Меню Рубрики

Местоимения удобны и прагматичны сочинение

«Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок»

«Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», – так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформат ский. Помните, что вступление должно быть небольшим.

Слайд 15 из презентации «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.ppt» можно в zip-архиве размером 164 КБ.

Похожие презентации

«Личные местоимения» – Второй – звук, который издает лягушка. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? Первый слог – личное местоимение. Личные местоимения. Сколько личных местоимений в слове “семья”? Вместе – овощ. Вопросы и задания: Личные местоимения: Личные местоимения 3 лица:

«Возвратные местоимения» – У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово. Местоимение как часть речи. Местоимения употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Распределите местоимения по строкам таблицы. Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают… а) определением б) дополнением в) обстоятельством г) сказуемым.

«Местоимения и предлоги» – Который час? Одесса. Создаём. 7 класс Определить, какой частью речи являются выделенные слова. Куда с. Ново-Никольское Ростовского района Ярославской обл. Ходили далеко, устали, (за)то грибов набрали много. Я спешу (на) встречу с друзьями. Птица-тройка, кто (_____) тебя (______) выдумал? Знаю, умею, могу .

«Урок Местоимение 4 класс» – Предлог. Красивый. Шахматы. Книга. Прилагательное. Решил. Девочка. Местоимение. Существительное. Урок – путешествия. Глагол. Союз. Эталон.

«Личные местоимения русского языка» – Выпишите все местоимения: Оставшись одна, Тётка ложилась на матрасик. Что_то не получилось. Как изменяется? Какую роль играет в предложении? Что нам честь, коли нечего есть? “Чёрная дыра”-. Какие морфологические признаки имеет? “Красный гигант”-. “Если звёзды зажигают. “.

«Неопределённые местоимения урок» – И ветер, почти незаметный, Чуть-чуть паруса надувал. Я принес вам нечто. Я хочу сказать вам кой-чего. Н – сколько минут молчали. Объяснение нового материала. Игра “третий лишний” (выпиши “лишнее слово”). Н – кто другой не стал бы меня будить. Произошло н – что неожиданное. Запишите исправленные варианты предложений.

Источник статьи: http://900igr.net/prezentacija/literatura/sochinenie-rassuzhdenie-na-lingvisticheskuju-temu-145942/mestoimenija-udobny-i-pragmatichny-no-v-nikh-net-pereliva-krasok-15.html

Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство.

Известный лингвист А. А. Реформатский образно писал о местоимениях: «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета. Они, «как запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.»

Особой изобразительной силой обладают местоимения разных разрядов. По богатству экспрессивных красок на первом месте, конечно, личные местоимения. Приём субъективации авторского повествования («от первого лица») – один из самых распространённых в художественной литературе.

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Именно этим качеством отличается стихотворение А.Блока, где использован этот приём:

О да, любовь вольна, как птица,

Да, всё равно мне будет сниться

Ты встанешь бурною волною

Показательно, что в полном собрании сочинений А.Блока 92 стихотворения начинаются местоимением я, 49 – местоимением ты. Местоимения он, она, они открывают 22 стихотворения, вы – только 2. Второе место при таком подсчёте у А.Блока занимают притяжательные местоимения: мой начинает 14 стихотворений, твой – 9.

На противопоставлении личныхместоимений я-ты, на эффекте зеркального отражения этих местоимений построен отрывок пьесы «Небо и море» русского поэта конца XIX века К.М.Фофанова:

Ты – небо тёмное в светилах,

Как мертвецов в сырых могилах,

Я подниму свой вал кипучий

И понесусь навстречу бурь!

Очень часто в произведениях местоимения он и она используются для обозначения возлюбленных, как, например, в отрывке из романа В.В.Крестовского «Любовь в двух часах»: «из-за портьеры явилась она. Вы, конечно, не потребуете, чтобы я назвал её по имени. Я буду звать еёпросто она. Она моя героиня. Это, если хотите, напоминает несколько таинственно-сентиментальные времена тридцатых годов. время патентованной «мечты, луны, девы».

Тот же приём находим и в «Евгении Онегине»:

И в мыслях молвила: вот он!

На особую роль местоимений в художественных текстах обратил внимание русский лингвист Р.Якобсон. В своей программе выступления «Поэзия грамматики и грамматика поэзии» он отметил, что в пушкинском шедевре «Я вас любил: любовь ещё быть может. » преобладают местоимения я, вас, мой, она, вам. (из 50 слов текста – 14 местоимений). Лингвист делает вывод, что в этом стихотворении, в котором нет ярко выраженных тропов, звуковых эффектов, основную эстетическую нагрузкунесут именно местоимения как насквозь грамматические слова, лишённые собственно лексического, материального значения.

Исследования последних лет показывают, что сравнительно высокий процент местоимений вообще характерен для лирических произведений в отличие от прозаических. Обращение к местоимениям вместо существительных создаёт наибольшую меру обобщённости образа лирического героя и лишает его малейшей меры пластической индивидуальности, благодаря чему внимание сосредотачивается на внутреннем состоянии.

