Меню Рубрики

Личные местоимения в косвенных падежах в русском языке 4 класс

Особенности личных местоимений в косвенном падеже русского языка

В данной статье подается информация о местоимениях, указаны их основные типы, правила склонения и правописания, отдельно рассматриваются личные местоимения в косвенных падежах.

Местоимением называется часть речи русского языка, указывающая на предметы, признаки или лица, но при этом не называющая их. Как правило, оно используется вместо существительных, прилагательных, числительных и является той частью речи, которая помогает говорящему лучше и без излишних повторений одного и того же слова подать речь слушателю.

Какие типы местоимений в русском языке существуют?

Данная самостоятельная часть речи делится на несколько разрядов по значению и грамматическим особенностям:

  • личные местоимения называют лица, участвующие в речи (я, ты, он);
  • вопросительные употребляются обычно в вопросительных предложениях (кто, что?);
  • притяжательные указывают на признак предмета по относительности (мой, твой);
  • возвратные означают, что действие, которое совершается кем-либо, направлено на сам действующий объект (себе);
  • относительные – такие же, как и вопросительные, но употребляются в придаточных предложениях как союзные слова (кто, кому);
  • отрицательные местоимения называют отсутствующие предметы или признаки (никто, ничей);
  • определительные части речи являются методом уточнения предмета, о котором говорится (всюду, везде);
  • неопределенные называют неопределенные предметы, признаки и т. д. (некто, кое-где);
  • указательные служат средствами указания на определенного рода предметы или признаки (тот, этот).

Морфологические характеристики личных местоимений

Этот вид самостоятельной части речи не изменяется по родам, но из контекста можно определить, о ком идет речь: ты писал – ты писала.

Таблица личных местоимений

Ед. ч. Мн. ч.
1-е л. я мы
2-е л. ты вы
3-е л. он, она они

Данная часть речи изменяется по падежам. Из таблицы видно, что личные местоимения изменяются по лицам и числам. Они в предложениях, как правило, выполняют роль подлежащего или дополнения. Основной особенностью при склонении является супплетивизм, то есть изменяется не только окончание, но и все слово.

Как склоняются местоимения в русском языке?

При изменении по падежам у этих частей речи меняется вся основа.

Р.п. меня, нас, тебя, вас, его, ее, их.

Д.п. мне, нам, тебе, вам, ему, ей, им.

В.п. меня, нас, тебя, вас, его, ее, их.

Т.п. мной, нами, тобой, вами, им, ей(ю), ими.

П.п. обо мне, о нас, о тебе, о вас, о нем, о ней, о них.

При сравнении с таблицей личных местоимений можно сделать следующие выводы:

  • часть речи первого и второго лица не имеет рода;
  • местоимения третьего лица при склонении теряют начальный согласный (она – ею).

Как правильно пишутся местоимения?

Личные местоимения могут склоняться по падежам. Их характерной особенностью является то, что если они стоят после предлогов, перед ними добавляется буква н (вокруг нее, за него, с ними).

Буквы н не будет после производных предлогов (вопреки, подобно), которые управляют дательным падежом: подобно ей. Примеры личных местоимений в косвенных падежах: подобно ей, благодаря ему.

Также буква н не присоединяется к части речи после прилагательных в сравнительной степени (она уехала позже их).

Характеристики личных местоимений в косвенном падеже

Косвенных падежей всего пять. Это все, кроме именительного. Особенности правописания местоимений при изменении по падежам были рассмотрены выше. Как известно, эта часть речи используется часто для того, чтобы избежать тавтологии.

Приведем образцы предложений с личными местоимениями в косвенных падежах:

  1. Обо мне говорил весь свет, ведь я написала известный роман.
  2. Нас всегда было трое братьев: старший, младший и Вовка.
  3. – Тебя не было ровно два часа, где ты был? – спросила меня жена.
  4. – Мы очень рады Вас видеть! – воскликнули ученики.
  5. Маша вспоминала о нем в день по несколько раз.
  6. Ее невозможно было забыть: прекрасный голос и великолепный стан сводили всех с ума.
  7. Ими гордится вся страна! Ведь они – ветераны!
  8. Им дали много заданий по математике, они должны непременно их выполнить.
  9. – Разрешите Вас проводить до дома! – сказал прохожий мимо идущей девушке.
  10. Перед нами было много народу, поэтому мы решили прийти сюда в другой раз.

