Меню Рубрики

Местоимения русского языка упражнения для иностранцев

СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ

1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА ИМЕНИ А. Н. БЕКЕТОВА СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (приложение к учебному пособию по русскому языку «Ступень-2» для иностранных студентов подготовительного факультета инженерно-технических, инженерно-экономических, охраны здоровья, биологических, физкультурных, сельскохозяйственных и гуманитарных специальностей) Харьков ХНУГХ им. А. Н. Бекетова 2015

2 Cборник упражнений для самостоятельной и практической работы по русскому языку как иностранному (приложение к учебному пособию «Ступень-2» для иностранных студентов подготовительного факультета инженерно-технических, инженерно-экономических, охраны здоровья, биологических, физкультурных, сельскохозяйственных и гуманитарных специальностей) / Харьков. нац. ун-т гор. хоз-ва им. А. Н. Бекетова ; сост. О. Л. Лубяная, Е. В. Гринченко. Харьков : ХНУГХ им. А. Н. Бекетова, с. Составители: О. Л. Лубяная, Е. В. Гринченко Рецензент: ст. преп. кафедры украинского и русского языков как иностранных Т. А. Плотникова Утверждено кафедрой украинского и русского языков как иностранных, протокол 2 от Настоящее издание является составной частью учебного комплекса по русскому языку как иностранному «Ступени» и предназначено для обучения русскому языку на начальном этапе. 2

3 МОДУЛЬ 2 І. Грамматика: Предложный падеж 1. Предложный падеж в значении места Дети гуляют в парке. Упражнение 1. Закончите предложения по модели. Модель: Это полка. Книга лежит на полке. 1. Это стол. Лампа стоит. 2. Это окно. Ваза стоит. 3. Это класс. Студенты сидят. 4. Вот магазин. Моя мать работает. 5. Это стена. Картина висит. 6. Вот портфель. Мои книги лежат. Упражнение 2. Употребите нужную форму слова. Используйте слова справа. 1. Вот висит. (доска, на доске) Мы пишем русские слова.. 2. Сейчас мы сидим. (класс, в классе) Наш светлый. 3. Это мой. (портфель, в портфеле) Словарь лежит. 4. Мои учебники стоят. (полка, на полке) висит на стене. 5. Мы живём. (общежитие, в общежитии) Наше новое. 6. Вот мой. (дом, в доме) есть большой магазин. Где учится сестра? Сестра учится в университете. Упражнение 3. Ответьте на вопросы. Модель: Где живёт твоя семья? (город) Моя семья живёт в городе. 1. Где занимаются студенты? (аудитория) 2. Где стоит ваза? (окно) 3. Где вы пишете упражнения? (тетрадь) 4. Где лежит мел? (доска) 5. Где живут студенты? (общежитие) 6. Где студенты играют в футбол? (стадион) 7. Где вы получаете деньги? (банк) 8. Где учится твоя сестра? (школа) 9. Где ты был летом? (родина) 10. Где вы были в воскресенье? (экскурсия) 3

4 Упражнение 4. Задайте вопросы к подчеркнутым словам. Модель:? Я живу в Киеве. Где вы живете? Я живу в Киеве. 1.? Я учусь в академии. 2.? Мой друг живёт в общежитии. 3.? Его сестра учится в школе. 4.? Он работает в институте, в лаборатории. 5.? Мы жили раньше в Судане. 6.? Мой отец работает в Киеве на заводе. 7.? Мы отдыхали на море. 8.? Автобус стоит на остановке. 9.? Студенты были в университете на лекции. Упражнение 5. Ответьте на вопросы. Обратите внимание на исключения. 1. Дети гуляют в парке или в лесу? 2. Анна и Максим играют на улице или в саду? 3. Рубашки лежат на кресле или в шкафу? 4. Машина стоит на мосту или на берегу? 5. Фото висит на стене или в углу? 6. Твоя сестра работает на фабрике или в аэропорту? Упражнение 6. Ответьте на вопросы отрицательно. Используйте слова в скобках. Модель: Он учится в школе? (университет) Нет, он учится не в школе, а в университете. 1. Антон живёт в Харькове? (Киев). 2. Твоя подруга работает в супермаркете? (рынок). 3. Автобус стоит на остановке? (площадь). 4. Вы отдыхали в Египте? (Турция). 5. Вчера вы были на концерте? (собрание). 4

5 6. Раньше твой друг жил в Судане? (Иордания). 7. Ваш факультет находится в центре? (улица Пушкинская). 8. Анна покупает продукты в киоске? (магазин). Упражнение 7. Составьте предложения, используя словосочетания, написанные ниже. В классе на уроке; в клубе на дискотеке; в общежитии в комнате 25; в университете на лекции; в музее на экскурсии; на море в Турции; в кафе на улице Сумской. Упражнение 8. Составьте предложения по модели. Модель: Харьков Украина. Харьков находится в Украине. 1. Амман Иордания. 2. Багдад Ирак. 3. Хартум Судан. 4. Одесса Украина. 5. Стамбул Турция. 6. Париж Франция. 7. Нью-Йорк Америка. В каком доме вы живёте? Я живу в большом хорошем доме. В какой квартире вы живёте? Я живу в большой хорошей квартире. Упражнение 9. Ответьте на вопросы. 1. В каком городе живёт твоя семья, в большом или в маленьком? 2. В какой тетради вы пишете фразы, в новой или в старой? 3. На каком этаже находится деканат, на втором или на четвёртом? 4. В какой папке лежат тетради, в чёрной или в зелёной? 5. В каком клубе вы были, в спортивном или в ночном? 6. На какой странице находится упражнение, на девятой или на одиннадцатой? 7. В какой библиотеке работает Мария Ивановна, в университетской или в городской? Упражнение 10. Ответьте на вопросы. 1. В каком городе вы живёте? (большой красивый город) 2. В каком доме живёт ваша семья? (старый высокий дом) 3. На каком этаже твоя комната (второй этаж) 4. В каком клубе ты был вчера? (студенческий клуб) 5. На каком факультете вы учитесь? (подготовительный факультет) 6. В каком магазине вы покупаете словари? (книжный магазин) 7. На каком заводе работает твой старший брат? (новый химический завод) 8. В каком кафе вы обедаете? (наше студенческое кафе). 5

6 Упражнение 11. Ответьте на вопросы. 1. Где живёт твой друг? (наш город, улица Пушкинская) 2. Где он учится? (наша академия, подготовительный факультет) 3. Где живёт твоя подруга? (этот дом, третий этаж) 4. Где она была вечером? (наш студенческий клуб, дискотека) 5. Где вы писали диктант? (эта аудитория, второй этаж) 6. Где ты живёшь? (моя комната, наше общежитие) 7. Где Ахмед купил словарь? (этот магазин, первый этаж). 8. Где учится твоя сестра? (музыкальная школа). Упражнение 12. Ответьте на вопросы по модели. Модель: В твоей комнате есть книжный шкаф? Да, в моей комнате есть книжный шкаф. 1. В вашем общежитии есть кафе? 2. В твоей комнате есть телевизор? 3. В нашей академии есть подготовительный факультет? 4. В его доме есть лифт? 5. В её комнате есть кровать? 6. На твоём столе лежит мой словарь? 7. На его окне стоят цветы? 8. В их комнате стоит стол? Упражнение 13. Дополните предложения по модели. Модель: Это наше общежитие. живут студенты. В нашем общежитии живут студенты. 1. Это моя сумка. лежат книги и тетради. 2. Вот его шкаф. висят рубашки и брюки. 3. Это большое окно. стоит ваза. 4. Это студенческий клуб. вчера была дискотека. 5. Вот её стол. стоят чашки и тарелки. 6. Это наш университет. учатся иностранные студенты. 7. Это большой супермаркет. я покупаю продукты. 8. Это твоя тетрадь. есть домашнее задание. Упражнение 14. Задайте вопросы к подчеркнутым словам. 1.? Мы живём в новом общежитии. 2.? Я учусь на подготовительном факультете. 3.? Антон учится на первом курсе. 4.? Мой отец работает на химическом заводе. 5.? Его мама работает в музыкальной школе. 6.? Они учатся в медицинском институте. 6

