Меню Рубрики

Местоимение и его функция замещения в речи

2.5. Местоимение

Трудности и ошибки в употреблении местоимений обычно связаны с использованием отдельных форм, разрядов местоимений, а также с их ролью в организации предложения и текста.

1. Нарушения в образовании отдельных форм местоимений наиболее частотны в разряде притяжательных местоимений третьего лица. В литературном языке эту функцию выполняют застывшие формы родительного-винительного падежа личного местоимения третьего лица: его книга, её книга, их книга. Эти формы, в отличие от других притяжательных местоимений (мой, твой, наш, ваш, свой), не изменяются!

Грубейшей ошибкой является изменение местоимений его, её, их по образцу остальных притяжательных местоимений (недопустимо – ихний план, правильно – их план).

2. При употреблении личного местоимения он в косвенных падежах в сочетании с предлогами к нему прибавляется обычно начальное н , отсутствующее при беспредложном употреблении:

увидел его – войти после него .

Употребление форм без протетического н при наличии предлога (войти после его) является грубейшей грамматической ошибкой и свидетельствует об очень низкой речевой культуре говорящего.

3. Местоимение сам в форме винительного падежа единственного числа женского рода может иметь две формы: саму и самоё. Первая из них (саму) стилистически нейтральная общеупотребительная, вторая – самоё (но не – самую!) – книжная:

Винить ей приходится только самоё/саму себя.

4. При использовании местоимений в речи важно учитывать контекст. Необходимо, чтобы читателю или слушателю было совершенно ясно, какое слово замещено местоимением. Наибольшие трудности обычно вызывает употребление некоторых личных, указательных, возвратных, притяжательных и относительных местоимений.

Функцию замещения знаменательных слов выполняют в первую очередь указательные местоимения (тот, этот, такой и др.) и местоименные наречия (там, туда, тогда и др.), а также личное местоимение он (она, оно, они), относительное местоимение который.

Употребление слов-заместителей требует особого внимания.

Во-первых, нельзя использовать эти местоимения в том случае, если в предыдущем контексте нет замещаемого слова.

Например, в контексте: В доме раздавались крики. Они пытались выломать раму – недопустимо употребление местоимения они, поскольку в предыдущем предложении не названо существительное, которое должно замещать данное местоимение.

Во-вторых, если предложение содержит несколько существительных мужского или женского рода, то недопустимо в последующем предложении использовать местоимения он, она, его, её.

Так, в тексте: В романе изображена женщина , увлечённая работой . Она нужна моим товарищам – недопустимо употребление местоимение она, поскольку в предыдущем предложении есть два существительных женского рода: женщина, работа.

То же самое относится к использованию местоимений они, их , если предыдущий контекст содержит несколько существительных в форме множественного числа.

Например, в сложном предложении: В этом сборнике опубликованы статьи педагогов , где они разбирают проблемы воспитания – двусмысленность от использования местоимения они создаётся потому, что в главном предложении употреблено два существительных – статьи, педагоги.

В-третьих, особого внимания заслуживает построение сложноподчинённого предложения с относительным местоимением который . Местоимение обычно замещает ближайшее к нему предшествующее существительное.

Так, смысл предложения: В музее выставлены чучела динозавров, которые все погибли в годы войны от бомбёжки – можно истолковать так, что именно динозавры сохранились до самой войны и погибли только после бомбёжки.

5. Большое число недочётов обнаруживается при употреблении возвратного местоимения себя , которое не имеет форм рода и числа и может относиться ко всем лицам и обоим числам.

Возвратное местоимение служит для указания на то, что объект действия тождественен с субъектом, иначе говоря, обозначает, что действие направлено на само действующее лицо. В предложении реальное значение местоимения себя обычно совпадает с реальным значением подлежащего (ср.: я поранил себе руку; она поранила себе руку; они купили себе квартиру), но может и не совпадать с ним (подумай о людях, не жалеющих себя для других).

Возвратное местоимение может использоваться также в безличных предложениях, указывая на лицо, испытывающее то или иное состояние. Это лицо обычно выражается существительным или местоимением в дательным падеже или в родительном падеже с предлогом у .

Ср.: мне посчастливилось найти себе комнату; у сына не было причины быть недовольным собой .

Во всех подобных случаях местоимение себя указывает на то лицо, которое совершает действие, выраженное инфинитивом.

Двусмысленность обычно создаётся в том случае, если инфинитив подчинен другому глаголу, связан с другим действующим лицом.