Из рассмотренных примеров личных местоимений в косвенных падежах видно, что они иногда встречаются в предложении не один раз, а несколько. Данный аспект никак не ухудшает состояние текста в целом.

Личные местоимения в косвенном падеже в русском и английском языках

В обоих языках эти части речи склоняются. Как и в русском, в английском есть два вида склонения: именительный и косвенный. Во втором есть важный момент: местоимения “ты” и “вы” звучат и пишутся абсолютно одинаковово – you. Перевод же зависит от контекста. В остальном отличительных особенностей нет. Так, I – я, you – ты, вы, he – он, she – она, it – оно, we – мы, they – они.

Личные местоимения в именительном и косвенном падежах в английском языках

Именительный падеж Косвенный падеж
I me
he his
she her
it it
you you
we us
they them

В отличие от русского языка, в английском всего два падежа, а не пять. Поэтому все местоимения у иностранцев имеют одну форму.

В предложениях личные местоимения в косвенных падежах русского языка, как и иностранного, употребляются часто и могут использоваться в нескольких видах. Например:

  • She sees them. – Она видит их.
  • Give us that pens. – Дайте нам те ручки.
  • Tell her. – Скажите ей.
  • He gives her a map. – Он дает ей карту.
Читайте также:  Местоимение мне это личное местоимение

При сравнении двух типов склонения в английском языке также можно увидеть супплетивизм. Из таблицы выше видно, что только две формы местоимений – you и it – совпадают.

Таким образом, незнаменательная часть речи есть как в русском, так и в английском языке. Отличительной особенностью личных местоимений в косвенных падежах является супплетивизм, то есть смена основы полностью и сокращение количества склонений.

Источник статьи: http://fb.ru/article/340007/osobennosti-lichnyih-mestoimeniy-v-kosvennom-padeje-russkogo-yazyika

Падежи в русском языке: косвенные падежи, вопросы косвенных падежей

Что такое падежи: прямой и косвенные

В современном русском языке шесть падежей – грамматических категорий, которые указывают на роль существительных, местоимений, прилагательных, причастий и числительных в предложении. Падеж показывает, как одно слово связано с другими.

Прямой падеж в русском языке один – именительный . В именительном падеже существительное отвечает на вопрос «кто? что?»
Человек вышел из дома . Кто? Человек. Это слово стоит в именительном падеже. Существительное в этом предложении играет роль подлежащего.

Косвенные падежи – это все падежи, кроме именительного: родительный, дательный, винительный, творительный и предложный .
Человека не было на месте . Кого? Человека. Это родительный падеж.
Человеку сказали ждать. Кому? Человеку. Это дательный падеж.

Вопросы косвенных падежей

Родительный . Вопросы: кого? чего?
Женщина родила (кого?) прекрасного ребенка.
Нам очень не хватало (чего?) вашего внимания.

Дательный . Вопросы: кому? чему?
Премию дали (кому?) главному инженеру.
Перейдем к (чему?) более важному вопросу.

Винительный . Вопросы: кого? что?
В ошибке винят (кого?) неосмотрительного директора.
Мы хотим устранить (что?) главную проблему.

Творительный . Вопросы: кем? чем?
Парень был восхищен (кем?) прекрасной девушкой.
Маляр покрасил стену (чем?) большой кисточкой.

Предложный . Вопросы: о ком? о чем?
Расскажи мне (о ком?) об этом человеке.
Мы совсем забыли (о чем?) о скором отъезде.

Предлоги косвенных падежей

Существительные в именительном падеже употребляются без предлога.

А вот в косвенных падежах они могут употребляться как без предлогов, так и с предлогами.