7 Где были туристы? Они были в больших современных городах и маленьких деревнях. Упражнение 15. Ответьте на вопросы. Используйте слова справа. 1. Где учатся студенты? (разные академии и университеты) 2. Где они занимаются спортом? (стадионы и спортивные залы) 3. Где живут студенты? (большие новые общежития) 4. Где они покупают книги? (книжные магазины) 5. Где они отдыхают вечером? (студенческие клубы) 6. Где вы покупаете продукты? (большие супермаркеты) 7. Где вы слушаете лекции? (светлые тёплые аудитории) Упражнение 16. Закончите предложения. Поставьте слова из скобок в нужном падеже. 1. Дети занимаются (новые классы). 2. Эти люди работают (разные заводы и фабрики). 3. Мы смотрим фильмы (разные кинотеатры). 4. Они покупают газеты и журналы (газетные киоски). 5. Вы играете в футбол (большие стадионы). 6. Друзья покупают вещи (современные модные магазины). Упражнение 17. Закончите предложения. 1. Скажите, пожалуйста, на каком факультете? 2. Вы не знаете, на какой улице? 3. Я не знаю, в каком общежитии. 4. Скажите, пожалуйста, в каком магазине? 5. Вы не знаете, в какой аудитории? 6. Я знаю, на какой странице. 2. Предложный падеж в значении времени (Когда?) Когда (в каком месяце) вы приехали в Харьков? Мы приехали в Харьков в октябре. Упражнение 18. Напишите форму предложного падежа в таблицу. Что? ( 1) Когда? ( 6) Что? ( 1) Когда? ( 6) Январь В январе Июль Февраль Август Март Сентябрь Апрель Октябрь Май Ноябрь Июнь Декабрь 7

8 Упражнение 19. Задайте вопросы к подчеркнутым словам. Модель:? Андрей был в Киеве в апреле. Когда Андрей был в Киеве? Андрей был в Киеве в апреле. 1.? Я родился в марте. 2.? Экзамены будут в июне. 3.? Занятия в университете начинаются в сентябре. 4.? Летние каникулы будут в июле и в августе. 5.? Максим был в Полтаве в январе. Упражнение 20. Ответьте на вопросы. 1. Когда вы были в больнице? (прошлая неделя). 2. Когда вы будете учиться на первом курсе? (будущий год). 3. Когда у вас будут экзамены (следующая неделя). 4. Когда Анна была в Киеве? (прошлый месяц). 5. Когда Самир начал учиться на подготовительном факультете? (этот год). 6. Когда Мария была в Одессе? (прошлый год). 7. Когда вы будете писать диктант? (эта неделя). Упражнение 21. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. 1. Мы будем писать диктант (следующая среда). 2. Они выучили времена глагола (прошлая неделя). 3. Вы будете писать контрольную работу (эта неделя). 4. Студенты ездили в Киев (прошлая суббота). 5. Твой друг приехал в Украину (прошлый год). 6. Твой брат приедет сюда (следующий год). 7. Мы будем учить новые падежи (этот месяц). Упражнение 22. Вместо точек вставьте нужные наречия времени. 1. Я приехал в Харьков. 2. я учился в школе, а я учусь в академии на подготовительном факультете. 3. я буду учиться на первом курсе. 4. Мой друг приехал из Сирии уже. 5. у нас был трудный диктант, а мы будем писать контрольную работу. 6. преподаватель спрашивает, а мы отвечаем. 7. у нас будут каникулы, и мы поедем домой. Слова для справок: сейчас, раньше, вчера, недавно, потом, завтра, летом, весной, осенью. 8

9 Упражнение 23. Ответьте на вопросы. Модель: В каком году родился Антон? (1985) Антон родился в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. 1. В каком году родилась Мария? (1992). 2. В каком году Джон окончил школу? (1988). 3. В каком году его родители были в Турции? (1973). 4. В каком году родилась твоя сестра? (2008). 5. В каком году Максим приехал в Харьков? (2012). 6. В каком году вы начали изучать русский язык? (2015). 7. В каком году Махмуд был в Иордании? (2011). Упражнение 24. Пишите текст. Используйте слова из скобок. У меня есть друг. Его зовут Андрей. Он родился (1997 год) (небольшой город Полтава). Сейчас его семья живёт (Харьков). Его отец работает (тракторный завод), а мама (строительная академия). Его младший брат Сергей родился (2010 год), он еще маленький и не учится (школа). Сейчас Андрей учится (университет, экономический факультет, первый курс). Андрей много работает. Каждый день он занимается (студенческая библиотека). Он любит обедать (небольшой ресторан) (центральная улица). (Июль) Андрей будет работать (маленькое кафе). 3. Предложный падеж в значении непрямого объекта (О ком? О чём?) Упражнение 25. Сравните формы выделенных слов, задайте к ним вопросы. Модель: Он говорил о Китае. О чём он говорил? Они живут в Китае. Где они живут? 1. Ахмед часто говорит о Египте. В Египте живёт его семья. 2. Мой брат хочет учиться в Украине. Он много слышал об Украине. 3. Недавно мы были в музее. Вчера мы вспоминали о музее. 4. Я был в Киеве недавно. Мой друг много рассказывал о Киеве. 5. Я никогда не был в Америке. Недавно мы смотрели программу об Америке. Упражнение 26. Задайте вопросы к выделенным словам. 1. На уроке мы много говорили о родине. 2. Завтра мы будем писать текст о Харькове. 3. Преподаватель спросил меня об Антоне. 4. Я всегда вспоминаю о родителях. 5. Я часто думаю о друге. 6. Родители всегда рассказывают мне о семье. 7. Мы много думаем о профессии. Упражнение 27. Ответьте на вопросы. 1. О чём часто думает Самир? (Судан) 2. О чём рассказывает твой друг? (фильм) 3. О чём пишет твой брат? (дом и семья) 4. О ком вы говорите? (преподаватель) 5. О ком ты рассказываешь? (подруга) 6. О ком он вспоминает? (друзья) 7. О ком беспокоится Али? (мать). 8. О чём спрашивает ваш сосед? (кастрюля и чайник). 9

