Меню Рубрики

Конспект урока указательные местоимения 6 класс разумовская

Урок русского языка в 6 классе по теме “Указательные местоимения”
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок – объяснение нового материала по теме “Указательные местоимения” в 6 классе. На уроке используются разнообразные формы работы: словесная дуэль, тестовые задания, мини-сочинение, связь с литературой, прилагается презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка 6 класс “Указательные местоимения” 48 КБ
презентация к уроку 2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Указательные местоимения.

1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;

2) развивать навыки работы с текстом;

3) воспитывать чувство любви к родине.

– Какую часть речи мы изучаем?

– Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.

III Проверка домашнего задания.

А теперь проверим, научились ли вы правильно писать местоимения? Проведём дуэль. У доски работают 2 человека, записывают местоимения, кто больше напишет правильно, тот и победил:

Кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-что, какой-нибудь, не у кого.

Следующие 2 человека по очереди объясняют правописание.

– Какие здесь встретились разряды местоимений?

-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна. Она сегодня не только время года, но и художница. Как же это? Внимание на слайд (текст распечатан) Слайд 2

1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6) Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна – художница?

Словарная работа. Какое слово вам незнакомо или мало знакомо? (орнамент) Что оно обозначает? Слайд 3 (живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)

– Запишите его в Справочник любым цветом. У меня на слайде вот такой орнамент. Разные орнаменты буду сопровождать нас весь урок.

– Выпишите из текста словосочетание со словарным словом, разберите его. ( у доски 1 человек)

А теперь поработаем с текстом. Выполните задания в форме теста.

Слайды 4,5 Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 8:

Слайд 6 Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Слайд 7 Из предложения 10 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

Слайд 8 Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.

Правильный ответ: что – вопросительное

– Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, вопросительные, отрицательные)

V Объяснение нового материала.

– Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак и количество)

Вы произнесли слово – указывают – и местоимения – указательные.

– Запишите в Справочник следующий разряд – указательные местоимения. В слове «указательные» выделите корень, проверьте безударную гласную (указывать)

Работаем по учебнику. С.184 – читаем материал и записываем в Справочник указательные местоимения и как они изменяются.

В этом тексте есть ещё одно местоимение, разряд которого мы будем изучать позже – всё .

– Итак, с какими местоимениями мы познакомились?

– Перечислите их, как они изменяются?

– Определите морфологические признаки у местоимений в тексте.

( у этой – ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)

Русский народ с уважением и любовью говорил о весне, об это свидетельствую многочисленные пословицы и поговорки.

Если в пословице услышите указательное местоимение, поднимите руки вверх, если их не услышите – вытяните руки перед собой:

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Март морозом на нос садится.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Одна ласточка весны не делает.

Весна красна цветами, а осень снопами.

2. Весна пробуждает в наших душах самые хорошие чувства, пробуждает нас к жизни. Послушайте, как о весне сказал поэт 19 века А.А.Фет. Слайд 12.

Работа с текстом стихотворения А.А.Фета « Это утро…» (прослушивание аудиозаписи, тексты распечатаны (приложение).

Слайд 13. Какое настроение вызывает это стихотворение?

Это картина весны, которую увидел поэт, которая вызвала восторг и пробудила в душе неповторимые чувства.

Слайд 14. В чём особенность построения стихотворения?

Первая строка передает ликование весенней природы. Обратим внимание на то, что Фет начинает стихотворение словами “это утро, радость эта”, а заключает выражением “это всё весна”.

Между первой и последней строками – образы, “рисующие” начало, середину и конец весеннего дня.

Слайд 15. Как поэт изображает весну?

Какие приёмы помогают ощутить движение времени?

Если приглядеться внимательнее, то мы заметим, что это стихотворение “вмещает” целые сутки, без единого глагола поэт передает движение времени.

В первой строфе изображается утро, во второй – день, а в третьей – ночь, наполненная запахами весны, с чарующими трелями соловья; все образы объединены, связаны анафорой: указательным местоимением “это” в разных формах, что создает эффект движения природного времени.

