Меню Рубрики

Местоимения в русском языке это 2 класс

Русский язык. 2 класс

Конспект урока

Урок 75. Что такое местоимение?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Местоимение как часть речи.

2) Роль и употребление местоимений в речи.

3) Отличие местоимений от других частей речи.

Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а только указывает

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает

Единственное число – это грамматическое число для обозначения одного

Множественное число – это грамматическое число для обозначения двух и более

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций.

В 2 ч. Ч. 2 / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2017. – С. 100 – 102.

2. Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 2 класс. Учеб. пособие для

общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. – М.: Просвещение,

3. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся

общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2017. – С. 49 – 50.

4. Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.:

5. Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2

класс. – М.: Просвещение, 2018. – С. 72.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.:

Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что же такое местоимение? Само название «местоимение» подсказывает, что эта

часть речи употребляется вместо имени. Личное местоимение не называет предмет,

а только указывает на него. Рассмотрим пример. Если сказать «синий кубик», вы

представите себе кубик синего цвета. Если сказать «он синий», то представить

конкретный предмет невозможно, так как очень много имён существительных

подойдёт под это описание. Это может быть и кит, и диван, и стул, и кубик, и так

Местоимения – это, например, слова «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно»,

«они». Эти местоимения называются личными местоимениями. Почему они так

называются, вы узнаете в третьем классе.

Как определить число местоимений? Если местоимение указывает на один

предмет, значит, оно стоит в единственном числе. То есть местоимения

единственного числа – это местоимения «я», «ты», «он», «она», «оно». Местоимения

«мы», «вы», «они» указывают на два и более предметов. Значит, они стоят во

Зачем же нужны местоимения в речи? Рассмотрим предложения:

По небу плыли облака. Облака были лёгкие и пушистые.

Мы видим, что в этих предложениях повторяется слово «облака». Как же

избежать повтора? Нужно во втором предложении заменить слово «облака»

местоимением. Это местоимение «они»:

По небу плыли облака. Они были лёгкие и пушистые.

Итак, местоимения помогают избежать повторов в тексте.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Выберите подходящее слово.

(Сливы, Они) были спелые и душистые.

Подсказка: вспомните, что слова в рядом стоящих предложениях не должны

Они были спелые и душистые.

Задание. Поиск местоимений.

Выделите красным цветом личные местоимения.

ты, он, но, я, на, она, около, вы, они, или

Подсказка: вспомните, что личные местоимения могут заменять имена

ты, он, но, я, на, она, около, вы, они, или

Источник статьи: http://resh.edu.ru/subject/lesson/4282/conspect/

Русский язык 2 класс “Что такое местоимение?”

Международные дистанционные “ШКОЛЬНЫЕ ИНФОКОНКУРСЫ”

для дошкольников и учеников 1–11 классов

Конспект урока по русскому языку во 2 классе

Тема: Что такое местоимение?

Читайте также:  Таблица с английскими местоимениями

Цели: формировать представление о местоимении как части речи, его роли в предложении; развивать речь, коммуникативные навыки, орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать местоимение как часть речи; употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания.

Познавательные УУД: Осознавать местоимение как часть речи.

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД: Уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу.

I . Организационный момент.

1. Орфографическая минутка.

В оро бей, в оро на, с оро ка, сова.

– Вставьте пропущенные буквы, обозначьте ударение в словах.

– Какое слово лишнее? Почему? (Сова – безударная проверяемая гласная).

– Подберите проверочное слово. (Совы.)

Запишите в тетрадь только слова с непроверяемой безударной гласной.

В оро бей, в оро на, с оро ка. (т.)

III . Самоопределение к деятельности.

( На доске запись.) (Презентация)

Сова – хищная птица. Сова живёт в лесу. У совы мощные когти и чуткие уши.

– Прочитайте текст. Какая ошибка допущена в тексте? (Повторяется слово сова .)

– Как можно исправить эту ошибку? ( Заменить слово сова другим словом.)

– Прочитайте новые предложения. ( Сова – хищная птица. Она живёт в лесу. У неё мощные когти и чуткие уши.)

Вместо какой части речи употребили слово она? (Вместо существительного сова.)

