Меню Рубрики

Местоимение как часть речи 5 класс фгос ладыженская

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок руского языка для 5 класса по ФГОС.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по теме «Местоимение как часть речи»

Цель : повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

  • развитие основных видов речевой деятельности;
  • умение работать в группе;
  • умение слушать и высказывать мнение.
  • осознание качества и уровня усвоения материала.
  • саморегуляция.
  • анализ явлений и их сопоставление в форме эксперимента.
  • синтез знаний.
  • построение сообщения в устной форме.

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Элементы технологий : технология развития критического мышления, проблемного обучения.

два вида карточек-заданий (индивидуальные и групповые)

Доброе утро, ребята! Садитесь. Передаем тетради.

1. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы, слушая его, должны подумать, о какой части речи идет речь в нем. ( Дети хором называют местоимения )

Мать склонялась умилительно,

И не зря. Падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ

Все заботятся старательно

И дают подарки – ДАТЕЛЬНЫЙ –

Не смотрите подозрительно,

Нет, дружок, падеж ТВОРИТЕЛЬНЫЙ сотворён совсем не МНОЙ !

Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне.

2. Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет разговор? ( дети отвечают )

3. А теперь записываем число и тему урока: Местоимение как часть речи.

4. Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки в дневник и журнал.

5. На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе, кроме местоимения. А какие части речи мы изучали? ( в с поминаем все части речи )

III. Постановка цели и задач.

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? ( дети самостоятельно формулируют цель )

2. А теперь какие задачи нам нужно выполнить, чтобы вспомнить местоимение?

( Если дети назвали слишком много задач, то необходимо задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?» )

1. Ребята, а для чего мы с вами собрались? Зачем вы пришли ко мне на урок?

2. Итак, а теперь ещё раз повторим наш план на урок. (Слайд 1)

V. Первичное усвоение новых знаний.

1. Что мы помним о местоимении? (Слайд 2)

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим, имеет категории рода, числа, падежа и лица, изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим или проверим? Какая пословица есть про проверку доверия? ( Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять. (Слайд 3)

Пришел Сережа . Он карандаш с бумагой взял , нарисовал дорогу , на ней быка нарисовал , а рядом с ним корову .

Запишите предложение к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении.

4. ( Один ребёнок работает у доски ) Указали, а теперь напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения являются. Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

Остальное выясняем после физминутки

VII. Первичная проверка понимания.

1. Что дальше делаем? ( работаем в парах ) У вас лежат на столах таблицы, которые нужно заполнить.

2. Что мы выяснили с помощью этих карточек? Как изменяется местоимение?

3. Теперь мы с вами всё проверили? И ещё раз, что же такое местоимение?

4. Нам остаётся только закрепить. Все делают упражнение 111 с разбором.

Читайте также:  На него старуха не взглянула какой падеж местоимения

(Сильным детям даётся карточка 1 варианта. Слабым даётся карточка 2 варианта.)

Упражнение проверяем вместе с классом по мере его выполнения. Сильные дети осуществляют взаимопроверку, слабые – проверку по эталону.

5. Что мы сейчас все вместе сделали с помощью этих упражнений? ( закрепили )

1. Теперь немного отдохнём. Сейчас на слайдах будут вопросы, вы на них отвечаете. (Слайд 4)

2. – Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

– Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

– Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

– Какие два местоимения в английском языке заменяются одним словом? (ВЫ и ТЫ)

3. Ребята, вы сегодня все кто? ( Молодцы ) Конечно, а теперь, пожалуйста, скажите мне, добились ли мы цели? Как мы её добивались? Всё ли у нас получилось? (Если не получилось, то необходимо задать вопрос: «Что нужно сделать, чтобы в следующий раз мы обязательно справились?»

IX. Информация о домашнем задании.

Упражнение113 (1 вариант предложения 1-2, 2 вариант предложения 3-4)

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/26/urok-russkogo-yazyka-v-5-klasse-po-teme-mestoimenie-kak

Местоимение как часть речи (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Конспект урока в 5 классе “Местоимение как часть речи” (учебник Т. А. Ладыженской).