Например: Мать велела дочери принести себе воды. В этом случае в предложении присутствует два действующих лица: велела принести воду мать, а принесет её дочь. Поэтому местоимение себе может указывать и на мать, и на дочь. Чтобы избежать неясности, предложение необходимо изменить.
Если вода предназначена для дочери, то предложение может быть построено следующим образом: Мать велела, чтобы дочь принесла себе воды. Включив местоимение в придаточное предложение, где есть только одно действующее лицо, мы избежали возможной путаницы.
Если же вода предназначена для матери, то использовать подобную конструкцию уже невозможно. Можно употребить сложное предложение с заменой возвратного местоимения личным (Мать велела, чтобы дочь принесла ей воды). В придаточном предложении вновь остается одно существительное и одно личное местоимение, которое соотносится с другим существительным (мать), данным в предыдущем главном предложении. Однако здесь всё же сохраняется определённая неясность, поскольку в высказывании содержатся два существительных женского рода (мать и дочь), с которыми в принципе может быть соотнесено личное местоимение ей. Поэтому для большей точности лучше использовать более широкий контекст, например: Матери хотелось пить, и она велела дочери принести воды.

6. Не меньше трудностей обычно вызывает употребление в тексте притяжательного местоимения свой . Данное местоимение, как и возвратное, указывает на принадлежность предмета, качества, свойства лицу (активному производителю действия) и может относиться ко всем трём лицам и к обоим числам:

Читайте также:  Местоимения 3 го лица с предлогами примеры

я/ты/он/они купил/купили свечку за свои деньги.

Поэтому при наличии в предложении нескольких действующих лиц также возникает двусмысленность:

Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – остаётся неясным, чей же реферат – профессора или ассистента – следовало прочитать.

Чтобы избежать смысловой неточности, следует руководствоваться следующими рекомендациями.

Если в предложении подлежащее выражено личным местоимением первого, второго лица (я, мы, ты, вы), а дополнение – существительным, то принадлежность к существительному-дополнению выражается местоимениями его, её, их.

Ср.: Я застал товарища в своём кабинете – Я застал товарища в его кабинете.

Эти местоимения могут быть использованы и в том случае, если подлежащее и дополнение выражены существительными (местоимениями третьего лица) разных родов.

Ср.: Сергей застал сестру в своём кабинете – Сергей застал сестру в её кабинете.

Если подлежащее и дополнение выражены существительными (или личным местоимением третьего лица и существительным) одного и того же числа и одного и того же рода, то можно использовать простое или сложное предложение, в котором будет названо лишь одно действующее лицо.

Ср.: Профессор попросил ассистента прочитать свой реферат – Профессор попросил ассистента, чтобы тот прочитал свой (ассистента) реферат; Реферат профессора, по его просьбе, был прочитан ассистентом.

7. При употреблении местоимений нередко нарушается согласование с замещаемым словом. Так, замещаемое местоимение должно быть согласовано с замещаемым словом в роде и числе.

Во-первых, если замещаемое слово является собирательным существительным, то местоимение должно употребляться в форме единственного числа, поскольку данные существительные, хотя указывают на множество, представляют собой форму единственного числа.

Поэтому грамматически некорректными будут следующие примеры употребления местоимений:

Листва опадала от ветра. Они засыпали весь сад; В исследовательской работе активно участвует студенчество . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

Если собирательное существительное обозначает неодушевлённые предметы, то следует использовать форму единственного числа местоимения, то есть грамматически корректным будет контекст:

Листва опадала от ветра. Она засыпала весь сад.

Если существительное обозначает лиц, то более уместно заменить собирательное существительное на синонимичное, стоящее в форме множественного числа, то есть второй пример можно скорректировать следующим образом:

В исследовательской работе активно участвуют студенты . Они завоевали несколько престижных премий на международных конкурсах.

Во-вторых, если местоимение стоит после сочетания двух существительных, одно из которых является приложением, то местоимение должно быть согласовано в роде с существительным, служащим обозначением более широкого (родового) понятия:

Пушкин отдал поэму «Медный всадник» на рецензию Николаю I. Она была возвращена поэту с замечаниями государя.

Упражнение к теме «2.5. Местоимение»

Читайте также другие темы раздела 2 «Морфологические нормы»:

Источник статьи: http://licey.net/free/4-russkii_yazyk/41-kurs_russkogo_yazyka_russkii_yazyk_i_kultura_obscheniya/stages/777-25_mestoimenie.html

МЕСТОИМЕНИЕ

1. Местоимение как часть речи.

2. Классификация местоимений по соотнесённости с другими частями речи (местоимения-существительные, местоимения-прилагательные и местоимения-числительные).

3. лексико-грамматические разряды местоимений.

4. Переход частей речи в местоимения.