В связи с этим любопытны наблюдения за черновыми набросками «Медного всадника». Знаменитая фраза «Стоял он, дум великих полн» не сразу сложилась в поэтическом знании А.С.Пушкина, о чём свидетельствуют варианты этой строфы: «Стоял глубокой думы полн

Великий Пётр», «Стоял однажды царь», «Стоял великий муж». В концеконцов поэт остановился на местоимении он, обладающим исключительно широким смысловым диапазоном.

Традиционен в русской литературе приём замены личного местоимения множественного числа(вежливое, но отдаляющее собеседников друг от друга – вы) местоимением в форме единственного числа(дружеское, тёплое и даже интимное – ты).

Такая замена помогает тонко и очень деликатно передать изменение личных отношений между мужчиной и женщиной. На такой замене построено знаменитое стихотворение А.С.Пушкина, которое называется – «Ты и вы»:

В душе влюблённой возбудила.

Свести очей с неё нет силы;

Поразителен по своей эмоциональной силе и искренности переход к обращению «на ты» в письме Татьяны к Онегину:

Теперь, я знаю, в вашей воле

Другой! .. Нет, никому на свете

То в вышнем суждено совете.

Вся жизнь моя была залогом

Я знаю, ты мне послан богом.

Используя особенность семантики местоимения, которое не называет конкретное лицо, а только указывает на него, писатели и поэты создают разнообразные стилистические приёмы, например, «обманутое ожидание»: только в конце текста открывается имя, которое до сих пор заменяло личное местоимение.

Задание: определите роль местоимений в следующих текстах.

«Печален ты, признайся, что с тобой».

– Люблю, мой друг! – «Но кто ж тебя пленила?»

– . «Кому ж ты жертвуешь душой?»

– Ах! ей! – «Ты скромен, друг сердечный!

Но почему ж ты столько огорчён?

И кто виной? Супруг, отец, конечно. »

– Не то, мой друг! – «Но что ж?» – Я ейне он

«. Он успел напечатать начало одного глубочайшего исследования – кажется, о причинах необычного нравственного благородства каких-то рыцарей в какую-то эпоху или что-то в этом роде. По крайней мере проводилась какая-то высшая и необыкновенно благородная мысль Прекратил же он свои лекции потому, что перехвачено было как-то кем-то письмо к какому-то с изложением каких-то «обстоятельств», вследствие чего кто-то потребовал от него каких-то объяснений.

Источник статьи: http://zdamsam.ru/b55341.html

Сочинение 15.1 9 класс. Местоимение — удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение — удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, эконо­мят время и место в высказывании». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Я полностью разделяю точку зрения лингвиста А.А. Ре­форматского, считавшего, что «местоимение — удобное зве­но в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказы­вании».

Действительно, роль местоимений в тексте невозможно переоценить, потому что с их помощью можно избежать ре­чевых ошибок — неоправданных повторений одних и тех же слов или же указать на предмет или признак речи.

Попробую доказать это утверждение, используя примеры из текста.

Местоимения способны выступать «заменителями» зна­менательных слов в предложении, указывая на рассказчика («мне», «я» в предл. 3), других героев текста («его» в предл. 1). Это действительно позволяет избежать повторов в речи.

А вот притяжательные местоимения способны опреде­лять признаки («твои» в предл. 20), отношения между яв­лениями, людьми («наши» в предл. 60).

Российский лингвист был совершенно прав, точно опре­делив роль этой части речи в языке.

Велика роль местоимений в языке, и с этим утверждени­ем не поспоришь. Ведь постоянно возникает необходимость указывать на предметы, явления, признаки. Если бы не бы­ло местоимений, пришлось бы повторять одни и те же слова несколько раз, а это значительно ухудшило бы качество ре­чи. Поэтому А.А. Реформатский был прав, говоря, что «ме­стоимение — удобное звено в устройстве языка; местоиме­ния позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

Найдем в тексте примеры, подтверждающие эту мысль.

Например, в предложениях 28-30 личные местоимения помогли писателю не упоминать слово «новенький» триж­ды, а в предложении 54 местоимение «этим взглядом» по­могло избежать долгих описаний признаков взгляда, ведь они названы в предложении 53.

Приведенные доводы доказывают справедливость выска­зывания известного лингвиста.

Пожалуй, не найдется человека, готового оспорить мысль ученого А.А. Реформатского о том, что «местоимение — удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании ».

В самом деле, местоимение способно, не называя лица или понятия, отослать читателя к чему-то упомянутому в тексте ранее или к тому, о чем будет идти речь в дальней­шем.

Так, рассказ В. Надыршина начинается с предложения «Не помню, как его звали», в котором главную смысловую роль играет местоимение. Прочитав текст, мы понимаем, что имя «новенького» не имело значения: важны были его поступки и конфликт, который возник между ним и новыми одноклассниками, а также рассказчиком.

Интересно рассмотреть функции местоимений «нашу» — «наши» в предложении 60. В первом случае местоимение от­носится к рассказчику и его одноклассникам, а во втором — к рассказчику и мальчишке, которого он предал. На мой взгляд, этот прием усиливает эмоциональную напряженность последнего предложения.