Именительный: жизнь, любовь, друг, собака, река.

Родительный: без конца, от друзей, из леса, вокруг усадьбы, с горы, у дома.

Дательный : к берегу, по кругу.

Винительный : про учителя, в пещеру, на крышу, за забор, через кусты.

Творительный : с приятелем, за пазухой, под одеялом, над полем, между домами.

Предложный : о будущем, об охоте, в задумчивости, на палубе, при деньгах.

Звательный падеж

В прошлом в русском языке существовал еще и звательный падеж : он использовался при обращении к кому-либо.

Его мы встречаем в архаичных текстах. Например, у Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Чего тебе надобно, старче?» Старче – слово в звательном падеже. Также в молитвах слово «Боже» – это существительное «Бог» в звательном падеже.

Да и сегодня мы иногда обращаемся к кому-то, ставя имя в «звательной» форме. Например, зовем Петю: «Петь, слушай». Или говорим Маше: «Маш, пойдем отсюда».

Словосочетания в косвенных падежах

Окончание слова зависит от того, в каком падеже оно стоит. У носителя языка обычно не возникает трудностей с таким согласованием, когда слово одно.

Но нередко нужно согласовывать целые словосочетания – тогда стоит задать подходящий вопрос и поставить каждое слово (существительное, местоимение, прилагательное, причастие, числительное) в правильную форму. Рассогласование слов – серьезная речевая ошибка.

Родительный . Есть кто/что?
Он, Иван, первый умный и думающий студент.

Родительный . Нет кого/чего?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.

Дательный . Дать кому/чему?
Ему, Ивану, первому умному и думающему студенту.

Винительный . Винить кого/что?
Его, Ивана, первого умного и думающего студента.

Творительный Гордиться кем/чем?
Им, Иваном, первым умным и думающим студентом.

Предложный . Думать о ком/о чем?
О нем, об Иване, первом умном и думающем студенте.

Источник статьи: http://www.anews.com/p/124683282-padezhi-v-russkom-yazyke-kosvennye-padezhi-voprosy-kosvennyh-padezhej/

Урок русского языка для 4 класса. “Правописание косвенных форм личных местоимений , раздельное написание местоимений с предлогами.”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Технологическая карта урока

Тема: Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание местоимений с предлогами.

Морфологический разбор личных местоимений .

Цели деятельности учителя

Создать условия для формирования умения склонять личные местоимения 3-го лица; совершенствовать умение правильно писать предлоги с местоимениями; способствовать развитию навыка определять начальную форму местоимений в косвенном падеже; учить указывать лицо, число и падеж местоимений и определять род местоимений 3-го лица; содействовать воспитанию культуры речи

Закрепление и применение знаний

Планируемые образовательные результаты

Научатся склонять местоимения 3-го склонения; заменять имена существительные личными местоимениями; правильно писать предлоги с местоимениями; ставить местоимения в начальную форму из формы косвенного падежа;
указывать лицо, число и падеж местоимений; определять род местоимений 3-го лица единственного числа; выполнять морфологический разбор слова; составлять рассказ по рисунку; составлять пословицы из частей

Познавательные: отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; проводить аналогии между
изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: самостоятельно формулировать задание: определять цель, планировать алгоритм выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать; использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Читайте также:  Его фонетический разбор местоимения

Формы: индивидуальная, фронтальная; методы: словесный, наглядный, практический, работа в парах

Русский язык. 4 класс: технологические карты уроков по учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. II полугодие ,авт.-сост. Н.В. Лободина-Волгоград:Учитель,2014-445с. Задания из электронного приложения к учебнику, карточки.

Ноутбук, телевизор, учебник, доска

Личное местоимение, склонение местоимений , предлог , разбор местоимений по алгоритму

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 131).

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Прочитайте любую группу предложений и объясните как вы заменили выделенные имена существительные местоимениями .

Выполните звуко-буквенный разбор слова «кольцо»

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают
о выполненной дома работе.

