Меню Рубрики

Местоимение себя в художественной литературе

«Употребление местоимений в художественных текстах.»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

«Употребление местоимений в художественных текстах.»

1.Обобщение и систематизирование знаний по теме «Местоимение»

расширение лексического запаса, кругозора учащихся при выполнении заданий.

2.Активизация самостоятельной деятельности, развитие познавательной активности, развитие орфографической зоркости, зрительной и слуховой памяти, развитие логического мышления, умения сравнивать, обобщать, классифицировать

3. Привитие культуры общения, воспитание интереса к предмету, пробудить уважение и любовь к родному языку, воспитание доброжелательности друг к другу, коммуникативности.

Форма работы учащихся: групповая, творческая, поисковая.

Оборудование: книги, раздаточный материал, аудиозаписи песен.

1Организационный момент. Деление на группы.

2.Вступительное слово библиотекаря и учителя русского языка.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами проведем библиотечный урок по русскому языку. Все мы прекрасно знаем, что русский язык – это необычайное богатство. Владение русским языком, в его истинном и историческом значении, развивает личность человека и дает небывалую власть над словом. Ведь слово, верное и правдивое – это настоящее сокровище, с помощью которого можно добиться любых успехов и высот.

« Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.»

Местоимение – важная часть речи, и о себе оно говорит так:

Я заменить могу другие части речи,

Взвалив обязанности их себе на плечи.

Когда приходится слова другие замещать,

На их значение всегда мне надо указать.

– Как вы понимаете это стихотворение? Каково же значение этой части речи? (заменяет другие части речи и указывает на их значение)

Библиотекарь. В древнерусском языке личных местоимений было немного, даже меньше, чем сейчас: язь или я (это варианты местоимения 1-го лица) и ты (2-е лицо). В древних памятниках нередко встречается азъ. Это тоже местоимение 1-го лица, но не древнерусское, а старославянское. К личным местоимениям примыкало и возвратное себе: у него были такие же грамматические особенности, как у местоимений язъ и ты Особый вопрос— местоимение 3 лица. Специального местоимения 3-го лица в древнерусском языке не было. В современном русском языке это слово он, не похожее на другие личные местоимения. В древнерусском языке это местоимение было указательным со значением ‘тот’ (при указании на далекий предмет). Можно встретить употребление личного местоимения АЗЪ, которому в современном русском языке соответствует местоимение Я: но азъ есми князь.

Указательные местоимения отражали три ступени удаленности предмета от говорящего. Местоимения сь, си, се указывали на предмет, близкий к говорящему ; тъ, та, то – на предмет, удаленный от говорящего, но близкий к собеседнику; онъ, она, оно указывали на предмет, далекий и от говорящего, и от собеседника. Особого внимания требует история местоимений тъ, та, то . Следует отметить широкое употребление указательных местоимений множественного числа СИИ (эти): сии же князь велики.[ 4 ]

3.Основная часть. Введение в игру. Знакомство с правилами игры.

1.Первая остановка: Музыкальная шкатулка.

Прослушивание отрывка песни «Родина моя»

Я, ты, он, она
Вместе – целая страна,.
Вместе – дружная семья,
В слове “мы” – сто тысяч “я”.

Над тобою солнце светит,
Родина моя.
Ты прекрасней всех на свете,
Родина моя.
Я люблю, страна, твои просторы,
Я люблю твои поля и горы,
Сонные озёра
И бурлящие моря.

Библиотекарь. Эта песня была написана в семидесятые годы прошлого века, Р.Рождественским , музыку написал Д.Тухманов. Песня стала гимном любви к Родине.

– Какие местоимения здесь встречаются часто?

Известно, что местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения, второе место занимают притяжательные местоимения (мой, твой, наш, ваш, свой),

Читайте также:  Итальянский язык возвратные местоимения

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.

( Задание: Каждой группе дается текст песни. определите разряд местоимений и название песни.)

Здорово, когда на свете есть друзья. (Ты да я да мы с тобой)

2. Наш ковер — цветочная поляна.
Наши стены — сосны великаны.
Наша крыша — небо голубое,
Наше счастье — жить такой судьбою. ( Ничего на свете лучше нету
)

Вы и ты – такие важные для русского языка местоимения!

