Меню Рубрики

Местоимения 3 лица с предлогами 5 класс

Местоимения третьего лица

Местоимения 3 лица «он», «она», «оно» ука­зы­ва­ют на пред­мет или лицо, о кото­ром идет речь.

Какое значение имеют местоимения 3 лица?

В рус­ском язы­ке лич­ные место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, но кон­крет­но их не назы­ва­ют. У это­го раз­ря­да место­име­ний в отли­чие от дру­гих слов этой само­сто­я­тель­ной части речи име­ет­ся грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия лица:

  • 1 лицоя, мы
  • 2 лицо— ты, вы
  • 3 лицо— он, она, оно

Местоимения «я», «мы» и «ты», «вы» ука­зы­ва­ют на опре­де­лён­ное лицо, кото­рое непо­сред­ствен­но участ­ву­ет в обще­нии или к кото­ро­му обра­ща­ют­ся как к собе­сед­ни­ку.

Местоимения тре­тье­го лица един­ствен­но­го чис­ла «он», «она», «оно» обла­да­ют осо­бы­ми лек­си­че­ски­ми и грам­ма­ти­че­ски­ми свой­ства­ми. Они толь­ко ука­зы­ва­ют на пред­мет или лицо, о кото­ром гово­рит­ся, гово­ри­лось или будет гово­рить­ся в даль­ней­шем, то есть в диа­ло­ге это лицо или пред­мет не участ­ву­ет.

Среди лич­ных место­име­ний в рус­ской речи замет­ную роль игра­ют место­име­ния 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла, кото­рые обла­да­ют осо­бой уни­вер­саль­но­стью, заме­няя собой как оду­шев­лен­ные, так и неоду­шев­лен­ные пред­ме­ты.

Понаблюдаем:

На бере­гу реч­ки маль­чик удил рыбу. Вдруг он заме­тил, как попла­вок ушел под воду.

Грохот про­хо­дя­ще­го поез­да сту­чит­ся в окна домов. Он дол­го еще слы­шит­ся, посте­пен­но зати­хая вда­ли.

Местоимения 3 лица единственного числа и их грамматические свойства

Местоимения 3 лица в рус­ском язы­ке, ука­зы­вая на лицо или пред­мет, отве­ча­ют на вопро­сы:

Они име­ют сле­ду­ю­щие посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки:

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по чис­лам:

Склонение местоимений третьего лица

При скло­не­нии лич­ных место­име­ний изме­ня­ет­ся само сло­во:

Особенностью обра­зо­ва­ния падеж­ных форм место­име­ний тре­тье­го лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла явля­ет­ся то, что после пред­ло­гов появ­ля­ет­ся началь­ная бук­ва «н»:

  • он, оно — из него, к нему, перед ним, под ним;
  • она — на неё, к ней, воз­ле неё, перед ней;
  • они — воз­ле них, меж­ду ними, око­ло них.

Но после неко­то­рых про­из­вод­ных пред­ло­гов «н» в место­име­ни­ях не появ­ля­ет­ся:

Таблица «Склонение место­име­ний 3 лица с пред­ло­га­ми»

И. п. он она оно они
Р. п. у него у неё у него у них
Д. п. к нему к ней к нему к ним
В. п. на него не неё на него на них
Т. п. с ним с ней с ним с ними
П. п. о нём о ней о нём о них

Отличие местоимений 3 лица от притяжательных местоимений «его», «её», «их»

Формы роди­тель­но­го паде­жа место­име­ний 3 лица, соче­та­ясь с суще­стви­тель­ны­ми, могут ука­зы­вать на при­над­леж­ность при­зна­ка:

  • он — нет его — его (чей?) костюм;
  • она — нет её — её (чьё?) лицо;
  • они — нет их — их (чьи?) сло­ва.

Отличаем фор­мы лич­ных место­име­ний тре­тье­го лица от похо­жих по грам­ма­ти­че­ской фор­ме при­тя­жа­тель­ных место­име­ний.

Синтаксическая роль местоимений третьего лица

Местоимения 3 лица, ука­зы­вая на лицо или пред­мет и заме­щая имя суще­стви­тель­ное, в пред­ло­же­нии исполь­зу­ют­ся в каче­стве под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния, хотя могут высту­пать и в роли имен­ной части состав­но­го ска­зу­е­мо­го.

Читайте также:  Урок на тему определительные местоимения

Примеры

Он луч­ше всех раз­би­ра­ет­ся в этой тех­ни­ке.

Она взо­шла на высо­кое крыль­цо и позво­ни­ла в дверь.

У неё ниче­го не про­си: все рав­но не даст.

