Местоимения: классы, разряды, морфологический разбор. Личные местоимения
Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимение указывает на определенный предмет, лицо, свойство или число, не называя его прямо. Дословно «местоиме́ние» означает « слово, заменяющее имя ».
Например, личные местоимения я, мы, ты, вы, он, они.
Указательные местоимения – этот, тот .
Отрицательные местоимения – никто, нисколько .
В русском языке выделяется несколько разрядов или классов местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, возвратные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные.
Некоторые лингвисты отказываются считать местоимение полноценной частью речи, считая местоимения «заместительными словами». Другие специалисты относят местоимения к особым существительным, прилагательным, наречиям, числительным.
Личные местоимения
Личные местоимения называют тот или другой предмет или субъекта по его отношении к лицу речи. Я или он может означать какого угодно человека в зависимости о того, кто и о ком произносит эти слова.
Личные местоимения первого лица (я, мы) и второго лица (ты, вы) указывают на участников речи. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) – на лиц, не принимающих участия в речи.
Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам, изменяются по лицам и числам, а в третьем лице единственного числа – еще и по родам.
Таблица личных местоимений
Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
Я . Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне
Ты . Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе
Он . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём
Она . Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней
Оно . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.
Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный
Мы . Нас, нам, нас, нами, о нас
Вы . Вас, вам, вас, вами, о вас
Они . Их/них, им/них, их/них, ими/ними, о них
Примеры предложений с личными местоимениями
Мы долго молча отступали (М. Лермонтов).
А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)
Она была нетороплива, не холодна, не говорлива (А. Пушкин).
Притяжательные местоимения
Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета. Например: мой, твой, свой .
Притяжательные местоимения изменяются по лицам, числам и родам, склоняются по падежам. Не склоняются лишь притяжательные местоимения третьего лица: его, её, их (лишь в грубом просторечии говорят ейный, ихний и т.п.).
Примеры предложений с притяжательными местоимениями
Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь (А. Пушкин).
Что, ежели б ты не была моею? (А. Пушкин).
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась (М. Лермонтов).
Возвратное местоимение «себя»
Возвратное местоимение «себя» указывает, что действие направлено на сам субъект. Не меняется по лицам, числам и родам: « Он взял деньги себе », « Мы пошли к себе домой », « Она сказала себе ». Склоняется по падежам – себя, себе, собой. При этом форма именительного падежа у него отсутствует.
Примеры предложений с возвратным местоимением «себя»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин).
В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).
Вопросительные местоимения
Вопросительные местоимения используются в вопросительных предложениях, они указывают, что предмет или признак не определены, их нужно определить в ответе: кто, что, какой, чей, который, каков.
Примеры предложений с вопросительными местоимениями
Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С. Маршак)
Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? (А. Пушкин).
Относительные местоимения
Относительные местоимения используются для присоединения придаточного предложения к главному: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .
Примеры предложений с относительными местоимениями:
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).
Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).
Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идет (К. Паустовский).
Указательные местоимения
Указательные местоимения обозначают, на какой объект указывает говорящий: тот, этот, такой, сей, столько.
Примеры предложений с указательными местоимениями
Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).
Все это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).
Определительные местоимения
Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, другой, иной
Примеры предложений с определительными местоимениями
Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).
Направо было видно все село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо: никто, ничто, некого, нечего, нисколько, никакой, ничей.
Примеры предложений с отрицательными местоимениями
Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).
Толком никто ничего не знал (К. Симонов).
Неопределённые местоимения
Неопределенные местоимения указывают, что название или сущность данного предмета или признака безразличны в данной ситуации. Не́кто, не́что, не́кий, не́который, не́сколько . Также неопределённые местоимения образуются приставкой кое- ( кое-кто, кое-кому, кое-куда и другие) или суффиксами -то, -либо, -нибудь ( кто-то, зачем-либо, когда-нибудь и другие).
Примеры предложений с неопределенными местоимениями
Ваш кучер рассказывает что-то, часто указывая кнутом в сторону, что-то длинное и ненужно е (А. Чехов).
Кто-то играл на скрипке (М. Горький).
А ведь, пожалуй, кое в чем он был прав (М. Шолохов).
Морфологический разбор местоимения
Местоимения не имеют собственных морфологических признаков. Они заимствуют признаки у тех частей речи, с которыми соотносятся.
Например, личное местоимение «она» можно заменить существительным – «девочка», «девушка», «женщина». Местоимение, указывающее на признак, можно заменить прилагательным: «какой-то» заменить на «незнакомый», «неизвестный».
Пример морфологического разбора местоимения
Мой – местоимение, указывает на признак: (чей?) мой .
Начальная форма – мой.
Имеет морфологические признаки: .
Постоянные: притяжательное.
Непостоянные: здесь употребляется в именительном падеже, в ед.ч., в мужском роде.
В предложении является определением.
Письменный морфологический разбор:
Мой – мест.
(чей?) мой
н.ф. – мой
Пост. признаки: притяж.
