Меню Рубрики

Местоимение как средство связи предложений в тексте

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
план-конспект по русскому языку

Скачать:

Предварительный просмотр:

Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте .

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, не называя их. Например: Я чувствую разумность бытия. Каждый день приносит что-то новое.

  1. Местоиемния часто заменяют ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведёт к искажению смысла ( Генерал вёз пленного мальчика. В дороге он (кто?) заболел ).
  2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное н , если они стоят после простых предлогов (без, в, до, для, на, из, к, с, у и др.) и после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом ( вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади ): без него, к ней, вокруг них и т.д. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, начальное н не прибавляется: вопреки ему, согласно ей, навстречу ему.
  3. Собирательные существительные (крестьянство, молодёжь, группа и т.д.) нельзя заменять местоимениями в форме множественного числа. Нельзя сказать: Молодёжь смотрит в будущее, она шагает вперёд большими шагами. Чтобы не создавать неправильных сочетаний, следует слово молодёжь заменить словом молодые люди или представители молодого поколения .
  4. Возвратное местоимение себя и определительное свой относятся к лицу, производящему действие. Поэтому в предложениях: Жилец попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад . Местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой – к слову ассистент.
  5. Правильными являются формы у неё , от неё (формы у ней , от ней носят разговорный характер или являются устарелыми).
  6. При значительной смысловой близости слов всякий, каждый и любой они отличаются друг от друга присущими оттенками значения.

Всякий имеет особое значение «разный, самый разнообразный, всевозможный». Другое значение – «какой-либо, какой бы то ни было».

Местоимению каждый присуще особое значение «один из всех в данном ряду», например: Зачётная книжка выдаётся каждому студенту.

Слово любой (относимое обычно к прилагательным) имеет особое значение «какой угодно на выбор», например: Выбирайте любую книгу. В стилистическом отношении слово любой отмечается как разговорное. Существовавшее в прежнее время разграничение в употреблении русских местоимений сам и самый (первое относилось к названиям одушевлённых предметов, второе – к названиям предметов неодушевлённых) начинает стираться. Наблюдается тенденция к употреблению местоимения сам : сам порядок принятия решения и т.д.

Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.

Андрей уже издали видел дом , непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.

В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.

Источник статьи: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2020/05/22/upotreblenie-mestoimeniy-v-rechi-mestoimenie-kak-sredstvo

Средства связи предложений в тексте

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

  • Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен.
  • Параллельный. Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.
Читайте также:  Как определить падеж местоимения 4 класс

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Лексические средства

  1. Лексические повторы
    • Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».
  2. Однокоренные слова
    • Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».
  3. Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
    • Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».
  4. Антонимы, в том числе и контекстуальные
    • Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».
  5. Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д.
    • Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».
  6. Слова, связанные тематически
    • Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

Морфологические средства

  1. Местоимения и местоименные наречия
    • Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».
  2. Союзы и частицы, особенно в начале предложения
    • Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».
  3. Наречия времени и места
    • Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».
  4. Глаголы-сказуемые в одной временной форме
    • Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».
  5. Степени сравнения прилагательных и наречий
    • Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

Синтаксические средства

  1. Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме.
    • Например, «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»
  2. Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения.
    • Например, «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями».
  3. Неполные предложения
    • Например, «Знаете, как обитают панды? В Китае!»
  4. Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы.
    • Например, «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!»
  5. Использование прямого и обратного порядка слов
    • Например, «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

  • Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
  • Отрицательные: не, ни, нет.
  • Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
  • Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
  • Уточняющие: именно, точно, как раз.
  • Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
  • Утвердительные: да, так, угу.
  • Указательные: вот, вон.
  • Восклицательные: что за, как.
  • Усилительные: даже, же, ведь.

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

  • Сочинительные (и, а, или, сколько. столько и, а именно и др.)
  • Подчинительные (что, когда, чтобы, хотя, где, куда и др.)

Самостоятельные части речи

Местоимения

  • Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах.
  • Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах
  • Возвратное: себя
  • Указательные: тот, те, этот и т.д.
  • Определительные: сам, весь, каждый и т.д.
  • Неопределенные: некто, нечто и т.д.
  • Отрицательные: никто, ничто, никакой и т.д.
  • Вопросительные: кто, что, сколько, кого и т.д.