Чарльз Дарвин создал тео­рию про­ис­хож­де­ния видов, а спо­ры о ней про­дол­жа­ют­ся и сего­дня.

Это бы л он , тот самый чело­век!

Видеоурок «Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами» (4 класс)

Источник статьи: http://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/mestoimenie/mestoimeniia-3-litsa.html

Конспект урока русского языка «Правописание местоимений 3 лица с предлогами»

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Тема урока: «Правописание местоимений 3 лица с предлогами»

Тип урока: объяснение нового материала

систематизировать знания детей о местоимении, научить правильно писать и употреблять в речи местоимения 3 лица с предлогами, развивать речь, коммуникативные навыки, навыки взаимопроверки и самопроверки.

Коррекционно-развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь, зрительное восприятие.

Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.

Предметные: учащиеся научатся правильно писать и употреблять в речи местоимения 3 лица с предлогами.

Познавательные УУД: выявлять сходство и различия объектов, объединять в группы по признакам, формировать умения проверки орфограмм в словах, осуществлять анализ, синтез, как составление целого из частей, умение пользоваться справочной литературой;

Регулятивные УУД: формировать умение осмысленно выбирать способы и приёмы действия, самостоятельно оценивать выполнения задания и вносить необходимые коррективы, умение структурировать полученные знания, формирование навыков контроля и самоконтроля;

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устные речи, слушать и понимать речь других, формировать умение взаимодействовать в парах, приходить к единому мнению.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с текстом, оценочные листы, толковый словарь.

1.Орг. момент. Мотивационный. Деление на группы (жёлтые квадраты – Фризен Я., Маматкулова А., Мясникова М., Сечкина А., зелёные круги – Колычев Н., Петров А., Антуфьева Ю.)

(организация актуализации требований к ученику со стороны учебной деятельности «надо») Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу»)

– Улыбнулись, пожелали друг другу хороших знаний. Садитесь. Сегодня мы отправляемся в удивительную страну «Местоимения». Для этого нам нужны наши знания, умения, сообразительность и взаимовыручка. Вы готовы? Тогда в путь.

(Регулятивные УУД (самоорганизация своего рабочего места)

Личностные УУД (осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)

2.Актуализация знаний ( Познавательные УУД (формирование классификации: выявлять сходство и различия объектов; объединять в группы по признакам)

3.Открытие нового знания.(Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. планирование, прогнозирование ; познавательные: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, логические: анализ, синтез, рассуждение, постановка и решение проблем; коммуникативные: умение выражать свои мысли)

Сегодня мы продолжим изучать эту тему. И узнаем ещё что – то новое о местоимении.

Читайте также:  Как выделить в предложении местоимение

1) (На каждой парте стоит коробочка. Под крышкой – буква эн)

– Вас ждет сюрприз. Откройте крышку коробочки.

– Что вы увидели? Что нас ожидало? (буква эн) слайд

– Что вы можете о ней сказать? Дать характеристику. ( буква эн – обозначает звук Н – согласный, сонорный, мягкий, твердый в словах)

А какую роль она будет играть на нашем уроке, мы должны сами раскрыть ее тайну.

У вас на парте лежит подсказка.

Работа в группах (Антуфьева Ю., Колычев Н., Петров А.)

На сколько групп можно разделить данные слова? (две группы: местоимения , предлоги)

Учащимся I группы – подсказка.

(Маматкулова А., Сечкина.А., Мясникова М., Фризен Я.)

– Найдите среди них одинаковые (родственные по написанию) слайд

– Что их объединяет? (местоимения 3 го лица)

Остальные местоимения зачеркнуть.

– А теперь сформулируйте тему урока.

Обоснуйте. (Правописание местоимений 3 го лица с предлогами, в которых имеет место Н)

Буква Н – гостья нашего урока.

Словарная работа металл (толковый словарь)

4) Объяснение нового материала

Работа с таблицей.( К.: – участвуют в учебном диалоге; формули руют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания.

Источник статьи: http://infourok.ru/konspekt-uroka-russkogo-yazyka-pravopisanie-mestoimenij-3-lica-s-predlogami-4106575.html

подчеркните местоимения 3-го лица с предлогами. определите их падеж, число и род

он
к нему
на него
его
над ним
перед ним
его
перед нею

падежи определяй сам, ставя вопросы

Использование местоимений в речи.

Найдите ошибки в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде.