1. Проблема местоимений – одна из сложных проблем грамматики. По-разному рассматривается статус местоименных слов, вопрос об их месте в системе частей речи, об объеме этого класса слов. Так как грамматические значения местоимений различны (это и предметность, и признаковость, и количественность и т.д.), морфологические и синтаксические признаки разнородны, многие исследователи отказывают местоимению в статусе отдельной части речи, распределяя их среди существительных, прилагательных, числительных и наречий (К.А. Аксаков, И.И. Давыдов, Г. Павский, А.А. Потебня, А.М. Пешковский и др.). Однако многие лингвисты убедительно доказывают, что местоимения обладают функционально-семантическим единством (Е.П. Скобликова, М.И. Алехина и др.), и это дает основание рассматривать их как отдельную часть речи.

Читайте также:  Взял его книгу притяжательное местоимение

Традиционная точка зрения на объем этого класса слов заключается в том, что в него влючаются все склоняемые слова с указательной семантикой (я, какой, несколько, себя и др.). Этот подход принят большинством вузовских учебников.

При характеристике местоимения как части речи нужно исходить из того, что это синкретическая по своей природе часть речи, объединяющая признаки собственно местоимения и другой части речи: существительного, прилагательного, числительного.

По частеречному значению местоимения противостоят всем знаменательным частям речи, основной функцией которых является номинация (местоимение – калька с лат. pronomen – ‘вместо имени’). Местоимения же только указывают на предметы, признаки, количества, но не называют их, то есть выполняют дейктическую функцию – функцию указания, таким образом, частеречное (категориальное) значение части речи местоимение – указание без наименования. Еще одна функция – функция замещения.

Местоимение – это часть речи, которая не называет предметы, признаки, количества, а только указывает на них.

В отличие от других частей речи местоимения объединяются в один класс только на основе семантики, ибо по грамматическим признакам они неоднородны.

Местоимения чаще всего выполняют функцию определения, подлежащего и дополнения: Главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Рассматривая местоимения с деривационной точки зрения, отметим, что среди них есть слова непроизводные и очень древние по происхождению (я, ты, он, кто, что), префиксальные образования (никакой, коекто, некоторый), слова, образованные с помощью постфикса (кто-то, какой-нибудь, чейлибо), причем образуются они только на базе местоимений или путем перехода других частей речи в местоимения.

2. В зависимости от того, на что указывает местоимение, на какой вопрос отвечает, какую часть речи замещает, а также по характеру морфологических и синтаксических признаков выделяют разряды местоимений по соотношению с частями речи:

– местоимения-существительные: я, ты, кто, никто, себя, что-то и др.;

– местоимения-прилагательные: какой, такой, чей, этот, некоторый, ваш, свой и др.;

– местоимения-числительные: сколько, столько, несколько.

Однако грамматические свойства местоимений часто не совпадают с грамматическими свойствами этих частей речи. Например: у мест-сущ. отсутствует категория рода (кроме он, она, оно), зато у некоторых есть категория лица (я, они), отсутствует категория одушевленности-неодушевленности, они не имеют согласованных определений.

1.По значению местоимения делятся на 9 разрядов.

Личные местоимения характеризуют лица или предметы по их роли в речевом акте. Это мест.-сущ.

1 л.: я, мы………………. указывают на говорящего или на группу лиц, в соста-

ве которой находится говорящий;

2 л.: ты, вы……………….указывают на слушающего или группу лиц, в соста-

ве которой находится слушающий;

3 л.: он(она, оно, они). указывают на лицо, предмет, не участвующие в дан-

1. Личные местоимения склоняются, т.е. изменяются по падежам.

2. Местоимение 3 лица он изменяется по числам, а в ед.ч. – по родам.

3. Особенностью падежной системы личных местоимений (т.е. склонения) является супплетивизм основ. Он проявляется в противопоставлении И.п. всем другим падежным формам. Например: я

4. В косвенных падежах местоимения мы, вы имеют непродуктивные, нерегулярные флексии: ва-с, ва-м, ва-ми.

5. Местоимение он в косвенных падежах после предлогов принимает звук н: его- у него.

Возвратное местоимение себя указывает на субъект, выступающий в качестве объекта собственного действия или состояния. Это мест.-сущ.

1. Местоимение склоняется, но имеет неполную парадигму (отсутствует форма Им. падежа).

2. Не имеет форм рода и числа.

3. В предложении выступает в функции дополнения: Я вижу себя в зеркале.

4. При обозначении в предложении двух лиц может возникнуть двусмысленность значения местоимения себя: Я застал помощника у себя в кабинете.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу. Это мест.-прил.:

а) лично-притяжательные: мой, твой, наш, ваш; его, её, их;

б) обще-притяжательное (или возвратное притяжательное): свой.

1. Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам, выступают в роли согласованных определений.

2. Местоимения его, её, их являются несклоняемыми, в предложении выступают в роли несогласованных определений. Это застывшая форма Род. падежа местоимения 3 л.: Я заметил её заинтересованность в этом деле.

3. Местоимения мой, твой, свой склоняются как прилагательные типа лисий (т.е. 2 скл.), а местоимения наш, ваш – как хороший в косвенных падежах.