Скачать:

Вложение Размер
Местоимение. Урок в 5 классе 23 КБ
Местоимение. Задания для обучающихся 16.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе
по теме «Местоимение как часть речи»

Колесова Серафима Александровна,

г. Санкт-Петербург, ГБОУ школа №58

повторить морфологические признаки местоимения; совершенствовать умение находить местоимение и использовать его в речи; упрочить орфографические навыки учащихся.

Предметные: научиться определять местоимения, указывающие на лицо, правильно использовать их в речи;

Личностные: формирование познавательного интереса и устойчивой мотивации к исследовательской деятельности;

Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства
для выражения мыслей и чувств; соблюдение на практике изученных орфографических и пунктуационных правил; извлечение информации научного и познавательного характера из учебных текстов; умение работать
индивидуально и в группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник, карточки с заданиями.

I. Организа-ционный момент. Планирование учебной деятельности

(Приветствие. Сообщение планов на урок.)

Сегодня мы продолжим с вами повторять изученное вами в начальной школе, уже на следующей неделе мы напишем диктант. Словарный диктант, к которому вы готовились, мы напишем в конце урока.

Тетрадями в конце урока поменяемся.

II. Актуали-зация знаний, мотивация

Ребята, вы любите играть? Давайте немножко поиграем. Я вам предлагаю ответить на шуточные вопросы.

– Какое личное местоимение состоит из одной буквы, но из двух звуков? (Я)

– Как союз НО превратить в местоимение? (ОН)

– Какое личное местоимение можно одинаково читать справа налево и наоборот? (ОНО)

– Вы изучаете английский язык. Какие два местоимения в английском языке заменяются одним словом? (ВЫ и ТЫ)

– А теперь подумайте: Какие местоимения нужны, чтобы руки были чистыми? (Вы, мы, ты)

– Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы)

Вы, конечно, догадались, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. (О местоимении)

Открываем тетради, записываем число, «Классная работа» и тему урока: Местоимение .

Те, кто сегодня будут активно работать на уроке, получат хорошие оценки.

На прошлых уроках мы повторили почти все части речи, изученные вами в начальной школе. Какие части речи мы изучали? (Глагол, существительное, прилагательное)

III. Поста-новка цели и задач

1. Какая наша главная цель на сегодняшний урок? (Вспомнить, что такое местоимение)

2. А какие задачи нам предстоит решить на уроке?

  • (- Повторить и обобщить изученный в начальной школе материал о местоимении;
  • – научиться грамотно использовать местоимения в собственной речи.)

(Если дети назвали слишком много задач, то можно задать вопрос: «А все ли эти задачи нам сегодня необходимы?»)

III. Первичное усвоение знаний

1. Что мы помним о местоимении?

Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, не называя его, отвечает на вопросы кто? что ?, может быть обстоятельством, дополнением и подлежащим , имеет категории рода, числа, падежа и лица , изменяется по числам, падежам и в единственном числе по родам.

2. Мы поверим этому утверждению или проверим? Кстати, какая пословица есть про проверку доверия? (Доверяй, но проверяй.)

3. Начинаем проверять (на доске записаны предложения).

Пришел Сережа. Он карандаш с бумагой взял, нарисовал дорогу, на ней быка нарисовал, а рядом с ним корову.

Запишите эти предложения к себе в тетрадь, а стрелочками покажите, на какие предметы указывают или какие предметы заменяют местоимения, находящиеся в предложении (___________ работает у доски).

4. Указали, а теперь (сверху, над местоимениями) напишите вопросы, на которые отвечают местоимения. Так, что мы проверили?

Дальше выясним, какими членами предложения эти местоимения являются ( _____ _ у доски). Выяснили?

5. Мы всё выяснили или нет? Что на данный момент выяснили?

6. Давайте заглянем учебник и посмотрим, может быть мы что-то забыли и учебник нам об этом напомнит (стр. 51, § 22).

