Меню Рубрики

Конспект урока разряды местоимений 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок руского языка для 5 класса по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Цель : повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

  • развитие основных видов речевой деятельности;
  • умение работать в группе;
  • умение слушать и высказывать мнение.
  • осознание качества и уровня усвоения материала.
  • саморегуляция.
  • анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
  • синтез знаний.
  • построение сообщения в устной форме.

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Элементы технологий : технология развития критического мышления, проблемного обучения.

два вида карточек-заданий (индивидуальные и групповые)

Доброе утро, ребята! Садитесь. Передаем тетради.

1. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы, слушая его, должны подумать, о какой части речи идет речь в нем. ( Дети хором называют местоимения )

Мать склонялась умилительно,

И не зря. Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ

Все заботятся старательно

И дают подарки – ДАТЕЛЬНЫЙ –

Не смотрите подозрительно,

Нет, дружок, падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ сотворён совсем не МНОЙ !

Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.

2. Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор? ( дети отвечают )

3. А теперь записываем число и тему урока: Местоимение как часть речи.

4. Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки в дневник и журнал.

5. На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе, кроме местоимения. А какие части речи мы изучали? ( в с поминаем все части речи )

III. Постановка цели и задач.

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? ( дети самостоятельно формулируют цель )

2. А теперь какие задачи нам нужно выполнить, чтобы вспомнить местоимение?

( Если дети назвали слишком много задач, то необходимо задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?» )

1. Ребята, а для чего мы с вами собрались? Зачем вы пришли ко мне на урок?

2. Итак, а теперь ещё раз повторим наш план на урок. (Слайд 1)

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Что мы помним о местоимении? (Слайд 2)

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим или проверим? Какая пословица есть про проверку доверия? ( Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять. (Слайд 3)

Пришел Сережа . Он карандаш с бумагой взял , нарисовал дорогу , на ней быка нарисовал , а рядом с ним корову .

Запишите предложение к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении.

4. ( Один ребёнок работает у доски ) Указали, а теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения являются. Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

Остальное выясняем после физминутки

VII. Первичная проверка понимания.

1. Что дальше делаем? ( работаем в парах ) У вас лежат на столах таблицы, которые нужно заполнить.

2. Что мы выяснили с помощью этих карточек? Как изменяется местоимение?

3. Теперь мы с вами всё проверили? И ещё раз, что же такое местоимение?

4. Нам остаётся только закрепить. Все делают упражнение 111 с разбором.

(Сильным детям даётся карточка 1 варианта. Слабым даётся карточка 2 варианта.)

Упражнение проверяем вместе с классом по мере его выполнения. Сильные дети осуществляют взаимопроверку, слабые – проверку по эталону.

5. Что мы сейчас все вместе сделали с помощью этих упражнений? ( закрепили )

1. Теперь немного отдохнём. Сейчас на слайдах будут вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 4)

Читайте также:  Постоянные признаки местоимений существительных

2. – Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

– Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

– Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

– Какие два местоимения в английском языке заменяются одним словом? (ВЫ и ТЫ)

3. Ребята, вы сегодня все кто? ( Молодцы ) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, добились ли мы цели? Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось? (Если не получилось, то необходимо задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз мы обязательно справились?»

IX. Информация о домашнем задании.

Упражнение113 (1 вариант предложения 1-2, 2 вариант предложения 3-4)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/26/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-mestoimenie-kak

Урок 5 класс Разряды местоимений

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема : Местоимение. Разряды местоимений.

Цель урока: Познакомить учащихся с основными признаками местоимения как части речи; узнать, на какие разряды делятся слова этой части речи.

Результат обучения: 1.Повышение самостоятельной активности,умеют самостоятельно добывать знания. 2. Умение работать в паре, рассуждать и обсуждать увиденное, оценивать свои работы.

Ресурсы: стикеры, маркеры, учебник, сообщения учащихся.

Ключевые идеи: местоимение, разряды местоимений

Организационный момент. Психологический настрой

Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с основными признаками местоимения как части речи, узнаем, на какие разряды делятся слова этой части речи.

Работа по стратегии «Водоворот» в группах

Повторяют правила работы в группе.

Рассмотрим предложение: «Старикам казалось, что они легли спать очень поздно» (И.Бунин). Здесь местоимение они заменяет слово старики . В тексте местоимения помогают избегать повторов слов.

Диалог, ученики отвечают на вопросы учителя.

Учитель организует работу с текстом научной статьи учебника по методу «Джигсо»

Выступление представителей от групп с оглашением результатов работы.

Отработка практических навыков. Работа с учебником.

Самостоятельно читают текст по учебнику, исследуют, делятся друг с другом, выполняют задания под руководством учителя.

Распределяют местоимения по падежам.

Применение новых знаний 1.Работа по тексту

Предлагает прочитать текст, выписать по методу «Внутри-снаружи» простые и сложные предложения

Выписывают предложения и проверят по таблице ответов на экране.

Задание несложное и задание повышенной сложности

Идет процесс самооценивания

Благодарит за плодотворную работу: Спасибо за работу!

Оценивает учащихся. Заполнить стикеры.

• Я хотел бы узнать более подробно…

Выучить правило . Составить таблицу «Разряды местоимений»

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Номер материала: ДБ-1285183

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Возвратные местоимения в английском языке тесты

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-klass-razryadi-mestoimeniy-2706004.html

Конспкект урока “Разряды местоимений – существительных”
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тема: «Разряды местоимений – существительных».

Цель: познакомить детей с разрядами местоимений – существительных.

Задачи: – научить детей распознавать разряды местоимений – существительных;

-расширять понятие детей о местоимении как части речи;

-научить употреблять местоимения – существительные в речи

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-диалог.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ-СОШ с.Карпёнка Краснокутского района Саратовской области.

