Меню Рубрики

Личные местоимения упражнения русский язык 5 класс

Разработка урока по теме “Личные местоимения” 5 класс

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Урок по теме «Личные местоимения» в 5 классе

Цель урока: актуализировать и восстановить знания о местоимении, углубить понятие о роли местоимений в речи, отрабатывать умение правильно писать местоимения.

развивать умения и формулировать определение понятий;

отрабатывать способ определения морфологических признаков местоимений;

формировать умение использовать местоимения в речи;

развивать критическое мышление;

развивать внимание учащихся;

воспитывать интерес и уважение к родному языку;

развивать коммуникативные УУД.

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний

Форма организации деятельности учащихся :

Знать: личные местоимения 1, 2, 3 лица, их морфологические признаки, правило раздельного написания личных местоимений с предлогами, их употребление.

Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их число и падеж, правильно писать местоимения с предлогами.

Уметь извлекать информацию из разных источников, принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять взаимоконтроль, адекватно оценивать свою деятельность и деятельность сверстников на уроке, совершенствовать мыслительные операции.

Развитие познавательного интереса к предмету, понимание границы собственного знания и «незнания», формирование коммуникативных навыков, проявление положительное отношение к учебной деятельности.

Оборудование: доска, компьютер, проектор.

Материалы к уроку: презентация PowerPoint , проходной билет, карточки с личными местоимениями, карточки для проверочной работы.

Актуализация опорных знаний;

Экспресс-ответы на вопросы. Тип контроля: проверка по эталону.

Работа с орфограммами местоимений. Тип контроля: самопроверка.

Работа в парах по таблице «Личные местоимения»;

Творческая практическая деятельность. Редактирование текста.

Рефлексия. Заполнение «Записок путешественника»;

Обсуждение домашнего задания.

– На партах у вас лежат улыбающиеся смайлики. Наклейте их на поля, если ваше настроение хорошее, если же нет – отложите в сторонку.

– Сегодня вы должны получить проходной билет на урок. Для каждого ряда будет загадка, отгадав которую вы получите проходной билет.

1 ряд. Давно живу я в мире этом

Даю названия предметам. (Существительное)

2 ряд Очень занимательное

Как без признаков предмета

3 ряд. Что без меня предметы?

А я приду – всё в действие придет. (ГЛАГОЛ)

– Молодцы, ребята, все отлично справились с заданием. А хорошее настроение нам будет поддерживать яркое лучистое солнышко, которое вы видите на слайде.

– Записываем в тетрадях число, классная работа, а для темы урока оставьте место. Сегодня мы продолжим путешествие в удивительную страну Морфологию и вспомним еще одну часть речи.

2) Постановка учебной цели.

– Я сейчас прочитаю вам небольшой текст, а вы отгадайте, о ком идет речь. Кто же это ОН?

«Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался ОН. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, ОН тоже останавливался. Когда я шел быстрее, ОН тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошел. Я погладил ЕГО по спинке, и ОН остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, ЕГО уже не было.

– Почему не угадали сначала, кто бежал? (Т.к. местоимения указывают на предмет, не называя его).

– Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ей в тетрадь

3) Актуализация опорных знаний

– Местоимение – часть речи необычная, поэтому урок у нас сегодня пройдет не совсем обычно. Мы отправляемся в путешествие по городу Местоимение.

– Все путешественники прежде всего узнают о городе нечто интересное. Давайте и мы проверим, готовы ли мы начать?

Продолжите следующие фразы одним высказыванием:

Местоимение – это ? часть речи (самостоятельная)

Она указывает на предмет / признак / количество?

Но при этом что НЕ делает? (не называет его)

Читайте также:  Где то какой разряд местоимения

В предложении местоимения могут быть подлежащим/ определением / дополнением?

4) Формирование умений и навыков.

– А теперь с некоторым запасом знаний мы отправляемся в путь. Наша первая остановка – «ПЕРЕКРЁСТОК ОРФОГРАММ». У вас на партах лежат листочки с названием данной станции. Вам необходимо выполнить задание: СЛАЙД 7

Остановка «Перекресток орфограмм».