Действительно, местоимение — это очень емкий инстру­мент в нашей речи.

Текст для работы

(1)Не помню, как его звали. (2)Он жил на Сортировочной и в нашу школу перешел временно, потому что его мать по­ложили в больницу, а здесь, в третьем микрорайоне, жила бабушка. (З)Новенького посадили со мной, и это мне не по­нравилось: значит, когда я просил посадить меня с Колькой

Лыковым — нельзя, посадите с Саней Табуховым — опять нельзя, а тут, оказывается, можно!

(4)Новенький несколько раз обратился ко мне с какими- то дурацкими вопросами: «Как зовут?», «Где живешь?». (5)Я отвечал нехотя, сквозь зубы, и он отвязался.

(6)А после уроков его повели бить. (7)Это называется «прописка». (8)Бьют несерьезно, больше для формы, как гово­рится, ничего личного, просто традиция такая. (9)Новенький, увидев толпу, которая его окружила, метнулся к стоящему рядом Сережке Романову, отбросил его ударом в сторону и, ловко увернувшись от Кольки Лыкова, словно ветер, скрыл­ся во дворах. (10)3а ним побежали, но догнать не смогли. (И)Сережка, всхлипывая, вытирал кровь с разбитой губы, а мы хмуро смотрели на него. (12)Решили не ждать завтраш­него дня, а рассчитаться с новеньким сегодня же во что бы то ни стало.

(13)— Димон, ты же сидел с ним, у вас с ним был мир! (14)3айди к нему, позови его к себе домой — музыку там по­слушать или чего еще. — попросил меня Колька. (15)— Ты же умный, схитри как-нибудь, чтобы он вышел на улицу.

(16) Мне польстило, что ко мне обратился Колька, что он при всех назвал меня умным, что поручение, которое требу­ет смекалки и находчивости, по его мнению, могу выпол­нить только я.

(17) Через полчаса я уже звонил в дверь квартиры, где жил новенький.

(19) — Как чего? (20)Посмотреть в твои глаза! — на­смешливо сказал я. (21)— Ты-то умчался, как быстроногая лань, а я за тебя получил по полной программе.

(23) — Как при чем? — удивился я. (24)— Мы же вместе сидим, значит, мы друзья, вот мне за тебя и вломили! (25)До сих пор ребра болят. (26)Пройти-то можно?

(28)Мы попили, чай, он показал свои рисунки. (29)Неплохо он рисовал. (ЗО)Потом я посмотрел на часы и позвал его к себе в гости.

(31) — Давай только не сегодня!

(32) Внутри у меня все упало: ребята из нашего класса уже ждали нас в засаде возле недостроенного дома.

(33) — Понимаешь, у меня братишка болеет, и я хотел, чтобы ты нарисовал ему какую-нибудь картинку, он любит разные сказочные сюжеты, волшебные миры.

(35) Тот путь я помню до сантиметра, словно шел босиком по гвоздям. (Зб)Новенький что-то говорил мне, а я торопли­во кивал головой. (37)Ребро недостроенного дома. (38)Я ви­жу выбитый асфальт, рулоны рубероида, краешек пакета, где лежат альбомные листы и краски. (39)Горячий воздух, словно напильник, режет мою грудь. (40)Я остановился. (41)А новенький сделал еще несколько шагов. (42)Кусты шевельнулись. (43)Все! (44)Навстречу нам медленно вышел Колька Лыков и зловеще улыбнулся.

(45)Самое страшное было дальше. (46)Судьба, видно, ре­шила провести меня до последнего круга моего ада. (47)Новенький вдруг взвизгнул, схватил камень и крикнул: «Димон, беги!». (48)Но, увидев, что нас уже окружили, что мне не убежать, он набросился на Тольку Власова, освобож­дая мне путь.

(49)— Димон, беги! (50)Чего ты стоишь?

(51)И тут я улыбнулся, а остальные засмеялись. (52)Только тогда он все понял и посмотрел на меня. (бЗ)Удивленно, недоверчиво. (54)В ту секунду мне показа­лось, что сожженная этим взглядом кожа, словно чулок, сползла с моего тела.

(55). Уже много лет я мечтаю кого-то спасти: я мечтаю вытащить тонущего из воды, защитить девушку от хулига­нов, вынести раненого с поля боя и согласен даже умереть, совершая героический поступок. (56)Но никто на моем пути не тонет, никто не горит, никто не просит меня о помощи. (57)В жалобно протянутых ладонях я несу свое окровавлен­ное сердце: все надеюсь, что когда-нибудь увижу преданного мною паренька и он меня простит. (58)Или хотя бы поймет. (59)Или, по крайней мере, выслушает. (60)Но он живет где- то на Сортировочной, в нашу школу его перевели временно, и наши жизненные пути все никак не могут пересечься.

Источник статьи: http://referat5top.ru/sochineniya-po-russkomu-yazyku/sochinenie-oge/7461-sochinenie-15-1-9-klass-mestoimenie-udobnoe-zveno-v-ustrojstve-yazyka-mestoimeniya-pozvolyayut-izbegat-nudnykh-povtorov-rechi

Adblock
detector