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.

  • Обстоятельственные (по-летнему, очень, здесь, всегда, наперекор)
  • Определительные (страшно, много, шагом, по-нашему, втроем)

Источник статьи: http://bingoschool.ru/manual/192/

Читайте также:  Местоимения 1 лица множественного числа их падеж

Местоимение как части речи, использование в качестве средства связи предложений в тексте.

Местоимение— часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Местоимения (за небольшим исключением) изменяются по па­дежам; некоторые по родам и числам.

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

Личные — я, мы, ты, вы, она, оно, они.

Притяжательные — мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой.

Указательные — этот, тот, такой, столько, сей.

Определительные — весь, всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяческий.

Вопросительные — кто? что? какой? каков? который? чей? сколько?

Относительные — кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределенные — некто, кое-что, кто-либо, кто-нибудь, нечто, кое-что, что-либо, что-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, некоторый, кое-чей, чей-то, чей-либо, не­сколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные — никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

Имена прилагательные.

Имя прилагательное — часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? (осенний, крас­ный).

В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми: День был ясный, свежие лучи солнца освещают весь сад.

По значению прилагательные делятся на три разряда:

Качественные— обозначают такой признак (качество) пред­мета, который может быть в предмете в большей или меньшей сте­пени.

1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2. Обозначают различ­ные качества предметов: цвет (иссиня-черный), внутрен­ние качества человека, его душевное состояние (волевой), возраст (престарелый), величину предмета (мизерный), качества, восприни­маемые органами чувств (кислый), общую характе­ристику и оценку предмета <сомнительный).

3. Могут иметь суффик--ист-, -оват-, -еньк-др. (сладковатый).

4. Образуют краткую форму и степени сравнения смелыйсмел,

5. Образуют сложные прилагательные и прилага­тельные с приставкой не-.

6. Сочетаются с наречи­ями очень, чрезвычайно, слишком и др.

Относительные— обозначают такой признак предмета, кото­рый не может быть в предмете в большей или меньшей степени.

1. Отвечают на вопросы какой? какая? какое?

2. Обозначают признак предмета не прямо, а через его отношение к другому предмету: материал, из ко­торого сделан предмет (дере­вянный), время (дневной), место (пригородный), назна­чение предмета (книжная полка) и т. п.

3. Имеют суффиксы -ан-(-ян-), -ск-, -ое- и др. (мос­ковский).

4. Не имеют краткой формы, не образуют степе­ней сравнения.

5. Не образуют сложные прилагательные и прилага­тельные с приставкой не-.

6. Не сочетаются с наре­чиями очень, чрезвычайно, слишком и др.

Притяжательные— обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье?

1. Отвечают на вопросы чей? чья? чье? чьи?

2. Обозначают принадлежность какому-либо лиц или животному: папин, отцов, медвежий.

3. Имеют суффиксы ов(-ев), -ин(-ын), -ий(сестрицын).

4. Не имеют краткой формы, не образуют степе­ней сравнения.

5. Не образуют сложные прилагательные и прилага­тельные с приставкой не-.

6. Не сочетаются с наре­чиями очень, чрезвычайно, слишком и др.

При употреблении прилагательных их значения могут изме­няться, например, прилагательное волчий в словосочетании волчий след (т.е. след волка) является притяжательным (чей след? волка), а это же прилагательное в словосочетании волчья шуба будет от­носительным (шуба из чего? из волка), а волчий аппетит – качественным.

Значение и образование степеней сравнения.

Прилагательные (только качественные) могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Сравнительная степень показывает, что в том или ином пред­мете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интерес­нее (в тексте: от прилагательного жаркий можно образовать срав­нительную степень. Этот день жарче, чем вчерашний).

Превосходная степень обозначает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей сте­пени: он милейший человек (в тексте: от прилагательного спокой­ное можно образовать превосходную степень: спокойнейшее небо, самое спокойное небо).

При употребление прилагательных в форме степеней сравне­ния помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, самый сладчайший, менее предпочтительный и т.п. Правильно будет: лучший, сладчайший, предпочтительный.