(у) меня, (к) нам, (возле) неё, (передо) мной, (с) вами

– Проверьте свою работу по образцу на слайде. СЛАЙД 8

– Итак, как пишутся личные местоимения с предлогами? (раздельно)

– Вот мы и добрались с вами до следующей станции, которая называется «МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ» СЛАЙД 9

– Ребята, посмотрите на табличку, на которой вы видите личные местоимения. Вы заметили, что они находятся не на своих местах. Их необходимо срочно рассортировать. Поработаем в парах. СЛАЙД 10

– Давайте внимательно послушаем друг друга и посмотрим, правильно ли вы выполнили задание. СЛАЙД 11

– Вспомним все морфологические признаки местоимения (род, лицо, число, падеж)

6) Творческая практическая деятельность

– Вот мы и добрались до главной станции: «ДВОРЕЦ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ». Давайте зайдем в него и проверим свою речевую культуру, умеем ли мы правильно использовать местоимения в речи. СЛАЙД 12.

* Мальчик снял шапку с головы и подбросил ее вверх

* Велосипед стоял около забора. Он был старый.

* На озере росло много цветов и плавали лебеди. Мы сплели из них венок.

Вывод: местоимения, хотя и немногочисленная группа слов, очень необходимы в речи. Однако нужно научиться их использовать грамотно.

Заполнение «Записок путешественника» ( Я знал / я узнал / я хочу узнать) СЛАЙД 13

8) Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.

Источник статьи: http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-teme-lichnie-mestoimeniya-klass-1931063.html

Урок русского языка в 5 классе “Личные местоимения”
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Открытый урок в рамках конкурса “Учитель года-2015”

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_k_uroku_lichnye_mestoimeniya.pptx 440.23 КБ
tekhnologicheskaya_karta_uroka_lichnye_mestoimeniya.doc 78 КБ
karta_uspevaemosti_uchenika.doc 33.5 КБ
naydi_lichnye_mestoimeniya_v_tekste.doc 29.5 КБ
imenitelnyy_padezh.doc 31 КБ
1_osobennost_skloneniya.doc 28.5 КБ
1_osobennost_skloneniya_malenkiy.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Семнадцатое февраля Классная работа Личные местоимения

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

Я МЕНЯ МЫ НАМ ОН ЕМУ ОНИ ИХ 1 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

МНЕ МЕНЯ ТЕБЕ ТОБОЙ МЕНЯ МНОЙ 2 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

ОН ОНА ОНО 3 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Внимательно рассмотри слова, в чем особенность данных местоимений? Что с ними происходит, когда они изменяются? 1 особенность 2 особенность 3 особенность 4 особенность

ЕМУ К НЕМУ ИМ ПО НИМ ЕЙ ЗА НЕЙ ЕЕ У НЕЕ 4 ОСОБЕННОСТЬ СКЛОНЕНИЯ

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо. Найди личные местоимения в тексте

? Скучаю по вам Скучаю по вас

«Родная, я грущу по ВАС!» – А подписался просто АС А.С. Пушкин

Я узнал. Я научился . Я познакомился с… Я понял, что могу. Мне понравилось. Для меня стало новым. Меня удивило. У меня получилось. Я приобрёл. Мне захотелось. Рефлексия

Домашнее задание Упр. 483, записать текст в отредактированном виде

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Личные местоимения»

Продолжительность учебного занятия : 30 минут

Тип учебного занятия: изучение новой темы

Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы обучения.

  1. Познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их склонения, изменения;
  2. Познакомить с правильным употреблением личных местоимений в речи.
  1. Развить навыки работы с текстом учебника и документа (раздаточный материал);
  2. Развить умение объяснять правила, выделять главное, систематизировать материал;
  3. Формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах.
  1. Воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое.
  2. Воспитание дорожной грамотности.
  • Информационные карточки;
  • Карта успеваемости ученика;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска;
  • Презентор.

Бунеев Р.Н., и др., Русский язык. Учебник для 5-го класса основной школы. В 2кн. Кн. 2. \Под науч.ред.акад. РАО А.А. Леонтьева. М.: Баласс, 2010. – 208с.

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, УЧЕНИК ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки.

Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу» У вас на столах лежат квадратики зеленого, желтого и красного цветов.

Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

Тема урока: «Личные местоимения»

Перед началом урока дает инструктаж: « на столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, цвет которого я назову. Работаете по структурам».У каждого из вас есть лист самооценки, давайте подпишем его, вы сами выставляете себе баллы за то или иное задание, в соответствии с рекомендациями»

А сейчас давайте откроем тетради и запишем число и «Классная работа»

Прежде чем приступить к теме сегодняшнего урока, я хочу загадать вам загадку:

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение мне надо указать.

