Меню Рубрики

Местоимения по татарскому языку

Изучаем татарский язык

TUGAN-TEL.COM методические материалы, учебники, словари, переводчики и разговорники. Всё для изучения татарского языка!

Site Navigation[Skip]

Sidebar[Skip]

Мы в соц.сетях

Рекомендуйте нас

Татарские книги

Реклама

§4.1: Местоимения. Самоучитель.

Местоимения в любом языке являются ненормативными словами. Они всегда стараются вырваться из общепринятых правил. И, конечно же, они являются одними из самых частотных слов. Татарский язык – не исключение. Поэтому в данном параграфе мы не будем охватывать все группы местоимений, как это делается в академической грамматике, а рассмотрим только личные, некоторые вопросительные и два указательных. Остальные местоимения живут как бы сами по себе, общих грамматических правил у них нет, поэтому их следует просто учить как служебные слова с их конкретными особенностями.

Личных местоимений в татарском языке шесть, и они изменяются по падежам. По сравнению с существительными они, конечно же, имеют свои особенности:

Личные местоимения сез и алар (вы, они) склоняются аналогично местоимению без. А что касается форм местоимений, приведенных в таблице, то надо запомнить каждую форму отдельно с переводом, и в будущем (см. 4 урок Основного курса) самостоятельно составлять конструкции с данными формами. Например: Мин аны яратам (Я его люблю). Ул миңа карый (Он смотрит на меня). Минем китабым (Моя книга).

Кроме личных, есть еще два указательных местоимения, падежные формы которых требуют конкретного запоминания:

Есть и другие подобные местоимения, призванные заменять прилагательные. Их достаточно много. Но, одолев приведенные формы, Вы с ними уже справитесь без особого труда по ходу работы с Основным курсом.

Большое место в любом языке занимают вопросительные местоимения. Они очень частотны, и мы уверены, что Вы, в свою очередь, их не только запомните, но сразу включите в свой активный словарь. Надо только помнить, что они ведут себя по законам той части речи, которую заменяют. Приведем семь самых частотных вопросительных местоимений, которые советуем запомнить с самого начала:

Источник статьи: http://tugan-tel.com/4-1.html

Презентация по татарскому языку и литературе “Алмашлыклар” (местоимения 9 класс)

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ситуатив репликалар Спроси у друга, кем он хочет стать. Сообщи друзьям, что летом вы побывали в Китае. Предложи другу пойти в цирк. Поинтересуйся у туристов, что им понравилось в Казани. Позвони бабушке и поздравь ее с Днём пожилых людей.

1 Айдар кошларны ______ . яратырга 2 Кыш көне бакчадагы ______ җим салырга онытмый. җимлек 3 Ә җәй көннәрендә әнисенә тавык, каз, үрдәкләрне карарга _______, аларга ашарга бирә. булышырга 4 Бүген ул ишегалларында ике яңа кош күрде, аның ______ күркәләр алып кайткан икән. әти 5 Әтисе: “Берсенең муены авырта икән, _____ ярдәм кирәк”,- дип, өйгә кереп китте ул 6 Ул ______ көнбагыш мае белән марля алып чыкты өй 7 Әмма күркәләр малай якынаюга китеп ______. барырга 8 Ә кызыл муенлысы _____ кулын тешләп алды. Айдар

Местоимения указывают на предметы и на их признаки, но не называют и не определяют их содержания. В татарском языке есть следующие группы местоимений: 1. Зат алмашлыклары (личные местоимения). 2. Сорау алмашлыклары (вопросительные местоимения). 3. Күрсәтү алмашлыклары (указательные местоимения). 4. Билгеләү алмашлыклары (определительные местоиме�ния). 5. Билгесезлек алмашлыклары (неопределенные местоиме�ния). 6. Юклык алмашлыклары (отрицательные местоимения). 7. Тартым алмашлыклары (притяжательные местоимения).

