Меню Рубрики

Личные местоимения 6 класс план урока

Урок русского языка в 6 классе Тема: «Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Личные местоимения»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель: подвести детей к понятию личные местоимения

  • – закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
  • – познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными;
  • – упражняться в определении рода, числа существительных, местоимений; замене существительных местоимениями в речи;
  • – воспитывать любовь к русскому языку; бережное отношение к природе, чувство коллективизма;
  • – развивать внимание, память, мышление, речь уч-ся.

: сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

1 . Обучающая: познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения.

2. Развивающая: развивать умения правильно употреблять личные местоимения в речи,правильно писать их с предлогами.

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, к русской поэзии;способствовать эстетическому воспитанию детей.

: слово учителя, беседа с учащимися, наблюдение и анализ языковых явлений,самостоятельная работа.

мультимедиа, экран,индивидуальные карточки, жетоны двух цветов(красный и синий), распечатки поэтического текста, жетоны для оценивания

I . Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Ученики по очереди читают составленные предложения с местоимениями.

1) Этикет – (фр. – ярлык, этикетка)совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.
2) Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой.
3) Мораль – (от лат.) – форма сознания,выполняющая функцию регулирования поведения человека.
4) Комплимент – любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И.Ожегова)

«Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»

Учитель. Дорогие ребята, здравствуйте!Я рада всех приветствовать. Сначала поговорим о том, что такое этикет.
Всё очень просто — это правила поведения.Конечно, совсем забывать о них не стоит. Надо ли дарить бабушке старый футбольный мяч? Можно ли изрезать клеёнку в школьной столовой?Признайтесь, вам частенько приходится отвечать на подобные вопросы. Вот как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона. В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

II. Этическая разминка «Кукла Комплиментина»

– Знаете ли, как зовут эту куколку? –Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты. Передаём куклу из руки в руки и говорим друг другу комплименты.

– Спасибо, ребята. Всё, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, будем опираться на материал об этикете. Пожелаем друг другу хорошего доброго утра и удачного дня. Я тоже желаю вам отличного настроения, и мы продолжим наш урок.

2. Формулировка темы учащимися.Сообщение цели и задач урока.

– А сейчас внимание на экран.Прослушайте шуточное стихотворение М. Раскатова“Моя грамматика”.( Учитель читает стихотворение).

Я талантлив от рождения!
Не дурак и не простак!
И мое местоимение
Все вокруг склоняют так,
Перво-наперво решительно
Скажет вам семья моя,
Что, конечно,
Именительный –
Это Я и только Я!
Мать склонилась умилительно,
А за ней и вся родня.
И не зря. Падеж
Родительный
Для кого? А для Меня;
Все заботятся старательно
И заслуженно вполне
И дают подарки.
Дательный –
Это значит – только Мне!
Не смотрите подозрительно,
У меня родня – броня!
И запомните:
Винительный
Не касается Меня!
Жизнь легка и упоительна
За родительской спиной.
Нет, друзья, падеж
Творительный
Сотворен совсем не Мной!
Ждете, видимо,
Предложного?
Новых данных обо Мне?
Не просите невозможного,
Хватит с вас и так вполне.

– В стихотворении вы видите выделенные слова: Я, моё , вам, мне, у меня и др. Ребята,какой частью речи они являются? ( местоимениями ).На что указывает местоимение Я ? ( на человека, личность ). Может быть кто-то сам сможет сформулировать тему нашего урока? О чем мы будем говорить сейчас? (о Личных местоимениях )

– Сегодня мы познакомимся с личными местоимениями, особенностями их склонения. Будем учиться правильно употреблять личные местоимения в речи, правильно писать их с предлогами.

– Откройте тетради, запишите число и тему урока. “Личные местоимения”.

За каждое верно выполненное задание вы будете получать один жетон. Чем больше жетонов,тем выше будет ваша оценка. Желаю успехов!

