Меню Рубрики

Конспект урока русский язык 5 класс фгос местоимение

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок руского языка для 5 класса по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Цель : повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

  • развитие основных видов речевой деятельности;
  • умение работать в группе;
  • умение слушать и высказывать мнение.
  • осознание качества и уровня усвоения материала.
  • саморегуляция.
  • анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
  • синтез знаний.
  • построение сообщения в устной форме.

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Элементы технологий : технология развития критического мышления, проблемного обучения.

два вида карточек-заданий (индивидуальные и групповые)

Доброе утро, ребята! Садитесь. Передаем тетради.

1. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы, слушая его, должны подумать, о какой части речи идет речь в нем. ( Дети хором называют местоимения )

Мать склонялась умилительно,

И не зря. Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ

Все заботятся старательно

И дают подарки – ДАТЕЛЬНЫЙ –

Не смотрите подозрительно,

Нет, дружок, падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ сотворён совсем не МНОЙ !

Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.

2. Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор? ( дети отвечают )

3. А теперь записываем число и тему урока: Местоимение как часть речи.

4. Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки в дневник и журнал.

5. На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе, кроме местоимения. А какие части речи мы изучали? ( в с поминаем все части речи )

III. Постановка цели и задач.

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? ( дети самостоятельно формулируют цель )

2. А теперь какие задачи нам нужно выполнить, чтобы вспомнить местоимение?

( Если дети назвали слишком много задач, то необходимо задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?» )

1. Ребята, а для чего мы с вами собрались? Зачем вы пришли ко мне на урок?

2. Итак, а теперь ещё раз повторим наш план на урок. (Слайд 1)

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Что мы помним о местоимении? (Слайд 2)

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим или проверим? Какая пословица есть про проверку доверия? ( Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять. (Слайд 3)

Пришел Сережа . Он карандаш с бумагой взял , нарисовал дорогу , на ней быка нарисовал , а рядом с ним корову .

Запишите предложение к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении.

4. ( Один ребёнок работает у доски ) Указали, а теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения являются. Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

Остальное выясняем после физминутки

VII. Первичная проверка понимания.

1. Что дальше делаем? ( работаем в парах ) У вас лежат на столах таблицы, которые нужно заполнить.

2. Что мы выяснили с помощью этих карточек? Как изменяется местоимение?

3. Теперь мы с вами всё проверили? И ещё раз, что же такое местоимение?

4. Нам остаётся только закрепить. Все делают упражнение 111 с разбором.

(Сильным детям даётся карточка 1 варианта. Слабым даётся карточка 2 варианта.)

Упражнение проверяем вместе с классом по мере его выполнения. Сильные дети осуществляют взаимопроверку, слабые – проверку по эталону.

5. Что мы сейчас все вместе сделали с помощью этих упражнений? ( закрепили )

1. Теперь немного отдохнём. Сейчас на слайдах будут вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 4)

2. – Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

– Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

– Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

Читайте также:  Виды местоимений в китайском языке

– Какие два местоимения в английском языке заменяются одним словом? (ВЫ и ТЫ)

3. Ребята, вы сегодня все кто? ( Молодцы ) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, добились ли мы цели? Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось? (Если не получилось, то необходимо задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз мы обязательно справились?»

IX. Информация о домашнем задании.

Упражнение113 (1 вариант предложения 1-2, 2 вариант предложения 3-4)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/26/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-mestoimenie-kak

Повторение и обобщение изученного по теме “Местоимение” в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок предусматривает повторение и обобщение знаний, полученных в начальной школе по теме “Местоимение”

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_mestoimeniyu.docx 21.95 КБ
povtorenie_i_obobshchenie_izuchennogo.pptx 2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Урок «Повторение и обобщение изученного

по теме «Местоимение», 5 класс

Тема «Повторение и обобщение изученного по теме «Местоимение»

  • Систематизация знаний учащихся о местоимении;
  • Проверка умения учащихся проводить морфологический разбор местоимения;
  • Проверка орфографических навыков написания местоимения;
  • Проверка речевых навыков употребления написания местоимений;
  • Расстановка знаков препинания в сложном предложении.
  • Развитие логических операций: сравнение, синтез; анализ;
  • Умение контролировать свою учебную деятельность.