Не одно столетие на Руси всегда и всем один на один говорили ты. И первое лицо государства не было исключением. “Государь ТЫ наш батюшка!”

Пожалуй, впервые в официальной переписке использовал не только общепринятое обращение ты, но и достаточно язвительное вы царь Иван Грозный, отвечая на обвинения переметнувшегося в стан врага вчерашнего друга и соратника Андрея Курбского:

« Ты же тела ради душу погубил еси и славы ради мимотекущая нелепотную славу приобрел еси, и не на человека возъярився, но на Бога востал еси.

То вы своим злобесным обычаем утвердили изменников любити: а в иных землях израдец не любят: казнят их да тем утверждаются…”

Только в конце XVII века во внутренней деловой переписке Петра I появилось местоимение вы в качестве формы вежливости.

Довольно забавно, что в письме к одному человеку можно было встретить тогда и обращение на вы, и обращение на ты : “Петр Алексеевич, за твои тщательные труды Милость Вашу благодарю!”

По приказанию того же Петра были опубликованы учебники этикета русской речи под названием “Приклады”, в которых объяснялось, что местоимение вы есть форма вежливости.

Был также издан учебник хороших манер для молодёжи под названием “Юности честное зерцало”. В нём, например, рекомендовалось обращаться на вы и к родителям.

В конце Петровской эпохи уже все высокопоставленные люди требовали к себе обращения на вы, хотя сами “тыкали” подчинённым.

Проникновение местоимения вы в обиход было стремительным, так как требовалось обществу. В XIX веке Чернышевский писал: “Наш мужик называет одинаково на ты и своего брата, и барина, и царя. Но чем образованнее становимся мы, тем шире делается круг вы “.

“В зиму с 1857 на 1858 г. в русских гимназиях по реформе известного врача Пирогова учащимся стали говорить вы, при этом отменили и порку”, – вспоминает известный педагог Острогорский.

Интересно, что среди знаменитых требований рабочих Ленских приисков в 1912 году было и такое: “Рабочих называть не на ты, а на вы “. В Приказе № 1 Петроградского Совета от 1 марта 1917 года по армии обращение на ты отменялось совершенно.

В советское время – точно так же, как и в Петровскую эпоху – выбор ты или вы определял статус собеседника.

В русском языке обращение на вы может быть и знаком уважения, и проявлением охлаждения в отношениях! Так же как и обращение на ты – оно может звучать признанием в любви, – сошлёмся на великого знатока человеческих душ Александра Сергеевича Пушкина:

В душе влюблённой возбудила.

Свести очей с неё нет силы;

Вот раньше, к примеру, считалось недопустимым называть бабушку-дедушку на ты. А сейчас бабушку внуки называют по имени. Итак, давайте переходить на ты в нужное время и в нужном месте, чтобы собеседник в душе этому радовался, а не терял дара речи![ 3 ]

2.Вторая остановка –Литературная.

Библиотекарь . Многие русские поэты в своих стихотворениях любили использовать местоимения. В лирическом произведении поэт часто рассказывает о своих личных чувствах, переживаниях, о своём восприятии жизни .

И. Пущину» Александр Пушкин

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.

Читайте также:  Заполни пропуски в предложениях выбрав нужные местоимения в скобках hello

Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

Бык с плугом на покой тащился по трудах;
А Муха у него сидела на рогах,
И Муху же они дорогой повстречали.
«Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос.
А та, поднявши нос,
В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»

Учись у них – у дуба, у березы.

Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа. [ 2 ]

Итак, вы прочитали отрывки из стихотворений, которые мы изучали в 6 классе. О каких временах года идёт речь?

Библиотекарь : Поэты точно, ярко подмечали неповторимые прелести русской природы, пробуждающейся весной и замирающей осенью.

(Задание – каждая группа получает текст стихотворений, необходимо

назвать автора и определить местоимения и их разряд.)

Учитель. Давайте найдем все местоимения в этом стихотворении.

Три чёрных собаки на чём-то сидели,

Три чёрных собаки куда-то глядели,

Три чёрных собаки увидели что-то,

Три чёрных собаки вскочили с чего-то,

Три чёрных собаки к чему-то подкрались,

Три чёрных собаки за чем-то погнались,

Но кто-то ни капельки не растерялся,

Вильнул кое-чем и на что-то взобрался.