– Вместо какой части речи вы употребили словосочетания у неё ?

( Вместо существительного сова. )

– Часть речи, которая употребляется вместо существительного, называется местоимением.

– Назовите тему сегодняшнего урока. (Выслушиваются мнения детей.)

– Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое местоимение и их роль в речи.)

Мы стре­мим­ся к тому, чтобы наша речь была пра­виль­ной и вы­ра­зи­тель­ной, но ино­гда ча­стое упо­треб­ле­ние од­но­го и того же слова режет слух. Чтобы из­бе­жать по­вто­ров, на по­мощь при­дет новая для нас часть речи – ме­сто­име­ние.

(Выполнение с комментированием.)

– Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова? (Указывают на предмет.)

– Называют ли они конкретное лицо или предмет? ( Не называют.)

– На что указывает слово он? (Теремок.)

– Кто называет себя словом я? (Мышка, лягушка.)

– К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? (Лягушка.)

– Вместо каких имён существительных употребляется слово они? (Мышка, лягушка.)

– Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

-Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

– Прочитайте слова тётушки Совы на стр. 101.

– Какую роль они выполняют в предложении?

2. Знакомство с текстом «Достойная замена».

– Будьте любезны, – обратилось как-то Существительное к местоимению, – займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило… Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливыми, Существительное и прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ могут заменить любое Существительное.

VI . Закрепление изученного материала.

– Задание: выписать из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. (Т.) Запомните написание местоимений.

Упр. 178. Найдите повторы, замените существительные местоимениями.

Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю. (оно)

На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал. (он)

Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои пёрышки и тоже зачирикала. (она)

Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать. (они)

Читайте также:  Правописание союзов местоимений и наречий с частицами

(Выполняется самостоятельно по образцу.)

Тетрадь на печатной основе. С. 50 упр. 108

– Какими местоимениями можно заменить каждое из данных имён существительных? Соедините линиями.

– Самопроверка, оценивание своей работы:

солнце она мальчики он

лампа он птица они

– С какой частью речи мы познакомились?

– Какие части речи заменяет местоимение?

– Справились ли мы с намеченной целью?

– Что особенно понравилось на уроке?

Домашнее задание: тетрадь на печатной основе с. 49

Источник статьи: http://infourok.ru/russkiy-yazik-klass-chto-takoe-mestoimenie-1305714.html

«Что такое местоимение?» Конспект урока русского языка во 2 классе

Сивкова Наталья
«Что такое местоимение?» Конспект урока русского языка во 2 классе

Русский язык 2 класс «Школа России»тема: «Местоимение»учитель :Сивкова Наталья Николаевна МБОУ СОШ №5 г. Невьянска

Тема урока: «Что такое местоимение

-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

-самостоятельно определять учебную задачу

-планировать свою деятельность по решению учебной задачи

-адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

-понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме

-осознавать ценности своего языка.

-применить правила делового сотрудничества

-участвовать в продуктивном разговоре.

Оборудование: ПК, электронное приложение к учебнику, записи на школьной доске, аудиозапись песни «Я, Ты,Он,Она» в исполнении группы «Непоседы».

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная.

Ход урока :

-Давайте улыбнёмся друг другу, настройтесь на интересную и активную работу, у нас сегодня гости – это учителя нашей школы.

Запишите в тетради слова,которые здесь спрятались.

У кого получилось выписать все слова? Тот может считать себя достаточно внимательным. Я рада за вас. Погладьте себя по голове правой рукой.

Кто знает как эти слова называются?

Это сегодня наша проблема на урок- узнать как они называются?

Что еще мы будем узнавать?

Но, некоторую информацию,вы уже можете сказать, про эти слова. Вспомните, как называется раздел, который мы изучаем? Значит, это тоже – часть речи.

Чтобы узнать как она называется, я предлагаю вам выполнить задание на листочках. Листочек у вас на парте один, значит работаете вместе. Пара,закончившая работу,поднимает руки.

Задание – замените повторяющиеся слова

1)Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.

2)На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.

3)Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки.

4)Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.

