Меню Рубрики

Местоимений его и него в чем сходство и различие

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Чем различаются личные и притяжательные местоимения (его, её, их)?

Приводится список отличий личных и притяжательных местоимений его, её, их (значение, вопросы, употребление).

Личные местоимения Притяжательные местоимения
Личные местоимения 3-го лица (он, она, оно, они) в беседе обозначают с точки зрения говорящего предмет (в широком смысле), о котором говорится, говорилось раннее, будет говориться. Притяжательные местоимения указывают, какому лицу принадлежит предмет.
  • Личные местоимения используются как замена существительных.
  • Они изменяются по падежам, по числам, в 3 лице — по родам:

я, мне;
я — мы, ты — вы; он — она — оно.

В форме родительного падежа они имеют вид:

  • Притяжательные местоимения изменяются, как прилагательные, по падежам, числам и родам:
    мой, твой (1 лицо),
    твой, ваш (2 лицо);
    его, ее, их (3 лицо),
    свой .
  • Для 3-го лица используется форма родительного падежа 3-го лица личных местоимений:

    Поэтому притяжательное местоимение 3-го лица не изменяется по падежам и не согласуется с определяемыми существительными по числу и роду:

    его мать, его дети, его брат;
    её рука, её книги, её брат;
    их земля, их дома, их забор.

Отвечает на вопросы косвенных падежей (кого?, чего?):

Он внимательно слушал их. (Слушал кого?их)

Отвечает на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи?:

Случилось соловью на шум их прилететь. (И.Крылов) (на шум чей?их)

Притяжательное местоимение останется неизменным, если заменить существительное ( их шум, их ссору, их крики ).

В предложении является дополнением В предложении является несогласованным определением.
    Если добавить предлог, появляется начальное н-:

Спросил его — Спросил у него.
у него, возле неё, около них, из него.

После предлогов благодаря, вне, вопреки, вследствие, наперекор, навстречу, согласно, подобно н не употребляется:

    С тем же предлогом начального н нет:

    Спросил его отца — спросил у его отца.

    Источник статьи: http://tutrus.com/morpholog/sravnenie-ego-ee-ih

    Она, ты, я, его, мы, их, меня. Местоимение Сходство и различие местоимений и существительных. Сходство и различие местоимений и существительных. Личные. – презентация

    Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgtn.lokos.net

    Похожие презентации

    Презентация на тему: ” Она, ты, я, его, мы, их, меня. Местоимение Сходство и различие местоимений и существительных. Сходство и различие местоимений и существительных. Личные.” — Транскрипт:

    3 Местоимение Сходство и различие местоимений и существительных. Сходство и различие местоимений и существительных. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. Личные местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица. Написание местоимений с предлогами. Написание местоимений с предлогами. Особенности местоимений 3-го лица. Особенности местоимений 3-го лица.

    4 Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца.

    5 Имена существительные Личные местоимения Отвечают на одинаковые вопросы

    6 Я помню бал. Горели ярко свечи. И группы пёстрые мелькали предо мной.

    7 Имена существительные Личные местоимения Отвечают на одинаковые вопросы Изменяются по падежам

    8 Меня, тебя, его, её, нас, вас, их; Мной, тобой, им, ею, нами, вами, ими; Мне, тебе, ему, ей, нам, вам, им.

    9 Имена существительные Личные местоимения Отвечают на одинаковые вопросы Изменяются по падежам Изменяются по числам Бывают ед. и мн. ч. 1-го, 2-го и 3-го лица

    10 Личные местоимения бывают: Местоимения 1-го лица Местоимения 1-го лица Я, мы. Местоимения 2-го лица Местоимения 2-го лица Ты, вы. Местоимения 3-го лица Местоимения 3-го лица Он, она, оно, они.

    11 Имена существительные Личные местоимения Отвечают на одинаковые вопросы Изменяются по падежам Изменяются по числам Бывают ед. и мн. ч. 1-го, 2-го и 3-го лица Имеют постоян. род Измен.по родам в 3л.ед.ч.