Читают предложения и рассказывают , какими местоимениями заменили имена существительные

Выполняют звуко-буквенный разбор

методы: словесный, наглядный, практический

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу
полученного
задания

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Ребята, что вы знаете о местоимении?

– Определите цели урока, используя опорные
слова.

– Сегодня на уроке будем учиться склонять личные местоимения 3-го лица и упражняться в правописании предлогов с местоимениями

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством
учителя определяют задачи урока.

– Местоимение – это часть речи; указывает
на предмет, но не называет его; личные местоимения бывают 1, 2 и 3-го лица; изменяются
по падежам, а в 3-м лице единственном числе изменяются и по родам; с предлогами местоимения пишутся раздельно.

методы: словесный, наглядный

и сохранять учебную цель
и задачу. Анализировать,
находить общее и различия, делать
выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной
форме

IV. Объяснение нового
материала

Организует работу по теме урока. Объясняет
новый материал, отвечает на
вопросы учеников

– Как пишутся местоимения с предлогами?

– Чем различаются одни и те же местоимения
3-го лица без предлогов и с предлогами?

– Распределите личные местоимения по группам.

– Что объединяет местоимения 1-й строки?

– Что объединяет местоимения 2-й строки?

– Какое местоимение указывает на лицо, которое говорит о себе?

– Какое местоимение употребляем, говоря не только о себе, но и о других?

– Какие местоимения употребляем, обращаясь
к другому лицу?

– Какое местоимение употребляем, обращаясь
к нескольким лицам?

– Какие местоимения употребляем вместо
существительного, когда сообщаем о чем-либо или о ком-либо?

– Когда употребляем местоимения «он», она», «оно»?

– Вместо какой части речи употребляются личные местоимения ?

Выводят языковые закономерности, лежащие
в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.

– Местоимения с предлогами пишутся раздельно.

– После предлогов у местоимений 3-го лица пишется буква «н».

Распределяют местоимения по группам:

методы: словесный, наглядный

Осуществлять анализ объектов. Планиро-вать свое действие
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реали-
зации

V. Первичное закрепление знаний.

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет
ответы.

Проводит самостоятельную работу.

Спишите пословицы и поговорки, раскрывая
скобки. Укажите падеж местоимений.

Друг он мой, а ум (у)него свой.

Живи (для)людей, поживут и люди (для)тебя.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате-
риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Друг он (И. п.) мой, а ум у него (Р. п.) свой.

Есть запас, да не про вас (В. п.).

Ехал к вам (Д. п.), да заехал к нам (Д. п.).

Живи для людей, поживут и люди для тебя (Р. п.).

методы: словесный, наглядный

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.

Работа по учебнику (упражнение 132).

– Прочитайте. Догадайтесь, из какой сказки этот текст. Кто произносит эти слова и к кому они обращены?

Какое имя существительное и какие местоимения пропущены?

– Запишите, вставляя пропущенные слова. Подчеркните местоимения.

– Составьте по рисунку свой рассказ. Подготовьтесь его рассказать.

Записывают текст, вставляя пропущенные слова. Подчеркивают местоимения.

Я придумала! Я нашла! – сказала она . – Пусть две из вас возьмут в свои клювы прутик, а я прицеплюсь за него посередине. Вы будете лететь,
а
я ехать. Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно.

методы: словесный, наглядный

Осуществлять контроль
по результату

Работа по учебнику (упражнение 133).

– Прочитайте. Составьте из данных частей пословицы. Запишите составленные пословицы. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.

– Найдите местоимения. Расскажите о любом
из них: в форме какого лица, числа, рода (если это местоимение 3-го лица), падежа оно употреблено.

Записывают составленные пословицы.

Когда я ем, я глух и нем. Корень учения горек,
да плод его сладок. Не бойся работы, пусть она тебя боится.

Читайте также:  Урок в 5 классе местоимение бабайцева

Рассказывают о местоимениях.

– «Я» – 1-е лицо, единственное число, именительный падеж.

– «Его» – 3-е лицо, единственное число, мужской род, родительный падеж.