Склонение личных местоимений по падежам Падежи Ед. ч. Имен. мин (я) син (ты) ул (он, она, оно) Притяж. минем (у меня, мой, моя, мое, мои) синең (у тебя, твой, твоя, твое, твои) аның (у него, у нее, его, ее) Направ. миңа (мне) сиңа (тебе) аңа (ему, ей) Винит. мине (меня) сине (тебя) аны (его, ее) Исход. миннән (меня, от меня, из меня, с меня) синнән (тебя, от тебя, из тебя, с тебя) аннан (его, ее; от него, от нее; из него, из нее; с него, с нее) Мест. -вр. миндә (у меня, во мне, на мне) синдә (у тебя, в тебе, на тебе) анда (у него, у нее; в нем, в ней; на нем, на ней; там)

Падежи Мн. ч. Имен. без (мы) сез (вы) алар (они) Притяж. безнең (у нас, наш, наша, наше, наши) сезнең (у вас, ваш, ваша, ваше, ваши) аларның (у них, их) Направ. безгә (нам) сезгә (вам) аларга (им) Винит. безне (нас) сезне (вас) аларны (их) Исход. бездән (нас, от нас, с нас, из нас) сездән (вас, от вас, с вас, из вас) алардан (их, от них, с них, из них) Мест. -вр. бездә (у нас, в нас, на нас) сездә (у вас, в вас, на вас) аларда (у них, в них, на них)

КҮРСӘТҮ АЛМАШЛЫКЛАРЫ (УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ) Указательные местоимения бу, шушы (этот, шул), теге, ул (тот) могут употребляться с существительными, являясь их определениями. В этом случае они не изменяются по лицам и числам. Например: бу бала (этот ребенок); бу баланы (этого ребенка); бу балага (этому ребенку).

Выделенные словосочетания замените указательными местоимениями в нужной форме. Үрнәк: Мин кичә бәйрәмдә шул кызны күрдем. Мин кичә бәйрәмдә шуны күрдем. 1) Син теге кешеләрне беләсеңме? 2) Мин ипине гел шушы кибеттән сатып алам. 3) Теге агачның алмаларын җыймагыз. 4) Бу китапта файдалы киңәшләр күп. 5) Бу апаның сүзләре дөрес бит. 6) Шушы күлмәкне киясеңме? 7) Шушы болында уйнап үстек, шушы чишмәнең суын эчтек. 8) Син шушы балага ник сугасың? 9) Бу кешеләргә ярдәм кирәкме? 10) Өстәлдән бу әйберне алып куй әле.

Переведите. 1) Здесь всегда много народу. 2) Сюда заходить нельзя, здесь опасно. 3) Эти ответы правильнее тех. 4) Я пойду скажу тем, а ты скажи этим. 5) Берите пример с тех, а не с этих. 6) Вы об этом спрашивали? 7) Здесь так жарко, уйдем отсюда. 8) Этот подарок от тех или от этих? 9) Мы у этих уже спрашивали, пойдем спросим у тех. 10) Сколько для этого нужно денег? 11) Мама этому очень рада. 12) И то нужно, и это нужно.

БИЛГЕЛӘҮ АЛМАШЛЫКЛАРЫ (ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ). К определительным местоимениям относятся: һәр (каждый, всякий); барлык, барча, һәммә (весь); бөтен (весь, целый); үз (собственный). Местоимения бөтен, барча, барлык, һәммә, употребляясь перед существительным, выполняют функцию прилагательного и не изменяются по лицам и числам. Местоимения бөтен, барча, барлык, һәммә могут вы-ступать в роли существительного, тогда они изменяются по категориям падежа и принадлежности. Например: Бөтен шәһәрдә юк (во всем городе нет). Бөтен шәһәрне белмим (весь город не знаю).

Запомните. Барыбыз, бөтенебез, һәммәбез, барчабыз – мы все. Барыгыз, бөтенегез, һәммәгез, барчагыз – вы все. Барысы, бөтенесе, һәммәсе, барчасы – они все. Переведите. Определите падеж местоимений. Барыгызга да сәлам. Ьәммәбездә дә бар. Барыгыздан да сорарга телим. Бөтенесе дә беләме? Бөтенесен дә чакырдыларнмы? Барыбызны да хәтерли. Һәммәбез өчен дә кирәк. Барчанбыз да бар. Бөтенесен дә күрдем. Барысына да ошаган. Барынбызның да шатлыгы. Бөтенегезне дә көтәләр. Һәммәгезгә әйтәм.

Переведите. Определите падеж местоимения үз. 1) Ул үзе дә бик яхшы кеше. 2) Аның үзенең дә ике баласы бар. 3) Аның үзенә дә дәрестә укытучы «5»ле еш куя. 4) Аның үзен дә беркем белми. 5) Аның үзеннән дә күптән хат юк. 6) Аның үзендә дә шундый ук күлмәк. Допишите окончания. 1) Без үзе. дә шушы ук мәктәптә укыйбыз. 2) Безнең үзебез. дә бакчабыз бик яхшы. 3) Безнең үзебез. дә зуррак фатир кирәк. 4) Безнең үзебез. дә бу кеше турында сорадынлар. 5) Безнең үзебез. дә мондый телевизор бар.