1) В городе проживает миллион человек. С каждым днём он благоустраивается. 2) Л. Н. Толстой мастерски изображает роль русского народа в войне 1812 года. Он показывает их мужество и патриотизм. 3) Они переехали реку на арбе. Оглянулись – по ней ходили большие волны. 4) У клеток с обезьянами всегда много детворы. Им нравится наблюдать за животными. 5) В лесах особенно долго была зима, и снег медленно таял, так как их защищали деревья. 6) Молодёжь на привале шутила. Они не чувствовали усталости. 7) Друзей, вероятно, нет дома. В ихней квартире окна тёмные. 8) Кислород представляет из себе газ без цвета и запаха.

Распознавание разрядов местоимений.

Спишите текст. Найдите в нём местоимения и укажите их разряды.

Я люблю ходить вдвоём
В поле, в лес, на водоём,
Я люблю пускаться в путь
Не один, а с кем-нибудь
Белка в зелени густой
Скачет в перелеске.
Крикнуть некому: «Постой!»
Я один. Мне красотой
Поделиться не с кем.

Распознавание разрядов местоимений.

Составьте 4 предложения с местоимением некого, некем, никого, никем; запишите их в 2 столбика в зависимости от места ударения.

Распознавание неопределённых местоимений.

Просчитайте стихотворение Л. Татьяничевой. Найдите неопределённые местоимения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Все на что-нибудь похоже
Все на что-нибудь похоже
На кого-то и на что-то.
На кого похож наш ёжик?
На енота!
На енота!
Все на что-нибудь похоже
На кого-то и на что-то.
Встала радуга над рожью,
Как огромные ворота.

Читайте также:  3 загадки в которых есть местоимения

Распознавание разрядов местоимений.

Прочитайте отзыв ученика на книгу Г. Мартынова «Каллисто». Ответьте на вопросы: удалось ли автору отзыва заинтересовать вас этой книгой! О чём, по-вашему, следовало бы написать подробнее? Какие слова неоправданно повторяются? Как можно было избежать этого повторения? Запишите текст в исправленном виде.

В этом году я прочитал книгу «Каллисто». Мне эта книга очень понравилась. Я советую всем прочесть эту книгу.
В ней рассказывается о том, как на Землю прилетел космический корабль с планеты Каллисто, о приключениях его пассажиров на Земле и о полёте двух советских людей на Кпллисто.
В книге рассказывается много интересных случаев. Особенно мне понравилась вторая часть книги – «Каллистяне» В этой книге рассказывается о пребывании наших людей на Каллисто.

Сделайте синтаксический разбор 2-го предложения.

Распознавание вопросительных местоимений.

Прочитайте. Определите границы предложений. Спишите, вставляя на месте пропусков нужные местоимения.

На сучки грибы надеты попали на сучки толстяки боровики устроил так ловко с грибов очистил сор это белкина кладовка это белкин летний сбор!

7. Распознавание вопросительных местоимений.

Запишите исправленные варианты предложений. Подчеркните неопределённые местоимения.

1) Я хочу сказать вам кой-чего. 2) Я принёс вам чего-то. 3) Чего-нибудь придумаем. 4) Кто-то из женщин вошла сюда.

Использование местоимений в речи.

Прочитайте текст и найдите в нём неоправданные лексические повторы. Устраните их. Вы получили отрывок из рассказа А. И. Куприна «Слон». Спишите текст в отредактированном виде, расставляя пропущенные запятые. Подчеркните слова, которые обеспечивают связь предложений. Какой частью речи они являются? Определите вид связи.

Маленькая девоч (?)ка нездорова. Каждый день к маленькой девоч (?)ке ход.. т доктор Михаил Петрович к.. торого маленькая девоч (?)ка зна.. т уже д.. вным-д.. вно. а иногда Михаил Петрович пр.. водит ещё двух докторов, (не) знакомых. (Не) знакомые доктора перев.. рачивают девоч (?)ку на спину и на ж.. вот слушают что-то оттягивают (в) низ глазные веки и смотрят. При этом д.. ктора как-то важно посапывают лица у

Задание: спишите, подчеркните местоимения 3-го лица (ед. число: он, она, оно; мн. ч.: они) с предлогами. Определите их падеж, число и род.

1. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла К НЕМУ (дательный падеж, ед. число, мужской род) рыбка, спросила: “Чего тебе надобно, старче?”

2. НА НЕГО (винительный падеж, ед. число, мужской род) старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела.

3. А народ-то НАД НИМ (творительный падеж, ед. число, мужской род) насмеялся : “Поделом тебе, старый невежа!”

4. Глядь: опять ПЕРЕД НИМ (творительный падеж, ед. число, мужской род) землянка; на пороге сидит его старуха, а ПЕРЕД НЕЮ (творительный падеж, ед. число, женский род) разбитое корыто.

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/182932227

Adblock
detector