Меню Рубрики

личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения упражнения 6 класс

Спряжение глагола
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Цели: систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»;

– формирование орфографического навыка;

– развитие умения использовать знания и навыки в учебной деятельности;

-развитие логического мышления, способности четко и грамотно формулировать свои мысли, сравнивать, анализировать, обобщать.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цели: систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»;

– формирование орфографического навыка;

– развитие умения использовать знания и навыки в учебной деятельности;

-развитие логического мышления, способности четко и грамотно формулировать свои мысли, сравнивать, анализировать, обобщать.

1 . Эспресс – опрос «Не прерви цепочку».

(класс делим на 3команды; команда – победительница получает «5»)

1. Глагол – это часть речи, которая обозначает… (продолжите).

3. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос ….

4. Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос ….

7.Ко II спряжению относятся…

8. К I спряжению относятся…

9.В окончаниях глаголов I спряжения пишутся гласные…

10. В окончаниях глаголов II спряжения пишутся гласные…

11.Какой материал о глаголе мы не повторяли?

12.Следовательно, тема сегодняшнего урока…

1. Прочитай и отгадай загадку:

– В каких частях слов пропущены орфограммы?

– Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

1. Если безударное окончание,ставим глагол в неопределенную форму.

2. Если оканчивается на –ить, то II спряжение (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ).

3.Если оканчивается не на – ИТЬ, то вспомним глаголы – исключения (смотр еть , обид еть , слыш ать , вид еть , ненавид еть , гн ать , дыш ать , держ ать , верт еть , завис еть , терп еть )

Исключение? Значит, II спряжение.

Не является исключением? Значит, I спряжение.

Запишите это правило в справочник в виде таблицы.

– Спишите, вставьте буквы, обозначьте орфограмму.

– Выписать глаголы и обозначить их спряжение.

Как тебя понимать февраль?

То пургой занаве сиш ь даль,

В лед дорого вокруг зак уеш ь.

То поло щеш ь в дождях седину,

Словно в гостях ты ж деш ь весну.

Раз нагнулись, подтянулись,

Какая часть речи помогла нам провести физкультминутку?

3.Игра «Образуй глагол» (от существительного). Определи спряжение (работаем по цепочке).

Лётчик – летает Будильник – будить
отдых – отдыхает деление – делить
грызун – грызёт дружба – дружить
подкова – подковывает постель – постелить
свет – светит шалунья – шалить
шум – шумит укус – укусить
чистота – чистит посылка – посылать

4 Логическая задача (заменить словосочетания глаголом) + комментируемое письмо (определить спряжение, объяснить орфограммы)

1.Встречать зарю (зоревать). 2.Есть, чтобы определить вкус (пробовать). 3.Бегло, с пропусками читать (просматривать).4. Угощать (потчевать). 5.Сообщать, излагать что-либо (рассказывать).

6.Убеждая склонять к чему-либо (уговаривать).

7. Проверять в работе (испытывать).

1. Найдите и вычеркните те характеристики, которые не относятся к глаголу:

а) бывают совершенного и несовершенного вида;

б) изменяются по лицам, числам и падежам;

г) в прошедшем времени изменяются по числам и родам;

д) в настоящем времени изменяются по родам.

2. Отметь «третий лишний» в каждом столбике:

3. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании «И» :

а) бор…шься, пиш…шь, пил…шь, стро…шь;

б) держ…шь, слыш…шь, гон…шь, возмуща… шься;

в) кле… шь, верт…шь, месс…шь, леч…шь.

1. Найдите и вычеркните те характеристики, которые не относятся к глаголу:

а) обозначает признак действия;

б) изменяется по наклонениям;

в) в настоящем и будущем времени изменяется по лицам и числам;

г) не изменяется по временам;

д) в прошедшем времени изменяется по числам и родам.

2. Отметьте «третий лишний» в каждом столбике:

3. Вставьте пропущенные буквы. Отметьте тот ряд, в котором все глаголы имеют в окончании «е»:

а) люб…м, ненавид..м, прыгн..м, слыш..м;

б) выбира…м, украша…м, представляя…м, пол..м;

6. Домашнее задание: записать 4-5 пословиц о труде, определить спряжение глаглов

В путь! Домой!
Садитесь поудобнее,
Ведь к концу подходит наш урок.
Чтоб закончить наше путешествие –
Надо подвести итог.

– Чтобы стать грамотным человеком, нужно много трудиться. Назовите глаголы, которые описывают ваш труд на нашем уроке….

– Используя гл., дополните фразы «Я научился…»

Глаголы какого спряжения вы использовали в своих ответах?

Как вы их будете различать?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, электронное сопровождение к уроку по названной теме в 5 классе.