2. Напишите мини-сочинение на тему: « Моё впечатление от стихотворения Фета «Это утро…» Какие указательные местоимения вы использовали?

3. Из стихотворения выпишите 3 – 4 словосочетания с указательными местоимениями, определяя грамматические признаки местоимения.

Итак, что нового вы узнали на уроке?

Домашнее задание на слайде на выбор.

Упр. 439// мини-сочинение «Моя весна», можно в стихотворной форме с использованием указательных местоимений.

А как вы чувствуете себя после урока? Если вы довольны, то нарисуйте улыбку, а если что-то не поняли, у вас плохое настроение, то нарисуйте грустный ротик.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/10/07/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-po-teme-ukazatelnye

Указательные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Указательные местоимения.

1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;

2) развивать навыки работы с текстом;

3) воспитывать чувство любви к родине.

Скачать:

Предварительный просмотр:

1) познакомить с указательными местоимениями, их значением, употреблением в речи;

2) развивать навыки работы с текстом;

3) воспитывать чувство любви к родине.

-Ребята, послушайте небольшую притчу. Однажды учитель принёс сундук и сказал ученикам:

— Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым способом. Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принёс из дома разные ключи, но ни один из них не подошёл. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.

— Учитель, может, начнём учиться? — робко спросил один ученик. — Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.

Учитель обнял ученика и объявил: — Ты прав. Образование — клад, а труд — ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад.”

И я надеюсь, что сегодня на уроке Вы хорошо поработаете, чтобы получить свой ключ от клада.

Начнем работу с опроса. Ваша задача: систематизировать свои знания, внимательно слушать и слышать

– Какую часть речи мы изучаем?

– Какие разряды местоимений вы знаете? Приведите примеры.

III Проверка домашнего задания.

А теперь проверим, научились ли вы правильно писать местоимения?

Кто-то, кое-кого, некоторый, никто, ничей, кое-что, какой-нибудь, не у кого.

– Какие здесь встретились разряды местоимений?

-Но мы знаем, что остались неизученные разряды, сегодня наша цель – познакомиться с новым разрядом. А поможет нам в этом весна.

На улице весна, каждый день она преподносит нам сюрпризы.

-Какие чувства вызывает у вас это время года? (радость, ожидание чего- то нового)

-Замечаете ли вы изменения в природе с приходом Весны? Какие?

Многие поэты, писатели, художники говорили о весне, каждый, конечно, по- своему. Художник пишет красками, а писатель – словом.

Все эти репродукции объединяет одно – Приход Весны. Посмотрим, как писатель говорит о Весне.

— Обратимся к тексту, который у вас лежит на парте.

1)Что случилось с природой? 2)Всё вокруг ожило, словно кто-то её раскрасил. 3)Потрудилась Художница-Весна! 4)У этой художницы есть свои краски, которые она подарила природе.

5)Своим любимым зелёным она раскрасила растущую травку. 6) Таким же цветом покрыла лес.

7)Голубым она раскрасила небо, а белым – те далёкие облака. 8)Будто по голубому озеру плывут белые лебеди – облака.

9)Но впереди у Весны ещё столько работы. 10)Разные краски понадобятся ей, чтобы создать прекрасный орнамент.

-Почему же весна – художница?

1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (вслух).

2. Определите стиль текста (художественный), тип речи

3. Тема текста (о Весне-художнице)

-Почему автор называет Весну художницей?

4. С помощью каких художественных средств автор создает красоту Весны?

(олицетворения: весна потрудилась, подарила, краски ей понадобятся; эпитеты: далекие облака, прекрасным орнаментом).

— Значение какого слова вам непонятно? (орнамент) – Запись в тетрадь .

— Что оно означает?- обратимся к словарю

(живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов)

А теперь поработаем с текстом. Выполните задания в форме теста.

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 8:

Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

Из предложения 10 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

Из текста выпишите все изученные местоимения, укажите их разряды.

Правильный ответ: что – вопросительное

– Какие разряды местоимений вам не попались? (возвратное, отрицательные)

V Объяснение нового материала.