Воспитательная : воспитание чувства любви к русскому языку

записи на доске, компьютер, проектор, презентация, карточки с буквами Е-И, О-А

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, и я надеюсь, что вы покажете хорошие знания.

2. Словарно-орфографическая работа с использованием сигнальных карточек

Ребята, недавно в автобусе я увидела рекламу компьютеров, девизом которой стало крылатое выражение «Всё своё ношу с собой! » Как вы думаете, почему эти слова взяли в качестве девиза для рекламы компьютеров? Выступление ученика.

Древнегреческий мудрец Биант Приенский (VI в. до н.э.), спасаясь от врагов, покидал город налегке. Кто-то спросил у мудреца, где его вещи, на что Биант ответил: «Всё своё ношу с собой». В отличие от сограждан, старавшихся захватить побольше вещей, мудрец полагал истинным имуществом не пожитки, а интеллект. Однако на протяжении многих веков его слова цитируют, имея в виду не ум, не мудрость как подлинное богатство человека, а скудность его личного имущества.

Интересно, что в этой фразе всего 5 слов. А какие это части речи? (Из 5 слов – 3 местоимения) Учёные доказали, что среди всех частей речи местоимения занимают одно из первых мест по частоте употребления. (Из 30 самых частых слов – 12 местоимений. После глагола и существительного местоимение занимает по употребительности третье место).

Мы завершаем изучение местоимений. В связи с этим, как вам кажется, о чём было бы полезно поговорить на сегодняшнем уроке? Каковы цели урока? (Знать основные морфологические признаки местоимений, их разряды, правила правописания, уметь различать местоимения разных разрядов, правильно их использовать в речи, безошибочно писать местоимения).

  1. Актуализация опорных знаний

Местоимение – часть речи необычная, и поэтому урок у нас сегодня пройдёт не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимений. И как бывалые туристы, начнём со сборов рюкзаков, дорожных сумок. Но собирать в них мы будем необычный багаж – багаж знаний о местоимениях. Чтобы попасть в город Местоимений , вам нужно пройти шуточный тест.

Прежде всего мы, наверное, должны знать основные сведения о городе, в который предстоит нам отправиться. Проверим себя.

Продолжить следующие фразы одним словом:

  • местоимения – это … (?) часть речи (самостоятельная )
  • она указывает на … (?) (на предмет, признак, количество )
  • но … (?) (что не делает?) ( но не называет их )
  • в предложении местоимения могут быть …(подлежащим, дополнением, определением)
  1. Формирование умений и навыков

А теперь с некоторым запасом знаний – в путь. Наша первая остановка – на Перекрёстке Орфограмм .

Какие орфограммы, связанные с личными местоимениями вам известны?

  1. Выборочный диктант. Учащиеся должны выписать только местоимения.

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.

Ребята, посмотрите, какая великолепная картина перед нами, представим, что это страна Местоимения. Она навевает покой, умиротворение. Давайте, расслабимся, посмотрим вверх, в стороны, повращаем глазками. Вдох-выдох.

Давайте зайдём во Дворец и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи.

Мальчик снял шапку с головы и подбросил её вверх.

Велосипед стоял около забора. Он был старый.

Мой стол находится возле окна. За ним я делаю уроки.

На озере росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать шкуру.

Замени, где необходимо, существительное местоимением.

В доме у нас жил ёжик. Ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком .

Помни: местоимение – важнейшее средство связи предложений в тексте, помогает исключить лексические повторы.

Сделаем привал: на привале обычно путешественники рассказывают друг другу интересные истории. А какой рассказ без русских пословиц и поговорок! Я просила вас поискать пословицы и поговорки, в которых есть местоимения. Назовите их.