    12 Написание местоимений с предлогами Их- … Ко (я) Их- … Ко (я) (обо) мне – … до (ты) (обо) мне – … до (ты) (о) них – … с (вы) (о) них – … с (вы) (с)ними- … про (мы) (с)ними- … про (мы) его-… о (они) его-… о (они) (с) тобою -… для (мы). (с) тобою -… для (мы).

    13 Проверь себя: Их – они с ними -они Их – они с ними -они Обо мне – я его – он Обо мне – я его – он О них – они с тобою – ты О них – они с тобою – ты Ко мне про нас Ко мне про нас До тебя о них До тебя о них С вами для нас С вами для нас

    14 Особенности местоимений 3-го лица Дать ему; Дать ему; дружить с им; дружить с им; знать её; знать её; покормить их; покормить их; спросить у его; спросить у его; зайти за ей. зайти за ей.

    15 Вопросы на «засыпку».гр.ном, в.гон, в.р.бей, за.ц,.зык..гр.ном, в.гон, в.р.бей, за.ц,.зык. Какое местоимение составлено из двух предлогов? Какое местоимение составлено из двух предлогов? Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? Какое местоимение одинаково читается справа налево и слева направо? Перед буквой К и после этой буквы поставьте два личных местоимения, чтобы получились крупные овощи. Перед буквой К и после этой буквы поставьте два личных местоимения, чтобы получились крупные овощи. Ока, окно, оно, око. Ока, окно, оно, око.

    Источник статьи: http://www.myshared.ru/slide/199045/

    Местоимения: классы, разряды, морфологический разбор. Личные местоимения

    Местоимение – это часть речи, которая заменяет существительные, прилагательные, наречия и числительные. Местоимение указывает на определенный предмет, лицо, свойство или число, не называя его прямо. Дословно «местоиме́ние» означает « слово, заменяющее имя ».

    Например, личные местоимения я, мы, ты, вы, он, они.

    Указательные местоимения – этот, тот .

    Отрицательные местоимения – никто, нисколько .

    В русском языке выделяется несколько разрядов или классов местоимений: личные, притяжательные, вопросительные, возвратные, относительные, указательные, определительные, отрицательные, неопределенные.

    Некоторые лингвисты отказываются считать местоимение полноценной частью речи, считая местоимения «заместительными словами». Другие специалисты относят местоимения к особым существительным, прилагательным, наречиям, числительным.

    Личные местоимения

    Личные местоимения называют тот или другой предмет или субъекта по его отношении к лицу речи. Я или он может означать какого угодно человека в зависимости о того, кто и о ком произносит эти слова.

    Личные местоимения первого лица (я, мы) и второго лица (ты, вы) указывают на участников речи. Местоимения третьего лица (он, она, оно, они) – на лиц, не принимающих участия в речи.

    Личные местоимения в русском языке склоняются по падежам, изменяются по лицам и числам, а в третьем лице единственного числа – еще и по родам.

    Таблица личных местоимений

    Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

    Я . Меня, мне, меня, мной/мною, обо мне

    Ты . Тебя, тебе, тебя, тобой/тобою, о тебе

    Он . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём

    Она . Её/нее, ей/ней, её, ей/ею/ней/нею, о ней

    Оно . Его/него, ему/нему, его, им/ним, о нём.

    Склонение по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный

    Мы . Нас, нам, нас, нами, о нас

    Вы . Вас, вам, вас, вами, о вас

    Они . Их/них, им/них, их/них, ими/ними, о них

    Примеры предложений с личными местоимениями

    Мы долго молча отступали (М. Лермонтов).

    А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб? (В. Маяковский)

    Она была нетороплива, не холодна, не говорлива (А. Пушкин).

    Притяжательные местоимения

    Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета. Например: мой, твой, свой .

    Притяжательные местоимения изменяются по лицам, числам и родам, склоняются по падежам. Не склоняются лишь притяжательные местоимения третьего лица: его, её, их (лишь в грубом просторечии говорят ейный, ихний и т.п.).