Ну ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Молодцы! А что такое местоимение? Местоимение делятся на разряды, назовите мне их.

Сегодня мы будем говорить про «отЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ»

Давайте запишем тему сегодняшнего урока «Личные местоимения»

Какие местоимения относятся к личным?

Ссылка на медиаресурс САЙТ «LearnihgApps»

Давайте заполним таблицу, определим место для каждого местоимения

СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН»

Молодцы! С этой работой вы справились! А сейчас я хочу, чтобы вы немного поразмышляли и поисследовали. У вас на столах лежат карточки зеленого цвета, подумайте в чем особенность, записанных на них слов

У вас 1 минута, поторопитесь!

А теперь попробуйте сделать вывод: в чем же особенность выделенных слов, поделитесь мнением со своей командой, начинает участник №1. На каждого участника по 30 секунд времени.

Учитель называет номер стола и участника, слушает выводы.

На слайде появляются особенности изменения личных местоимений

Давайте вложим схему в тетрадь

Теоретические знания всегда нужно подкреплять практикой! На доске записан текст, давайте найдем в нем все личные местоимения

Что-то мне стало скучно. Наверно, я уже по вам скучаю, или по вас скучаю? Ребята, а как правильно говорить? Скучаю по вам или по вас? Грущу, тоскую по вам или по вас?

А в решении нашего спора нам поможет замечательный поэт, писатель, публицист – Пушкин!

На доске записаны начала предложений, закончите их:

  • Я узнал.
  • Я научился.
  • Я понял, что могу.
  • Мне понравилось.
  • Я познакомился…
  • Для меня стало новым.
  • Меня удивило.
  • У меня получилось.
  • Я приобрёл.
  • Мне захотелось..

А пока вы думаете, заполните свои листы самооценки

Подведение итогов. Выставление баллов.

Записывают число в тетрадь .

Дети отгадывают «Местоимение»

Отвечают на вопросы, называют разряды местоимений.

Слушают учителя, записывают тему урока

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Один ученик выходит в доске и распределяет местоимения в таблице, Остальные записывают в тетради

Берут листочки в руки, выделяют особенности

Обсуждают правило, аргументируют свое мнение.

Ребята отвечают на вопросы.

Находят местоимения в тексте

Ученики высказывают свою точку зрения

Заполняют листы самооценки

3. Подведение итогов урока.

На слайде написаны группы слов, надо найти «ЛИШНИЙ»

Предварительный просмотр:

Карта успеваемости ученика

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

1 балл, если на уроке отвечали

«Найти особенности изменения местоимений» зеленая карточка

Если правильно нашел особенность -2 балла,

Если допустил неточность– 1 балл,

Если не справился с заданием – 0 баллов

Работа с текстом. Синие карточки

Если правильно нашел местоимения -2 балла,

Если пропустил 1-2 местоимения – 1 балл,

Если не нашел более 2-х местоимений – 0 баллов

Итог урока. Домыслить фразы.

1 балл, если на уроке отвечали

Если ты набрал меньше баллов, не расстраивайся! В следующий раз у тебя получится.

Карта успеваемости ученика

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

1 балл, если на уроке отвечали

«Найти особенности изменения местоимений» зеленая карточка

Если правильно нашел особенность -2 балла,

Если допустил неточность– 1 балл,

Если не справился с заданием – 0 баллов

Работа с текстом. Синие карточки

Если правильно нашел местоимения -2 балла,

Если пропустил 1-2 местоимения – 1 балл,

Если не нашел более 2-х местоимений – 0 баллов

Итог урока. Домыслить фразы.

1 балл, если на уроке отвечали

Если ты набрал меньше баллов, не расстраивайся! В следующий раз у тебя получится.

Предварительный просмотр:

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Я сидел под старым дубом. Собака прибежала ко мне, легла около меня и положила голову мне на колени. Я взял хворостинку и загородил ею дорожку, по которой ползли муравьи. Забавно было видеть, как они переползали через хворостинку. Солнышко светило на нас, нам было хорошо.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/02/18/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-lichnye-mestoimeniya

Adblock
detector