БИЛГЕСЕЗЛЕК АЛМАШЛЫКЛАРЫ (НЕОПРЕДЕЛЕННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ). Образуются от вопросительных местоимений: а) путем присоединения к ним безударных аффиксов -дыр/-дер, -тыр/-тер. Например: кайдадыр (где-то), ничектер (как-то); б) путем сочетания вопросительных местоимений со словом әллә. Например: Әллә нинди (какой-то), әллә кемнән (от кого-то).

Переведите. Нәрсәдәндер курыкты; нәрсәнедер югалткан; кемнеңдер тавышы; кемдер нәрсәдер сөйли; ниндидер кош сайрый; кайдадыр бар; кайчандыр дус идек; ничәдер сум; ничектер белә; никтер ошамый; нигәдер яратмыйм; ни өчендер әйтми; кайсысыдыр шалтыраткан; күпмедер вакыт. Переведите. 1) Он как-то и откуда-то сам все узнал. 2) Здесь что-то не так. 3) Он кому-то принес красивые луговые цветы. 4) Это какой-то знакомый почерк. 5) Говорят, сегодня по телевизору будет какой-то интересный фильм. 6) На столе остался чей-то учебник. 7) Кто-то остался после уроков и помыл пол. 8) Тебе звонил какой-то человек. 9) Вам всегда чего-то не хватает.

ЮКЛЫК АЛМАШЛЫКЛАРЫ (ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ) Образуются от вопросительных местоимений: а) в сочетании со словом һич, которое употребляется в значении частицы ни. Например: һичнәрсә (ничто), һичнинди (никакой); Местоимение һич может употребляться и раздельно в значении наречия совсем: һич белмим (совсем не знаю), һич әйтми (совсем не говорит). б) в сочетании со словом бер: беркем (никто), беркайда (нигде).

Переведите. Найдите отрицательные местоимения. 1) Балачакта күңелгә бернинди дә авыр уйлар килми. 2) Бүгенге көн башка көннәрдән бернәрсә белән дә аерылмый иде. 3) Беркайчан да мондый хәл бу шәһәрдә булмаган. 4) Мондый зифа каеннар беркайда да юктыр. 5) Быел җәй бер тапкыр да балык тотарга бара алмадым. 6) Ни өчендер бакчада һичнинди кош сайравы ишетелми. 7) Ул беркайчан да беркемгә дә бернинди дә киңәш бирми. 8) Бу сәгатьне берничек тә төзәтеп булмыймы?

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

VI Международный дистанционный конкурс «Старт»

  • 16 предметов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Наградные и подарки

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник статьи: http://infourok.ru/prezentaciya-po-tatarskomu-yaziku-i-literature-almashliklar-mestoimeniya-klass-780345.html

Татарский язык (стр. 3 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Местоимения в татарском языке употребляются вместо самостоятельных слов, но не называют их и не определяют их содержания.

Различаются следующие разряды местоимений:

Название разрядов местоимений

мин – я; син – ты; ул – он (она, оно);

без – мы; сез – вы; алар – они.

Указательные (күрсәтү алмашлыклары)

бу – это (эта, эти); шул – этот; ул

это; теге – тот; шундый, андый, мондый – такой.

Вопросительные (сорау алмашлыклары)

кем? – кто? нәрсә? – что? ничек? – как? кайда? – где? Кайчан? – когда? Ник? – зачем? нинди? – какой? кайсы? – который?

Собирательные (җыю алмашлыклары)

үз – свой, барча, барлык, һәммә – все,

Неопределенные (билгесезлек алмашлыклары)

ниндидер – какой-то, кемдер – кто-то,

әллә кайчан – когда-то, әллә ничек – как-то, бер – кто-то и т. д.

Отрицательные (юклык алмашлыклары)

беркем – никто, һичкем – никто, беркайда – нигде, һичкайда – нигде, бернәрсә – ничто и т. д.

Многие местоимения принимают аффикс принадлежности и склоняются по падежам:

Склонение местоимений мин, ул, үз (я, он, сам)

аның – у него, его, у нее, ее

үземнең – у са – мого, у самой

аннан – с него, от него, с нее, от нее

үземнән – от самого себя, от самой себя

анда – у него, у нее, на нем, на ней

үземдә – у самого, на самом, у (на) самой

Задания для самостоятельной работы.