Перед вами табличка. Вообще, разрядов местоимений много, изучать их вы будете позже (возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительно-относительные, отрицательные, неопределенные). Сегодня мы говорим о личных местоимениях. (_____________ назови или прочитай их).

Личные местоимения по грамматическим значениям очень похожи (на какую часть речи?) на существительное. У этих местоимений тоже есть падеж, число, как и у существительных. Проверим?

IV. Осуществ-ление практической деятельности

Задание. Просклоняйте местоимения я, ты, он .

Три человека работают у доски, остальные дети в тетрадях.

А как пишутся местоимения с предлогами? (Пишутся раздельно, как и с существительными) . Докажем это. Упражнение 111.

Сразу обратите внимание на слова в рамочке (вдвоем, втроем ), выпишите их.

Теперь прочитаем, о чем нас просят в задании. ________ читает.

Для чего нам нужны предлоги? (Они служат для присоединения существительных и местоимений к другим словам.)

Перед какой частью речи вы никогда не встретите предлог? (Перед глаголом).

Минута тишины. Выключен свет, дети занимают удобное положение, можно полежать на парте. Музыка для сопровождения: Клод Дебюсси, «Девушка с волосами цвета льна» (французский композитор, прелюдия).

Ребята, перед вами лежат карточки с заданиями. Найдите Задание 1. В нем даны пары предложений. Нужно их изменить, чтобы избежать повторений. Выполним это задание устно .

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Сделайте вывод о роли местоимений в тексте. Для чего они нам нужны? (Местоимения помогают устранить неоправданные повторы слов.)

Задание 2. Запишите местоимения. Самостоятельно, 2 минуты.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Меняемся тетрадями, берем в руки карандаши и проверяем. _________________ отвечает.

VI. Подведение итогов. Рефлексия

В начале урока вы сказали, что наша цель – вспомнить, что такое местоимение. Цель достигнута? С задачами мы справились?

Тогда составьте несколько предложений на тему «Сегодня на уроке русского языка», используя личные местоимения. Можно опираться на вопросы, приведенные на обороте карточек, которые лежат у вас на столе:

  • Что вспомнили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было трудно / легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?

Домашнее задание. Упр. 112 (1), 113 (1, 2)

Как вы считаете, кто сегодня на уроке работал очень хорошо?

Предварительный просмотр:

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  1. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  2. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  3. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  4. 2-е л., ед. ч., П. п.

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  5. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  6. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  7. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  8. 2-е л., ед. ч., П. п.

Задание 1. Отредактируйте предложения.

  1. В воздухе кружился желтый лист. Лист медленно летел к земле.
  2. Ребята отправляются в поход по родному краю. Ребята соберут много интересных материалов.
  3. Учитель познакомил школьников с интересной книгой Игоря Акимушкина. Книга всем понравилась.
  4. Внизу ласково плескалось море. Море манило к себе.

Задание 2. Запишите местоимения.

  1. 1-е л., ед. ч., И. п.
  2. 3-е л., ед. ч., ср. р., И. п.
  3. 3-е л., мн. ч., Р. п.
  4. 2-е л., мн. ч., П. п.
  1. 3-е л., ед. ч., м. р., Р. п.
  2. 1-е л., ед. ч., Р. п.
  3. 2-е л., ед. ч., Р. п.
  4. 2-е л., ед. ч., П. п.
  • Что вспомнили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было трудно / легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?
  • Что вспомнили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было трудно / легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?
  • Что вспомнили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было трудно / легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?
  • Что вспомнили на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Было трудно / легко?
  • Довольны ли вы своей работой на уроке и почему?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией.

Обобщающий урок- игра по теме: «Местоимение как часть речи» ( 6 класс). На данном уроке проверяется умения детей находить местоимение в тексте, отличать их от других частей речи, определят.

Презентация к уроку изучения нового материала по теме “Местоимение как часть речи”.

Методическая разработка урока с презинтацией на тему “Местоимение как часть речи”. 6 класс.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте.

Презентация к уроку русского языка в 6 классе по теме “Местоимение как часть речи”.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/10/05/mestoimenie-kak-chast-rechi

Adblock
detector