Урок русского языка в 4 классе по УМК Бунеева и Бунеевой Данный урок обобщает полученные знания детей по теме “Спряжение глаголов” На данном уроке используется презентация для коллективной и фронтальн.

Урок-обобщение: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»8 класс Цель: обобщить знание о спряжении глагола; умение отличать глаголы I и II спряжения. Задачи: Обучающие: закрепить.

Контрольная работа по французскому языку, 5 класс. Тема “Спряжение глаголов avoir и être, спряжение глаголов I группы, обозначение времени”. 2 варианта.

Урок обобщения и систематизации знаний. Основная цель урока: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.

Проверочная работа для учащихся 5 кл. по теме “Личные окончания глаголов” (спряжения глагола).

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/08/spryazhenie-glagola

Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: “Правила правописания безударных личных окончаний глаголов”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме:

“Правила правописания безударных личных окончаний глаголов”

Тема: правила правописания безударных личных окончаний глаголов.

Цель: формировать умение находить и правильно писать изучаемую орфограмму, повторить ранее изученный материал о глаголе, развивать их правописные умения и навыки, углубить и расширить знания учащихся о глаголе.

Оборудование: учебник, таблицы, карточки.

1.Объяснение нового материала.

Данное правило можно объяснить детям, использовав индуктивный метод.

На доске следующая запись:

Задание детям: сравните окончания глаголов I и II спряжения.

Сделайте вывод, соотнеся окончание 3 лица множественного числа со всеми остальными окончаниями. Обратите внимание на гласную букву во всех окончаниях.

– Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола.

Например: я строю, ты стро…шь, он стро…т, они стро…т.

( Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, надо определить его спряжение ) .

– Как определить спряжение глаголов с безударными личными окончаниями в настоящем и будущем времени.

( Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяют по неопределенной форме ) .

– Какие глаголы относятся к I спряжению, а какие ко II.

1) В какой части слова пропущена буква?

2) Ударные гласные или нет?

3) К какой части речи относятся данные слова?

4) Как определить, какую букву писать?

2.Упражнение. Глаголы измени по смыслу, выдели окончание.

В тихие дни береза (сбрасывать) листья ровным кругом. (Краснеть) стройный клен. Труд (кормит) , а лень – (портить) .

Содержание и последовательность орфографического разбора.

Обнаружив в слове безударный гласный (опознавательный этап анализа), учащийся:

1) выделяет морфему с безударным гласным;

2) определяет часть речи (выборочный этап анализа) ;

3) если это глагол с безударным гласным в окончании глагола, ставит его в неопределенной форме и смотрит, на что оканчивается неопределенная форма глагола;

4) если этот глагол в неопределенной форме оканчивается на -еть или -ать, выясняет, не относится ли данный глагол к числу глаголов-исключений (заключительный этап анализа) .

Письменный разбор: Молодая зелень (шептать, I спр.) шепчет, (колыхаться, I спр.) колышется. (Стлаться, I спр.) стелются черные тучи, молнии в небе снуют.

Все кругом (смотреть, исключ. II спр.) смотрит живо, мягко, ласково.

Прежде чем написать глагол с безударным личным окончанием, учащиеся ставят глагол в неопределенной форме, определяют спряжение глагола и в скобках указывают неопределенную форму и спряжение; если глагол является исключением, отмечают это обстоятельство.

Устный орфографический разбор: “В слове шепчет безударный гласный находится в окончании глагола, неопределенная форма шептать, оканчивается на -ать, это глагол I спряжения. Поэтому в глаголе шепчет окончание -ет. “

Ко II спряжению относятся глаголы, которые в неопределенной форме оканчиваются на -ить : строить строит, строят , исключение лишь составляют глаголы брить и стелить (т.е. они относятся к I спряжению) ; 4 глагола на -ать : гнать, держать, слышать, дышать ; 7 глаголов на -еть : вертеть, видеть, обидеть, смотреть, зависеть, ненавидеть, терпеть . Эти 11 глаголов можно легко запомнить, выучив стихотворение:

Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить.

И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть.

Остальные глаголы относятся к I спряжению: мыть – моют, моет; полоть – полет, полют; тянуть – тянет, тянут и др.

3.Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.

сказать(1) , шептать(1) , ехать(1) , плавать(1) , слушать(1) , слышать(2) , свежеть(1) , чернеть(1) , болеть(1) , смотреть(2) , видеть (2) , терпеть(1) , колоть(1) , бороться (1) , мыть(1) , гаснуть(1) , тянуть(1) , кашлять(1) , сеять(1) , любить(2) , давить(2) , грузить(2) , сушит(2) , клеить(2) , строить(2) .

Какие основы инфинитива у глаголов II спряжения? Можно ли утверждать, что все глаголы с неусекаемыми глаголами инфинитива относятся к I спряжению? Почему?

