт!”

Цель: повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений.

Словарный диктант (один человек у интерактивной доски; проверку осуществляет ученик-эксперт). Дополнительное задание для эксперта – указать местоимения.

Одноногий моряк на деревянной ноге, матросский сундук, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски чьих-либо сокровищ, кто-нибудь будет исследовать неприступные скалы, приключения на суше и на море, кое у чего развевался пиратский флаг.

Остров исследователей”. Изучение нового материала.

ни с кем не познакомились

Найдите сходства и различия

Как же отличить неопределённые местоимения от отрицательных?

Почему у одних местоимений пишется приставка НЕ , а у других НИ ?

Почему НЕЧЕГО написано слитно, а НИ с КЕМ раздельно?

Посмотрите мультфильм, сформулируйте правило. Закончите составление схемы

Вот это выучи старательно:
В местоименьях отрицательных,
Когда предлог стоит внутри,
Слов пишем не одно, а три. [1]

Эмоциональный итог работы: “Да, всякий раз убеждаешься, что НИКОМУ НИКОГДА не обойтись без ЗНАНИЙ, которые и приносят УДАЧУ”

Примечание . После того как дети сформулировали выводы, им раздаются справочные материалы

Найдите местоимения, определите разряд, объясните правописание.

Задание. Поймайте местоимение и посадите его в свою лодку.

По острову бродил одинокий, грустный, никому не знакомый пират.

Что-то ему подсказывало: никуда не надо уходить от воды.

Обвинять пирату было некого и не в чем: он получил по заслугам

Читайте также:  Местоимение весь на какой вопрос отвечает

Через некоторое время вдали показался какой-то корабль.

Пират решил где-нибудь спрятаться, чтобы его никто не обнаружил.

Кое у кого из прибывших на корабле в руках было нечто удивительное.

сделайте так, чтобы местоимение писалось раздельно

нечему огорчаться – не к чему огорчаться

никого не спрашивать – ни у кого не спрашивать

нет никакой лодчонки – нет ни у какой лодчонки

некому приходить – не к кому приходить

нечем связать – не с чем связать

Задание . Придумать подписи к рисункам

С кем бы поговорить моряку? – Моряку не с кем было поговорить, потому что на острове никого не было.

У какого острова Флинт увидел свой корабль? – Ни у какого острова Флинт не увидел своего корабля.

Откуда пират ждал помощи? – Пирату неоткуда было ждать помощи.

Предварительно объяснить правописание местоимений и не с глаголами, постановку знаков препинания. Затем закрыть шторкой. Дополнительное задание: найти другие местоимения.

Жило-было ничто.
Не умело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило.
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это ничего
И сказать-то
Нечего!
И.Михайлов

Как вы поняли смысл стихотворения?

Дополнительно. Р абота с программой “Уроки русского языка “Кирилла и Мефодия” 6 класс”. Местоимения. Морфологический разбор местоимений. Слайд “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

Вот и подошло к концу наше путешествие. Мы вновь в родной гавани. . Чему мы научились сегодня на уроке?

Как отличить отрицательное местоимение от неопределённого?

Что нужно знать, чтобы грамотно писать местоимения?

ТО, либо, нибудь, кое с неопределёнными местоимениями пишутся (слитно, через дефис)

Под ударением в местоимении пишется (НЕ-НИ), без ударения – (НЕ-НИ)

Если между КОЕ, НЕ, НИ и местоимением окажется предлог, то пишем (в одно слово, в два слова, в три слова

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Читайте также:  Какие местоимения имеют только форму именительного падежа

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: ДБ-1394693

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-vneurochnoy-deyatelnosti-po-teme-pravopisanie-neopredelennih-i-otricatelnih-mestoimeniy-klass-2815514.html

Технологическая карта (таблица) урока русского языка на тему “Правописание отрицательных и неопределённых местоимений”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений

Технологическая карта урока

Правописание отрицательных и неопределённых местоимений

Урок повторения, обобщения и закрепления знаний

Интерактивная доска, раздаточный материал (таблица)

1. Создать условия для систематизации знаний по теме: «Правописание отрицательных и неопределённых местоимений», совершенствования правописных навыков.

2. Создать условия для формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД.

3. Создать условия для воспитания культуры умственного труда и ценностного отношения к русскому языку.

1. Повторить и закрепить знания по теме: «Правописание отрицательных и неопределённых местоимений».

2. Научиться применять знания о правописании отрицательных и неопределённых местоимений в конкретных речевых ситуациях.

Организационная структура учебного занятия

Проверка готовности обучающихся к учебному занятию

Подготовка обучающихся к работе

Создаёт условия для определения темы и постановки обучающимися цели урока:

– На употреблении какой части речи построено стихотворение?

– Сформулируйте тему занятия.

– Какими понятиями мы будем оперировать на уроке?

– Какой цели мы должны достигнуть?

При помощи преподавателя формулируют тему и цели учебного занятия

Организует самостоятельную работу обучающихся по повторению правописания отрицательных и неопределённых местоимений и последующую проверку её выполнения.

– От чего зависит выбор не и ни ?

– Когда не и ни с отрицательными местоимениями пишется раздельно?

Читают текст параграфа 65, составляют в тетрадях опорные схемы (таблицы) по теме.

Два-три обучающихся наиболее удачные схемы записывают на доске и рассказывают по ним правила написания отрицательных и неопределённых местоимений.

1. Организует индивидуальную работу у доски, самостоятельную работу обучающихся в тетрадях с последующей фронтальной проверкой.

Один обучающийся на доске записывает в левый столбик отрицательные местоимения (некого, никого, некем, никем, ничего и др.), второй записывает в правый столбик предлоги. После этого обучающиеся составляют из слов, написанных на доске, как можно больше местоимений с предлогами.

Читайте также:  Какие есть местоимения прилагательные в русском языке

2. Организует работу обучающихся в тетрадях.

Задание: выпишите из пословиц местоимения, раскрывая скобки, обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки; объясните значение одной из пословиц.

Не стыдно молчать, коли (ни/не)чего сказать.

(Ни/не)(с)кого спрашивать, когда сам виноват.

(Ни/не)какое худо до добра не доводит.

(Ни/не)чего тому страшиться, кто (ни/ не)чего не боится.

Завистливый (ни/не)(о)ком хорошего слова не скажет.

Бился, колотился и (ни/не)чего не добился.

Не ошибается тот, кто (ни/не)чего не делает.

Если не можешь сказать (ни/не)чего хорошего, лучше (ни/не)чего не говори.

Выполняют задание в тетрадях :

– выписывают из пословиц местоимения, раскрывая скобки;

– проверяют правильность выполнения задания у соседа по парте;

– объясняют значение одной из пословиц.

3. Организует самостоятельную работу обучающихся

4. Организует работу обучающихся с текстом учебника (таблица на стр. 264-265)

Изучают таблицу на стр. 264-265, составляют предложения со словосочетаниями

Организует рефлексивную деятельность обучающихся, комментирует полученные результаты.

Оценивает работу обучающихся на уроке.

Обсуждают результаты работы на уроке, оценивают собственную учебную деятельность, свою готовность применять полученные знания в жизни.

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русский язык в картинках для современных детей

Русский язык. Типовые варианты

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

Русский язык в схемах и таблицах

Русский язык. Тематические тренировочные задания

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-pravopisanie-otricatelnih-i-neopredelyonnih-mestoimeniy-3755564.html

Adblock
detector