3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

Читайте также:  Употребите нужное возвратное местоимение myself itself

– Вернёмся к нашему шуточному стихотворению. У каждого из вас на парте лежит распечатанный текст. Сейчас вы самостоятельно,еще раз его перечитывая, графически выделите личное местоимение Я с падежом. (Ребята выделяют карандашом падеж и местоимение,правильно будет так:

– Что у вас получилось в результате? Вы изменили местоимение Я по падежам. Как называется изменение местоимения по паджам? (склонением )

– Итак, проверьте себя, ребята,правильно ли вы просклоняли местоимение Я ,пользуясь данной таблицей. (на экране)

– Что особенного вы отметили в склонении данного

Я – только в И. п. в остальных падежах меняется всё слово.

( Самым активным в этом виде работы дать жетоны).

4. Новый материал. Формирование навыков и умений.

– Мы продолжаем знакомство с особенностями склонения личных местоимений

На экране вы видите таблицу.

– Первая особенность склонения (мы сейчас о ней говорили) такова:

При склонении личных местоимений иногда меняется все слово, например: в именительном падеже – Я , а в родительном – совсем другая основа – Меня. Вы сейчас убедились в этом на примере.

Иногда в корне происходит чередование

Местоимение 3-его лица Он изменяется по родам : она (ж.р.), оно (ср. р.)

– Еще одна особенность состоит в том, что при присоединении предлогов к местоимениям3-его лица у местоимений появляется буква Н вначале. ( к нему, у нее ).

– Эти четыре особенности склонения личных местоимений вы должны запомнить и уметь правильно использовать их на письме.

4. Закрепление нового материала.Тренировочные упражнения.

1. Выполните задания: 2 человека работают индивидуально. (карточки)

а). Просклоняйте местоимение: мы.

б). Просклоняйте местоимение: он.

2. Остальные ребята работают со мной.

Задание на мультимедиа: составьте с данными глаголами словосочетания “глагол +личное местоимение я в косвенном падеже”.Укажите падеж местоимения.

Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)

Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).

(Работа проходит следующим образом:сначала устное комментирование, а затем учитель даёт время (2 мин.), чтобы записать в тетради).

Потом делается вывод: местоимения с предлогами пишутся отдельно.

(Кто лучше смог себя проявить, тот получает жетон).

– А сейчас послушаем ребят, которые работали индивидуально. Но вы тоже будете участвовать в проверке. Перед вами два вида карточек. Если вы считаете, что учащийся употребил правильно формы местоимения с падежами, то поднимаете красные карточки, если не согласны, то – синие. Итак, к доске приглашается Алеша. Начинаем.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/31/urok-russkogo-yazyka-v-6-klasse-tema-lichnye-mestoimeniya

конспект урока: личные местоимения, 6 класс, русский язык
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

конспект урока: личные местоимения, 6 класс, русский язык

Скачать:

Вложение Размер
lichnye_mestoimeniya.docx 22.88 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 273.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАСС 26.02.2016

урок №136. Тема: «Личные местоимения»

Цель урока : сформировать умение учащихся правильно употреблять и писать личные местоимения.

Образовательные: расширить знания о личных местоимениях; сформировать знания об особенностях их склонения.

Развивающие: развивать умения правильного употребления личных местоимений в речи; правильно писать местоимения с предлогами; развивать умения рассуждать, обобщать; развитие творческого и логического мышления.

Воспитательные: формировать мотивацию к обучению, воспитывать уважение к русскому языку, бережное отношение к слову, взаимоуважение и взаимопомощь.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование урока: презентация, учебник Л.М. Рыбченковой

Цель этапа : включение учащихся в деятельность. 3 мин.

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

Записывают в тетрадь число и тему урока.

Сообщение цели урока: сегодня на уроке мы повторим всё, что мы изучили о местоимении, научимся правильно употреблять и писать личные местоимения.

  1. Актуализация прежних знаний.

Цель этапа: Повторить материал предыдущего урока 5 мин.

Проверка домашнего задания.

1. Что называется местоимением?

Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

2. Как изменяются местоимения?