Выдели в записанных глаголах суффиксы инфинитива. Объедини глаголы с одинаковыми суффиксами в каждом спряжении скобкой. Какой суффикс инфинитива встречается только в глаголах I спряжения?

Глаголы на -ЕТЬ есть и в I и во II спряжении. Одинаковы ли основы у глаголов с этим суффиксом в каждом из спряжений? Можно ли по этому признаку определить, к какому спряжению относится глагол на -ЕТЬ ?

Можно ли утверждать, что ко II спряжению относятся все глаголы на -АТЬ с усекаемыми основами? Почему?

Проверь, какие звуки стоят перед суффиксом -а- в глаголах II спряжения. Встречаются ли шипящие звуки перед -а- в глаголах I спряжения? Сумеешь ли ты теперь определить, к какому спряжению относится глагол на -АТЬ ?

Ко II спряжению относятся глаголы только тех групп, которые выделены в твоем списке. Сколько таких групп? По каким признакам можно узнать глаголы каждой группы?

Теперь ты сможешь решить, относится ли глагол ко II спряжению или нет. Нужно ли специально выделять признаки I спряжения, чтобы узнать, относится ли к нему какой-нибудь глагол? Почему?

Признаки глаголов II спряжения и порядок их проверки можно записать в виде такой схемы:

Во многих учебниках ты можешь прочитать, что ко II спряжению относятся: 1) все глаголы на -ить (кроме брить, стелить ) 2) семь глаголов на -еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть 3) четыре глагола на -ать : гнать, держать, слышать, дышать .

Проверь, можно ли с помощью схемы определить, к какому спряжению относятся все глаголы, указанные в этом списке.

Выходит, что и схема, и список одинаково позволяют определить спряжение глагола. Чем же из них пользоваться при проверке орфограммы в личных окончаниях? Чем угодно. Чем удобнее, тем и пользуйся.

4.Учащиеся выполняют упражнение.

– В каких частях слов пропущены буквы? ( в окончании ) – Все ли пропущенные буквы являются орфограммами?

– Что нужно знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы?

Также мы развиваем у детей умение распознавать спряжение глаголов по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания.

5. Запись под диктовку с заданием: указать спряжение глагола.

Чтобы знать, надо любит книгу и уметь ее читать. Книга помогает тебе проникать в тайны жизни на Земле. Из книг ты узнаешь об удивительном подводном мире. Каждая встреча с хорошей книгой это праздник.

– В какую форму надо поставить глагол, чтобы узнать его спряжение?

– Какие глаголы неопределенной формы относятся ко II спряжению, какие – к I?

2. Узнайте спряжение глагола, напишите его во 2-м лице единственного числа, обозначьте ударение.

Писать, рисовать, ходить, готовить, стрелять.

Образец записи: мечтать (I) – мечтаешь.

Как тебя понимать февраль?

Словно в гостях ты ж д. ш ь весну.

– В каких частях слов пропущены буквы?

– Все ли пропущенные буквы являются орфограммами? Что надо знать об этих глаголах, чтобы проверить в них орфограммы

6. А теперь игра “Будь внимателен”.

Из двух названных глаголов указать глагол I спряжения. Доказать. (Используются сигнальные карточки с цифрами I, II.) Победить, побеждать. Отправлять, отправить. Потерять, находить. Разрушать, разрушить. Гореть, говорить.

– Эй, вы, косые! Вон собаки бегут. Мо ж. т е догнать?

– Что же не догон я. т е, под кустом лежите?

– А зачем нам их догонять? Что они нам плохого сделали?

В тексте встретился глагол ДОГНАТЬ . От какого глагола он образован? Образуй от глагола гнать новые глаголы с помощью приставок вы-, пере-, при-, со-, у- . Как ты думаешь, одинаковые ли личные окончания у этих глаголов и у глагола гнать? В тексте есть два однокоренных глагола. Одинаковы ли они по смыслу, можно ли их употреблять в речи друг вместо друга? А одинаково ли пишутся их личные окончания?

Выпиши глаголы и проверь орфограммы в их личных окончаниях.

Найти в тексте глаголы в настоящем и будущем времени. Объяснить написание окончаний.

Вот идет могучий Олег со двора,

С ним Игорь и старые гости.

И видят – на холме, у берега Днепра,

Их моют дожди, засыпает их пыль,

И ветер волнует над ними ковыль.

Найдите в тексте глаголы. Объясните их написание.

1. – Вставьте подходящие по смыслу слово и вы прочитаете пословицы: Кто. мир, пожнет счастье. Мир строит, война. Дерево. по плодам, а человека – по делам.

(Пропущенные слова: сеет, разрушает, ценят.) – Объясните смысл пословиц.

– Нужно ли проверять окончание в глаголах? Почему? Проверьте.