10 Упражнение 28. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. 1. Вчера брат рассказал о (его новый друг). 2. На уроке мы говорили о (новая грамматика). 3. Анна беспокоится о (её лучшая подруга). 4. Мы смотрели программу о (животные и растения). 5. Я волнуюсь о (мой старший брат и моя младшая сестра). 6. Мы часто вспоминаем о (наша родина и родной город). 7. Мама написала мне о (наши новые соседи). 8. Моя сестра мечтает о (хорошая интересная работа). Упражнение 29. Закончите предложения. Модель: Мой брат живёт в Кении. Я часто думаю о нём. 1. Мой друг живёт в Полтаве. Я часто вспоминаю. 2. Завтра у нас будет контрольная работа. Сегодня мы говорили. 3. Твой друг учится в другом городе. Ты часто вспоминаешь. 4. Вчера ты не был на уроке. Преподаватель спрашивал. 5. Утром мы посмотрели интересный фильм. Вечером мы говорили. 6. Скоро у нас будут экзамены. Мы часто думаем. 7. Я знаю, что мои родители всегда скучают. Упражнение 30. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. 1. Моя мама всегда думает (я). Я тоже думаю (она). 2. Где вы были? Преподаватель спрашивал (вы). 3. У Антона есть подруга, он часто вспоминает (она). 4. Мои друзья далеко, я очень скучаю (они). 5. Ты был в Киеве. Расскажи (он). 6. Наша бабушка часто вспоминает (мы). 7. Вчера твой сосед спрашивал (ты). 8. Мой брат и моя сестра учатся в Киеве. Я часто думаю (он и она). Упражнение 31. Выполните упражнение по модели. Модель: Антон рассказывал о старшем брате. О каком брате Антон рассказывал? 1. Друзья вспоминали о новом фильме. 2. Мы говорили о нашем подготовительном факультете. 3. Али рассказывал о своей младшей сестре. 4. Преподаватель говорил об одном известном писателе. 5. Друзья спорили о международной политике. 6. Я спросил преподавателя о домашнем задании. 7. Антон очень скучает о его старшем брате. 8. Мы рассказали о новых интересных фильмах. 9. Мои друзья беспокоятся о любимых родителях. Упражнение 32. Выполните упражнение по модели. Модель: Мы часто вспоминаем о городе. (наш родной) Мы часто вспоминаем о нашем родном городе. 1. Друзья рассказали о фильме. (новый американский) 2. Преподаватель говорил о экзаменах. (будущие) 3. Я скучаю о подруге. (моя лучшая) 4. Антон и Сергей спорили о программе. (интересная политическая) 5. Мы говорили об артисте. (хороший 10

11 французский) 6. Преподаватель истории рассказывал о песнях. (народные украинские) 7. Мама написала о соседях. (наши новые) 8. Мы вспоминали о истории. (весёлая). Упражнение 33. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Вы слышали об этом итальянском композиторе? Да, я слышал о нём. 1. Вы знаете о вашем новом преподавателе? 2. Ты рассказал об этой интересной истории? 3. Вы знаете о новых правилах? 4. Ты знаешь об этом трудном предмете? 5. Ты написал рассказ о своей родине? 6. Вы рассказали о своих друзьях? 7. Ты слышал об этой французской актрисе? 8. Вы читали рассказ об этом человеке? 9. Ты смотрел фильм о группе «АВВА»? Упражнения для повторения Упражнение 34. Вставьте нужный по смыслу глагол. Я студент. Сейчас я в Харькове и в университете. Я русский язык. У меня есть друг. Его зовут Набиль. Раньше он в Судане, а теперь он в Харькове. Набиль тоже студент. Мы вместе в общежитии. Сейчас урок. Мы в аудитории. Наши книги, тетради и словари на столе. Преподаватель на доске, а мы в тетрадях. Потом Набиль новый текст. Я внимательно и все слова. После урока мы в буфете. После обеда я, а потом домашнее задание. Набиль иногда в библиотеке. Вечером мы музыку, в шахматы, фильмы в компьютере. Мы всегда о наших родителях. Я очень о моей младшей сестре. Набиль часто о своем родном городе. В выходной день мы обычно в парке. Слова для справок: скучать, гулять, лежать, вспоминать, учиться, писать, слушать, заниматься, жить, рассказывать, сидеть, понимать, обедать, делать, читать, играть, отдыхать, изучать, смотреть. Упражнение 35. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. Мой друг Антон родился (тысяча девятьсот девяносто шестой год) (небольшой город). Сейчас его семья живет. (Одесса ). Его отец работает (морской порт), а старший брат (автомобильный завод). (прошлый год) Антон начал учиться (Харьковский медицинский университет). Сейчас он учится уже (второй курс). Он часто работает (городская больница). (ноябрь) у Антона будет практика (химическая лаборатория). Мы любим разговаривать (наша будущая профессия). 11

12 ІІ. Развитие речи. Глагол + инфинитив Упражнение 36. Вместо точек вставьте глагол любить в нужной форме. 1. Мы гулять в парке вечером. 2. Моя сестра петь. 3. Он не пить молоко. 4. Вы играть в футбол? 5. Мой брат американское кино. 6. Они не заниматься вечером. 7. Я смотреть телевизор. Упражнение 37. Ответьте на вопросы. 1. Ты любишь читать книги? 2. Твой друг любит музыку? 3. Вы любите писать письма? 4. Твоя подруга любит театр? 5. Ваши друзья любят играть в футбол? 6. Ты любишь смотреть фильмы? 7. Вы любите танцевать? Упражнение 38. Вместо точек вставьте глагол хотеть в нужной форме. 1. Я хорошо говорить по-русски. 2. Вы есть? 3. Мы играть в футбол. 4. Он изучать русский язык. 5. Студенты не писать диктант. 6. Ты смотреть телевизор? 7. Анна танцевать. Упражнение 39. Вместо точек вставьте глагол мочь в нужной форме. 1. Я не писать быстро. 2. Виктор писать по-русски правильно. 3. Она сделать это упражнение. 4. Вы повторить вопрос? 5. Мы не сегодня смотреть телевизор. 6. Ты объяснить новый урок? 7. Они не завтра быть в театре. Упражнение 40. Ответьте на вопросы. 1. Ты хочешь читать этот журнал? 2. Вы любите играть в шахматы? 3. Вы хотите посмотреть новый фильм? 4. Ты можешь писать по-русски быстро? 5. Ты любишь писать письма домой? 6. Вы можете повторить это предложение? Упражнение 41. Вставьте вместо точек нужный глагол. 1. Я не быстро говорить по-английски. 2. Мой друг играть в шахматы вечером. 3. Вы купить русско-китайский словарь? 4. Моя сестра смотреть балет. 5. Ты хорошо знать русский язык? 6. Он не повторить этот диалог. 7. Ваша подруга танцевать? 8. Я изучать математику. 12

13 МОДУЛЬ 3 І. Грамматика: Винительный падеж 1. Винительный падеж в значении прямого объекта а) Вопрос что? Упражнение 1. Ответьте на вопросы. Модель: Что пишет Ахмед? (упражнение) Ахмед пишет упражнение. 1. Что читали студенты? (книга, рассказы, сказки) 2. Что смотрела Анна? (фильм, спектакль) 3. Что слушают друзья? (музыка, концерт, радио) 4. Что студенты покупают в магазине? (молоко, сыр, колбаса, рыба) 5. Что читает твой друг? (книга, газета, журнал) 6. Что объясняет преподаватель? (грамматика) 7. Что вы пьёте утром? (чай, кофе, сок, вода). 8. Что едят студенты утром? (сыр, хлеб, йогурт, яичница). Упражнение 2. Закончите предложения по модели. Модель: Это дом. Я вижу Это дом. Я вижу дом. А) 1. Это автобус. Я вижу 2. Это доска. Я вижу 3. Это окно. Я вижу Б) 1. Это книга. Я читаю 2. Это журнал. Я читаю 3. Это газеты. Я читаю В) 1. Это театр. Я люблю 2. Это опера. Я люблю 3. Это кино. Я люблю Упражнение 3. Дополните предложения словами справа. Он читает (книга, журнал, письмо, газеты) Анна видит (здание, улица, дома, киоск) Я люблю (спорт, музыка, кино, фильмы) Мы пишем (текст, упражнения, письмо, фраза) Они изучают (русский язык, математика, биология, физика, химия, черчение). 13