1. Просклонять местоимения без, сез, ул по падежам

2. Подобрать местоимения к глоголам ашыйм, язасың, барабыз, китте,әйтмәс, бирерсең.

3. Переведите русские словосочетания на татарский язык одним словом, ставя соответствующие аффиксы принадлежности после существительных. Поставьте их в направительном падеже.

Его друг, мой отец, их дом, наша бригада, твоя песня, ваша сестра, мои дела, ее волосы, твой палец.

4.Просклоняйте местоимения һичкем, бернәрсә, по падежам и составьте с ними предложения.

5.Перепишите текст, вставляя указательные местоимения данные в скобках, в нужном падеже.

Бу. (без) фатирыбыз. Менә . (бу) шкаф тора, . (теге) диван. (бу) урындыклар, . (теге) өстәл. Карават йокы бүлмәсендә. Кием шкафы да . (шул). Стенага рәсем эленгән. (ул) энем ясады.

Тема 5. Имя прилагательное и его разряды.

-Морфологические особенности прилагательных,

В татарском языке прилагательные обозначают признаки предметов, не имеют формальных показателей, всегда предшествуют определяемому слову, не согласуются с существительным: зәңгәр чәчәк – голубой цветок, зәңгәр чәчәкләргә – голубым цветам.

Различаются качественные (асыл) и относительные (нисби) прилагательные, причем качественные имеют четыре степени:

а) частичное повторение основы;

б) усилительные частицы: иң – самый, бик – очень, үтә – сверх

түп-түгәрәк – самый круглый

бик матур – очень красивый

үтә сизгер – сверхчувствительный

Уменьшительная – от прилагательных, выражающих цвет

Относительные прилагательные выражают внешние, неорганические свойства предметов по их отношению к другим предметам, материалу, составу, месту, времени и т. д.: машиналы – имеющий машину, урманлы – имеющий лес, җимешле – имеющий ягоды, язгы – весенний, өйдәге – домашний, тешсез – беззубый, еллык – годичный, годовой и т. д.

Много относительных прилагательных татарский язык заимствовал из русского (иногда в усеченном виде): реалистик, актив, музыкаль, политик, физик, революцион, аграр и т. д.; из арабского языка: әдәби – литературный, иҗтимагый – общественный, гыйльми – научный, дини – религиозный и т. д.

Задания для самостоятельной работы.

1.К названиям птиц прибавьте прилагательные, затем составьте предложения.

2.Образуйте все возможные степени прилагательных, составьте предложения.

Көрән, шаян, зәңгәр, төче, киң ,таза, әйбәт, ак, кызыл, нәзек, олы, бәләкәй, ялангач, соры, туры, салкын, кайнар, сары, озын, кәкре, түгәрәк.

Кызыл, ак, тәмле, зур, кечкенә, биек, тәбәнәк, көчле.

4.Образуйте превосходную степень прилагательных:

Гүзәл, коры, начар, җиңел, сары, тәмсез, зур, кыйбат, ак, әче, эре, йомшак, файдалы.

5.Представьте себе, вы на экскурсии по своему городу. Как вы об этом расскажете? Укажите прилагательные

-Морфологические особенности наречий,

Наречие выражает признак действия или признак признака и является неизменяемой частью речи. Смысловая классификация наречий отражена в следующей схеме:

1. Образа действия(саф рәвешләр)

тын – тихо, әкрен – медленно, шәп – хорошо, җәяү – пешком, кинәт – вдруг, аннан-моннан – кое-как и т. д.

2. Меры и степени (күләм-чама рәвешләре)

аз – мало, күп – много, бөтенләй – совсем, бераз – немного, бик – очень, тәмам – совершенно, байтак – довольно много и т. д.

3. Сравнения (охшату-чагыштыру рәвешләре)

кешеләрчә – по-человечески, төлкедәй – как лиса, тимердәй – как железо, каһарманнарча – геройски и т. д.

ары – дальше, ерактан – издалека, кирегә – обратно, югарыга – ввысь, түбәнтен – внизу, монда – здесь, биредә – здесь и т. д.

5. Времени (вакыт рәвешләре)

берсекөнгә – послезавтра, бүген – сегодня. иртәгә – завтра, быел – нынче, кичә – вчера, кышын – зимой и т. д.

6. Причины и цели (сәбәп – максат рәвешләре)

юри – назло, зерәгә – зря, юкка – попусту, бушка – бесполезно, тик – так себе и т. д.