Учащиеся доказывают, какое отношение надо написать, пользуясь образцам рассуждений (правилам) . Учитель подсказывает формы глагола сеять, обращает внимание на вопросы: что делает? разрушает, что делать? разрушать.

Вывод. Итак, что надо сделать (какие действия надо выполнить) , чтобы проверить безударные окончания глаголов?

– Сейчас я и проверю, как вы это запомнили.

9.Задание на закрепление изученного материала.

Образовать словосочетания со следующими глаголами.

Проверить личные окончания.

“купить коньки” (II спр.) — (они) чин. т – что?

(ты) чувству. шь что? — (они) хлопоч. т – о чем?

(они) хвал. т кого? — (ты) услыш. шь – что?

(они) уч. т кого? чему? — (ты) убира. шь – что?

(они) украша. т что? — (мы стреля. м – во что?

(мы) спаса. м кого? — (вы) снима. те – с чего?

(ты) смотр. шь во что? — (вы) се. те – что?

Работу можно давать по вариантам. Главное, чтобы ребята не только правильно определили личное окончание глагола, но и верно бы составили словосочетание, т.е. слова должны быть связаны по смыслу.

А теперь можно немного поиграть. “Исключи лишнее слово” (подчеркни его) .

1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (т.к. это глагол II спряжения, а остальные – I) .

2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (т.к. это глагол II спр., а остальные – I) .

3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют – будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени) .

Ребята записывают слова в строчку, а лишнее слово подчеркивают. Объяснение ведется устно.

А еще я познакомила ребят с разноспрягаемыми глаголами.

Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.

На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица – удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет – не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.

(Если ребята пишут медленно, то можно немного изменить задание: учитель читает текст по предложениям, в каждом предложении ребята находят глагол, записывают его и объясняют.) В последнем предложении встретился глагол ест. Никаких особых орфограмм в этом глаголе нет. А вот спрягается он необычно.

Вместе с учителем ребята спрягают глагол на доске и в тетради.

Проверь устно орфограммы и запиши:

Все ли из пропущенных букв тебе пришлось проверяет? Почему?

Выпиши глагол бежит вместе с местоимением он . А теперь замени местоимением множественного числа. Как ты напишешь глагол бегут или бежат ? Если бежат, значит, ты ошибся; так по-русски не говорят. Говорить (и, конечно, писать) нужно бегут .

Интересный этот глагол – бежать! Во всех лицах, кроме одного, у него окончания II спряжения, как и положено таким глаголам.

А вот в третьем лице множественного числа вдруг появляется окончание I спряжения. В грамматике этот глагол так и называется разноспрягаемый.

Гласные во всех окончаниях этого глагола в сильной позиции, поэтому орфографических ошибок в них, пожалуй, не сделаешь. А вот грамматические ошибки при употреблении этого глагола в личных формах возможны. Поэтому полезно отметить его особенности в схеме.

Вставь глагол бежать в нужной форме в предложения:

4) Тропинка. по склону горы.

5) Из-под корней могучего дуба. ключ.

Одинаково ли лексического значение глагола во всех предложениях? Каким синонимам его можно заменить в каждом предложении?

Стали глаголы выбирать себе личные окончания. Дело серьезное – окончания-то не какие-нибудь, а личные! Одним больше по душе окончания первого спряжения, другим – второго. Дошла очередь и до глагола хотеть.

– Я хочу и тех окончаний и этих, – заявил Хотеть.

– Мало ли чего ты хочешь! Другие, может, тоже хотят, да так не бывает.

– Да ты подумай, что получится, если каждый из нас как попало спрягаться станет! Порядок должен быть!

– Подумаешь, порядок! Вы как хотите, так и спрягайтесь, а я все равно по-своему спрягаться буду.

Махнули другие глаголы на упрямого Хотеть рукой.

– Пусть спрягается, как хочет. А мы и знать его на хотим.

Это, конечно, шутка. А ка же все-таки спрягается глагол хотеть? Выпиши из текста его личные формы. Какие у них окончания I или II спряжения? Как называются такие глаголы?

У глагола хотеть основа личных форм в единственном числе оканчивается звуком [т’]. Нельзя говорить по-русски он хотит или они хочут .

Выписать из текста глаголы, объяснить их написание.

Какой школьник не хочет иметь перочинный нож! Он очинит тебе карандаш, нарежет веток для костра, почистит картошку. Ты возьмешь его с собой в далекое путешествие. С его помощью ты построишь шалаш, сделаешь себе удочку.

Нужно только беречь нож, тогда он тебе за все заботы заплатит честным трудом.

Источник статьи: http://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-russkomu-yaziku-dlya-klassa-po-teme-pravila-pravopisaniya-bezudarnih-lichnih-okonchaniy-glagolov-386917.html

Adblock
detector