14 Упражнение 4. Ответьте на вопросы. 1. Что вы читали на уроке? 2. Что ты писал дома? 3. Что повторяет твой друг? 4. Что вы слушаете вечером? 5. Что ты учишь сейчас? 6. Что твой друг смотрит вечером? 7. Что вы пишете на уроке? 8. Что ты любишь? Упражнение 5. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. 1. Я вижу там (машина и автобус). 2. Он хорошо знает (английский язык и математика). 3. Мой друг изучает (физика и черчение). 4. Я люблю читать (книги и журналы). 5. Мой брат любит (музыка и спорт). 6. Антон слушает (опера и джаз). 7. Анна пьёт (сок и вода). Упражнение 6. Ответьте на вопросы. Используйте слова справа. 1. Какой дом вы видите? (большой старый) 2. Какую газету ты читаешь? (свежая) 3. Какую музыку ты любишь? (быстрая и весёлая) 4. Какой фильм он смотрит? (новый английский) 5. Какие книги вы любите? (интересные) 6. Какое письмо пишет Анна? (длинное) 7. Какую куртку купил Андрей? (модная и светлая) 8. Какое упражнение пишет Рашид? (трудное) Упражнение 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Используйте глаголы читать, видеть, изучать, писать, слушать, повторять, покупать, знать, есть, пить. Модель: вчерашняя газета. Я читаю вчерашнюю газету. Новая книга; трудное упражнение; высокое здание; красивая музыка; тёплая куртка; зелёный чай; трудная грамматика; русский язык; жареная картошка. Упражнение 8. Задайте вопросы к выделенным словам. 1.? Я читаю интересную статью. 2.? Он смотрит американский фильм. 3.? Она пишет длинное упражнение. 4.? Мы слушаем русские песни. 5.? Они изучают новые глаголы. 14

15 б) Прямой объект. Вопрос кого? Кого преподаватель спрашивал на уроке? Он спрашивал Виктора, Даниэля, Анну и Марию. Упражнение 9. Дайте утвердительный ответ. 1. Вы знаете её друга? 2. Ты видел твою подругу? 3. Вы видели сегодня декана? 4. Студенты хорошо понимают преподавателя? 5. Ты помнишь Самира? 6. Антон ждёт брата? 7. Ты любишь отца и мать? 8. Анна любит Андрея? Упражнение 10. Ответьте на вопросы. 1. Кого ты видел на улице? (друг) 2. Кого Ахмед хорошо знает? (Рашид) 3. Кого спрашивает преподаватель? (студент и студентка) 4. Кого мы видим в классе? (Омар, Далия, Нада) 5. Кого слушают студенты? (декан) 6. Кого она знает? (подруга) 7. Кого студенты хорошо понимают? (преподаватель) 8. Кого ты видел в поликлинике? (доктор и медсестра). 9. Кого вы ждёте? (лаборант) Упражнение 11. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. 1. Я люблю (сестра и брат). 2. Они внимательно слушают (преподаватель). 3. Он часто видит (Андрей). 4. Мы хорошо знаем (Мария). 5. Преподаватель спрашивает (Самир и Джамаль). 6. Ты ждёшь здесь (Ахмед)? 7. Вчера мы навещали (бабушка и дедушка). 8. Мы часто вспоминаем (Фатима и Саид). 9. Мать кормит (дочь и сын). Упражнение 12. Задайте вопросы к выделенным словам. 1.? Вчера я видел Антона. 2.? Сегодня утром он встретил Анну. 3.? Они ждут друга. 4.? Преподаватель спрашивает Ахмеда. 5.? Я очень люблю маму. 6.? Он посетил декана. 7.? Я вспоминаю бабушку и дедушку. 15

16 Упражнение 13. Ответьте на вопросы. 1. Что ваш друг купил в магазине? (пальто, шарф, шапка, туфли). 2. Что вы берёте на занятия? (учебники, тетрадь, ручка, карандаш, линейка). 3. Что слушают студенты? (лекция, концерт, радио, музыка). 4. Кого ты давно не видел? (мать, сестра, брат, отец). 5. Кого ждут студенты? (декан, преподаватель, секретарь). 6. Кого ты хорошо знаешь? (Анна, Андрей, Самир, Джамаль). 7. Кого кормит мама? (сын и дочь). Что вы видите? Мы видим журналы словари письма здания комнаты книги тетради Мы видим Кого вы видите? 1. студентов, профессоров 2. героев, Андреев (м.р. на -й) + братьев 3. преподавателей, секретарей, врачей, товарищей, мужей (м.р. на -ь и -ж, -ч, -ш, -щ) + друзей, детей, людей, соседей, юношей, матерей, дочерей, сыновей 4. женщин_, мужчин_ (ж.р, м. р. на -а, -я теряют окончания) студенток_, девушек_, бабушек_, дедушек_ (сущ. на -ка получают о (е)) Упражнение 14. Ответьте на вопросы. 1. Это Мария. Вы знаете её родителей? Вы знаете её братьев и сестёр? Вы знаете её подруг? 2. Это Самир. Ты знаешь его друзей? Ты знаешь его земляков? Ты знаешь его подруг? 3. Это иностранные студенты. Вы знаете их преподавателей? Вы знаете их инспекторов? Вы знаете их соседей? Упражнение 15. Ответьте на вопросы, поставьте слова из скобок в нужном падеже. 1. Кого мы встречаем в университете? (студенты, студентки, преподаватели) 2. Кого ты приглашаешь в гости? (друзья, подруги, соседи) 3. Кого ты видел в поликлинике? (врачи, медсёстры) 4. Кого он видит на 16

17 улице? (женщины, девушки, мужчины, юноши, дети, люди) 5. Что мы покупаем в супермаркете? (батоны, конфеты, овощи, яйца) 6. Что ты купил в киоске? (газеты, журналы, ручки, карандаши). Упражнение 16. Закончите предложения, используйте слова в скобках. 1. Я часто вспоминаю (родители, братья, сёстры, бабушки, дедушки). 2. Мы приглашаем на концерт (студенты, студентки, преподаватели, секретари). 3. Мать очень любит (сыновья, дочери, дети). 4. Махмуд ждёт в кафе (подруги, друзья, коллеги). 5. На улице мы видим (люди, мужчины, женщины, девушки, юноши). 6. Вчера мы навещали (соседи, земляки). Упражнение 17. Ответьте на вопросы. 1. Кого ты встретил в академии? (он и она) 2. Кого он ждёт в общежитии? (мы) 3. Кого вы давно не видели? (вы и они) 4. Кого мы знаем в академии? (он и я) 5. Кого мы не знаем? (ты) 6. Кого ты любишь? (она). Упражнение 18. Вместо точек вставьте личные местоимения в нужном падеже. 1. Самир, ты не знаешь, Юрий Петрович декан? Да, декан. Я хорошо знаю. 2. Как зовут? Где учишься? зовут Анна. учусь в университете. 3. Скажите, пожалуйста, Анна Петровна здесь? Нет, в деканате. Вы хотели видеть? 4. Преподаватель часто спрашивает? Да, часто спрашивает и моих друзей. 5. Это наши друзья. приехали из Ирана. Очень приятно. Я рад видеть. 6. Это мой друг Рашид. Ты знаешь? Упражнение 19. Ответьте на вопросы. 1. Как тебя зовут? 2. Как его зовут? 3. Как её зовут? 4. Как их зовут? 5. Как зовут брата? 6. Как зовут сестру? 17