«Разряды местоимений – существительных».

Учитель русского языка и литературы

Тема : «Разряды местоимений – существительных».

Цель : познакомить детей с разрядами местоимений – существительных.

Задачи : – научить детей распознавать разряды местоимений – существительных;

-расширять понятие детей о местоимении как части речи;

-научить употреблять местоимения – существительные в речи

Тип урока : изучение нового материала.

Войти в приветливый ваш класс,

Вниманье умных ваших глаз.

– Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком- «мордашкой».

– Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется.

– Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно у нас в гостях. Пусть солнце будет символом нашего урока.

-Тема нашего урока «Разряды местоимений – существительных».

– В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность.Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала:

– Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут название всего, что их окружает!

И в царстве наступил беспорядок. Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Как вернуть свои имена, как узнать название предметов и вещей, они не знали. И от этого очень страдали.

Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь.

– Хорошо, я помогу вам вернуть имена.

– А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить Я; если вас будет много, скажите МЫ. Обращаясь к кому-либо, говорите ТЫ, а к нескольким людям – ВЫ. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите ОН, ОНА. ОНО: если их много – ОНИ.

Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища.

-Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Все стало на свои места, но людям так понравились слова, которые подарил им мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы употреблять в речи. Так как эти слова были даны вместо имен и названий предметов, то их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква «В» затерялась, и слова стали называться местоимениями.

– Местоимение заявляет о себе так:

Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна,
Я заменяю имена.

-Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.

– На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения – существительного? (Кто? Что?)

– Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).

-По своему значению и грамматическим признакам местоимения делятся на разряды.

– Посмотрите на солнце, у него 6 лучей, столько и разрядов у местоимений – существительных.

– Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения.

-Первый разряд – личные местоимения :

1 – я, мы;
2 – ты, вы;
3 – он, она, оно)
– На что указывает личное местоимение? ( Личное местоимение указывает на лицо)
Задание:
Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения.

Читайте также:  На какие группы делятся местоимения по значению и по соотношению

Пустое вы сердечным ты
Она, обмолвясь, заменила,
И все счастливые мечты
В душе влюблённой возбудила.

Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с неё нет силы;
Я говорю ей: «Как вы милы!»
И мыслю: «Как тебя люблю!»
А.С.Пушкин

«Отгадай шуточные загадки».
1. Какое личное местоимение, если к нему добавить шипящую согласную и мягкий знак, превратится в маленького грызуна? ( Мы -шь)
2.Какие 3 личных местоимения, если их соединить, кричат, что они чистые?
( Вы – мы – ты )
3.Какие 2 личных местоимения мешают движению по дорогам? ( Я – мы )
4.В каком местоимении 2 звука, одна буква? ( Я )

Учитель:
–Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение?
( Возвратное местоимение себя)
– Что вы знаете об этом местоимении? На что указывает возвратное местоимение?
(Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)

Конкурс 4 «Подумайте».
Задание:
Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже.
1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную.
СЕБЕ – Д.п .
2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь.
СЕБЯ – Р.п.
3. «Сколько ни держать при (…) , – думает царь, – а отдавать надобно: дело неминучее!»
СЕБЕ – П.п.
4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство.
СОБОЮ – Т.п.

Относительные, вопросительные местоимения.

Посмотрите на слайд. Вы видите относительные и вопросительные местоимения существительные.

– В чем отличие относительных местоимений и вопросительных? (Вопросительные местоимения -существительные– это вопросы существительного. Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных).
Задание :
Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным.
(Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.)
Например:
Кто едет на велосипеде? (Кто – вопросительное местоимение.)
Я знаю, кто едет на велосипеде. (Кто – относительное местоимение.)

Учитель:
–Видите на слайде неопределённые местоимения. (никто, нечего, кое-кто, что-либо,… )

-На что указывают неопределённые местоимения? (указывают на неопределённые предметы)

–Неопределённые и отрицательные местоимения образованы от вопросительных.

– С помощью чего они образуются?
(Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-)

–Обратите внимание на отрицательные местоимения. С помощью чего они образуются?
(Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-)

– Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями.
– Кто сегодня опоздал? Никто.
– Что вас омрачает? Ничто.
– Кого винить, если сам виноват? Некого.
– Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

IV. Закрепление новой темы.

Задание 1: Прочитайте слова, выберите местоимения существительные. Определите разряд, ставя при необходимости в начальную форму.

Нечто, у вас, мыли, выл, мы, собой, ничто, ничтожно, ли, ты, же, мною, что, что-то, что-либо, чтобы, у них, ни, ни для кого, низ, усни, кто, бы, некто, не, он, ох, никого, кого, оно, ого, она.

– Знаете ли, как зовут эту куколку? – Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки и говорим друг другу комплименты, делаем признания, которые долго хранили в душе, употребляя местоимения – существительные. (Вы сегодня красивы; У вас красивый шарф; Никто с вами не сравнится; Кое – кто вами очарован; как хорошо, что сегодня собрались; Что за чудо! Кто это прекрасная леди. )

– Давайте говорить друг другу комплименты!

У вас на столах лежат слова песни Б.Окуджавы.

(Поют песню Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»).

– Чему вы сегодня на уроке научились?

-Назовите ключевые слова урока.

-Какую роль играют местоимения-существительные в нашей речи?

– Спасибо за отличную работу! А теперь покажите мне ещё раз свои рисунки «мордашки». Я вижу, что улыбок стало больше, стало быть, урок удался!

– У каждого из вас есть право отдать своё солнышко тому, кто, по вашему мнению, хорошо работал на уроке.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/06/20/konspkekt-uroka-razryady-mestoimeniy-sushchestvitelnykh

Adblock
detector