Наречие постоянно характеризует глагол и чаще относится к нему, выступает в качестве различных обстоятельств. Наречия, как и в русском языке, не склоняются, обычно предшествуют глаголу.

Задания для самостоятельной работы.

1.Укажите наречии. Переведите предложения на русский язык.

Очрашырга вакыт аз калды. Син алдан бар! Бераз көтеп тор әле. Биредә рәхәт. Мин сезне бөтенләй хәтерләмим .Ул кинәт сорап куйды Кыскача язып бирегез. Көчкә сезне эзләп таптым. Сез русча бик яхшы сөйләшәсез. Ул безгә сирәк килә. Мин тиз кайтырмын. Тиздән җәй җитә. Хәзер соң инде. Тәлинкә челпәрәмә килеп ватылды. Син бу шигырьне яттан беләсеңме? Трамвай бик әкрен бара. Әйдә, җәяү кайтабыз!

2.Прочитайте рассказ Г. Тукая «Яз». Найдите знакомые вам наречия.

Инде көн урталарында кояш шактый җылыта башлый.

Кояш инде күктә, кыштагы кеби күренеп кенә китмичә, озак тора башлый. Шунлыктан көннәр озая, төннәр кыскара.

Карлар, бозлар эриләр. Су өстендә көймәләр, пароходлар, ак фаруслар пәйда була.

3.Образуйте наречия от числителных .

4.Составьте или подберите из художественной литературы 6 предложений, в которых были бы употреблены наречия всех разрядов. Укажите разряды наречий.

5.Со словаря выпишите 10 наречий, составьте с ними предлолжения.

Тема 7. Глагол. Спряжение глагола. Настоящее время глагола.

-Морфологические особенности глагола,

-окончания глагола настоящего времени,

-спряжение по лицам и числам.

Глагол обозначает действие или состояние лица, предмета, явления и характеризуется в татарском языке категорией утверждения и отрицания, наклонениями, категориями лица, числа, времени, залога и степенью протекания действия.

Отрицательная форма образуется присоединением к основе глагола аффиксов -ма/-мә, причем ударение падает на слог перед этим аффиксом: куй – куйма (клади – не клади), ат – атма (бросай – не бросай), сөй – сөймә (люби – не люби).

Глагол имеет спрягаемые личные (затланышлы) и неспрягаемые неличные (затланышсыз) формы. К спрягаемым относятся изъявительное (хикәя фигыль), повелительное (боерык фигыль), желательное (теләк фигыль) и условное (шарт фигыль) наклонения глагола, к неспрягаемым – причастие (сыйфат фигыль), деепричастие (хәл фигыль), имя действия (исем фигыль), инфинитив.

Спрягаемая основа настоящего времени (хәзерге заман) образуется от основы глагола посредством аффикса -а/-ә (если основа оканчивается на согласный): кал – кал-а (остается); посредством аффикса –ый/-и (если основа оканчивается на гласный): сайла – сайл-ый (выбирает), эшлә – эшл-и (работает)

Таблица спряжения глаголов настоящего времени по лицам и числам в положительном и отрицательном аспектах

Задания для самостоятельной работы.

1. Найдите основы глаголов и поставьте их во временные формы:
Образец: килү (приходить) – кил (приди); килә (приходит); килде (пришел); килгән (пришел, оказывается); килер (придет); киләчәк (обязательно придет).
санау (считать); язу (писать); калу (оставаться); бетү (заканчиваться); башлану (начинаться); чыгу (выходить).
2.Проспрягайте следующие глаголы по лицам и числам.

Ясама, уйнама, эшләмә, бир, кил, аша, яза, өйрәнә, белә, сөйли.

3.Глоголы : уйларга, сөйләргә, эзләргә, карарга проспрягать в отрицательном настоящем времени.

4.Составьте небольшой рассказ на тему “Табын янында пөхтә бул ”. Используйте глаголы ю, сөрт, утыр, ал, тот, аша, әйт.

5.Образуйте отрицательную форму глагола.

Йөзә, җыйды, уйлаган, булышыр, кайтты, язды, белгән.

Тема 8.Прошедшее время глагола.

-окончания глагола прошедшего времени,

-спряжение по лицам и числам.