18 Какого студента вы встретили в деканате? Мы встретили нового иностранного студента. Упражнение 20. Ответьте на вопросы. Используйте слова справа. 1. Какую студентку вы встретили? (новая иностранная) 2. Какого брата ты давно не видел? (мой старший) 3. Какую сестру ты любишь? (младшая) 4. Какого артиста ты ждёшь? (известный) 5. Какого человека ты видел на улице? (высокий молодой) 6. Какую девушку ты ждёшь? (твоя знакомая) Упражнение 21. Задайте вопросы к выделенным словам. 1.? Я встретил хорошего старого друга. 2.? Он знает красивую девушку. 3. Мы видим знакомого преподавателя. 4.? Они пригласили известного артиста. 5.? Я люблю мою младшую сестру. 6.? Она ждёт старшего брата. Упражнение 22. Ответьте на вопросы. 1. Кого вы ждёте в аудитории? (наш новый преподаватель). 2. Что вы берёте на занятия (чистая тетрадь, синяя ручка, русско-арабский словарь, учебник). 3. Кого ты встретил на улице? (знакомая красивая девушка). 4. Что Ахмед купил в супермаркете? (газированная вода, свежая рыба, чёрный чай, томатный сок). 5. Кого ты навещал в воскресенье? (моя старая бабушка и мой старый дедушка). 6. Что вы любите есть на ужин? (жареная картошка, вкусный салат, шоколадное молоко). 7. Кого вы знаете? (арабский студент, китайская студентка). Каких студентов вы встретили? Мы встретили наших новых китайских студентов. Упражнение 23. Поставьте слова из скобок в правильном падеже. 1. Я встретил в парке (мои новые друзья). 2. Мы пригласили в кино (наши знакомые девушки). 3. Ахмед давно не видел (его младшие братья). 4. Анна часто вспоминает (её старшие сестры). 5. Они встретили в 18

19 театре (их хорошие товарищи). 6. Ты видишь в общежитии (твои новые соседи). 7. Мы ждём в парке (наши новые подруги). 8. Я часто вспоминаю (свои младшие братья и старшие сёстры). 9. Таня пригласила в гости (старые друзья). Упражнение 24. Ответьте на вопросы. 1. Какие фильмы вы любите смотреть? (американские и французские) 2. Какие книги вы любите читать? (интересные) 3. Какие газеты вы покупаете в киоске? (свежие) 4. Каких студентов вы встретили в академии? (новые иностранные) 5. Каких друзей вы пригласили в клуб? (наши старые) 6. Каких девушек вы пригласили в театр? (знакомые красивые). 7. Каких преподавателей вы знаете в университете? (эти молодые). 8. Каких подруг ждут эти студенты? (украинские). 2. Винительный падеж в значении времени (Когда?) Упражнение 25. Ответьте на вопросы. Модель: Когда будет концерт? (суббота) Концерт будет в субботу. 1. Когда студенты писали диктант? (понедельник). 2. Когда друзья были в театре? (воскресенье). 3. Когда Ахмед не был в классе? (вторник и среда). 4. Когда вы будете играть в футбол? (эта суббота). 5. Когда вы были на экскурсии? (прошлая пятница). 6. Когда у вас будет контрольная работа? (следующий четверг). 7. Когда у вас будет математика? (этот вторник). 8. Когда у тебя будет день рождения? (это воскресенье). Упражнение 26. Ответьте на вопросы. Модель: Когда будет экзамен? (месяц) Экзамен будет через месяц. 1. Когда вы будете дома? (час). 2. Когда вы будете в Киеве? (неделя). 3. Когда начинается перерыв? (полчаса). 4. Когда Андрей и Мария будут смотреть спектакль в театре? (три дня). 5. Когда он будет ужинать? (15 минут). 6. Когда будет контрольная работа? (3 часа). Упражнение 27. Ответьте на вопросы. Модель: Когда вы были в кино? (неделя) Мы были в кино неделю назад. 1. Когда Антон купил этот словарь? (месяц). 2. Когда вы завтракали? (час). 3. Когда Мария была в Турции? (год). 4. Когда вы начали изучать русский язык? (полгода). 5. Когда у вас была экскурсия? (три недели). 6. Когда был звонок? (минута). 19

20 Упражнение 28. Задайте вопросы к выделенным словам. Модель: Андрей делал упражнение весь вечер. Как долго (сколько времени) Андрей делал упражнение? 1. Мы были в лесу весь день. 2. Дети отдыхали на море всё лето. 3. Они работали всю субботу. 4. Антон писал письмо всё утро. 5. Я ждал вас целый час. 6. Мария болела всю неделю. 7. Они работали целый день. Упражнение 29. Закончите предложения, используйте слова весь день, всю неделю, через час, неделю назад, каждый месяц и т.д. 1. Я делаю домашнее задание. 2. Мы ждали вас. 3. Студенты приехали в Харьков. 4. Мы будем писать диктант. 5. он был в библиотеке. 6. Они гуляли в парке. 7. Я играю на пианино. 8. Я вижу его в университете. 3. Винительный падеж в значении направления (Куда?) Упражнение 30. Ответьте на вопросы. 1. Ты идёшь на урок? 2. Максим идёт в библиотеку? 3. Студенты едут на экскурсию? 4. Вы ходили в магазин? 5. Ваш друг ездил летом в Одессу? 6. Друзья идут на стадион? 7. Лина ходила вчера в клуб? Упражнение 31. Ответьте на вопросы. 1. Куда студенты ходили в субботу, в супермаркет или на рынок? 2. Куда ходил Антон, в кафе или на дискотеку? 3. Куда вы ходили вчера, в больницу или в аптеку? 4. Куда ездила Мария, в Киев или в Полтаву? 5. Куда ездил Самир, в Турцию или в Египет? 6. Куда ездили твои друзья, в зоопарк или на стадион? Упражнение 32. Закончите предложения, слова в скобках поставьте в правильную форму. 1. Мой друг идёт (библиотека). 2. В субботу друзья ездили (Сумы, экскурсия). 3. Каждое утро Ахмед спешит (университет, урок). 4. Вчера я пригласил девушку (ресторан). 5. Омар ездил (родина). 6. Вчера наши студенты ходили (дельфинарий). 7. Мы идём (театр, спектакль). Упражнение 33. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Виктор идёт в кино? (театр) Нет, он идёт в театр. 1. Студенты идут в класс? (библиотека) 2. Имад ходил на стадион? (больница) 3. Нада идёт на базар? (магазин) 4. Вы едете в музей? (кино) 5. Ты ездил во Львов? (Харьков) 6. Твои друзья едут в театр? (цирк) 7. Ты идёшь в аптеку? (больница). 20

21 Упражнение 34. Ответьте на вопросы, используйте слова справа. 1. Куда студенты ходили в воскресенье? музей, зоопарк, дискотека, кафе 2. Куда вы едете? стадион, футбол 3. Куда Максим спешит утром? университет, аудитория, лекция 4. Куда твой друг пригласил соседа? клуб, театр, спектакль 5. Куда Лена ездила позавчера? Одесса, театр оперы и балета 6. Куда поедет Анна в субботу? супермаркет, рынок 7. Куда идут студенты? лаборатория, библиотека, буфет 8. Куда поедут твои родители? Турция, Стамбул Упражнение 35. Задайте вопросы к выделенным словам. 1.? Сейчас мы идём в класс. 2.? Вчера он ходил в театр. 3.? Летом я ездил в Судан. 4.? Утром он ходил в академию. 5? В понедельник мы были в поликлинике. 6.? Я иду в библиотеку. 7.? В субботу Антон был на дискотеке. Упражнение 36. Ответьте на вопросы. Используйте слова в скобках. 1. Куда ты идёшь? (наш университет) 2. Куда идёт Анна? (книжный магазин) 3. Куда она ходила вчера? (университетская библиотека) 4. Куда ваши друзья ходили позавчера? (студенческий клуб) 5. Куда твой брат ездил в воскресенье? (город Киев) 6. Куда вы сейчас едете? (шестое общежитие) 7. Куда Лена ездила летом? (родная деревня). 8. Куда Анна ходила вчера? (интересная выставка). 21