Непост. признаки: в И.п., ед.ч., м.р.
(чей?) мой – определение.
Читайте о других частях речи в русском языке
Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.
Источник статьи: http://www.anews.com/p/109664872-mestoimeniya-klassy-razryady-morfologicheskij-razbor-lichnye-mestoimeniya/
Волжский класс
Боковая колонка
Рубрики
Видео
Книжная полка
Малина для Админа
Боковая колонка
Опросы
Календарь
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Авг | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |
Изменение личных местоимений по падежам. Правописание местоимений, с. 70 – 73
Ответы по русскому языку. 4 класс. Проверочные работы. Канакина В.П.
МЕСТОИМЕНИЕ
Изменение личных местоимений по падежам.
Правописание местоимений
Ответы к стр. 70 – 73
1. Прочитай. Вставь пропущенные падежные формы любого из данных местоимений я или ты. Укажи над ними падеж.
Спросил у меня (Р. п.) , подошёл ко мне (Д. п.) , встретился со мной (Т. п.) , беспокоился обо мне (П. п.) .
2. Прочитай. Отметь √ словосочетание с местоимением, употреблённым в родительном падеже. Подчеркни местоимения, в скобках укажи лицо, число, падеж местоимений.
говорил с нами (1-е л., мн. ч., Т. п.)
встретил тебя (2-е л., ед. ч., В. п.)
вспомнил о нас (1-е л., мн. ч., П. п.)
√ приготовил для нас (1-е л., мн. ч., Р. п.)
3. Прочитай диалог из сказки “Хвосты”. Впиши пропущенные падежные формы местоимений я и ты.
— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты!
— Совсем не для красоты, – отвечает рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть, я хвост вправо поворачиваю. Надо налево, я налево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.
• Подчеркни местоимение 2-го лица единственного числа в дательном падеже.
4. Прочитай предложения из рассказа “Кто наказал его?”. Подчеркни местоимения.
Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал. (В. Осеева)
• Подготовься ответить на вопрос: “Почему автор так построил первые четыре предложения, что каждое начинается с местоимения я?”
Мальчик раскаялся, он понял, что виноват.
• Соедини первые четыре простых предложения в одно простое предложение с однородными членами. Запиши составленное предложение.
Я обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре.
5. Прочитай. Отметь √ , в каком предложении местоимение является второстепенным членом.
Вы пойдёте сегодня в театр?
√ Брат всегда заботится обо мне.
• Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.
6. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркни местоимения. Над местоимениями 3-го лица укажи падеж.
Опять выглянуло солнышко, да такое весёлое, яркое! Оно даже пригрело немножко, с крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода. (В. Бианки)
7. Прочитай. Замени имена существительные в данных сочетаниях слов местоимениями в той же падежной форме.
√ Встретить товарища, бабушку (его, её).
Спросить у инженера, у мамы (у него, у неё).
Подарить отцу, школе (ему, ей).
• Отметь √ сочетания с именами существительными (местоимениями), употреблёнными в винительном падеже.
8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Восстанови предложения из рассказа К. Паустовского “Барсучий нос”: замени повторяющиеся имена существительные местоимениями в той же падежной форме. Запиши.
С нами был мал е нький мальч и к. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил н о чёвки в лесу и хол о д осенних рассветов.
9. Прочитай предложения, которые написал ученик при изложении рассказа К. Паустовского “Заячьи лапы”. Подумай, правильно ли было начинать второе предложение с местоимения. Запиши своё объяснение.
Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Он плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
Неправильно. В данном случае не понятно, к кому относится местоимение: к Вани или к зайцу. Надо: Ваня Малявин пришёл к ветеринару и принёс маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами.
10. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Узнай сказку.
Сев е рный олень п о дпрыгнул от радост и . Мал е нькая разбойница пос а дили на н е го Герду, крепко прив я зала е ё (В. п.) , ради осторожност и , и п о дсунула под н е ё (В. п.) подушечку, чтобы ей (Д. п.) было удобнее с и деть.
Герда в о шла в огромную пустынную л е дяную залу и увидела Кая . Д е вочка с е йч а с же узнала е го (В. п.) , бросилась е му (Д. п.) на шею, крепко обняла е го (В. п.) . (Х. К. Андерсен)
Это сказка “Снежная королева”.
• Прочитай первый абзац. Подчеркни местоимения. Укажи падеж над падежными формами местоимения ОНА.
• Прочитай второй абзац. Подчеркни имя существительное, которое заменено местоимениями. Укажи над местоимениями падеж.
11. Прочитай. Узнай сказку. Вставь пропущенные местоимения.
…Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
(А. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)
• Выпиши любое местоимение с предлогом, укажи его признаки (начальная форма, лицо, число, род, падеж).
(Перед) ним — мест., н. ф. — он, 3-е лицо, ед. ч., м. р., Т п.
Источник статьи: http://volzsky-klass.ru/izmenenie-lichnyx-mestoimenij-po-padezham-pravopisanie-mestoimenij-s-70-73/