Какими словами вы заменили повторяющиеся? (дети читают свои ответы)

Запишите в тетрадь 1 пару предложений, которая вам больше всего нравится.

Обратите внимание на то, какие слова вы заменяли? К какой части речи они относятся?

Значит, мы новые слова использовали вместо имени существительного.

Посмотрите на доску- если записать, то получится- вместо имени. Сложите их и получится,отгадка на ребус:

Так,значит, местоимение – это часть речи.

Что дальше обычно рассматриваем, что обозначает?

Вспомните, что обозначают имена существительные? Если мы вставили местоимения вместо существительных, то что это значит?

Вы правильно думаете, но я хочу вас поправить, они не называют предметы, но указывают на них.

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

6. Первичное зацепление знаний

Давайте проверим правильность своих выводов, а для этого обратимся к учебнику стр. 101 прочитайте, что нам про местоимение хочет поведать мудрая сова. Есть ли в правиле то, чего мы про местоимение не сказали. Расскажите, друг другу про местоимение. Кто может рассказать всему классу?

Читайте также:  Местоимение свои как подчеркивается

Ребята, но местоимение, очень интересная часть речи. Оно может использоваться не только вместо имени существительного, но и вместо – какой бы вы думали части речи? И есть ещё, про ту,вы совсем пока не знаете.

Смотрите, сколько узнали, а сколько ещё предстоит?

Поэтому, вопросы к местоимениям могут быть заданы разные, в зависимости от части речи, вместо которой оно используется.

Подчеркните главные члены предложения в той паре, которую вы выписали.

2- как вы считаете, какое упр. на 101 стр. будет способствовать умению размышлять, а какое – тренировать память. Выберите для себя, то,что сочтёте нужным?

Кто тренирует дома память? Встаньте.

Наш урок подходит к концу. Вы очень хорошо поработали. Если вам на уроке всё было понятно и у вас сейчас хорошее настроение- встаньте, пожалуйста, если что-то осталось непонятным или на уроке вы встретились с трудностями- то поднимите руку.

Какую задачу мы ставили в начале урока? Удалось ли нам её решить?

Если останется время, можно посмотреть электронный блок №1

А у меня для вас есть несколько сюрпризов:

Эта буква всем на свете доложить готова,

Песня в конце урока группа «Непоседы» послушайте фрагмент песни, попробуйте сосчитать сколько местоимений в ней прозвучит.

Задание – замените повторяющиеся слова

1)Солнышко выплыло из-за тучи. Солнышко обогрело землю.

2)На крышу сел воробей. Воробей звонко зачирикал.

3)Прилетела воробьиха. Воробьиха расправила свои перышки.

4)Рады солнышку птицы. Птицы стали весело щебетать.

Конспект урока русского языка «Простые и сложные предложения» в 3 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Класс: 3 класс Тема: Простые и сложные предложения. Цель: Сформировать понятие простого и сложного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Язык. Речь. Текст» Тема: Язык. Речь. Текст Цели: закреплять знания о языке и речи, о видах речи; повторить признаки текста; развивать умение определять тему.

Конспект урока русского языка «Повторение. Состав слова» в 4 классе Тема: Состав слова Цели: повторить виды орфограмм в корне слова; развивать умение правильно писать слова с орфограммами в корне. Формируемые.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Определение глагола как части речи» Тема: Определение глагола как часть речи Цель: • Формирование информационной (первый уровень, аспект – извлечение и обработка вторичной.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Правописание НЕ с глаголами» Тема урока: «Правописание НЕ с глаголами». Цели урока: формировать навыки правописания частицы НЕ с глаголами; способствовать обогащению.

План-конспект урока русского языка «Путешествие по океану Лексики» в 5 классе Тема урока: «Путешествие по океану Лексики». (1 ч.) Тип урока: обобщающий урок-путешествие. Цель урока: повторение и обобщение изученного.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Конспект урока русского языка в 4 классе Технологическая карта урока Садыкова Татьяна Алексеевна ФИО участника конкурса ГБОУ № 599 Приморского района краткое название образовательной.

Источник статьи: http://www.maam.ru/detskijsad/ruskii-jazyk-2-klas-shkola-rosi.html

Adblock
detector