    Примеры предложений с притяжательными местоимениями

    Его лошадка, снег почуя, плетется рысью как-нибудь (А. Пушкин).

    Что, ежели б ты не была моею? (А. Пушкин).

    Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась (М. Лермонтов).

    Возвратное местоимение «себя»

    Возвратное местоимение «себя» указывает, что действие направлено на сам субъект. Не меняется по лицам, числам и родам: « Он взял деньги себе », « Мы пошли к себе домой », « Она сказала себе ». Склоняется по падежам – себя, себе, собой. При этом форма именительного падежа у него отсутствует.

    Примеры предложений с возвратным местоимением «себя»

    Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А. Пушкин).

    В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).

    Вопросительные местоимения

    Вопросительные местоимения используются в вопросительных предложениях, они указывают, что предмет или признак не определены, их нужно определить в ответе: кто, что, какой, чей, который, каков.

    Примеры предложений с вопросительными местоимениями

    Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне (С. Маршак)

    Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? (А. Пушкин).

    Относительные местоимения

    Относительные местоимения используются для присоединения придаточного предложения к главному: кто, что, какой, каков, чей, который, сколько .

    Примеры предложений с относительными местоимениями:

    Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).

    Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).

    Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идет (К. Паустовский).

    Указательные местоимения

    Указательные местоимения обозначают, на какой объект указывает говорящий: тот, этот, такой, сей, столько.

    Примеры предложений с указательными местоимениями

    Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).

    Все это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).

    Определительные местоимения

    Определительные местоимения указывают на обобщенный признак предмета: весь, всякий, сам, самый, каждый, любой, другой, иной

    Примеры предложений с определительными местоимениями

    Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).

    Направо было видно все село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).

    Отрицательные местоимения

    Отрицательные местоимения указывают на отсутствие чего-либо: никто, ничто, некого, нечего, нисколько, никакой, ничей.

    Примеры предложений с отрицательными местоимениями

    Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).

    Толком никто ничего не знал (К. Симонов).

    Неопределённые местоимения

    Неопределенные местоимения указывают, что название или сущность данного предмета или признака безразличны в данной ситуации. Не́кто, не́что, не́кий, не́который, не́сколько . Также неопределённые местоимения образуются приставкой кое- ( кое-кто, кое-кому, кое-куда и другие) или суффиксами -то, -либо, -нибудь ( кто-то, зачем-либо, когда-нибудь и другие).

    Примеры предложений с неопределенными местоимениями

    Ваш кучер рассказывает что-то, часто указывая кнутом в сторону, что-то длинное и ненужно е (А. Чехов).

    Кто-то играл на скрипке (М. Горький).

    А ведь, пожалуй, кое в чем он был прав (М. Шолохов).

    Морфологический разбор местоимения

    Местоимения не имеют собственных морфологических признаков. Они заимствуют признаки у тех частей речи, с которыми соотносятся.

    Например, личное местоимение «она» можно заменить существительным – «девочка», «девушка», «женщина». Местоимение, указывающее на признак, можно заменить прилагательным: «какой-то» заменить на «незнакомый», «неизвестный».

    Пример морфологического разбора местоимения

    Мой – местоимение, указывает на признак: (чей?) мой .
    Начальная форма – мой.
    Имеет морфологические признаки: .
    Постоянные: притяжательное.
    Непостоянные: здесь употребляется в именительном падеже, в ед.ч., в мужском роде.
    В предложении является определением.

    Письменный морфологический разбор:
    Мой – мест.
    (чей?) мой
    н.ф. – мой
    Пост. признаки: притяж.
    Непост. признаки: в И.п., ед.ч., м.р.
    (чей?) мой – определение.

    Читайте о других частях речи в русском языке

    Междометие передает восклицание, звук, эмоцию.

    Источник статьи: http://www.anews.com/p/109664872-mestoimeniya-klassy-razryady-morfologicheskij-razbor-lichnye-mestoimeniya/

    Урок по теме “Местоимение” (7 класс)

    Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

    для дошкольников и учеников 1–11 классов

    Тема . Закрепление и обобщение изученного о местоимении. Урок обобщения и систематизации знаний.