– Обратите внимание на выделенные слова. Они что-то обозначают? (нет, только указывают) На что указывают? (на предмет, признак и количество)

Вы произнесли слово – указывают – и местоимения – указательные.

– Запишите в Справочник следующий разряд – указательные местоимения. В слове «указательные» выделите корень, проверьте безударную гласную (указывать)

– Итак, с какими местоимениями мы познакомились?

– Перечислите их, как они изменяются?

– Определите морфологические признаки у местоимений в тексте.

( у этой – ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)

— В тексте есть слова написание которых тоже может вызвать затруднение. Запишем их в тетрадь. Найдите в тексте слова на

1) ( прав-е приставки на –з\с) раскрасил

2) ( корень с чередованием) растущую

3) ( правоп-е приставки в слабой позиции) подарила, потрудилась

4) (дефисное написание неопред. Местоимения) кто-то

— В этом тексте есть и другие местоимения. Работаем по вариантам в тексте.

1 вариант – найти местоимения в 1-ом абзаце, укажите их разряд

2 вариант – найти местоимения во 2-ом абзаце, укажите их разряд.

Что? (вопрос.) своими ( притяж.)

— Кто правильно выполнил задание? Поднимите руки Кто допустил 1-2 ошибки?

-Что нужно сделать, чтобы ошибок не было?

— Все ли местоимения нашли? (нет)

— Назовите их. Не назвали: ЭТОЙ, ТАКИМ, ТЕ, СТОЛЬКО.

— Можем у этих местоимений определить разряд? (нет)

-Почему? (ничего о них не знаем). Попытаемся решить эту проблему. (устно)

— Какое общее у этих слов грамматическое значение? ( они указывают). Верно!

Тема урока — Указательные местоимения (запись в тетрадь)

-Зачем нам нужно знать указательные местоимения?( чтобы получить хорошие отметки, увеличить свои знания по теме «Разряды местоимений»….)

Попробуйте найти указательные местоимения

Выпишите в тетрадь словосочетания с этими местоимениями.

У этой художницы ( ж. р. ед ч., Р. п.)

Таким же цветом (ж. р., ед. ч., Т. П.)

Прочитайте текст и выполните задания.

С помощью какого местоимения связаны 2 и 4 предложения? К какому разряду относится это местоимение? Сделайте вывод: для чего используются указательные местоимения в речи?

1)Книга высотой в два этажа. 2)Скажете: таких книг не бывает. 3) И ошибетесь! 4)Такие книги есть! 5)Некоторые из этих книг находятся в Монголии. 6)В одной из таких книг насчитывается двести тридцать шесть томов. 7)Книги эти созданы в древности. 8)В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы вырезать на деревянной доске . 9)Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита

Работаем по учебнику. С.88-89– читаем материал.

– Определите морфологические признаки у местоимений в тексте. (устная работа)

( у этой – ж.р., Р.п., ед.ч.; таким – м.р., Т.п., ед.ч., те – И.п., мн.ч., столько – В.п.)

А как вы чувствуете себя после урока? Если вы довольны, то нарисуйте улыбку, а если что-то не поняли, у вас плохое настроение, то нарисуйте грустный ротик.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – объяснение нового материала по теме “Указательные местоимения” в 6 классе. На уроке используются разнообразные формы работы: словесная дуэль, тестовые задания, мини-сочинение, связь с литератур.

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода.

Данный урок можно провести в 5 классе по немецкому языку по теме “указательные местоимения”.

“Особенности употребления указательных местоимений: this, that, these, those “.

Задания направлены на проверку навыка соотносить прочитанное с графическим образом. Задания соответствуют материалам учебника 25-30 урок.

Презентация “Употребление указательных местоимений THIS\THAT\THESE\THOSE” может применяться как на уроке, так и во внеурочной деятельности: после уроков на дополнительных занятиях, дома для самостояте.

указательные местоимения (теория). 2 формы указат. местоимений, особенности употребления.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/05/26/ukazatelnye-mestoimeniya

Читайте также:  С местоимением i используется was или were
Adblock
detector