Читайте также:  Что такое местоимение и на какой вопрос отвечает

4. Возможно возникновение двузначности при обозначении в предложении нескольких лиц или действий: Я никому не запрещаю играть свои пьесы.

Указательные местоимения служат для непосредственного указания на предметы, признаки и количества.

Это мест-прил.: тот, этот, такой, сей, оный и др.;

1. Местоимения-прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

2. В косвенных падежах указательные местоимения имеют окончания прилагательных твёрдой разновидности (этот, такой и др.) или мягкой разновидности (этакий).

3. Местоимение столько изменяется только по падежам, имеет полную парадигму, состоящую из 6 членов. При склонении принимает флексии прилагательного множественного числа (стольких, стольким. ).

4. Слово таков не склоняется, изменяется по родам и числам.

Таковой – книжн., сей, оный – устар., этакий – разг.

Вопросительные местоимения выражают вопрос о лице или предмете, о его признаке или принадлежности, а также о количестве.

1. Изменяются по падежам, но не имеют категорий рода и числа.

2. При склонении, т.е. в косвенных падежах, имеют флексии прилагательных, кроме формы Тв. падежа: к-ого, к-ому, к-ем.

Мест.-прил.: какой, чей, каков, который.

1. Местоимения какой, чей, который изменяются по падежам, числам и родам; какой и который склоняются как прилагательные 1 скл., а чей – как прилагательные 2 скл. (типа лисий).

2. Местоимение каков не склоняется, но изменяется по родам и числам.

1. Изменяется только по падежам.

2. В косвенных падежах имеет флексии прилагательных множественного числа.

3. В формах И.-В. падежей управляет формой Род. падежа мн.ч. существительных, в остальных падежах согласуется с формами существительных: Скольких книг не хватает?

Относительные местоимения омонимичны вопросительным местоимениям и отличаются от них функционально: служат для связи придаточного предложения с главным. В синтаксисе их называют союзными словами.

Он любил делать приятное людям, которые ему нравились (Б. Полевой).

Определительные местоимения указывают на обобщённый признак предметов: весь, всякий, любой, каждый, иной и др. Это мест.-прил., следовательно, имеют грамматические признаки прилагательных, склоняются по типу прилагательных (местоимение всяк не склоняется).

Каждое из определительных местоимений имеет своё значение. Например:

весь указывает на полноту в количественном отношении;

каждый обозначает ‘один из всех в данном ряду предметов, любой из себе подобных’;

самый подчёркивает в предмете главное, обладает значением ‘именно, как раз’ и т.д.

Некоторые определительные местоимения могут переходить в служебные слова: самый, всего используются для образования аналитической формы превосходной степени.

Отрицательные местоимения указывают на отсутствие в предметах признаков и количеств. Это местоимения, образованные при помощи префиксов не и ни от относительных местоимений: никто, ничто, никакой, ничей, нечего и др.

Грамматические признаки разнородны, т.к., например, никто, ничто – мест.-сущ., никакой, ничей – мест.-прил., нисколько- мест.-числит.

1. Местоимения никто и ничто склоняются, но не имеют категорий рода и числа (склоняются по типу производящих).

2. Местоимения некого, нечего имеют неполную парадигму (отсутствует форма Им.п.).

3. Мест.-прил. Склоняются как прилагательные 1 или 2 склонения.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества. Они образуются при помощи префиксов не и кое и постфиксов –то, –либо, нибудьот относительных местоимений: что-то, чей-нибудь, кое-кто, некто и др. Каждый словообразовательный элемент вносит свои специфические признаки неопределённости.

1. Неопределённые местоимения склоняются как их производящие.

2. Местоимение некто употребляется только в форме Им.п., а нечто – в формах Им.п. и В.п.

3. Местоимение некий изменяется по падежам, родам и числам, имеет свои особенности в склонении, является устаревшим и встречается лишь в книжной речи: некий некое

4. Местоимения с приставкой кое допускают вставку предлога после префикса: кое от кого.

4. Знаменательные части речи (существительное, прилагательное, неспрягаемая форма глагола причастие) иногда утрачивают конкретное лексическое значение и употребляются в функции местоимения. Переход в класс местоимений называется прономинализацией. Полного перехода не происходит.

1) сущ. вещь, дело, человек, брат: Эти впечатления – вещь (=нечто) обманчивая; вышло по три рубля на брата (=каждого);

2) прил. известный, определённый, отдельный: на определённом (=некотором) этапе; смелость отдельных людей;

3) прил.-прич. данный, следующий, указанный и др.: в данном (=этом) случае;

числ. один: в один (=некий, какой-то) прекрасный день; один из гостей

Дата добавления: 2015-05-06 ; Просмотров: 2536 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/15_177151_mestoimenie.html

Adblock
detector