    Цель : повторить и закрепить материал, изученный по теме «Местоимение»;

    Подвести обучающихся к мысли о том, что в хлеб, который приходит к нам на стол, вложен большой труд многих людей; показать нравственное значение труда; объяснить, что, чем больше хлеба в стране, тем она богаче и сильней, помочь детям осознать свою обязанность – беречь хлеб.

    Оборудование : Учебник, обобщающая таблица по теме «Местоимение», плакаты с пословицами и поговорками, высказывания о хлебе, дидактический материал.

    I . Организационный момент. Объявление темы и целей урока.

    II . Актуализация опорных знаний.

    2.Беседа по обобщающей таблице:

    – Какая часть речи называется местоимением?

    – В чем сходство и различие между местоимением и другими именными частями речи?

    – Назовите разряды местоимений. Примеры.

    – На какие вопросы они отвечают? Какой частью речи являются эти слова – вопросы?

    – Какова синтаксическая роль местоимений?

    – В чем сходство и различие между вопросительными и относительными местоимениями?

    – Как образуются отрицательные и неопределенные местоимения?

    – Что нужно помнить об употреблении местоимений в речи?

    – Назовите все орфограммы, изученные в разделе «Местоимение».

    3. Словарная работа. Диктант с комментированием. Записать под диктовку словосочетания, объяснить все орфограммы.

    С кем-нибудь выбирать, ничего ни у кого не горело, какие-либо комнатные растения, никакая опасность не грозила, ни перед чем не останавливаться, нечего бояться, с кем-либо поговорить.

    III . Выполнение тренировочных (обобщающих) упражнений.

    Грамматический разбор. Разобрать данное предложение по членам, частям речи. Найти местоимение, произвести морфологический разбор.

    Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. (Н.Некрасов)

    Объяснительный диктант. Задание: записать под диктовку, прокомментировать знаки препинания, подчеркнуть местоимения, определить их разряды.

    Хлеб… Для меня в этом слове вся моя жизнь, потому что я – крестьянин, колхозник. И всю жизнь у меня одна страсть и одна забота – растить хлеб для людей.

    Вспомнить отрывки из басен И.А.Крылова, в которых бы встречались местоимения. Определить их разряд.

    Индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированное задание).

    Вопросы-шутки. Задание: отвечая на вопросы и называя личные местоимения, определить их лицо.

    1.Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы – мы – ты).

    2.Какие 2 местоимения мешают автотранспорту? (Я – мы).

    3.Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я).

    6.Редактирование. Задание: прослушать предложения, найти ошибки, исправить и записать в правильном виде.

    1.В (котором) каком году ты родился?

    2.(С) какого ты года рождения?

    3.Каковы (какие) твои планы на завтра?

    7. Изложение – миниатюра по тексту. Задание: прослушайте текст и озаглавьте его. Как вы понимаете выражение «боль и обида, нанесенные хлебу»? Напишите изложение – миниатюру по тексту, используя местоимения.

    «Нет ничего горше и обиднее, чем боль и обида, нанесенные хлебу. Кто не ценит хлеб, тот не уважает людей и уже потому не достоин уважения сам, кем бы он ни был». Запомните эти слова старой сибирской крестьянки Марии Сорокиной. Уважайте хлеб.

    8. Работа с учебником. Выполнение упражнения.

    9. Творческий диктант. Задание: раскрыть значение фразеологических оборотов.

    Всем сердцем, всей душой; всё и вся; во все глаза; во все лопатки.

    IV . Итоги урока: рефлексия, оценивание.

    V . Домашнее задание. Сильным учащимся написать сочинение – миниатюру «Хлеб – всему голова», а слабым выписать из учебника литературы по два предложения с местоимениями, подчеркнуть их.

    Источник статьи: http://infourok.ru/urok-po-teme-mestoimenie-klass-1695093.html

    Читайте также:  Заменить существительные местоимениями пошел к товарищу был у товарища
    Adblock
    detector