А сейчас предлагаю обменяться короткими SMS – телеграммами с впечатлениями об уроке. А теперь прошу вас отправить мне короткие SMS – телеграммы (на столе листочки).

-Что показалось интересным?

-Ваше настроение к концу урока?

– О какой части речи мы говорили?

– А для чего нам еще служат местоимения?

(Помогают сделать речь более красочной, разнообразной, избегать повтора).

– Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Оценки получают…

10. Домашнее задание. Упражнение 113

Я желаю, чтобы вы каждый день убеждались, что подлинное богатство не пожитки, не личные вещи, а ум, мудрость, интеллект. Надеюсь, что наш урок прибавил вам его. Спасибо.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/08/18/povtorenie-i-obobshchenie-izuchennogo-po-teme-mestoimenie-v

Конспект урока по русскому языку для 5 класса “Местоимение как часть речи”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Конспект урока по русскому языку для 5 класса

Учитель МБОУ г. Керчи РК «Школа № 12» Логацкая В.Ф.

Тема : Местоимение как часть речи

– обобщить знания о местоимении как части речи, его роли и значении в предложении;

– совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, не допуская речевых ошибок.

– развивать умение работать в парах , творческие способности учащихся, память, мышление, устную и письменную речь;

– вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.

– уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать, систематизировать.

– воспитывать учебную активность, умение работать в коллективе;

– интерес к народным традициям;

– формировать положительную мотивацию к обучению.

Оборудование: учебник «Русский язык. 5класс. Под редакцией Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова и др., раздаточный материал, иллюстрации, доска, тетради.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:
– систематизация знаний о местоимении, как части речи;
– закрепление роли местоимений в речи, в предложении
– овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Метапредметные (УУД)
Познавательные : уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
Коммуникативные : учитывать разные мнения, уметь сотрудничать, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
– развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в парах;
– развитие самостоятельности; интереса к изучению русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы на уроке : самостоятельная, коллективная, в парах.

Методы : словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа, лингвистическая игра, составление таблицы, творческая и исследовательская работа с текстом, вариативный, репродуктивный (дом. зад.)

Межпредметные связи : фольклор, народоведение, литература

Ход урока

1. Организационный момент . Настрой на работу:

2. Мотивация. Создание проблемной ситуации

Послушайте текст: «В доме у нас жил он. Он был ручной. Когда его гладили, он сжимался и делался совсем мягким. За это мы прозвали его Пушком».

– О ком идет речь? Сразу ответить трудно. Давайте увидим в тексте то, что уже знаем:

– Назовите слова, которые обозначают предмет. Что это за часть речи?

– Назовите слова, которые обозначают признак предмета? Что это за часть речи?

– Назовите слова, которые обозначают действие предмета? Что это за часть речи?

– Какие слова указывают на этот предмет или лицо, но не называют его? (он, его)

– К какой части речи относятся эти слова?

В данном тесте идет речь о ежике, сразу трудно определить о ком идет речь, если использовать только местоимения. Но эта часть речи активная и часто употребляются, в частности в устном народном творчестве.

Посмотрите в учебник с.48 упр.363. Почему в загадках используется местоимение?

3.Тема урока? Целеполагание . На изучение местоимения у нас есть 2 урока: первый урок – рассмотрим местоимение как часть речи и личные местоимения; на втором уроке мы рассмотрим особенности склонения личных местоимений.

Задача урока – при выполнении заданий руководствоваться правилом, уже имеющимися знаниями и образцами.

4.Актуализация и обобщение изученного о местоимении.

-Что вы знаете о местоимении? В 5 кл. мы будем говорить о личных мест., определять их грам. категории и значение.

– Правило «Личные мест.»( работа с учебником)

– Что узнали о местоимении? Имеет ли вопрос? Эта часть речи? (Как часть речи – нет, а как член предложения – да.)