22 Упражнение 37. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Где были студенты в субботу? (клуб) В субботу студенты были в клубе. Куда студенты ходили в субботу? В субботу студенты ходили в клуб. 1. Куда вы ходили вчера? (театр, библиотека, дельфинарий) Где вы были вчера? 2. Где ты был в воскресенье? (магазин, аптека, новый стадион) Куда ты ходил в воскресенье? 3. Где Анна была в субботу? (студенческая поликлиника, рынок) Куда Анна ходила в субботу? 4. Куда мы ездили летом? (родная страна, Иордания) Где мы были летом? 5. Где Виктор был позавчера? (исторический музей, экскурсия) Куда Виктор ездил позавчера? 6. Где учится твоя сестра? (медицинский университет) Куда она идёт сейчас? Упражнение 38. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. 1. Вчера мы были (театр). Вы тоже ездили (театр)? 2. Инженер идёт (завод). Он работает (завод). 3. Мы берём книги (библиотека). Утром я ходил (библиотека). 4. В воскресенье Ахмед и Рашид ходили (клуб). Я тоже был (клуб). 5. Летом Анна ездила (Одесса). А вы были (Одесса)? 6. Антон идёт (деканат). Утром я тоже был (деканат). 7. Мария ходила (почта). (почта) она купила конверты и марки. 8. Утром моя сестра ходила (магазин). (магазин) она купила молоко и хлеб. Упражнение 39. Ответьте на вопросы по модели. Используйте слова в скобках. Модель: Куда ты кладёшь книгу? (стол) Я кладу книгу на стол. 1. Куда мама ставит вазу? (окно). 2. Куда Салех кладёт книги и тетради? (сумка). 3. Куда преподаватель вешает карту? (стена). 4. Куда вы ставите чашки и тарелки? (стол). 5. Куда вы кладёте продукты? (холодильник). 6. Куда лаборант вешает расписание? (доска). 7. Куда Анна Ивановна кладёт паспорта? (сейф). 8. Куда Максим вешает куртку? (шкаф). 22

23 Упражнение 40. Составьте фразы по модели. Модель: Мария кладёт (ручка/сумка). Мария кладёт ручку в сумку. 1. Я ставлю (кресло/угол). 2. Преподаватель вешает (карта/стена). 3. Мы кладём (тетради/портфель). 4. Мы ставим (цветы/ваза). 5. Мы вешаем (костюм/шкаф). 6. Я кладу (вещи/сумка). 7. Антон ставит (ваза/окно). Упражнение 41. Задайте вопросы к выделенным словам. 1.? Книги стоят на полке. 2.? Али кладёт ручку в сумку. 3.? Мы вешаем вещи в шкаф. 4.? Я ставлю лампу на стол. 5.? Паспорт лежит в кармане. 6.? Анна ставит сок в холодильник. 7.? Самир вешает куртку на стул. 8.? Расписание висит на стене. Упражнение 42. Ответьте на вопросы, используйте слова справа. 1. Где лежат книги? книжная полка Куда ты кладёшь книги? 2. Куда вы вешаете вещи? большой шкаф Где висят вещи? 3. Где стоит лампа? наш новый стол Куда Имад ставит лампу? 4. Куда сестра поставила цветы? белая ваза Где стоят цветы? 5. Где лежат деньги? правый карман Куда Ахмед кладёт деньги? 6. Где висит расписание? чистая стена Куда секретарь вешает расписание? 7. Куда ты ставишь портфель? моё место Где стоит твой портфель? 23

24 Упражнение 43. Закончите предложения. Используйте слова в скобках. Модель: Маша кладёт (молоко и сыр / холодильник / нижняя полка). Маша кладёт молоко и сыр в холодильник на нижнюю полку. 1. Самир пригласил (девушка / кино / воскресенье). 2. Вчера мы смотрели (интересный фильм / маленький кинотеатр). 3. Антон встретил (старшая сестра / вокзал / среда). 4. Я вешаю (моя куртка / маленький шкаф). 5. Мы приглашаем (вы / экскурсия / соседний город). 6. Ахмед спешит (экзамен / медицинский университет). 7. Анна Ивановна кладёт (наши паспорта / большой сейф). 8. Студенты делают (их домашнее задание / вся суббота). 4. Винительный падеж в значении непрямого объекта (вопросы Во что? На кого?) Упражнение 44. Закончите предложения, обратите внимание на использование непрямого объекта. Модель: Мария любит играть (домино). Мария любит играть в домино. 1. Антон учится играть (нарды). 2. Студенты очень любят играть (футбол). 3. Моя подруга не умеет играть (большой теннис). 4. Каждое воскресенье я играю с соседом (шахматы). 5. Мальчики хотят играть (баскетбол). 6. Моя сестра очень хорошо играет («Монополия»). 7. Завтра я буду играть (волейбол). Упражнение 45. Ответьте на вопросы по модели. Модель: На кого ты похож? (моя мама) Я похож на мою маму. 1. На кого похож Анвар? (своя мать). 2. На кого похожа твоя подруга Настя? (её родители). 3. На кого похожи твои братья? (наш отец). 4. На кого похож твой новый друг? (актёр Бред Питт). 5. На кого похож Антон? (его дедушка). 6. На кого похожа Наташа? (Анжелина Джоли). Упражнения для повторения Упражнение 46. Вставьте нужный по смыслу глагол. Вчера у меня был день рождения. Я всех студентов из группы. После урока я продукты в магазине и вкусный торт и сок. Я национальный ужин. Вечером мои друзья торт, сок. Потом я фотографии в ноутбуке 24

25 и о своей семье и стране. Я моих друзей, как живут в их странах. А еще мы музыку и песни. Было очень весело. Потом я, что давно не видел моего старого друга и я сообщение в Марокко. Как жаль, что день рождения только один раз в году. Слова для справок: посылать, показывать, готовить, слушать, петь, выбирать, вспоминать, пить, есть, рассказывать, спрашивать, приглашать, покупать. Упражнение 47. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. (Прошлая неделя) Самир гулял в парке. Там он видел (молодые женщины и дети, старые люди). На центральной аллее он встретил (свой близкий друг Джон). Джон сказал, что (суббота) приглашал (знакомая девушка) в кино. Там они смотрели (французская комедия). Сейчас Джон идёт (спортивный зал, тренировка). Самир тоже решил посмотреть (интересный фильм). В кассе он купил (билет и программа), а рядом в киоске он купил (мятная жвачка, сигареты, яблочный сок). После фильма Самир был в банке и получил (денежный перевод и новая карта). Потом он вспомнил, что (среда) будет контрольная работа. Он быстро открыл (словарь, тетрадь и книга) и повторил (грамматика и новые слова). Вечером Самир приготовил (рис и жареная курица). Через (2 часа) Самир спал. Завтра урок! ІІ. Развитие речи: Причинные и следственные отношения в сложных предложениях (потому что, поэтому) Упражнение 48. А) Составьте предложения, используйте союз потому что. Модель: Али не был в классе. Он заболел. Али не был в классе, потому что он заболел. 1. Самир не писал диктант. У него не было ручки. 2. Вчера мы не гуляли. На улице было очень холодно. 3. Анна всегда хорошо отвечает. Она много занимается. 4. Студент сегодня опоздал на урок. Он поздно встал. 5. Я не могу идти в кафе. У меня нет денег. 6. Мы плохо знаем Харьков. Мы приехали сюда недавно. 7. Я хочу есть. Я сегодня не завтракал. 8. Максим не был в театре. Он был занят вечером. Б) Составьте предложения, используйте союз поэтому. Модель: Али не был в классе. Он заболел. Али заболел, поэтому он не был в классе. 25