Читайте также:  Him какое это местоимение

Наречия на -о(-е), образованные от качественных прилага­тельных, могут иметь степени сравнения, которые обозначают, что какой-то признак может быть в большей или меньшей степени: вы­соковышеболее высокониже (в тексте: поскорее – срав­нительная степень наречия скоро). От наречия старательно можно образовать сравнительную степень старательнее, превосходную старательнее всех).

Степени сравнения наречий

Сравнительная Превосходная

простаясоставная образуется из сочетания

образуется с помощью состоит из сочетания слова двух слов – простой суффиксов -ес(-ей), -е, более или менее и сравнительной степени

-ше от исходной формы исходной формы наречия: наречия и местоимения

наречий, от которой более (менее) красиво. всех (всего): отбрасываются конечные написал лучше всех.

Сходство и различие имен прилагательных и причастий.

Имя прилагательное и причастие имеют много общих грамма­тических признаков.

1. Отвечают на одни и те же вопросы: какой? какая? какое? какие?

Ранние, осенние Какие? – прилагательные

Пожелтевшие Какие? – причастие.

2. Прилагательное обозначает признак предмета, а причастие — признак предмета по действию. Причастия образуются от глаголов, но есть и прилагательные, которые тоже образованы от глаголов и называются отглагольными.

3. Общими и у прилагательных, и у причастий является категория числа, единственного и множественного, рода, который зависит от того, к какому существительному относится прилагательное или причастие. И прилагательные, и причастия изменяются по паде­жам и имеют одинаковые окончания.

4. И при­лагательные, и причастия могут иметь краткую форму:

Горяч (прил.) — воспитан (прич.).

Но причастие имеет и различия:

1. Причастия образуются с помощью суффиксов, которых нет у прилагательных:

действительные причастиянастоящего времени образуются с помощью суффиксов -ущ—ющ, -ащ—ящ, прошедшего вре­мени —вш;-ш.

страдательные причастия настоящего времени образуются с по­мощью суффиксов -им, -ем, -ом, прошедшего времени -енн, -нн, -т.

2. Образуясь от глагола, причастие сохраняет следующие его признаки:

1) вид (несовершенный и совершенный):

что делать? какой? что сделавший?

что сделать? какой? что сделавший?

прочитать (с. в.) — прочитавший (с. в.)

2) время (настоящее и прошедшее):

играюищий (наст, вр.) — который играет

игравший](прош. вр.) — который играл

3) возвратность (возвратное или невозвратное):

решить (невозвр.) — решивш ий (невозвр.)

решиться (возвр.) — решившийся (возвр.)

4) переходность (переходное или непереходное)

сварить (переход.) — сваривший (что?) рассольник (переход.)

умываться (непереход.) — умывающийся (неперех.)

5) Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие.

Глагольные морфологические признаки

Деепричастий и причастий.

Причастие — это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы что делающий? что сделавший? какой? какая? какое? какие? и др. и имеет признаки глагола (вид, время, возвратность, переходность) и прилагательного (изменяется по числам, родам и падежам).

Образуясь от глагола, причастие сохраняет следующие его признаки:

1) вид (несовершенный и совершенный):

что делать? какой? что сделавший читать (н. в.) — читающий (н. в.)

что сделать? какой? что сделавший? прочитать (с. в.) — прочитавший (с. в.)

2) время (настоящее и прошедшее)

играющий (наст, вр.) — который играет,

игравший (прош. вр.) — который играл

3) возвратность (возвратное или невозвратное):

решить (невозвр.) — решивший (невозвр.)

решиться (возвр.) — решившийся (возвр.)

4) переходность (переходное или непереходное)

сварить (переход.) — сваривший (что?) рассольник (переход.)

умываться (непереход.) — умывающийся (неперех.)

5)Способность иметь при себе зависимое имя существительное или наречие.

Деепричастие — особая форма глагола (некоторые языковеды считают деепричастие самостоятельной частью речи), которая обозначает добавочное действие при основном действии, выра­женном глаголом.

Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы

что делая? что сделав?, является неизменяемой фор­мой и не имеет окончания.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; Нарушение авторского права страницы

Источник статьи: http://infopedia.su/10x91ca.html

Adblock
detector