– Почему данные местоимения называют “личными”? (имеют лицо)

5.Составление таблицы по учебнику с. 48. Работа в парах.

Какие грамм. категории имеет мест. (лицо и число). Назовите мест. 2 лица ед.ч и мн.ч?

– В каких случаях в нашей речи мы используем местоимения Вы, а когда Ты?

(Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, к незнакомым людям; во многих семьях некоторых национальных регионов принято называть родителей на Вы).

6. – О какой грамм. категории говорится в этом юмористическом четверостишии? Моя грамматика

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

Вы себя здесь не узнали? Какая грамм. категория? (склонение по падежам)

7.Физминутка . Давайте просклоняем мест. вы. Покажем мест. какая.

8.Закрепление . Задание №1. Лингвистическая игра «Четвертое лишнее». Взаимопроверка

4. Его, вашево , тобой, нашему.

Назовите результаты вашего исследования.

9. Работа с учебником . Коллективная работа . Местоимения в речи выполняют очень важную роль. О каком нарушении этой роли говорится в упр.365? Какая ошибка допущена? Прочитать «Это интересно». Что хотели нам сказать авторы учебника?

10. Творческая самостоятельная работа. Ребята, скоро наступит красивый праздник Масленица. Давайте вспомним обычаи во время этого праздника, выполнив задание №2. (иллюстрации Масленицы)

Практическое вариативное задание.

1. На месте точек вставить нужные местоимения.

2. Дополнить предложения существительными или прилагательными.

3. Сочинить 5-е предложение самостоятельно.

1. Масленица …. веселый праздник.

3. … собирает много народу на площадях.

4. … улыбаются и желают друг другу здоровья.

11. Подведение итогов. Метод «Незаконченное предложение» Мы повторили и пополнили ваши знания о местоимении. Давайте подведем итог работы на уроке в форме интервью, обращаясь к местоимению:

1.Уважаемое Местоимение, Вы …

12. Домашнее задание . 1.По учеб. параграф 48, 364 (по образцу)

2.Творческая работа: сделать рекламу местоимению как части речи

(изучайте, используйте, применяйте, рекомендую…)

13. Рефлексия. Что узнали нового? Что было интересным? Над чем надо работать?

14. Оценивание . Оцените свою работу на уроке? (отметить, поощрить, рекомендовать)

Дополнительные задание из рубрики «Занимательная грамматика» «Хитрые вопросы»

Какое местоимение состоит из двух предлогов? (она)

Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его справа налево? (он)

Какие два местоимения мешают движению на дорогах? (Ямы).

Сколько личных местоимений в слове “семья”? (Семь).

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издает лягушка. Вместе – овощ. (Тыква).

Какие местоимения самые чистые? (вы-мы-ты)

Первый слог – личное местоимение. Второй слог вы найдете в словах: сварщик, пильщик. Целое – вместилище для чего-нибудь (ящик).

Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье. Вместе обозначают – клеветник, жалобщик (ябеда).

Первый слог – личное местоимение, Второй – детская болезнь. А целое – предмет, удерживающий судно. Что это? (якорь).

Самое хвастливое местоимение? (я)

Самостоятельная работа. Тест.

Обведи кружочком правильный ответ:
а) местоимение обозначает предмет;
б) местоимение указывает на предмет;
в) местоимение называет предмет.

Прочитай предложения. Вставь пропущенные местоимения.
Отпустил … рыбку золотую и сказал … ласковое слово. На … старуха не взглянула, лишь с очей прогнать … велела.

Поставь местоимения в нужном падеже.
С (ты) – …
На (вы) – …
О (они) – …

Составь и напиши словосочетания, употребляя местоимения в скобках.
встретил (я) …
встретил (вы) …
встретил (мы) …

Определи падеж и лицо. Напиши начальную форму.
О нем – …
К нам – …
За вами – …

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-mestoimenie-kak-chast-rechi-3162319.html

Adblock
detector