26 Упражнение 49. Измените предложения по модели. Модель: У меня нет денег, поэтому я не могу идти в театр. Я не могу идти в театр, потому что у меня нет денег. 1. Сегодня он поздно встал, поэтому он опоздал на урок. 2. Вчера я долго гулял, поэтому не выучил новый текст. 3. У меня болит нога, поэтому я не могу играть в футбол. 4. Вчера на улице был дождь, поэтому мы весь день были дома. 5. У меня нет денег, поэтому я не купил молоко. 6. Али много занимается, поэтому он пишет диктанты без ошибок. 7. В комнате очень жарко, поэтому мама открыла окно. 8. У меня мало денег, поэтому я не могу купить машину. 9. Я забыл твой номер, поэтому не позвонил тебе. Упражнение 50. Ответьте на вопросы. Модель: Почему студент опоздал на урок? Студент опоздал на урок, потому что поздно встал. 1. Почему Антон не идёт в театр? 2. Почему Самир не был в академии? 3. Почему студент плохо отвечает? 4. Почему ты не позвонил мне вчера? 5. Почему Ахмед не пишет упражнение? 6. Почему вы не были в клубе? 7. Почему Виктор хорошо сдал экзамен? 8. Почему Мария идёт быстро? 9. Почему твой папа очень рад? 10. Почему Максим сегодня грустный? Упражнение 51. Закончите предложения. 1. Вчера он не был в академии, потому что Он плохо знает город, потому что Али хорошо говорит по-русски, потому что Он мало занимался, поэтому Ахмед вчера не был на уроке, поэтому Мы приехали в Харьков недавно, поэтому Завтра мы не пойдем в театр, потому что У меня нет денег, поэтому Я не пишу упражнение, потому что. 10. На улице очень холодно, поэтому. 26

27 МОДУЛЬ 4 І. Грамматика: Родительный падеж 1. Конструкции: Нет кого? чего? / У кого есть кто? что? Упражнение 1. Ответьте на вопросы по модели. Модель: У тебя нет словаря? У меня нет словаря. У меня есть словарь. 1. У вас нет карандаша? 2. У тебя нет ручки? 3. У него нет брата? 4. У неё нет машины? 5. У них нет денег? 6. У тебя нет учебника? 7. У него нет портфеля? 8. У неё нет тетради? Упражнение 2. Ответьте отрицательно на вопросы. Модель: У тебя есть учебник? Нет, у меня нет учебника. 1. У тебя есть журнал? 2. У неё есть сумка? 3. У него есть деньги? 4. У вас есть холодильник? 5. У меня есть экзамен? 6. У вас сегодня есть время? 7. У них сегодня есть собрание? 8. У тебя есть квартира? 9. У вас есть расписание? Упражнение 3. Ответьте на вопросы по модели. Модель: У Али есть словарь? Нет, у него нет словаря. 1. У Самира есть портфель? 2. У Рашида есть брат? 3. У Антона есть машина? 4. У Анны есть книга? 5. У Ольги есть телефон? 6. У Галины и Наташи есть сестра? 7. У Али есть жена? 8. У Кати есть друг? Упражнение 4. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Он сейчас на уроке? Нет, его нет на уроке. 1. Он сейчас в общежитии? 2. Он в библиотеке? 3. Она сейчас дома? 4. Она в кафе? 5. Они сегодня в аудитории? 6. Они в деканате? 7. Брат сейчас на работе? 8. Сестра сейчас в школе? 9. Студенты в академии? 10. Книга на столе? 11. Журналы на полке? 12. Доктор сейчас в кабинете? 27

28 Упражнение 5. Ставьте существительное в скобках в родительный падеж. Модель: У (Максим) есть жена. У Максима есть жена. 1. У (Мария) есть новый телефон. 2. У (преподаватель) есть красная ручка. 3. У (Саша) есть старший брат. 4. У (Анатолий) есть дорогая машина. 5. У (Марина) есть маленькая дочь. 6. У (ребёнок) есть мяч. 7. У (отец) есть свежая газета. 8. У (Антон) есть словарь. Упражнение 6. Ответьте на вопросы по модели. Модель: У кого есть телефон? (он) У него есть телефон. 1. У кого есть эта книга? (она) 2. У кого есть этот словарь? (мой брат) 3. У кого есть машина? (наш друг) 4. У кого есть билеты в театр? (ваш преподаватель) 5. У кого есть учебник? (он) 6. У кого есть справка? (твой сосед) 7. У кого есть эта газета? (наша подруга). Упражнение 7. Раскройте скобки в предложении по модели. Модель: У (Джелал) нет (линейка). У Джелала нет линейки. 1. У (Салех) нет (карандаш). 2. У (Анна) нет (сестра). 3. У (преподаватель) нет (машина). 4. У (дедушка) нет (зонт). 5. У (декан) нет (время). 6. У (подруга) нет (деньги). 7. У (Катя) нет (кошка). 8. У (Андрей) нет (видеокамера). Упражнение 8. Составьте предложения, используйте данные слова. Модель: Антон новый учебник. У Антона нет нового учебника. 1. Али синяя ручка. 2. Анна красный карандаш. 3. Самир старший брат. 4. Ахмед младшая сестра. 5. Студент русско-арабский словарь. 6. Мой брат новая машина. 7. Твоя подруга домашнее задание. 8. Наш преподаватель новое расписание. 9. Ваш сосед широкая кровать. Упражнение 9. Ответьте на вопросы по модели. Модель: У тебя есть русско-китайский словарь? Нет, у меня нет русско-китайского словаря. 1. У тебя есть чистая тетрадь? 2. У вас есть новый учебник? 3. У него есть старшая сестра? 4. У Анны есть билет в театр? 5. У неё есть свежая газета? 6. У преподавателя есть удобное кресло? 7. У твоего друга есть новый велосипед? 8. У вашей подруги есть новая фотокамера? 9. У тебя в сумке есть ручка и карандаш? 10. У вас в группе есть китайская студентка? 28