Местоимения изменяются по падежам, некоторые по родам и числам.

3. Какими членами предложения могут быть местоимения?

В предложении местоимения обычно бывают подлежащим, дополнением, определением.

4. Назовите разряды местоимений, с которыми вы познакомились на предыдущем уроке.

Личные, возвратное, вопросительные, относительные, неопределенные,

притяжательные, указательные, определительные.

3. Объяснение нового материала. Цель этапа: восприятие и осмысление нового материала. 20 мин.

В устной и письменной речи мы с вами часто используем различные местоимения.

Вот и во фразе, которую вы только что услышали, есть три местоимения.

1. Назовите эти местоимения.
МЫ, С ВАМИ

2. Как можно назвать эти местоимения?

3. А почему они называются личными?

Личные местоимения обозначают какое-либо лицо.

Учитель: Личные местоимения Я-МЫ, ТЫ-ВЫ, ОН-ОНА-ОНО-ОНИ обозначают какое-либо лицо, но не называют его.

Это местоимения, которые относятся к разряду личных.

Какой вывод можно сделать, посмотрев на третий столбик?

(Местоимение «он» изменяется по родам и числам.)

А теперь давайте попробуем просклонять все местоимения. Напомните мне, что значит просклонять? ( Изменять по падежам.)

Как вы видите, все эти местоимения разделяются на три лица: первое, второе и третье.

И в этой таблице записаны местоимения, которые вы просклоняли.

А теперь попробуйте проанализировать таблицу и ответьте на два вопроса:

1. Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой)

2. Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

2 – Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Итак, обобщим все сказанное.

Какие местоимения относятся к разряду личных?

(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)

Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Послушайте известные строчки Н.В. Гоголя из повести «Майская ночь, или утопленница».

Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее.

(Нет, он может быть кем угодно.)

А теперь послушайте строки из комедии «Ревизор» того же писателя:

Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки

Понятно ли нам, кому адресованы эти слова?

(Понимаем, потому что есть обращение.)

Вот, ребята, вы видите, что местоимение «вы» может обозначать и определенного человека, и любое лицо. Как и его собрат – местоимение «ты».

И еще следует запомнить, что если обращаются к одному человеку, то местоимение «Вы» пишется с заглавной буквы. Например, когда письменно обращаешься к директору и пишешь «Прошу Вас…», то это местоимение следует писать как раз с большой буквы.

Цель этапа: Закрепить новые знания, выявить пробелы, коррекция. 25 мин.

Учимся образовывать падежные формы местоимений с предлогами.

От местоимений он, она, они образуйте падежные формы с предлогами и запишите их. Сначала выполните самостоятельно в тетрадях, а затем проверим. Но прежде чем выполнять задание, давайте прочитаем правило на стр.63. Читает учитель.

К (он), о (она), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).

напротив (она) – напротив её

благодаря (он, она, они) – благодаря ему, благодаря ей, благодаря им

навстречу (он) – навстречу ему

А теперь послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ».

Я счастлив был с вами (дополн.) твор. , ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую по вас (дополн.) дат. .
Там видел я (подл.) имен. пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я(подл.) имен. Кавказ.

Запишем его. Как мы записываем стихотворные строки?

Ребята, пожалуйста, найдите личные местоимения и подчеркните их как члены предложения, укажите падеж.

А теперь, чтобы немного отвлечься, поиграем в игру.

Она называется «Помоги Пете Ошибкину».

Я буду читать вам предложения, а вы должны найти и исправить в них ошибку.

Предложения записывать не надо.

1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники.

2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей.

3. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать.

4. Он был любимцем с детства матери.

(любимцем матери с детства)

1) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

2) Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Ямы)

3) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь я)

4) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь)

5) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Тыква)

А теперь подведем итог урока:

Какие местоимения относятся к разряду личных?

(Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Что происходит с целым словом и корнем некоторых местоимений при их склонении?

(Слово иногда меняется целиком (я, меня), а иногда происходит чередование (тебя, тобой).)