– «Она» – 3-е лицо, единственное число, женский род, именительный падеж.

– «Тебя» – 2-е лицо, единственное число, винительный падеж.

методы: словесный, наглядный

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Учитывать мнение соседа по парте.

– Прочитайте. Спишите загадки, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Та за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой. (Тень.)

Меня часто ждут-дожидаются, а приду –
от меня укрываются. (Дождь.)

В него воздух надувают и ногой его пинают.

методы: словесный, наглядный

Понимать
на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Выпишите из предложений местоимения. Укажите их лицо, число и падеж. Устно объясните орфограммы в пропущенных словах.

1. Про б..гатый кошкин дом мы и сказку поведем.

2. У нее, у кошки, на н..гах с..пожки.

3. Я – кошкин дворник, старый кот!

4. Котята были у ворот – поесть они пр..сили.

5. Х..дить к вам, право, нелегко – живете очень
д..леко.

6. Мой дом для вас всегда открыт.

7. Зажги, Василий, верхний свет и покажи его
п..ртрет.

8. Он на меня чуть-чуть похож!

9. Почтенная хозяйка, ты спой нам и сыграй-ка!

10. Пускай с т..бой споет петух. Хвалиться
неудобно, но у него прекрасный слух и голос
бесподобный.

11. Давайте сказку сочиним. Начнет к..зел, пе-
тух – за ним, потом коза, за ней – свинья, а после курица и я.

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения.

2. (У) нее – 3-е л., ед. ч., ж. р., Р. п.

8. Он – 3-е л., ед. ч., м. р., И. п.; (на) меня – 1-е л., ед. ч., В. п.

9. Ты – 2-е л., ед. ч., И. п.; нам – 2-е л., мн. ч., Д. п.

10. (С) тобой – 2-е л., ед. ч., Т. п.; (у) него – 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.

11. (За) ним – 3-е л., ед. ч., м. р., Т. п.; (за) ней –
3-е л., ед. ч., ж. р., Т. п.; я – 1-е л., ед. ч., И. п.

методы: словесный, наглядный

Понимать
на слух ответы одноклассников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения.
Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение
и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно

использовать речевые сред-ства для решения различных коммуникативных задач. Делать
выводы

Работа по учебнику (упражнение 136).

– Прочитайте отрывок стихотворения Л. Квитко.

– Определите главную мысль стихотворения.

– Подготовьтесь записать стихотворение под диктовку. Определите падеж местоимений.

Записывают стихотворение под диктовку. Определяют падеж местоимений.

Я (И. п.), она (И. п.), со мною (Т. п.), я (И. п.),
с ней (Т. п.), мне (Д. п.), в ней (П. п.)

Выполняют морфологический разбор слов.

нач. ф. – она, 3-е л., ж. р., ед.ч., И. п., подлежащее.

(С) нейместоимение, с кем?, нач. ф. – она,
3-е л., ж. р., ед. ч., Т. п., дополнение.

Строить монологические высказывания. Адекватно

использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать
выводы

Задания из электронного приложения к учебнику

Предлагает выполнить задания из электронного приложения к учебнику

Выполняют задания из электронного приложения к учебнику

методы: словесный, наглядный

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Организует оценку результатов выполнения
заданий на уроке, подведение итогов урока учащимися.

– Что особенно заинтересовало вас во время
урока?

Что нового узнали на уроке?

– Расскажите об особенностях склонения личных местоимений 3-го лица.

– Как надо писать предлоги с местоимениями?

– Какую же роль играют местоимения в нашей
речи?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Если вам понравился урок, то на своих листочках с заданиями нарисуйте солнышко, а если не очень понравился, то нарисуйте облачко

Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке.

Делают вывод : местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избежать
повторений одних и тех же слов в речи

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения,
дает сопутствующие комментарии,

упражнение 135 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

Источник статьи: http://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-dlya-klassa-pravopisanie-kosvennih-form-lichnih-mestoimeniy-razdelnoe-napisanie-mestoimeniy-s-predlogami-1690772.html

Adblock
detector