29 Упражнение 10. Ответьте на вопросы. Используйте слова в скобках. 1. У кого есть вчерашние газеты? (мой старший брат). 2. У кого нет свободного времени? (наш декан). 3. У кого сегодня есть математика? (наша группа). 4. У кого нет билетов в театр? (Андрей и Анна). 5. У кого есть новый компьютер? (моя младшая сестра). 6. У кого есть маленькие дети? (Наталья Михайловна). 7. У кого нет сигарет? (твои друзья). Упражнение 11. Ответьте на вопросы. 1. Чего сегодня нет в вашем киоске? (конфеты, сигареты, шоколад). 2. Чего нет в маленьком городе? (стадион, бассейн, метро). 3. Чего нет на твоей улице? (супермаркет, трамвайная остановка, аптека). 4. Чего сегодня нет в холодильнике? (мясо, колбаса, яйца). 5. Чего нет в твоей сумке? (кошелёк, линейка, красная ручка). 6. Чего нет на вашем столе? (русскоанглийский словарь, чистая тетрадь). 7. Чего нет в этом парке? (фонтан, памятник, клумба). Упражнение 12. Дайте отрицательный ответ на вопросы. 1. У студентов была вчера математика? 2. У вас будет завтра история? 3. У Анны было вчера свидание? 4. У тебя будет завтра свободное время? 5. У вас есть сегодня экскурсия? 6. У них будет в субботу концерт? 7. У Анны есть диплом? 8. У Андрея были проблемы в университете? Упражнение 13. Выполняйте упражнение по модели. Модель: Вчера у нас была математика. Завтра у нас не будет математики. 1. У Анны Петровны вчера было свободное время. 2. Вчера у меня были деньги. 3. Вчера у Максима были дела. 4. У меня вчера была большая проблема. 5. Вчера у студентов был русский язык. 6. Вечером у нас были гости. 7. Вчера у Андрея была температура. Упражнение 14. Ответьте на вопросы. Используйте слова в скобках. 1. Какого брата нет у Анны? (младший). 2. Какой тетради нет на столе? (чистая). 3. Какого платья нет у Марии? (вечернее). 4. Каких проблем нет у Самира? (большие). 5. Какого торта сегодня нет в магазине? (шоколадный). 6. Какого чая нет в киоске? (зелёный). 7. Какой куртки нет у Андрея? (зимняя). 8. Каких джинсов нет у Наташи? (модные). 29

30 Упражнение 15. Ответьте на вопросы отрицательно. Модель: У тебя есть старший брат? Нет, у меня нет старшего брата. 1. У твоего друга есть новая машина? 2. У вас есть студенческий билет? 3. У Анны Сергеевны есть маленькая дочь? 4. У них есть финансовые проблемы? 5. В этом магазине есть свежий сок? 6. Здесь есть троллейбусная остановка? 7. В вашем клубе есть большой зал? 8. У тебя есть кожаный портфель? 9. У Антона и Марии есть маленькие дети? Упражнение 16. Раскройте скобки, поставьте слова в нужном падеже. 1. У (я) нет (младшая сестра). 2. У (он) нет (старший брат). 3. У (вы) нет (хорошая подруга)? 4. У (мой брат) нет (спортивная машина). 5. У (его друг) нет (новый компьютер). 6. В библиотеке нет (эта книга и этот старый журнал). 7. В магазине нет (свежая рыба, апельсиновый сок, вкусное печенье). 8. У (наш преподаватель) нет (красная ручка и русско-арабский словарь). 2. Родительный падеж в значении принадлежности (Чей? Чья? Чьё? Чьи?) Упражнение 17. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Чей это телефон? (Олег) Это телефон Олега. 1. Чей это учебник? (Самир) 2. Чья это комната? (сестра) 3. Чьё это письмо? (отец) 4. Чьи это тетради? (студенты) 5. Чей портфель стоит на стуле? (Ахмед) 6. Чья ручка лежит на столе? (преподаватель) 7. Чьи родители работают в больнице? (он) 8. Чьё кресло стоит около окна? (они) 9. Чьи словари стоят на полке? (мы). Упражнение 18. Слова из скобок поставьте в нужном падеже. Модель: Это книга (моя сестра). Это книга моей сестры. 1. Это комната (моя мать). 2. Тут стоит машина (мой старший брат). 3. Это кабинет (наш декан). 4. На столе лежат часы (ваш новый преподаватель). 5. Это ноутбук (его лучшая подруга). 6. У меня есть фото (наши хорошие друзья). 7. Где лежит тетрадь (твой земляк)? 8. На стуле висит пальто (Андрей Петрович). 9. Это дом (наши родители). 30

31 Упражнение 19. Ответьте на вопросы. Используйте слова в скобках. 1. Чей это телефон? (наш новый студент). 2. Чья это сумка? (китайская студентка). 3. Чьи документы тут лежат? (иностранные студенты). 4. Чей мобильник нашла Мария? (её друг Максим). 5. Чьё это место? (их преподаватель Сергей Петрович). 6. Чьи это дети? (Анна и Андрей). 7. Чья чашка стоит на столе? (моя подруга Маша). Упражнение 20. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Это тетрадь Марии? Нет, это тетрадь Анны. 1. Это портфель нашего преподавателя? 2. Тут стоит кресло твоего соседа? 3. Это кабинет вашего декана? 4. В гараже стоит машина твоего брата? 5. Это фото твоей подруги? 6. Это ребёнок твоей сестры? 7. Это невеста Сергея? 8. Здесь лежат документы ваших товарищей? 3. Родительный падеж в значении признака (Какой? Какая? Какое? Какие?) Упражнение 21. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Какие студенты были на экскурсии? (математический факультет) На экскурсии были студенты математического факультета. 1. На какой лекции вы были? (наш профессор физики) 2. Какие стихи прочитала Анна? (известный русский поэт) 3. Какие рассказы читает твой друг? (современные американские писатели) 4. На каком концерте ты был вчера? (один популярный исполнитель) 5. В каком театре был Антон? (опера и балет) 6. На какую выставку вы пойдёте? (современный французский художник). 7. Какая картина висит в музее? (знаменитый испанский художник). 8. Какой преподаватель читает лекции? (восьмая группа). Упражнение 22. Слова из скобок пишите в правильной форме. 1. Мы читали роман (известный украинский писатель). 2. Преподаватель ответил на вопрос (наш новый студент). 3. Библиотека находится в здании (Харьковский государственный университет). 4. Антон и Нина были на выставке (современные художники). 5. Мы слушали концерт (Берлинский симфонический оркестр). 6. Я люблю стихи (русский поэт А. С. Пушкин). 7. Мы гуляем на улицах (город Харьков). 8. Мария работает на фирме (её муж). 9. Мы смотрели фильмы (популярный американский режиссёр). 31

32 Упражнение 23. Составьте фразы по модели. Модель: Киев Украина. Киев столица Украины. 1. Лондон Англия. 2. Варшава Польша. 3. Рим Италия. 4. Токио Япония. 5. Берлин Германия. 6. Париж Франция. 7. Вашингтон Америка. Упражнение 24. Ответьте на вопросы, слова из скобок поставьте в правильном падеже. 1. Какие артисты выступали в вашем городе? (Киевский театр оперы и балета). 2. Чей мобильник лежит на столе? (моя старшая сестра Наташа). 3. На каком концерте вы были? (знаменитая рок-группа). 4. В чьей комнате ты делаешь домашнее задание? (мой земляк). 5. Чьё выступление слушали студенты? (их новый декан). 6. В каком здании находится библиотека? (Киевская академия культуры). 7. Чью подругу ты встретил? (мой младший брат Андрей). 8. О каком артисте спрашивала Анна? (Харьковский драматический театр). 4. Родительный падеж в значении исходной точки (Откуда?) Упражнение 25. Ответьте на вопросы по модели. Модель: Где лежит ручка? (папка) В папке Откуда ты взял ручку? Из папки. 1. Где лежит письмо? (конверт) Откуда ты взял письмо? 2. Где лежит паспорт? (карман) Откуда ты взял паспорт? 3. Где стоит ваза? (окно) Откуда ты взял вазу? 4. Где висит карта? (стена) Откуда ты взял карту? 5. Где висит куртка? (шкаф) Откуда ты взяла куртку? 6. Где стоят молоко и сок? (холодильник) Откуда вы взяли молоко и сок? 7. Где стоит книга? (полка) Откуда ты берёшь книгу? 32

Источник статьи: http://docplayer.ru/26734266-Sbornik-uprazhneniy-dlya-samostoyatelnoy-i-prakticheskoy-raboty-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu.html

Adblock
detector