Прошедшее неопределенное (билгесез яки нәтиҗәле үткән заман) выражает действие, совершение которого говорящий сам не видел; оно образуется присоединением к основе глагола аффиксов -ган/-гән (после звонких согласных и гласных), – кан/-кән (после глухих согласных):

яз-ган-мын (я написал, оказывается)

сип-кән-мен (я полил, оказывается)

яз-ган-быз (мы написали, оказывается)

сип-кән-без (мы полили, оказывается)

яз-ган-сың (ты написал, оказывается)

сип-кән-сең (ты полил, оказывается)

яз-ган-сыз (вы написали, оказывается)

сип-кән-сез (вы полили, оказывается)

яз-ган (он написал, оказывается)

сип-кән (он полил, оказывается)

яз-ган-нар (они написали, оказывается)

сип-кән-нәр (они полили, оказывается)

В отличие от русского в татарском языке имеется еще несколько сложных прошедших времен:

1) прошедшее продолжительное (тәмамланмаган үткән заман): бара иде – ходил(а); сөйли иде – рассказывал(а);

2) давнопрошедшее (күптән үткән заман): барган иде – ходил(а), сөйләгән иде – рассказывал(а);

3) прошедшее многократное время (кабатлаулы үткән заман): бара торган иде – хаживал(а); сөйли торган иде – бывало, рассказывал(а).

Эти сложные формы прошедшего времени образуются прибавлением вспомогательного глагола иде к глагольным формам на -а, – ган, – а торган. Характерным также является то, что по лицам спрягается только вспомогательный глагол иде.

Задания для самостоятельной работы.

1.Проспрягайте глаголы в прошедшем времени:

киендеме, тыңладымы, әйттеме, бардымы, эшләдеме, укыдымы.

2.Составьте предложения, используя слово чөнки и глаголы на –ган иде/ – гән иде.

3.Образуйте определенные прошедшее время глаголов и составьте предложения.

4.Проставьте эти глаголы в отрицательной форме.

Укы,әйт, ал, сөйлә, аша, яз, атла, юын

5.Расскажите о своем посещении концерта, укажите прошедшее время глагола.

Тема 9. Будущее время глагола.

-окончания глагола будущего времени,

-спряжение по лицам и числам.

Будущее время (киләчәк заман) имеет 3 формы: будущее неопределенное (билгесез киләчәк заман), категорическое будущее (билгеле киләчәк заман) и будущее в прошедшем (киләчәк-үткән заман).

Будущее неопределенное время выражает действие, которое совершится после момента речи, но в совершении которого говорящий не совсем уверен. Это время образуется прибавлением аффиксов (после гласных) и -ар/әр, – ыр/-ер (после согласных). Отрицательная форма -мас/-мәс во 2-м и 3-м лицах.

Категорическое будущее время образуется аффиксами -ачак -әчәк (к основам на согласный), -ячак -ячәк (к основам на гласный):

Будущее в прошедшем выражает процесс, который предстояло выполнить в будущем, но который переносится в прошлое. Образуется прибавлением к основе глагола аффикса -ачак + иде, -әчәк + иде, – ячак + иде, ячәк + иде: барачак иде (он должен был идти), сөйләячәк иде (он должен был говорить):

Я должен был поехать (знать)

Ты должен был поехать (знать)

Он должен был поехать (знать)

Мы должны были поехать (знать)

Сез барачак (беләчәк) идегез

Вы должны были поехать (знать)

Алар барачак (лар) (беләчәк(ләр) иде

Они должны были поехать (знать)

Задания для самостоятельной работы.

1.Образуйте категорическое определенное будущее время.

2. Скажите, какую форму прошедших или будущих времен Вы бы использовали в татарском языке в следующих предложениях: Мы вчера ходили в кино. В следующем году, может, он поступит учиться в университет. На следующей неделе он, вероятно, поедет в деревню. Завтра будет пятница. Может, завтра пойдет снег. Утром дул холодный ветер. Пушкин родился в 1799 году.
3. Переведите глагольные формы (используйте дополнительные слова для передачи определенности-неопределенности): бара (идти); уйлады (думать); син эшләгәнсең (делать); без китәчәкбез (уходить); алар санар (считать); сез килерсез (приходить); ул чыккан (выходить).
4.Образуйте отрицательные формы глагола. Прочитайте полученные пары вслух несколько раз:
эшли – эшләми; барды; бара; килгән; чыга; китәчәк; санар; язам; язачакмын; эшләгән; эшләгәнсең; чыга; чыгабыз.

5.Проспрягайте глаголы ятла, укы, елама, сөйлә во всех трех формах будущего времени.

УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Контрольная работа выполняется или в отдельной тетради в клетку, или на листах А4,выполненную на компьютере.

Источник статьи: http://pandia.ru/text/78/599/62532-3.php

Adblock
detector