К какому разряду относятся? ( неопределительные)

И сказать – то че го! ( И. Михайлова) ( отрицательные)

(Задание – ответить на вопросы)

– Местоимения какого разряда играют ключевую роль в тексте стихотворения?

– Что вы знаете о правописании отрицательных местоимений с приставками не- и ни- ?

– Как можно назвать человека, который ведёт себя так же, как герой этого стихотворения? Почему ?

3.Остановка «Пословица – всем делам помощница»

Библиотекарь. Очень выразительны русские пословицы и поговорки — сокровища народной мудрости

«Пословица – всем делам помощница »

Давайте вспомним пословицы и поговорки, в которых есть уникальное местоимение, которое называют себялюбивое. Оно одно составляет целый разряд, у этого местоимения нет родственников.

( Задание группам – дописать пословицы.)

Сам себя не похвалишь- никто не похвалит .

Сам от себя не утаишь, сам себя и обличишь.

Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит.

Учитель. Приведите пример фразеологизмов , в которых употребляется местоимение себя, объясните смысл).

(Быть вне себя , найти себя, прийти в себя, выйти из себя, читать про себя, себе на уме.)

4.Остановка «Историческая библиотека.»

Библиотекарь. Как найти книгу в Исторической публичной библиотеке? Ведь там на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всем доме.

(Задание – дается текст, найти определения и определить разряд)

Было ли у тебя так: ищешь книгу, перероешь весь шкаф и наконец найдешь её где-нибудь на самом верху?

А в Исторической публичной библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всём доме. И чтобы только перебрать все книги библиотеки по одной, нужно потратить много времени. А ведь каждый день сюда приходят самые разные читатели. И находят нужные им книги очень быстро. Это возможно потому, что каждая книга имеет свой постоянный точный адрес, который называется шифром. Выглядит он примерно так:

Всякому сотруднику библиотеки ясно, что обозначает этот шифр: буква К – отделение книгохранилища, где находится книга, верхняя цифра – номер шкафа, нижняя – место на полке .[ 1 ]

Читайте также:  Место двух местоимений дополнений во французском языке

1. К какому личному местоимению надо приставить несколько лет, чтобы получился синоним слова «польза». (вы-года)

2. Прибавить к указательному местоимению личное, чтобы получить то, что предлагает учитель, когда ученики пишут сочинение.( те- мы)

3. Между какими местоимениями надо вставить предлог, чтобы получились крупные плоды. ( ты- к-вы)

4. Напишите два личных местоимения, которые вместе составили бы имя существительное множественного числа.

5. К личному местоимению прибавьте хвойный лес, получите название действия.( вы-бор)

6 Из какого указательного местоимения, если прибавить к нему сотню, можно испечь пирог или хлеб. (те-сто)

7. Какое местоимение вместе с зачатками цветка или стебля может быть обувью? (та-почки)

8. К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получить ряд помещений в доме на одном уровне? (эта-ж)

9 Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно,я)

10. Какое местоимение превратится в союз, если его прочитать наоборот? (он-но)

Библиотекарь. Сейчас мы послушаем песенку “Радионяня” (из передачи “ Как вести себя в гостях”, песенка о правилах поведения в гостях),

( Задание – найти и выписать местоимения, указав их разряд ( наша – притяжательное, все – определительное, после них – личное, нашим – притяжательное, у всех – определительное, другой – определительное, все – определительное, им – личное, им – личное, к ним – личное.)

Какова тема прозвучавшей песни?

Сегодня мы говорили об употреблении местоимений в художественных текстах. Местоимения часто употребляют при написании резюме, автобиографии., открытки, письма.

(Задание – напишите фрагмент резюме группы, открытки или письма)

Учитель. Подведение итогов.

Стихотворение “Выучи русский язык!”.

Источник статьи: http://infourok.ru/upotreblenie-mestoimeniy-v-hudozhestvennih-tekstah-2146033.html

Возвратное местоимение себя.

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/vozvratnoe-mestoimenie-sebya-270908.html

Adblock
detector