Что появляется у местоимений 3-его лица после предлогов?

(Появляется буква «н» после предлогов у местоимений 3-его лица.)

Какая роль у местоимений «ты» и «вы?

(Они могут обозначать и конкретного человека и вообще любое лицо).

Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Всем спасибо!

Запишите домашнее задание :

1. повторить таблицу склонения личных местоимений (в тетр.)

2. выполнить упражнение 433

Откройте учебники и посмотрите упражнение.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Двадцать шестое февраля Классная работа Личные местоимения

. В устной и письменной речи мы с вами часто используем различные местоимения.

. Я, ты Мы, вы Он, она, они, оно

Просклоняйте местоимения 1 лица Местоимения 1 лица И.п. Я, мы Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.

. Местоимения 1 лица И.п. Я, мы Р.п. Меня, нас Д.п. Мне, нам В.п. Меня, нас Т.п. Мной (- ю ), нами П.п. (обо) мне, (о) нас

. Местоимения 1 лица Местоимения 2 лица И.п. Я, мы Ты, вы Р.п. Меня, нас Д.п. Мне, нам В.п. Меня, нас Т.п. Мной (- ю ), нами П.п. (обо) мне, (о) нас

. Местоимения 1 лица Местоимения 2 лица И.п. Я, мы Ты, вы Р.п. Меня, нас Тебя, вас Д.п. Мне, нам Тебе, вам В.п. Меня, нас Тебя, вас Т.п. Мной (- ю ), нами Тобой (- ю ), вами П.п. (обо) мне, (о) нас (о) тебе, (о) вас

. Местоимения 1 лица Местоимения 2 лица Местоимения 3 лица И.п. Я, мы Ты, вы Он, она, оно, они Р.п. Меня, нас Тебя, вас Д.п. Мне, нам Тебе, вам В.п. Меня, нас Тебя, вас Т.п. Мной (- ю ), нами Тобой (- ю ), вами П.п. (обо) мне, (о) нас (о) тебе, (о) вас

. Местоимения 1 лица Местоимения 2 лица Местоимения 3 лица И.п. Я, мы Ты, вы Он, она, оно, они Р.п. Меня, нас Тебя, вас Его, её, их Д.п. Мне, нам Тебе, вам Ему, ей, им В.п. Меня, нас Тебя, вас Его, её, их Т.п. Мной (- ю ), нами Тобой (- ю ), вами Им, ей (ею), ими П.п. (обо) мне, (о) нас (о) тебе, (о) вас (о) нём, (о) ней, (о) них

. Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. (Н.В.Гоголь «Майская ночь, или утопленница» )

. Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. (Н.В.Гоголь «Ревизор» )

От местоимений он, она, они образуйте падежные формы с предлогами и запишите их. К (он), о (она), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря (он, она, они), навстречу (он).

. Я счастлив был с вами . , ущелия гор; Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ. М.Ю. Лермонтов «Кавказ»

«Помоги Пете Ошибкину ». 1. Сегодня вечером к мене должны прийти одноклассники. 2. Мне бы очень хотелось наследовать примеру этих людей. 3. Ты мне скажи откровенно. Сколько я еще смогу тебя ждать. 4. Он был любимцем с детства матери.

Домашнее задание 1. повторить таблицу склонения личных местоимений (в тетр .) 2. выполнить упражнение 433

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро.

Урок разработан с опорой на материал, посвящённый выводу советских войск из Афганистана, и нацелен на формирование умений и навыков грамотного использования имени числительного в речи и в публичном вы.

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн.

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн.

Урок русского языка с презентацией в 7 классе на тему “Сочинительные союзы”. Урок изучения новой темы. Межпредметные связи с уроком музыки.

Тип урока: изучение нового.

В данном конспекте представлен материал на закрепление по теме “Личные местоимения” в 6 классе.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/08/24/konspekt-uroka-lichnye-mestoimeniya-6-klass-russkiy-yazyk

Adblock
detector